Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Страницы истории Руси / ПЕРСОНАЛИИ / Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского… П.В. Густерин

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
 
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я. Смотрите новый фильм
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я. Смотрите новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ - Часть 2-я. Переводы Библии и археология. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ  - Часть 1-я Предисловие. Новый проект православного паломнического центра Россия в красках в Иерусалиме. См. новый фильм
 
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 

Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского… 

 

 
Известно, что до Александра Ярославича Невского имя «Александр» носил только один древнерусский князь, а именно – Александр Всеволодович Белзский (вт. пол. XII – пер. пол. XIII в.), некоторое время правивший во Владимире-Волынском и не оставивший по себе долгой памяти. Предположим, что Александр Ярославич был наречен в честь царя-полководца Александра Македонского. Могло ли это быть на самом деле?
 
В Древней Руси об Александре Македонском узнали из переведенного с греческого языка исторического романа, известного под двумя названиями, – «Деяния Александра» (Άλεξάνδρου πράξεις) и «Жизнь Александра Македонского» (Βίος Αλεξάνδρου του Μακεδόνος), авторство которого установить не удалось. В русском переводе роман называется «Александрия». Как и с какого времени это сочинение стало доступно русскоязычному читателю?
 
 
 
«Александрия» является составной частью сборника переводов под названием «Еллинский и Римский летописец». В 1-ю из двух существующих редакций «Летописца», помимо «Александрии», входят еще два сочинения греческих авторов, а именно «Хронография» Иоанна Малалы (VI в.) и «Хроника» Георгия Амартола (IX в.), то есть 1-я редакция освещает период всемирной истории от Адама до византийского императора Феофила (829–842) включительно.  Примечательно, что в обоих названных исторических сочинениях повествуется об Александре Македонском.

Российский филолог В.М. Истрин в своей работе «Александрия русских хронографов» (М., 1893) определил, что 1-я редакция «Летописца» создана до середины XIII в. Он также установил, что древнерусская версия «Александрии» распространялась лишь в составе «Летописца».

Советский филолог А.С. Орлов в своей работе «Переводные повести феодальной Руси и Московского государства XII–XVII веков» (Л., 1934) приводит мнение, что и 2-я редакция «Летописца» уже в 1-й половине XIII в. влияла на русский летописный свод, который лег в основу Ипатьевской летописи и Московских летописных сводов.

Советский филолог О.В. Творогов в своем исследовании «Древнерусские хронографы» (Л., 1975) полагает, что обе дошедшие до нашего времени редакции «Летописца» восходят к его несохранившейся архетипной редакции, состав которой полнее соответствует составу 1-й редакции «Летописца» (см. также его примечания к изданию: Летописец Еллинский и Римский. В 2-х тт. СПб., 1999–2001).

Что касается собственно «Александрии», то она тоже имела две версии. Как утверждает А.С. Орлов, первоначальная версия, появившаяся в  II–III вв., – египетско-александрийская, возникшая, вероятно, в Александрии Египетской. Позднее эта версия была эллинизирована. Вторая версия – иудео-христианская, созданная, вероятно, в Иерусалиме. В ней «Александр изображен почитателем иудеев и их единобожного исповедания, а также пророчествовалось о пришествие Христа». Можно было бы ожидать, что эта версия «Александрии» и войдет в «Летописец», однако А.С. Орлов утверждает, что в него вошла эллинизированная версии со вставками из «Хроники» Георгия Амартола. Последняя была переведена с греческого языка в Болгарии еще в X в. Она также превносит в «Александрию» эпизоды почитания Александром Македонским единого Бога, как это имеет место в иудео-христианской версии. Таким образом, этот эллинистический царь не воспринимался на Руси как язычник.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на Руси сведения об Александре Македонском из письменных русскоязычных источников стали распространяться не позднее XII в. Принимая во внимание, что Александр Невский родился ок. 1220 г., приходим к выводу, что «Александрия» могла стать причиной имени нашего великого князя Александра Ярославича Невского, нареченного в честь великого царя Александра Филипповича Македонского.   
 
 
© Густерин П. В., научный сотрудник Российского института стратегических исследований
 Материал прислан автором порталу "Россия в красках"  26 июля 2020 года
 
 
 
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com