Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
По следам подвига свяшенноисповедника Георгия Коссова
 
После посещения Троицкого Оптина монастыря, мы посетили места, связанные с молитвой и подвигом подвижника благочестия этих краев отца Георгия Косова. Здесь на беднейшем приходе Орловской епархии – селении Спас-Чекряк Болховского уезда служил этот подвижник.
 
На могиле священноисповедника Георгия Коссова
 
Название «Спас-Чекряк» соединяет татарское имя означающее «непроходимое урочище», и посвящение сельского храма Преображению Господню. По древнему преданию, стояло там языческое капище, а первая христианская церковь, построенная на его месте, ушла под землю. Самое раннее упоминание о селе встречается в 1647 году, когда Русь только преодолела разорение Смуты. Тогда уже здесь была Спасо-Преображенская церковь.
 
Отец Георгий, попав в полузаброшенные село с 14 дворами, был глубоко опечален и решил обратиться за советом с старцу Амвросию из Оптиной пустыни, на что старец ответил отцу Георгию: «Ты иерей, что такое задумал? Приход бросать? А ты знаешь, кто иереев то ставит? А ты бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, да каменный, да теплый, да полы в нем чтобы были деревянные: больных привозить будут, так чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то, храм-то строй, как я тебе сказываю Ступай, иерей, Бог тебя благословит![10]»
 
Икона священноисповедника Георгия Коссова
 
Устами старца вещал сам Господь. Проявилась сила молитвы Преп. Амвросия. О. Георгию показалось, что у него гора свалилась с плеч. Свое служение в церкви продолжил он с радостью. Сияние его веры, необыкновенное усердие священника стали привлекать в храм прихожан. Угодник Божий быстро стал известен за пределами Болховского края, по словам Писания: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят отца вашего, иже на небесах» (Матф. 5, 16).
 
Один из домиков, которые обустраивал отец Георгий
    
Народ во множестве стекался в Спас-Чекряк, благоговейно внимал словам пастыря, который благодетельствовал и малым, и великим, всех принимал с радостью, как родных. Толпы сопровождали о. Георгия. Люди ловили его участливые улыбки, заботливый взор. Они ощущали, что здесь их объединяет искренняя любовь и отеческое попечение пастыря. Многих дивный пастырь обратил на путь добра. Его слово ярко напоминало о часе смертном, и человек не мог не проникнуться упованием на вечное блаженство и страхом погибели нераскаянных грешников [11].
 
Со всех сторон шли к батюшке за советом люди разных званий и состояния, пола и возраста. Приезжие не только получали кров: батюшка приходил к ним, отвечал на множество вопросов, вместе они вкушали трапезу. Те, кто не находили места в странноприимном доме, ночевали прямо на телегах или под ними, и здесь о. Георгий проведывал их. Кто искал духовного утешения, кто – наставления, как вести жизнь, кто просил благословения для устройства домашних дел. Замечательны были его практические советы по хозяйству. При этом о. Георгий напоминал, чтобы в земных временных заботах не забыли настоящую цель жизни человека.
 
Источник свящисп. Георгия Коссова в Спас-Чекряке
 
Попечительность и любовь его изумляли всех. Бывало, люди не понимали, зачем к священнику обращаются по пустякам, к примеру, о болезнях и пропажах скотины, кур. А он подсказывал, как избавиться от напасти – например, покурить ладаном, возжечь свечу, и потом пояснял, что у этого человека и такие заботы не мелочные – все в мире имеет свою цену и свои последствия. Не было вопроса, на который бы он не отвечал с добротой и сердечным участием. В народе считали – если батюшка помолится, Господь обязательно исполнит его прошение. В газетах того времени писали, что в Болхове «без совета, благословения батюшки редко кто женится, выходит замуж, или открывает какое-либо предприятие. Его посредничества ищут люди, у которых расстроилась или разбита семейная жизнь, к нему обращаются больные, одержимые различными недугами, как-то: припадками, алкоголизмом и т.п.».
 
У святого источника в Спас-Чекряка
    
О. Георгий ничего не приписывал себе, а только вразумившему его Господу, отличался истинным христианским смирением, всегда называл себя многогрешным: «Господь и через недостойных священников помогает по вере». Он умел показать немощи человеческие, научить, как избавляться от вражеских искушений. Бывало, заговорит с человеком о. Георгий и после нескольких слов разрешит все недоумения, умиротворит и утешит. За богоугодные дела, смирение, чистое сердце Господь наградил о. Георгия даром прозорливости. Господь внимал молитвам праведника, открывал ему сердца людей, и тот как бы читал в них все сокровенные мысли и желания.
 
У святого источника
    
Дар прозрения проявлялся в нем дивным образом: например, о. Георгий открывал многие подробности жизни приходящих к нему, знал содержание нераспечатанных писем. Сергею Нилусу о. Георгий не дал благословения на продажу имения бельгийской акционерной компании, которая хотела на этом месте устроить кирпичный завод. Как показало время, сделка оказалась авантюрой, что провидел о. Георгий. «Тайна моей души читалась им, как в открытой книге, и речь простая, исполненная теплоты и ласковой задушевности, лилась целительным бальзамом, врачуя незажившие раны, бодря мою усталую душу», – свидетельствовал писатель. В духовных беседах облегчая горе, о. Георгий наставлял выбрать спасительный путь. И трепетно благодарил Всеблагого за то, что Он сподобил утереть слезы на глазах несчастных.
 
По данной благодати Божией о. Георгий  возложил на себя тяжелый подвиг исцелений душ и телес страждущих, умолял Господа изменить суд над грешниками за их раскаяние. Почти каждый день к нему привозили больных, в том числе бесноватых, которые ужасно мучились, неистовствовали, кричали, особенно во время Херувимской, иногда повергались к ногам священника, иной раз их не могли занести в церковь. И батюшка молился, окроплял Святой водой, благодатной силой усмирял беса и помогал завести человека в храм.
 
Святой источник отца Георгия Коссова
   
Иногда он прямо на улице, на телегах причащал и исцелял больных. Сам о. Георгий особенно благоговейно относился к причастию, строго соблюдал посты. Он исцелял кровоточивых и страдающих пьянством, по его молитвам исчезали опухоли, спадала лихорадка. Были случаи, когда люди поднимались буквально со смертного ложа. Не раз к батюшке подносили расслабленных, а из Спас-Чекряка они шли бодро, на своих ногах. Для тяжко страждущих подвижник открыл в Спас-Чекряке больницу. Ежедневно он в ней совершал «обходы», излечивал тех, кого родные уже не чаяли увидеть здоровыми. В Спас-Чекряке помогала больным и вода из святого колодца, которой обязательно запасались все паломники. Колодец под деревянной крышей находился в «ровочке» – неглубокой балке, где протекал ручей. Одну женщину о. Георгий вылечил от «трясучей болезни» и благословил каждый день читать покаянные молитвы и пить святую воду. О. Георгий призывал не отказываться и от врачебной помощи – верить докторам, соглашаться на операции.
 
После омовения в святом источнике
    
Чудные плоды благоустроения появились в Спас-Чекряке с первого же года служения о. Георгия. Хозяйственную деятельность батюшка начал с того, что устроил небольшой кирпичный завод. На нем работали прихожане. Для приезжих был выстроен из собственного кирпича страннический дом – подобие гостиницы.
 
Цветы Спас-Чекряковского леса
 
Еще в 1885 г., при отсутствии подходящего здания, о. Георгий обучал 50 мальчиков в доме, снимаемом им под школу. Затем священник приобрел этот дом и устроил в нем школу грамотности, преподавал в ней Закон Божий и светские дисциплины. В 1894 г. в Спас-Чекряке была построена кирпичная одноклассная церковно-приходская школа на участке земли, пожертвованном им же и госпожой Всеволожской. На следующий год Орловский епархиальный училищный совет решил открыть в селе первую в епархии второклассную церковно-приходскую школу, по его ходатайству из средств Училищного совета при Святейшем Синоде было выделено 1600 руб. Основные расходы - 5500 руб., взял на себя о. Георгий, выделивший также десятину земли. Кирпич использовался с собственного завода, лес – со специально приобретенной лесной дачи. В дальнейшем батюшка постоянно жертвовал значительные деньги на ремонт и оборудование (в 1901 г. - 2600 руб., Училищный совет выделил 400 руб.).
 
Цветы Спас-Чекряковского леса
 
22 октября 1896 г., в день празднования Казанской иконы Божией Матери, Болховский соборный протоиерей о. Димитрий Руднев освятил новое здание второклассной школы, равной которой не было даже в уезде. Один из инспекторов писал: «Чарующее впечатление произвела на меня эта школа своим устройством, расположением и обстановкой». Кирпичное здание длиной около 26 м. и высотой более 3,5 м. имело пять больших комнат: два класса для младших и старших детей, комнаты для двух учительниц, мастерскую и раздевальню. На всенародный праздник приехали духовенство, представители губернских и уездных властей, духовные дети о. Георгия. Гости и новые питомцы школы молились перед школьными иконами Св. Александра Невского, Св. Владимира, покровителей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия. Крестьянские дети, закончившие одноклассные школы, поступали в новую второклассную, чтобы стать кандидатами  на  звание  сельского учителя. В первый год их записалось 20 человек, в образцовую школу грамоты – 129 человек.
 
Сбор земляники в Спас-Чекряковском лесу
 
Букет только что собранной земляники
 
 О. Георгий в школе для мальчиков устроил интернат на 80 человек (всего училось примерно 130), библиотеку на 500 книг, две мастерские: слесарно-токарную и столярную, образцовую пасеку на 30 ульев (на пчеловодческой выставке в Болхове была получена почетная грамота); купил землю при школе и развел на ней огороды и фруктовый сад из 400 деревьев. Для обучения батюшка, следивший за достижениями науки, купил даже электрическую машину.
 
Поляна с земляникой
 
Второклассная школа в Близне, рядом со Спас-Чекряком, которой заведовал батюшка Георгий, стала образцовой. В дальних деревнях прихода им были организованы еще несколько церковно-приходских школ: в деревнях Сиголаево (1898). Шпилево (1898) и Меркулове, в которых о. Георгий был попечителем и законоучителем. На обучение крестьян шли доходы двух-трех имений. В 1902 г. были возведены новые кирпичные школьные здания.
 
Сбор земляники в Спас-Чекряковском лесу закончен
 
К 1903 г. был построен приют для девочек – невиданное дотоле место спасения сироток со всей России. Когда отец Георгий приступал к его устройству, люди сомневались, что может осуществиться затея религиозно-нравственного просвещения сирот. На это о. Георгий отвечал:
 
- У меня вся надежда только на Бога: когда хочешь сделать что-либо доброе и просишь помощи Божией, то всегда ее получаешь: если Бог поможет выстроить приют, то поможет и устроить его по-христиански; Господь пошлет добрых людей и для заведования, и для служения сиротам, и для пожертвований; все в руках Божиих, надо только молиться и просить Его. Он все пошлет и все устроит.
 
 О. Георгий так объяснял богоугодность этого нового для русского села дела:
 
- Мое мнение, что все приюты и воспитательные дома следовало бы непременно устраивать в деревнях, а не в городах, здесь воздух чище, простору больше, содержание дешевле, словом, те же самые средства на приют принесли бы большую пользу детям, а устройство таковых обогатило бы села и деревни, давая хороший заработок соседним крестьянам, кому работой, кому доставкой провизии, не говоря уже о нравственном влиянии на них.
 
- Когда я был сельским учителем, мне всегда приходила мысль, что 30-40 лет назад, когда впервые начали обучать крестьян грамоте и не ввели всеобщего обучения, тогда следовало начать обучение с девочек, а не с мальчиков. Выйдя замуж, они сами стали бы учить грамоте своих детей, особенно мальчиков. И дети, побыв два-три года в школе, встретили бы дома грамотную мать, появились бы и книжки в избе, и они не забывали бы так скоро то, чему учили их в школе, скорей бы поняли пользу школ; тогда крестьяне сами бы содействовали открытию школ, и быть может, теперь вся Россия была бы уже грамотная. Точно такого же я мнения относительно воспитания. Надо воспитывать девочек - будущих женщин - в религии и доброй нравственности, чтобы они, сделавшись матерями, могли бы сами в таком же духе вести детей.
 
Домик отца Василия Ермакова в Болхове
 
Случалось так, что иные поступали вопреки благословению батюшки или обращались к самозванным «целителям». Так, одна женщина из любопытства пошла на встречу со «знаменитым» колдуном. И хотя она отказалась принимать наговоренную им воду, но несчастия стали преследовать и ее, и ее семью. И освободиться от искушения они смогли только с помощью молитв батюшки, который строго увещевал: «Будешь знать, как смотреть на нечестивого!»
 
В комнате у батюшки отца Василия в Болхове
    
Всегда оказывались удачны благословленные им браки. Пару вдовцов о. Георгий наставил жениться не текущим, а следующим мясоедом. Те же поторопились со свадьбой и, приехав с венчания, застали вместо своего дома одни головешки. Некая женщина из Омска не получила благословения на предстоявший, казалось бы, счастливый брак. Не послушав о. Георгия, она обвенчалась, и муж через два месяца утонул. Другая же пара – Василий и Анна Фокины – прожили счастливую жизнь по благословению батюшки, при том, что Анна имела двоих детей от первого брака и была старше на 17 лет. Заботясь о чистоте нравов, о. Георгий стремился рассказать о святости брачного союза, необходимости перед таким серьезнейшим шагом получше узнать жениху и невесте будущих родственников, состояние их хозяйства.
 
В комнате у батюшки    
 
Люди приходили, чтобы удостовериться в подлинности происходящих в Спас-Чекряке чудес. Так же чудно было и зримое преображение тамошнего края усилиями великого благоустроителя Орловской земли, который из нищеты воздвиг рукотворные памятники славы Господней, не имея на то ни средств, ни надлежащих условий. И здесь руководила им горячая любовь к дому Божию. «Сила Божия в немощи нашей совершается, – говорил батюшка. Пока человек рассчитывает на свои силы, до тех пор нет проявления споспешествующей силы Божией. А вот оставили тебя твои силы, ближние твои отступили от тебя, нет спасающего: тут-то и возопи с верой и смирением!»
 
Молитвенный уголок отца Василия Ермакова
 
Осенью 1918 г. красноармейцы приехали за батюшкой в Спас-Чекряк, чтобы забрать его в тюрьму. Но увидев его необыкновенную кротость, смирение и любвеобильность, даже растерялись. А отец Георгий благодушно дал им наказ: выполнить то, за чем пришли, испугавшуюся матушку успокоил: «Я вернусь». В уездной тюрьме не ведали, что делать с новым знаменитым арестантом, как записать его во враги народа? На свои средства содержал сиротский дом, несколько школ, кирпичный завод, больницу, всегда помогал крестьянам. Люди его любили, стеной были за него. В заключении о. Георгий не переставал всем являть ласку и приветливость. Своих утеснителей видел он не ведающими, что они творят, и жалел их, зная, что иные не смогут оправдаться на Божием суде.
 
Одна из комнат Болховского домика отца Василия Ермакова
 
Промысл Божий продолжал хранить угодника среди разбушевавшегося мятежа. Власти выпустили его из тюрьмы, опасаясь народного гнева. В эти годы о. Георгия посетил со своими близкими 10-летний паломник – будущий старец-архимандрит, о. Иоанн (Крестьянкин). «Это счастье продолжалось всего несколько дней, но память о нем согревает меня всю жизнь», - писал впоследствии о. Иоанн.
 
На этой скамейке так часто любил сидеть отец Василий
 
Угодник Божий продолжал воспитывать паству словом и делом. Он постоянно служил, стоял на страже церковных интересов. Но сатана разжигал своих слуг на более лукавые нападки против пастыря стада Христова. Безбожные власти различными путями стремились разрушить дело жизни о. Георгия. В Спас-Чекряк стали посылать разного рода уполномоченных. Они устраивали обыски, ставили на особый учет активных прихожан. Его хозяйство было преобразовано в сельхозартель. Из губернского Орла пришло распоряжение не брать новых сироток в приют, а тем, которым исполнилось 18 лет, искать себе другое пристанище. Любовь святого, как дар, забрали воспитанницы с собою в наследие. Так, они помогали оставшейся нищей и голодной сиротой Евгении Николаевне Коссовой (Потаповой), внучке о. Георгия.
 
Домик отца Василия Ермакова в Болхове
 
Жизненные невзгоды и неустанные труды ухудшили здоровье священника. Начались боли в желудке, печени. Болезнь – рак желудка, сковывала так, что не было сил встать на ноги. По откровению от Бога о. Георгий знал свой смертный час, ожидал его спокойно, вспоминая с благодарностью явленные ему великие благодеяния Божии.
 
И на смертном ложе не оставлял батюшка своего попечительства о ближних, принимал людей и говорил им: «Все. Оставляю вас. Надейтесь теперь на Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к живому. Как и прежде, буду за вас молиться и вам помогать». Перед смертью о. Георгия обвалился святой колодец в Спас-Чекряке. а неподалеку забил новый родник. Батюшке принесли из него воды. Он помолился над нею. попросил вылить воду в родник, который, как заповедал, стал чтимым колодцем, вода из которого обладает целебными свойствами.
 
Р.Б. Мария у груши, посаженной лично батюшкой
 
Подвижник умер 26 августа 1928 г. (по старому стилю), 73-х лет. Весть о его кончине разнеслась по окрестностям. Множество народа спешило в Спас-Чекряк. Властям не удалось запретить поклонения усопшему. Отпевали его в Спасо-Преображенском храме, рукотворном памятнике святости о.Георгия. Благообразно, с просветленным ликом, лежал Святой в гробу. Стоял великий плач, подойти к усопшему и даже войти в церковь было невозможно, передавали платок, или цветок, чтобы коснуться гроба. Гроб с телом обнесли вокруг церкви и захоронили у алтаря. Могила была залита ливнем и грунтовыми водами. Тут припомнили предсмертные слова батюшки: «Вода, кругом вода...».
 
Напасти от врага рода человеческого не прекращались и после. «Умрешь в бане», – с горечью сказал перед смертью о. Георгий своей матушке. Действительно, Александру Моисеевну, ее брата, учителя школы в Чекряке Михаила Зернова и дочь Елену с тремя детьми и мужем изгнали из Чекряка и сослали на север. Там в чьей-то бане матушка нашла свой смертный час. Сын о. Георгия – Николай (1888-1929), по окончании Орловской духовной семинарии учительствовал, затем принял священный сан, служил в Спасской церкви с. Шумово (частично сохранилась), с 1920 г. – в Георгиевской церкви г. Болхова, где у него бывал и о. Георгий. Такой же, как и его отец, пастырь-бессребреник, о. Николай не пережил его и на год, скончался на Троицу от пневмонии. Когда его хоронили, «весь Болхов звонил». Могила его и матушки Глафиры, которая была репрессирована, восстановлена на Архангельском кладбище г. Болхова. Нелегкая судьба была уготована и трем младшим сыновьям батюшки – художнику Тихону, учителю Александру и артисту Алексею (две дочери батюшки, Мария и Анастасия, рано умерли). В 1930 г. был арестован и приговорен к 5 годам заключения в концлагере о. Константин Коссов.
 
В 1936-1940 гг. была разобрана на кирпич Преображенская церковь, после войны такая же участь постигла школьные здания (сохранились только больничный корпус, используемый под жилье, развалины амбара и погреба). Но продолжали совершаться благодатные знамения по молитвам у могилы или колодца, которые власти приписывали невежеству народа. Последовало запрещение служить панихиды на могиле. Ее не раз срывали и заравнивали вокруг землю. Но паломничество не иссякало. В 1959 г., несмотря на запрещение, православные люди насыпали могильный холм, на котором в начале 1980-х гг. установили памятник и оградку.
 
Множество свидетельств благодатной помощи о. Георгия собрано разными людьми, в том числе орловским жителем Николаем Усовым, который пришел к вере посредством знакомства с жизнеописанием священника из Спас-Чекряка. Сравнительно недавно по молитвам к святому исцелились две дочери болховского жителя И. Тишина. И потому семья Тишиных возымела особое усердие к благоустройству святого места.
 
13-16 августа 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе о. Георгий Коссов за свое святое житие был канонизирован в чине священноисповедника. К торжественному открытию мощей из-под спуда священнослужители из храмов Орловской епархии – протоиерей Иоанн Троицкий из Орла, Болховские священники отцы Василий, Петр и Александр и о. Владимир из Мценска, при множестве богомольцев приступили 6 декабря, к день памяти Св. Митрофана Воронежского, чтимого о Георгием: Св. Митрофан также был в начале своего служения приходским священником в селе. неустанно создавал школы и храмы во времена перемен в России. Четыре дня велись раскопки, пока не был найден гроб в дубовом саркофаге, а в нем – останки батюшки, митра (ранее не было известно, что он был награжден ею), крест в правой руке, Евангелие в латунном окладе. Это произошло в день памяти освящения в Киеве церкви Великомученика Георгия Победоносца – небесного покровителя батюшки.
 
Отныне 9 декабря – день обретения святых мощей священноисповедника Георгия Коссова. Мощи были внесены в алтарь Спасо-Преображенского собора г. Болхова, где и покоятся ныне в деревянной раке на правом клиросе. Великое достоинство приходского священника показал Господь в Своем угоднике, явив его в трудные для нашего Отечества времена. Не иссякает поток христиан, поминающих угодника Божия словами величания:
 
«Величаем тя, священноисповедниче Георгие и чтим честную память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего»[12]!
 
Полный текст жития отца Георгия Коссова читайте на нашем сайте «Россия в красках»: начало http://ricolor.org/journal/wr/db/gk/  окончание http://ricolor.org/journal/l/b/1/
 
Сначала мы посетили могилу священ. Георгия Коссова, затем отправились к святому источнику отца Георгия, где совершили омовение. Я всё время ощущал в этих живописных местах необыкновенную благодать и Пасхальную радость. Источник сейчас покрывается новой красивой деревянной постройкой с красивой черепичной кровлей усилиями духовных чад отца Василия Ермаков – Вячеслава Борисовича Воробьева и настоятеля Троицкого собора Болховской церкви отца Александра Кузнецова.
 
Сфотографировавшись на память, мы совершили омовение в святом источнике отца Георгия Коссова, после чего ощутили необыкновенную благодать. Я получил новые творческие силы, вдохновение, особую духовную радость от невидимой явно, но так глубоко ощутимой в душе встречи с подвижником благочестия, которого так почитал мой духовный отец – Василий Ермаков. Здесь я как бы по-настоящему почувствовал, что Иерусалим и Болхов находятся на одном меридиане. 
 
Я помню как мне рассказывал мой духовный отец Василий Ермаков об этих благословенных местах, о подвиге отца Георгия Коссова, о его делах любви и милосердия.  Отец Василий говорил мне: «Приедешь Паша, обязательно ко мне в Болхов и в Спас-Чекряк к отцу Георгию Косову». Теперь эти слова отца Василия сбылись.
 
Возвращаясь назад в Болхов, мы остановились у лесной полосы – собирать землянику. И были поражены обилием ее на полянах лесной чащи. Мы все, как малые дети, увлеченные особо интересной игрой стали собирать землянику и вскоре в руках собрались целые букетики земляники  – Спасчекряковской. Слава Тебе Господи, за то, что сподобил меня грешного посетить эти благословенные места, освященные молитвой таких подвижников благочестия как отец Георгий Косов, архм. Иоанн (Крестьянкин), отец Василий Ермаков!
 
Вечером того же дня мы все собрались на ужин в домике у батюшки, куда пришли чада отца Василия. Одна из них Юлия Ломакина – совершила в декабре 2006 года паломничество на Святую Землю вместе с другими паломниками из Санкт-Петербурга прикоснулась к евангельским святыням на Святой Земле. Вместе с Вячеславом Воробьевым и его семьей, Юлей, Марией, живущих в домике и следящих за ним по благословению батюшки мы сделали фотографии, пили чай, вспоминали как мы все вместе общались с дорогим сердцу батюшкой и казалось как будто батюшка незримо был с нами в эти минуты. Необыкновенные ощущения. Радость встречи. Батюшка помню еще говорил: «Ты ко мне еще много раз в Болхов приедешь, я тебе всё покажу». Вот получилось батюшка мне всё показал, через своих любящих духовных чад. Сердце радовалось.
 
Генерал казачьих войск Вячеслав Борисович Воробьев и Павел Викторович Платонов
в беседке домика отца Василия Ермакова в Болхове
 
Вячеслав Воробьев с семьей, Павел Платонов и Юлия Ломакина в домике у батюшки в Болхове
 
Утром следующего дня мы помолились в Троицком храме Болхова. Затем приложились к святым мощам свящ. Георгия Коссова, попрощались с Юлей, служащей в Спасо-Преображенском храме на клиросе и отправились вместе с отцом Александром и его матушкой в Орел, где уже был заказан билет до Санкт-Петербурга.
 
В Орле мы попрощались с отцом Александром и встретились с племянницей отца Василия Надеждой, которая нас провожала до поезда. До свидания благословенная Орловская земля! Эта встреча оставила глубокий след в моем сердце, наполнив душу особой благодатью.
 
Павел Викторович Платонов
8 июля 2007 года, Болхов-Иерусалим
Фото автора
 

Примечания

[10] «Болхов – город церквей. Исторические очерки и святыни». Авторы-составители: диакон Александр Берташ, Наталия Живолуп, Екатерина Казакова. Издательство «Агат» Санкт-Петербург. 2005 г. Стр. 273
[11] Свяшенноисповедник Георгий Косов. Житие и акафист. Издательство «Агат». Санкт-Петербург. 2004 г.
[12] Там же.

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com