Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Возрождающаяся Россия: города и люди / ПО РОССИИ / Болховская старина. Паломническая поездка. Петр Кузнецов

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Болховская старина.
Паломническая поездка
 
10.08.06 г. 12.00. День Смоленской иконы Божьей матери «Одигитрия».
С Московского пр. от дома № 189 начинается наше паломническое путешествие на орловскую землю, в самое сердце России. До древнего города Болхова предстоит преодолеть на автобусе 1100 км. Под молитву «Царю небесный…» поворачиваем на площадь Победы для выруливания на Московское шоссе. Остановились пережидать пробку прямо напротив аникушинского знаменитого мемориала «Защитникам города». Это стояние точно совпало с началом и окончанием молитвы Богородицы Одигитрии. Случайность? Нет, конечно же.
 
Ставший почти по-европейски красивым Московский проспект провожает путешественников новым фонтанным комплексом, удивительной красоты обновленными тротуарами, поребриками, остановочными павильонами с мозаичной цветной разметкой на асфальте и великолепными (не хуже, чем в Париже) клумбами. Здесь и бархатцы, и петуния, и бегония и многие другие виды цветов с любовью и профессиональным мастерством оформлены в виде шаров, посажены в кашпо, подвешены в специальные вазоны на разделительную полосу шоссе. Моя жена Ольга, большая любительница цветов, видит это зрелище впервые и восхищается.
 
И вот мы, наконец, мчимся на новеньком автобусе с затемненными стеклами и прекрасно работающим кондиционером. А я уже думаю об Оптиной, все мои мысли о ней. Долго я ждал эту поездку. Много прочитал в свое время об этой удивительной обители. Что за место такое? Почему русские люди так тянулись к старцам, как 150 лет назад, так и сейчас, когда стали возрождаться традиции русского православия. Ф.М. Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С. Соловьев, императоры Великой империи и многие другие тысячи и тысячи простых крестьян приходили за советом и помощью к оптинским старцам и, в том числе, к самому знаменитому из них Амвросию.
 
И вот, преодолев разные трудности, связанные с работой, я заболел накануне поездки. Точно сам дьявол мешает, не пускает ко святым местам. Я много лет не болел, с тех пор, как стал «моржеваться», а тут – «на тебе», вот и думай.
 
На выезде из города первая остановка – пост ГАИ. 30 минут наших водителей проверяли, «пробивали» по базе данных всех по списку, нет ли среди паломников террористов? Среди женщин и детей «смертниц», к примеру, нет ли? Нелепо, правда? Тем более, что проверяли выезжающих из города, ну не анекдот ли? Бедные менты, думал я, почти, как в лесковском однодуме. Но здесь им от наших водителей «не обломилось». Что-то будет на въезде в город, так суетно думал я. Но промыслительным образом эта получасовая задержка в пути кому-то из нас, (весьма возможно), спасла, ни много ни мало, а саму жизнь. Судить вам, читатель.
 
13.30
1-я остановка по программе нашей паломнической поездки. Город Тосно. Церковь во имя Казанской иконы Божьей матери.
В этой церкви главной святыней является икона, во имя которой названа церковь. Она каждый раз по-разному смотрит на тебя. То весело, то грустно. И действительно, что-то в этом есть. Во время войны немец спрятал эту икону в стене, чтобы потом забрать с собой, но почему-то этого не сделал. Эту икону нашли впоследствии по ее свечению, от нее сквозь штукатурку шли лучи.

Отьехав от Тосно, при подъезде к автозаправочной станции, в интересах техники безопасности, все вышли из автобуса и пошли на выезде ждать. Стояли возле ядовитого борщевика и пыльной травы и долго ждали, когда заправятся грузовые фуры. Пока они все не заправились, автобус наш смиренно стоял и ждал. И люди стояли возле печально знаменитого растения. Под ногами ковер из окурков и мусора. Мимо проезжают с заправки большегрузные машины. За их стеклами видны суровые лица водителей, готовые в любой момент к схватке с бандитами – грабителями (часто на трассе переодевающимися в форму милиционеров). Самая старая бабка среди нас оказалась курящей и теперь обкуривала всех дымом дешевых сигарет. Я вспомнил, как она при посадке требовала себе льготных условий размещения в автобусе, но все ее аргументы были ловко отбиты нашим руководителем Еленой Семеновной.
 
Мне вспомнилась Европа, где также путешествовали мы с женой на туристическом автобусе. Там были и недостатки, но никто и никогда ни минуты не стоял в очереди, никого не ждал. Подумалось, что в этом смысле, нам в России еще многое предстоит сделать.
 
 
Святой источник во имя иконы Божией Матери «Казанская», деревня Ижицы.
 
Едем уже по новгородской области. Не доезжая 3 километра до источника в Ижицах, останавливаемся в пробке, что-то случилось на трассе. Святой источник лечит глазные болезни. Лена, наш руководитель, рассказывает, что ее муж пять лет моет глаза этой водой и теперь водит машину без очков. А мать, которой 80 лет, после этой воды стала читать без очков и свободно вдевать нитку в иголку. Наши паломники не стали ждать и отправились к источнику вдоль дороги пешком. В автобусе остались несколько человек среди которых был и я грешный. Через минут 30–40, когда пробка на дороге рассосалась, мы подьехали к тому месту, где должен был встать наш автобус для ожидания наших людей. Но как раз на этом месте столкнулись две большегрузные машины, что и было причиной тридцатиминутной пробки на трассе. С трассы удаляли последние бочки с краской и прочий товар из разбитых машин. И вдруг Лена спокойно сказала, что именно на этом месте должен был стоять наш автобус и только нелепая, на первый взгляд, остановка у КП ГАИ нас спасла. А мне вспомнились слова из Священного писания, что даже волосы у нас на голове все сосчитаны. Нет, случайного у Бога не бывает. А за окном опять замелькали пейзажи древней новгородской земли.
 
16.00 
Пересекли реку Волхов, справа видны купола Варламо-Хутынского мужского монастыря, а далее сквозь листву показалась на горе красивая церковь розового цвета. По обеим сторонам дороги расположились местные бабульки с пирожками и дымящимися самоварами для водителей дальнобойщиков. Даже реклама у них имеется – «Пирожковый рай». Забавно это видеть, особенно на фоне бедных крестьянских изб. Дорога узкая и извилистая, очень много грузовых машин. Соотношение: на одну легковую приходится десяток грузовых. Где ж тут не быть авариям, да еще когда баранку крутят вечно усталые, вымотанные на всю жизнь бессонными ночами водители. Глядя на это, остро чувствуешь, как нужны нам хорошие дороги. А главное -  деньги есть, «маринуют» их наши стратеги-демократы в стабфондах разных и инфляцией пугают.
 
- Эх, дороги, пыль да туман… - пели наши предки, а у нас, в связи с задержкой на трассе – первые скорби и трудности. Но так и должно быть.

Позвонили в Иверский Валдайский монастырь, что опаздываем, оттуда нас утешили, что ждут, откроют нам храм в любое время и готовы накормить.
 
Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь.
 
21.00
Прибыли в древний Валдайский монастырь, детище патриарха Никона.
 
Мы на острове, вокруг красивейшее озеро Валдай. На противоположном берегу находится резиденция президента России В.В.Путина. Говорят, что этот монастырь является его любимым монастырем. Когда он посетил его впервые, это случилось в 2001-м году, то охрана долго обследовала дно озера, берега. Специальными установками были разогнаны птицы, переловлены бродячие собаки. Но каким-то чудом уцелела общая любимица дворняга по кличке Шустрик. И когда уже Путин вступил с катера на землю монастыря, вдруг и собака откуда-то выскочила встречать президента России. Начальник охраны не растерялся, схватил собаку и понес, чему Шустрик был очень даже рад. И вот картина была следующая. В ворота под надвратный храм торжественно заходит процессия: - впереди начальник охраны генерал с Шустриком на руках, затем обычные охранники, а уж потом сам Владимир Владимирович в сопровождении губернатора и игумена монастыря. Поскольку, как нам сказали, этот монастырь является любимым монастырем нашего президента, и монахи здешние очень хорошие молельщики, то мы с женой заказали годовой молебен за дочерей своих во здравие. В церковной лавочке, наряду с продажей обычной церковной утвари, предлагалось купить баранов с какой-то особенной шерстью, так это непривычно нам, горожанам.
 
В этот вечер мы впервые в жизни трапезничали в монастыре. Помолившись со всеми, сели на монашеские места и с удовольствием «заправились» скромной, но очень вкусной и полезной пищей. Потом и трудниками себя ощутили. Я носил в мойку посуду, а Оля с другими женщинами  ее мыла. На стенах, даже и у плиты, и в посудомойке, имелись иконы. Любой труд – с молитвой.

Этот монастырь – точная копия афонского монастыря. Во многом благодаря В.В.Путину обитель активно возраждается. «… по делам их узнаете их». Это для активных противников действующего президента. И заметьте себе, он об этих своих делах не кричит, не рекламирует себя, как некоторые демократы т.н. первой волны. Нравственное возрождение России – с возрождения ее святынь начинается. Поэтому даже некоторые монахи - люди ушедшие из мира – высокого мнения о Путине.
 
11.08.06 г. 7.45. Санитарная остановка.
Всю ночь были в дороге, спали кто как мог. Кто догадался взять с собой теплую одежду не пожалели об этом, было холодно. Мы с Олей сидели на задних сиденьях, и нас мотало, как во время шторма. И вправо, и влево, и вверх, и вниз. Подушка из под головы всю ночь куда-то улетала. Бесчисленное количество раз приходилось менять позу. Но в целом, за 10 часов пути, удалось выспаться вполне. Конечно, надо отдавать себе отчет, что в подобные поездки собираются люди особые, «продвинутые», это не для слабонервных. Мы себя тоже дерзнем причислить к таковым.
 
И вот – утро, и мы находимся в самом центре европейской части России, на орловской земле. Кругом поля бескрайние, у дороги я сразу нашел несколько хороших грибов, сказался инстинкт грибника. Под утреннюю молитву, звучащую по автобусному радио, хорошо наблюдать пейзажи русские. Здесь даже березки какие-то другие, есенинские, шукшинские, «невестушки». Ощущение бессмертия, вечности всего сущего, и себя в этом бессмертии. На душе спокойно и радостно.
 
10.00
Местность становится холмистой. Проехали села с названием Одоевское и Горбачево. За окном автобуса много водоемов, рек, озер, поэтому много и уток с гусями. Последние проявляют много недовольства проезжающими машинами, чувствуя себя здесь хозяевами, и лезут прямо под колеса. Много аистов, и больших, и маленьких. К ним уже здесь привыкли и не бросаются к окнам. Поражают воображение масштабы посадки кукурузы и большие стада коров, коричнево-белых, с большим выменем – знаменитая орловская порода. Во всем чувствуется рука хозяина края Егора Семеновича Строева, бессменного губернатора и труженика. Его здесь за Бога почитают. Очень много он сделал для своего народа. Повезло местным жителям иметь руководителем человека с умной головой и с большим сердцем.

Рельеф местности становился все сложнее, узкая лента дороги скользила то вправо, то влево, то вверх, то вниз. Ощущение было, как на торпедном катере во время шторма или в самолете Ан-24 во время пролета грозовых туч. Очень это утомительно.
 
Город Белёв в XIX веке.
Фото Хронос
 
10.20
Белёв (Тульская обл.).

Город основан в 1140-ом году. Видны два монастыря. Река Ока в этом месте очень узкая. На дороге указатель «до Орла 104 километра». Далее стрелка – через один километр село Мишенское, где родился поэт Жуковский.

Наконец приехали в город Болхов – город церквей.
Сразу попали в местный ресторан на завтрак. Ресторан, как у нас кафе-мороженое – маленький, но накормил нас вкусно. После этого пошли сразу в краеведческий музей. Директор музея оказалась женщиной в годах, но очень энергичной и не без талантов. Она рисует, у нее много рисунков церквей, бывших когда-то в Болхове. Всего было до революции около 30 церквей, а сейчас осталось – пять. Вот эти 25 рисунков она восстановила по архивным чертежам, причем, нарисовала по всем правилам чертежного искусства, с соблюдением пропорций, указанием мельчайших деталей. Алевтина Ивановна, так зовут директора музея, еще пишет стихи в стиле сказания применительно к ее краеведческой стезе. Последовательность исторических событий, строительство и разрушение храмов, героические подвиги болховчан – все это изложено в стихах. Это у ней получилось довольно оригинально и здорово. От нее мы узнали, что известные всей стране люди, представители разных эпох и времен, были болховчанами. Это поэты -  Жуковский, Плещеев, Апухтин. Народный артист СССР Иван Переверзев, помните фильм «День ангела», где он играл главную роль. Крупный ученый геолог Страхов. Старейший священник Санкт-Петербурга отец Василий Ермаков, благословивший нашу паломническую поездку. В музее висит под стеклом маршальская тужурка Баграмяна, освобождавшего г. Болхов от фашистов в 1943-м году. В древности город славился своей крепостью, оборонявшей от различных нашествий южные границы Руси. Болховчане проявили большой героизм, когда оборонялись от крымских татар в 16-м веке. Чем заслужили особое благоволение самого Иоанна Грозного, который подарил в один из храмов икону Николая Чудотворца.
 
Мягкая вода реки Нугрь способствовала развитию кожевенного производства, которое на протяжении веков успешно развивалось. Также город славился благочестивыми, зажиточными купцами. От тех времен великолепно сохранились 2-этажные каменные купеческие дома и деревянные, одноэтажные, в три окошка и с резными ставнями. Местные жители и сейчас весьма доброжелательны, благочестивы и не бедны. Они просты, как дети и очень любят поговорить а, если надо, с удовольствием придут на помощь. Даже едущий на велосипеде местный житель, увидев тебя, притормаживает, здоровается и, по глазам видно, что хочет заговорить, но не дождавшись, опять набирает скорость.

Две самые протяженные и прямые улицы Болхова носят имена Ленина и Свердлова. Имя последнего особенно вызывает отвращение, как будто тебе на плечи положили ползучего гада. Хотя по-христиански никого нельзя осуждать. Может, поэтому эти фамилии еще присутствуют на домах главных улиц. Остальные улицы с изгибами, подъемами и спусками. Берега реки Нугрь, на которой стоит древний город, густо заросли зеленью, а сама река стала мелководной. Это началось с того, что кому-то взбрело в голову построить дамбу.

С одного берега на другой прямо из зелени в зелень устроено несколько узких в ажурном обрамлении (как деталь вышивки) подвесных воздушных мостов. Они настолько узки, что двум человекам на нем не разойтись.
 
Мы поселились в большом бывшем купеческом доме, где теперь оборудовали гостиницу, как раз на берегу реки и рядом с таким мостом. Пищу принимали на веранде, а жили в номерах со всеми удобствами. Вечером, часу в десятом приходили усталые из очередной поездки и падали спать, окруженные чистейшим воздухом и тишиной.
 
Утром, просыпаясь под пение петухов и иногда под вопли дерущихся котов, было приятно ощутить себя в тихой, уютной, глубоко русской, провинциальной среде, с петухами, подсолнухами и котами. А когда после молитвы сидишь за столом и ешь домашний творожок на завтрак, сметанку и молочко только что из-под коровки, то радуешься вдвойне. А если невзначай приоткроешь белоснежную крахмальную занавеску на окне, то увидишь над пышною зеленью и соседскими яблонями холмы, а на них золотые купола церквей и высоченных звонниц. Тогда невольно начинаешь думать, а в какое время я попал? Достоевского, Островского, а может Иоанна Васильевича самого? Удивительная благодать и красота. В такой обстановке после трапезы сами пальцы складываются в троеперстие и ты, глядя на икону, благодаришь Всевышнего вслух за то, что не оставил тебя земных своих благ.
 
В Спасопреображенском соборе ждали благочинного Болховского уезда отца Александра. В этом храме пока действовал один придел во имя Параскевы Пятницы. Батюшка приехал не один, в окружении таких же усталых людей, как и он сам. Молодой, высокого роста, с прилипшими ко лбу кудряшками, он как был в светской одежде, так и начал нам рассказывать обо всем на свете. Батюшка оказался с пылким лицом романтика-подвижника с несколько пессимистичным взглядом на жизнь. Подтвердилось мнение, что местные жители - большие говоруны и здесь священник не стал исключением. Одетый в футболку и сандалии, дорожа каждой минутой, чтобы побольше успеть нам рассказать, он, казалось, говорил обо всем сразу. И о том, что мало средств на восстановление храмов, что в единственном ларьке города продают эротику, а при советах  было целых пять ларьков, но без этой недостойной литературы. Бывший педагог, а ныне – прораб, финансист, духовник и многое другое – он делает свое дело, как может. В такое уж  время его рукоположили в сан священника, когда порой не понять, чего в этом человеке больше – хозяйственника или духовника? Нет, все же  - духовника, так читалось в его глазах. 
 
Неожиданно отец Александр спохватился и потребовал подрясник, быстренько переоделся и провел короткую службу. Мне показалось, что он торопился, чтобы продолжить разговор «по душам» с нами, петербуржцами. Разговор был продолжен под куполом Никольского храма, где недавно началось восстановление. Он показал оставшиеся от прежних времен фрески и опять говорил, говорил. О проблемах общества в целом, о своих проблемах. Я подумал, что вот такие своего рода подвижники, как о. Александр, и возрождают потихоньку Россию, они делают важную работу, не щадя себя. Конечно, они молоды и им не хватает духовного опыта, поэтому было бы очень здорово, если бы рядом с такими  молодыми, энергичными батюшками, были бы такие духовники, как отец Василий Ермаков, у кого бы они могли учиться. Но это, к сожалению, не всегда возможно.
 
Мы еще раз встречались с отцом Александром, когда он приезжал к нам в гостиницу освящать гречишный мед, как раз на медовый Спас. И я еще раз с удовольствием получил от батюшки благословение и кропление святой водой.
 
12.08.06 г. 6.00 
Рассвет на реке Нугрь.
Идем вдоль реки к автобусу под стрекот кузнечиков. Розовые рассветные облака отражаются в окнах бывших купеческих домов и соединяются с водой реки, почти, как в первый день творения Божьего. Воздушный мост над рекой, «Цыганская» башня, словно вырастающая их пышной зелени. Одним словом – благодать!
 
Впереди 200 километров до Оптиной пустыни. Едем долго, кругом золотые поля ржи и пшеницы, белые в крапинку – это поля гречихи, она растет только здесь, в центральной части России. Из динамика звучит песня "Русское поле" в исполнении, кажется, артиста Неведомского из БДТ. Как душевно он поет. Поле, о котором идет речь, необозримо раскинулось перед глазами. Это сама Россия, ее душа и характер. «Широк  русский человек, как его страна» -  сказал один из героев Достоевского. Многие поколения иностранцев говорят о загадочной русской душе, о таинственной,  не понятной их разуму стране, да и наши соотечественники «умом не могут Россию понять». Думаю, что нужно один раз проехать, как мы сейчас, и многое о России станет ясно. Вот так бы  ехал и ехал – долго, долго, и глядел в окно. Такая радость на сердце, жаль песня скоро кончилась.
 
Заповедные места, орловское полесье – много коров, овец и гусей. Видели косулю и зайца, такого огромного, как слон. Где он так отъелся? Конечно же в вотчине губернатора Егора Семеновича Строева. Вот хозяин так хозяин, побольше бы таких на русской земле. Проезжаем деревню Льгов, избы деревянные, черные и древние. Наверное, так и стоят с тех пор, когда здесь любил охотиться И.С. Тургенев. А вот церковь каменная, обновленная.  О ней позаботилась сестра губернатора. Смотришь и думаешь о том, как мало изменились эти места за 150-200 лет, как будто едешь по страницам классики. В этой старинной первозданности - вся прелесть этих мест.
 
И вот, наконец, приехали.
Оптина пустынь.
С трепетом вступаем на святую землю. У входа в монастырь много торговцев, много попрошаек. Пробираемся сквозь их тесные ряды и, пройдя под надвратный храм, оказываемся внутри знаменитой Оптиной пустыни – месте многовекового паломничества всей России, от простого крестьянина до императора.
 
http://nissen.narod.ru/foto/optina/fopt03.jpg
Введенский собор, Оптина пустынь
Фото Лабаз
 
Сразу направляемся во Введенский собор, там уже началась служба у открытой раки преподобного старца Амвросия Оптинского. Монах отрешенно шепчет молитву, но в звенящей тишине отчетливо слышны ее слова. Я заметил, что здесь  молитва отличается от обычных священников в храмах Петербурга. Монахи кажутся какими-то усталыми, отрешенными от мира. Если никого в храме не окажется, он будет молиться точно так же. Очень тихо и быстро проговариваются слова молитвы, но в звенящей тишине они отчетливо слышны, если ты, конечно, хочешь услышать. Нам повезло, после молебна священник нас помазал маслицем с лампадки, расположенной над ракой святого. 
 
В конце службы все паломники с благоговением приложились к открытым мощам великого старца. Я так волновался, что даже не запомнил с какими словами обратился в тот момент к святому. Но у меня было чувство, что старец Амвросий меня слышит, что эта таинственная связь с миром иным существует. Такое ощущение было у меня впервые.
 
Потом стояли на улице, у звонницы, где на Пасху были убиты монахи. А вот и их могилы, теперь на этом месте почти закончено возведение часовни. В ней полумрак, на могилах бетонные  плиты в виде поребриков, как у дорог, темно-красные (цвета крови) кресты. Все предельно аскетично и скромно, как и должно быть у монахов, живущих на земле, ради вечной, небесной жизни. Эти трое мучеников пали на поле брани за Христа. Своей кровью подтвердили слова Евангелия, что нет выше той любви, как кто положит душу свою за други своя. Печально и радостно здесь находиться. Колени сами собой подкашиваются, и мы надолго склоняемся в земном поклоне.
 
Когда уже вышли на свет, жена обнаруживает у меня крест из песка на лбу. Все правильно, как будто через это пролег мостик от Амвросия через меня грешного к монахам-мученикам длиною в 150 лет. Я не хочу вытирать лицо, а незаметно размазываю по лбу и щекам эту смесь из масла, песка и слез, слез умиления и восторга. Кажется, вот этой минуты я ждал всю жизнь. Я был счастлив, что преодолев все трудности, связанные с поездкой, исполнил свою мечту, поклонился святым местам.
 
Потом вышли за ограду монастыря и отправились к Предтеченскому скиту, где жили знаменитые оптинские старцы, где и сейчас живут монахи. Идти пришлось около километра через сосновую рощу. Здесь огромные сосны и дубы в три, четыре обхвата стоят вдоль лесной тропинки. Удивительно, что толстенные стволы стоят совсем без веток и только высоко – высоко, на самой макушке видна крона. А некоторые деревья еще прогнулись в гигантскую дугу, в сторону солнца, словно луки для великанов. А может и деревьям нужна правда, и они, как немые свидетели живших здесь праведников, продолжают тянуться к ним, в сторону скита. Монахи, идущие по дорожке в сторону монастыря, закрывают лица зонтиками, чтобы не попасть в объектив фотоаппарата. А один пожилой монах-схимник при обращении к  нему, оказался очень даже веселеньким и доброжелательным.
 
Закончилось пребывание в обители посещением святого источника во имя свт. Пафнутия Боровского. Он расположен за воротами и по тропочке надо пройти в другую сторону метров 400–500. Источник, как и большинство ему подобных, имеет два входа – женский и мужской. В женскую купальню оказалась очередь раз в пять больше, чем в мужскую. Скоро и в нашу половину (за ее невостребованностью сильной половиной населения) выстроились женщины. Кругом слабый пол, страна амазонок какая то. Я вот мужчиной рожден, а долго не мог попасть на источник. Где-то час прошел, когда, наконец, собралась группа из мужчин в количестве десяти человек, и мы смогли окунуться в святой источник. Я подумал, что моя простуда отступит, но после купания она вспыхнула с новой силой. Добавилось еще невозможность поворачивать голову, так болела шея. А для путешественника, которому нужно смотреть по сторонам, это очень неприятно.
 
После купания мы с Олей прошли через лесок, где в условленном месте нас ждал автобус с обедом.
 
Там уже нас ждали наши кустодиевские красавицы – болховчанки Галя и Наташа. Они готовы были нас кормить окрошкой и вкуснейшей котлетой с гарниром из картофеля и овощей. Наши кормилицы – это воплощение образа типичной русской женщины на все времена. Ну прямо хоть картину пиши. Сама доброта, забота и обаяние. Они предлагали добавку, как в пионерском лагере у костра и хвалили компот, наполовину состоящий из малины и черной смородины – все натуральнейшее и вкуснейшее! Вообще, во время этой паломнической поездки – было все натуральное, без примесей и фальши. Люди, их лица, улыбки, вода, пища, природа – все чистое, доброе, без лукавства. Это так было целительно для нас, жителей мегаполиса. Только по прошествии дней, когда все встало на свои места, я смог до конца положительно оценить эту поездку. Вот, что значит благословение батюшки дорогого -  отца Василия Ермакова. Все сложилось, как надо, от всего Бог уберег, все, что нужно – дал!
 
Болхов.
В этот день очень устали и по приезду в Болхов пошли сразу на ужин, после чего повалились спать. В 22.00 я уже мирно видел сны в тиши купеческого дома, чего в обычной жизни со мной никогда не случалось. Поскольку заснул рано, то и проснулся  на заре, опять под пение петухов и «кошачьи свадьбы». Приятно было нежиться на удобной кровати и ждать общего подъема.
 
14.08.06 г. 
10.00  Путь лежит в Свято-Введенскую Макария Жабынского пустынь.

Это примерно в пятидесяти километрах от Болхова и семи километрах от Белёва. У ворот обители нас уже ждал настоятель, с виду похожий на пожилого крестьянина с натруженными руками. Все паломники выстроились в затылок, и каждому батюшка дал благословение. Монастырь древний, помнит еще польское нашествие. Восстановлен один храм, а другой весь разрушен, одни стены остались, так, что заходить вовнутрь опасно. Несколько хозяйственных построек и трапезная.
 
В подвале разрушенного храма гробница архиепископа Дамаскина, 1855 год. Он был отправлен сюда на покой по старости, здесь и завещал себя похоронить. Опускаешься по темным, полуразвалившимся ступенькам в сырую темноту и вдруг, перед тобой открывается великолепная гробница из черного мрамора. Все это резко контрастирует с развалинами наверху.

Вообще здесь все, как в деревне. Сами по себе бродят монастырские куры, много яблонь. В этом году ожидается хороший урожай, спрашиваем разрешение их есть. Монахи разрешают собирать яблоки, а кушать, говорят, это, как вы посчитаете нужным, яблочного Спаса еще не было.
 
В храме монах отец Леонтий собрал нашу группу, чтобы рассказать о монастыре, но эта встреча вместо экскурсии вылилась в тихую беседу о жизни, о смерти, нравственном подвиге, «тишине сердца». Отец Леонтий очень смущался от такого послушания так как монах, как он сам пояснил, должен молчать. Поэтому рассказывал он очень тихо, но внятно, держа в руках четки и почти не поднимая глаз.
 
Лик Макария Жабынского
 
Купальня над источником св.Макария
Фото Хронос
 
Он рассказал, что 500 лет назад здесь на горе святой Макарий, возвращаясь из леса с молитвы, увидел окровавленного поляка среди трупов убитых русских. Тот просил воды, он умирал. И преподобный, зная уже, что они подожгли и осквернили его обитель, пожалел врага, он стукнул посохом о камень, и забил источник. Его враг был напоен и спасен. Потом этот поляк принял православие, и стал монахом, а источник вот уже более 500 лет исцеляет страждущих. Он рассказал эту историю, как пример любви к людям, пример милосердия и жалости. Нам трудно это понять, как это Бог любит всех. Все потому, что мы большие грешники.
 
Свято Макариевский храм,
под алтарём находятся мощи св.Макария.
Фото Хронос
 
Отец Леонтий сказал, что если хотя бы одну заповедь научиться выполнять - неосуждение ближнего, но при этом действительно очень постараться не осуждать никого, то много в твоей жизни изменится. Я это запомнил. И ведь, действительно, сколько раз зарекался, на исповеди каялся именно в этом, но снова и снова осуждаю и своего ближнего, и дальнего. Здесь, у мощей преподобного Макария, я дал себе слово никогда не осуждать другого человека и сосредоточить на этом всю свою волю и сердце.
 
Получив урок любви к ближнему, мы отправились на обед. Трапезная оказалась тесной, но гостеприимной. Было заговенье на Успенский пост, и монахи нас угостили, как могли. На столе стояли блюда из рыбы, различные консервы. Парное молоко стояло на столе прямо в трехлитровых банках. Кроме того, был мед, сгущенка, пряники, конфеты и многое другое.
 
Подкрепившись и помолившись, сели в автобус и отправились дальше.
 
Наш путь лежал в национальный заповедник «Орловское полесье». Примерно через два часа пути приехали на святой источник «Кипящие пески». Это весьма своеобразный источник. Создается впечатление, что песок кипит и создает своеобразные кратеры, кудани  коим образом нельзя вступать, иначе провалишься с головой и погибнешь. Вода очень холодная, поэтому наши паломницы долго ходили, приподняв юбки и с опаской глядя на кратеры. Но желание излечиться от всего и вся было велико, и они вновь и вновь опускали ноги в воду.
 
Здесь же рядом с источником была и часовенка от церкви святого Николая, что в тургеневском поселке Льгов. Она открывалась по праздникам и выходным дням.
 
Потом, используя свободное время, бродили по парку в поисках грибов, здесь они росли, в отличие от наших засушливых лесов Ленинградской области. Оля даже нашла один белый гриб. Неожиданно подверглись нападению неизвестно откуда взявшейся мошки и скрылись в автобусе.
 
После начала движения перед взором открылся великолепный вид на озеро, но купаться в нем  плохо из-за илистых берегов. Теперь едем на ужин в березовую рощу, пить чай из самоваров и петь песни. Это культурная часть нашей программы, отдых на природе.
 
Долго едем  в сторону Болхова, с опаской глядим на тучи. Как бы они не испортили нам праздника?  Потом дружно молимся о хорошей погоде и, о чудо! Небо словно по команде светлеет, и тучи уползают с неба.
 
Время около 20.00.
На дороге, взявшись за руки, как Вицин, Никулин и Моргунов, преграждают путь автобусу наши ангелы-хранители Галя, Наташа и водитель пикапа, на котором доставили ужин. 
 
Под заходящее солнышко выходим из автобуса и возлегаем прямо на ковровой дорожке среди красавиц берез. Рядом горит костер, дымятся архиерейские самовары из Спасопреображенского собора, а на клеенке нас ждут нарезанные арбузы, бутерброды, салаты, шашлыки, пирожные и что-то еще, припасенное к празднику. Каждый достает и свои запасы, предусмотрительно купленные по такому случаю, это – вино, пиво, сок, кто чего любит. Сегодня можно, батюшка благословил, говорит Елена.
 
Начинаются тосты, веселье, пение под аккордеон. Всех позабавило мужское шоу «Репка», где я получил неофициальный приз зрительских симпатий. Очень помогла организовать этот чрезвычайно веселый праздник на природе специально приглашенная композитор, поэт и просто патриот этих мест  болховчанка Светлана, ныне живущая в Москве. Она просто выплеснула на нас море веселья, смеха и шуток. Я не ожидал, что мне придется столько танцевать и петь, что едва хватило сил. Такая душевная разрядка после довольно трудных и напряженных паломнических дней была очень кстати, что говорит о продуманности всего, что связано с поездкой. Скажу откровенно, что я и в молодости так не пел и не отплясывал, как в свои 50 с лишним лет. И где, главное! Между березок, окутанный самоварным дымком и душевностью моих новых друзей – паломников. День удался на славу, как говорит отец Василий,  было и для тела и для души.
 
На следующий день планируется до обеда посетить село Спас Чекряк, а после обеда предстояла погрузка вещей в автобус и дорога домой, в Санкт – Петербург.
 
Честно говоря, на тот момент село с таким странным названием мало о чем мне говорило. Но после увиденного и услышанного я уже не жалел о том, что побывал на этой удивительной и благодатной земле. До этого села, где жил и служил когда-то священник Георгий Коссов, автобусом не доехать. Пришлось по раскисшей от дождей дороге идти с километр пешком. На месте, где был его храм сейчас деревянная часовенка и могилка, где когда-то покоились мощи святого. В 2001-м году они были обретены и помещены для поклонения в Спасопреображенском соборе города Болхова.
 
Когда-то, еще при жизни оптинского старца Амвросия, молодой иерей Георгий Коссов получил от него благословение строить в этих, казалось, гиблых и неперспективных местах большой каменный храм. Так все и устроилось. Где немощь человеческая – там сила Божия проявляется. К ней то и обратился молодой священник. И помимо церкви, построил трехэтажный каменный сиротский дом. Потом школу и гостиницу. Заставил работать на людей сельхозугодья. Выкопал колодец и освятил его, да так, что до сих пор люди берут из него воду и исцеляются.
 
Икона священноисповедника Георгия Коссова.
 
Но самое главное, батюшка Егор, так его звали, помогал  людям беззаветно. Во всей силе проявился в нем дар Божий ясновидения и пророчества. Слава о нем пошла по всей орловской земле и даже за ее пределами. Тысячи, и тысячи людей ехали к нему и шли пешком в это труднодоступное место, порой рискуя заблудиться и замерзнуть в морозную и метельную ночь. Батюшка принимал всех, работая по 15 часов в сутки. Никто не уезжал от него не утешенным, не получив мудрого совета, который в точности сбывался. Сотни свидетельств об этом дошли до наших дней, они опубликованы в книге.
 
Источник свящисп. Георгия Коссова в Спас-Чекряке.

И что удивительно, сам дьявол, враг рода человеческого, в лице большевиков и разного рода богоборцев стремился уничтожить все, что напоминало бы об этом человеке. Ни одного кирпичика не осталось людям в память о трудах и жизни святого. А, между тем, люди едут сюда, читают о нем книги, дышат этими местами, с благоговением пьют святую воду и исцеляются от недугов. Любуются тропинкой, по которой он ходил, вековыми деревьями, помнящими его. И выносят из этих святых мест главный для себя вывод, тот, что всей своей жизнью доказал Егор Чекряковский или просто Папаша, как  ласково его звали сироты - «там, где кончается сила человеческая, там вступает в действие милосердная и все исполняющая сила Божия». Или так, сила Божия -  в немощи человеческой. А я благодарен организаторам поездки, что в последний день узнал о еще одном русском святом из орловской глубинки, делом жизни которого было -  помогать людям!!!
 
Мы возвращались домой по узкой извилистой дороге, унося с собой память об орловской земле, о ее святынях, о городе Болхове, который стал для каждого из нас немного родным и близким душе. Мы узнали много нового о том, как жили наши благочестивые предки, увидели чем сейчас живет наша Россия с ее необозримыми полями ржи и гречихи, с ее березами, немного не такими, как у нас. Мы уезжали унося в себе тихую радость и благодать от общения со святостью и первозданной природой, за все благодарили Господа.
 

Паломнический сонет г. Болхову
 
Твои домишки в три окошка
Слепились прочно, на века,
Родная, русская сторожка
Ты мне и сладка и горька.
 
Твоих холмов узоры гибкие,
Подъемы, спуски, родники;
И берега над речкой зыбкие
Вы сердцу моему близки.
 
Как будто я прожил здесь сызмальства,
Здесь чувство Родины впитал;
И нет мне лучше того жительства,
Что в Болхове я испытал.
 

Кормилице Наташе
 
Кормилица – душа Наташа
Увы, не похудеть мне вновь,
Твоя волнительная каша,
Как давней юности любовь!
 

Исповедь
 
Как трудно покаянное дается слово,
Пред Богом не солгать, себя не обмануть;
Быть может, только здесь два выплаканных слова,
Способны жизнь твою навек перевернуть.
 
И станет вдруг светлей жабынская природа,
Полынь и васильки, и шмель, в ушах звенит,
Истанет вдруг легко, когда грехов «колоду»,
Возьмет с твоей души отец архимандрит.
 

Паломник
 
Я рад, что этот путь осилил
Паломничество – тоже труд.
Есть город Болхов у России,
Там, где и любят нас, и ждут.
 
Где вновь со мной отец Василий
И снова верить я готов,
Что возрождение России
Начнется с малых городов.
 

Городу Болхову
 
О, Болхов, ты не на земле,
Ты там где небо уже близко;
Ты от холмов стремишься ввысь,
С душою трепетной и чистой.
 
И смотрят на тебя с земли,
На этот храм и купол синий;
Березки – образа твои,
И васильки – глаза России.
 
И усмиряет гордый нрав,
Твой дух, и воздух твой всесильный,
О, Батюшка, как ты был прав!
Наш духовник – отец Василий.
 
Прислано автором 25 августа 2009 г.

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com