Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Павел Флоренский.
Переписка 1907 года (публ. П. В. Флоренского)
 
1907.01.18
О. А. Флоренская – П. А. Флоренскому
Открытка: Сергиев посад (Моск. губ.)
Студенту Духовной академии П. А. Флоренскому
Штемпели: Тифлис 19.1.07; Сергиевский посад 23.1.07
 
19 18/I 07 г.
Милый Павля, напрасно так долго не пишешь. Мама уже ждет давно, кажется, беспокоится.
Умер вчера Николай Алексеевич1 – его ранили.
Папа стал еще хуже – очень слаб, устает, мрачен.
Теплеет, почти весна.
Дети теперь здоровы. Раньше Анька2 лежал, Гося3 ходила с подвязанным глазом. Лизы тети4 все нет и вряд ли скоро будет – у них нет воды, канава окончательно испортилась, придется рыть ее сначала.
Два раза писала тебе, да бросала на полдороге... Я как-то даже не знаю, интересны ли тебе мои письма. А теперь пишу, чтобы ты не беспокоился – очень уж давно не имеешь вестей из дому.
Как ты нашел Шуру?5
Валя6
______________________________________________
1. Худадов Николай Алексеевич – друг семьи Флоренских, врач, общественный деятель радикальных убеждений, основатель в Тифлисе Общества трезвости, воскресных школ грамотности для рабочих; скончался 17 января 1907 года от полученного при теракте ранения.
2. Флоренский Андрей Александрович (1899–1961) – брат П. А. Флоренского.
3. Флоренская Раиса Александровна (1894–1932) – сестра П. А. Флоренского.
4. Мелик-Беглярова Елизавета Павловна (1854–1919) – сестра О. П. Флоренской.
5. Флоренский Александр Александрович (1888–1938) – брат П. А. Флоренского.
6. Флоренская Ольга Александровна (1890–1914) – сестра П. А. Флоренского.
 
 
1907.01.21
О. П. Флоренская – П. А. Флоренскому
Конверт: Сергиево Московской губернии
ЕВБ Павлу Александровичу г-ну Флоренскому
Духовная академия
Штемпели: Тифлис 1907.01.22; Сергиевский посад 1907.01.28
 
Милый Павлик,
Наконец сегодня получили мы давно ожидаемое от тебя письмо. Мы уже боялись, что ты мог заболеть где-нибудь во время этих ужасных морозов; слава Богу, ты уже вернулся в Сергиево. Я очень рада, что ты проездился и видел опять иное, чем всегда. В твоих симпатиях к деревенской жизни и людям ты очень сходишься с папой, который только и мечтает о том же, но которому это уже не по силам. Из твоего письма кажется, как будто ты не получил моего письма, посланного тебе в Посад уже давно. Между прочим, я спрашивала тебя в нем, не нужно ли выслать тебе денег. Я и теперь повторяю этот же вопрос. Пожалуйста напиши, и мы тебе вышлем. Ты спрашиваешь, что у нас теперь делается и какое настроение в Тифлисе. Скажу одно: хорошего мало. Снова возобновились террористические действия, и жертвою их наш бедный Николай Алексеевич Худадов. Третьего дня похоронили его при всеобщем сочувствии огромного количества народа всех сословий и национальностей. Только никто не мог понять, почему нужно было убить именно его? Осиротела бедная семья его и многочисленные друзья.
Ты пишешь о новом журнале1 и своем сотрудничестве в нем, но я не радуюсь. Ты не рассчитываешь свои силы, берешь на себя слишком много работы, и я со страхом жду времени, когда все это отзовется тебе. Если бы ты видел теперь папу! Он до того переутомлен, что с трудом справляется со своими служебными обязанностями (правда, усиленными в последнее время), жалуется, что прямо не может сделать правильно ни одного вычисления, не может думать и даже говорить. Он стал до того слаб, бледен и раздражителен, что просто трудно смотреть на него.
Благодарю тебя за предупреждение относительно Шуры. Не следует ли посоветовать ему теперь же уехать из Петербурга домой? У нас все благополучно. Все здоровы, но не особенно веселы и спокойны, и если бы ты с товарищем попали сюда к нам, то не захотели бы долго прожить с нами. Передай ему наш поклон. Как ты с ним сроднился! Хотелось бы подробнее знать о тебе, но не хочу доставлять тебе лишней работы писанием длинных писем.
Присылай хоть свои статьи. Тема эта очень интересная для меня.2 До свидания, милый. Целую тебя.
Твоя мама.
P.S. Хотела послать тебе газеты, но тебя не было в Сергиеве. Я просила Люсю и Лилю3 передать тебе при случае; не знаю, удастся ли.
_________________________________________
1. Вероятно, имеется в виду «Век» – еженедельник религиозно-общественной жизни и политики. СПб, 1906–1907, редактор-издатель Владимир Александрович Никольский.
2. Вероятно, О. П. Флоренская имеет в виду интерес сына к крестьянской жизни, его планы создания образовательной программы для крестьян, которыми он в это время интересовался.
3. Флоренская Юлия Александровна (1884–1947), Флоренская Елизавета Александровна (1886–1967) – сестры П. А. Флоренского.
 
 
1907.01.21
А. В. Ельчанинов – П. А. Флоренскому
Открытка: Ярославская жел. дор. ст. Сергиево. Сергиев посад.
Московская Духовная академия
П. А. Флоренскому
Штемпели: С.-Петербург 21.1.07; Сергиевский посад 23.1.07
 
Милый, дорогой Павлуша! Шура1 показывал мне сейчас твое письмо о крестьянском университете.2 Не буду писать сейчас, как он мне понравился, а сделаю тебе след. предложение. При «Веке», как тебе известно, издается «Библиотека Века» – маленькие брошюрки от одного до двух листов.
Если ты напишешь о своем проекте, то редакция, думаю, с удовольствием напечатает это у себя; это представит то преимущество, что сделать затем отдельные оттиски в обложках будет стоить неимоверно дешево, след., можно будет пустить в магазине3 и т. д. Если согласен, пиши поскорей. Твой проект мне нравится чрезвычайно, и я, конечно, чем могу буду содействовать его осуществлению и процветанию. Как видишь, я в Питере, в исполнение твоих слов о том, чтобы быть с теми, кого любишь. Я буду видеться часто с Шурой. Мне приятно, что у него есть доверие ко мне; он просил, по крайней мере, меня бывать у него почаще и т. д. Пока все. Мой адрес: Лиговка, 72, 3. Поклон Сереже.4 Я так жалею, что не простился с тобою перед отъездом в Питер.
Саша. I/21
____________________________________
1. Флоренский Александр Александрович (1888–1938) – брат П. А. Флоренского, в это время учился в Петербургском университете.
2. П. А. Флоренский в это время был увлечен идеей создания крестьянского университета.
3. Книжный магазин «Братство», открытый участниками Христианского братства борьбы в Москве (Тверская, 28, д. Олсуфьева, против Брюсовского пер.).
4. Троицкий Сергей Семенович (1881–1910) – однокашник по МДА и друг Флоренского, с кем он жил в одной келье в 1905–1907 гг., женился на сестре Флоренского Ольге, уехал в Тифлис, где преподавал русскую словесность в 1-ой тифлисской гимназии. Был убит на почве национальной неприязни.
 
 
1907.02.15
О. А. Флоренская – П. А. Флоренскому
15-го февраля. [карандашом: 1907]
 
Ты пишешь о «пьяности» на горных высотах.1 О той же пьяности Богом говоришь и в одной из статей. Пьяность... Не есть ли это то же вакхическое начало, только в области духовной? Пьяность – то состояние, когда ч-к теряет себя, способность объективно и ясно смотреть вокруг, видеть все цвета в совокупности как они есть, а не через очки какого-либо цвета. Так зачем же эта пьяность? Ведь тогда только временная, кажущаяся близость к Богу. Разве Христос был когда-либо опьянен? Таков действительно Иоанн Креститель на картине Винчи.2 Он легко может притянуть к себе, увлечь, упоить вином аскетизма.
Это – забытое.
Не его надо.
Спрашиваешь – что меня интересует. Пиши обо всем. Не могу определенно сказать тебе, что именно в данный момент кажется наиболее интересным или важным, интересно и важно все.
Так же и читать приходится самые разнообразные вещи. Рисование сейчас очень зовет меня. Очень хочется пройти всю школу этого искусства и скульптуры с самого начала до конца. Иначе, кажется, нельзя ни за что приняться.
Мама с папой стали поспокойнее. А дети все, как были. У Госи3 только снова болит глаз. Андрюшка уже довольно порядочно научился писать и читать, так что все же можно понять, что он хочет выразить.
Зима прошла как-то «нереально». Хотя еще не вполне весна, но все же значительно теплее, есть цветы, дни длинные. Только часто ветры, тучи, дождь.
Думала написать тебе, когда получатся книги, о которых ты говорил. Но уже все равно – захотелось сейчас, да и мама пишет.
В каком месяце думаешь ты приехать?
Я очень жду твоего приезда. Очень хочется побыть, хотя бы короткое время, вместе.
Пиши мне.
Сейчас уж больше не пишется.
[Рисунок руки]
Пока, прощай, мой милый Павля.
Твоя Валя.
P.S. Почему ты мне ничего не сказал относительно адреса Мережковского? Или ты не знаешь его?
________________________________
1. Имеются в виду строки: «Идем без дороги / выше и выше – / все тише. / Гнутся усталые ноги. / Воздух все реже, / и, пьяно качаясь, кружится мир, накренясь...» из стихотворения П. А. Флоренского «На высотах. (Песнь восхождения)», вошедшего в сборник «Ступени», а позже в сборник «В вечной лазури» с подзаголовком «На высотах (Песнь восхождения)». Стихи П. А. Флоренского в виде цикла были опубликованы в журнале «Христианин» в 1904 г., № 4.
2. Леонардо да Винчи. «Мадонна в скалах» (1483–1494, Лувр, Париж; 2-й вариант 1497–1511, Нац. галерея, Лондон).
3. Флоренская Раиса Александровна (1894–1932) – сестра О. А. Флоренской.
 
 
1907.02.09
П. А. Флоренский – Н. Н. Лузину1
Конверт отсутствует
 
Дорогой Николай Николаевич!
Книги, посланные Вами, получил. Не только благодарен Вам за Вашу любезную услугу, а и искренне тронут Вашею добротою ко мне, увы, столь незаслуженною. Хотелось бы повидать Вас. Как только побываю в Москве (мож. быть, в конце той недели), непременно забегу. Как идут Ваши занятия и экзамены? Впрочем, о последних, конечно, не для чего спрашивать. Без сомнения, Вы их превосходно сдадите. И (опять «видчем»!) опять-таки этого с меня слишком мало. Никогда не поверю, чтобы Вы только сдавали экзамены. Убежден, что это было бы слишком мало для Вас. Если увидите Егорова2 и Жуковского3, то, пожалуйста, передайте им мой сердечный привет, а особенно последнему. Что же касается до лекторов – Лахтина4 и Млодзеевского,5 при случае, скажите, что весьма хотел бы передать им свой поклон, но не дерзаю, потому что чую, что они слишком настроены против меня. Последнее (мотивировка) впрочем предназначается только для Вас.
После Вашего отъезда ко мне пришли кое-какие мысли, но, поверьте, так меня раздирают дела, что до сих пор не имел часа, чтобы попробовать их на бумаге. Воистину, Николай Николаевич, мои делишки, от которых рад бы избавиться ради какой угодно математической работы – хотя бы даже стирать за кто-нибудь! – образуют группу всюду-платную. Вот почему до сих пор так неделикатно не отвечал Вам. Еще раз благодарю за память. Indiversisunitas! Во всем всего Вам наилучшего, больше всего – мира души.
Искренно любящий Вас
Павел Флоренский
1907.II.9
Сергиевский посад
____________________________
1. Лузин Николай Николаевич (1883–1950) – математик, профессор Московского университета, академик АН СССР с 1929 г., создатель московской научной школы теории функций.
2. Егоров Дмитрий Федорович (1869–1931) – математик, глава московской математической школы, профессор Московского университета, церковный староста одного из московских приходов. Был арестован в 1930 г. за сбор средств в пользу репрессированных единоверцев и выслан в Казань, где после объявленной им голодовки скончался в больнице.
3. Жуковский Николай Егорович (1847–1921) – математик, гидродинамик, профессор с 1886 г., член-корр. АН с 1894 г. Отец русской авиации. К «похожему на папу» Жуковскому П. А. Флоренский испытывал особенно теплые чувства, передав их своему старшему сыну Василию, семья которого жила недалеко от Донского монастыря, где был погребен Н. Е. Жуковский. Василий Павлович любил водить на его могилу своих детей, собирал связанные с ним документы. Первые впечатления о Жуковском Флоренский сообщает в письме матери 28 октября 1902 года: «Были мы вчера, как собирались, в Мытищах. Там я видел довольно много интересного, а главное, интересно было побыть с Жуковским. Он замечательно милый человек, очень добрый и простой. Кроме механики, чистой и прикладной, он ни о чем не думает, и поэтому интересно послушать его, так же как интересно бывает на лекциях: чувствуется в каждом слове его, что это действительно знаток дела и, главное, относящийся к нему с любовью. Ему не наскучит выводить одно и то же, т. к. каждый раз он заново обдумывает, видит новое, изменяет по тем или другим соображениям». Позже, 18 ноября, он признается в письме отцу: «В очень многих отношениях Жуковский напоминает тебя, только он беспредельно добродушен и никогда не острит, хотя на его лекциях часто смеешься, именно благодаря его истинным остротам, которые он говорит, сам того не замечая. Мне в нем то нравится, что он никогда не ограничивает нас, а наоборот, с чем бы к нему ни прийти, он сейчас же начинает так относиться, как будто иначе быть не могло, но требует зато основательности». Сведений о дальнейших контактах П. А. Флоренского с его профессором нет, да и едва ли они были до весны 1921 года, когда священник отец Павел Флоренский отпевал и провожал своего Профессора в последний путь через всю Москву.
4. Лахтин Леонид Кузьмич (1858–1927) – математик, ученик Бугаева, работал в области алгебры, теории вероятности, геометрии, профессор физико-математического факультета Московского университета. Яркую характеристику Лахтина см. в воспоминаниях Бугаева-младшего: Белый Андрей. На рубеже двух столетий. М., 1989. С. 85-87. Под руководством Лахтина Флоренский писал свое зачетное сочинение «Идея прерывности как элемент миросозерцания. Книга первая: Об особенностях плоских кривых, как местах нарушения их непрерывности» (1903). В 1903–1905 гг. – сначала помощник ректора, затем ректор университета.
5. Млодзеевский Болеслав Корнелиевич (1858–1923) – математик, профессор Московского университета, с 1891 г. – секретарь, с 1906 г. –  вице-президент, а затем и президент Московского математического общества. Первым в Московском университете в 1900 г. начал чтение курса по теории функций действительного переменного.
 
 
1907.02.15
О. П. Флоренская – П. А. Флоренскому
Конверт: Сергиево (Московской губернии), Духовная академия
Павлу Александровичу Флоренскому
Штемпели: Тифлис 1907.02.17; Сергиевский посад 1907.02.23
Рукой Флоренского: Получ. 23.2.07
 
Милый мой Павлик,
Наконец-то получили давно ожидаемое письмо от тебя, но о себе лично ты все-таки мало пишешь. Здоров ли и как себя чувствуешь? Я очень рада, что ты предполагаешь приехать сюда это лето, и давно пора. Боюсь только, что ты совершенно отвык от кавказской жизни и придется заново знакомиться с нею. Я стала даже не так ясно представлять себе твою наружность. Сергею Семеновичу я тоже буду очень рада. Если бы только вы могли приехать немножко пораньше, когда не все еще выгорело от горячего солнца, как бы хорошо было, и вы оба увезли бы с собою лучшее представление о здешнем крае. Мне кажется, что эти два лета, проведенные тобой в душном Тифлисе, отвратили твое [нрзб.] от здешних мест. Ты спрашиваешь о нас, что мы думаем. Все то же, что и прежде. К сожалению, приходится ограничиваться своими домашними делами, занятиями с детьми и т. д. Хотя мы все и относимся с большим интересом к общественным вопросам теперь, но приходится только кипятиться про себя и только. Папа занят, конечно, и своими служебными делами, которые немало тормошат его, приходится много работать, а это уже сильно утомляет его при его слабом здоровье и летом. В последнее время он все-таки выглядит немного бодрее. Тяжело иметь таких близких, как вы все, и не видеть их такое долгое время, не разделять с ними своих мыслей и чувств в такое трудное время, но потерпим еще несколько месяцев и тогда будем вознаграждены.
 
Люся и Лиля не пишут нам о себе так часто и подробно, как бы нам хотелось. Видел ли ты их за это время? Нам много приходится думать о них и о Шуре. В особенности о нем. До свидания, милый. Будь здоров и береги себя.
Твоя мама.
Тетя Ремсо1 еще здесь.
Дети здоровы и учатся.
______________________________
1 Сапарова Репсимия Павловна (1865 – ранее 30-х годов) – сестра О. П. Флоренской, в первом замужестве – Тавризова, во втором – Коновалова.
 
 
1907.02.19
В. Ф. Эрн – А. В. Ельчанинову
Открытка: Петербург, Лиговка, 72, кв. 3
ЕВБ А. В. Ельчанинову
Штемпель: Москва, 19.2.07
 
Дорогой Саша! Отвечаю на твой вопрос: В Церк. Обновл.1 26-го февраля будет читать Валентин о Бранде.2 В соловьевском обществе это чтение уже состоялось и прошло хорошо. По всей вероятности, и я привезу в Петербург готовый реферат о жизненной правде.3 Если это действительно будет так, то я готов читать студентам, курсисткам и пр., где будет можно. Хотелось бы читать, раз Валентину же выступать не в Церк. Обн. не хочется. Но если у меня не будет готов реферат, то он готов читать о Бранде в другом месте. Что касается о. Михаила, то Вал. самым решительным образом возражает против печатания «Господ и рабов».4 Завтра высылаю тебе статью для «Века»: «Таинства и возрождение Церкви».5 Эта статья, я думаю, ответит на твое желание «основоположит. и серьезных» статей. У меня она написалась вдруг. Здесь был Павлуша 2 дня. Пока прощай.
Твой В. Э.
___________________________________________
1. «Братство ревнителей церковного обновления» основано в 1905 г. представителями церковной интеллигенции и священников, «группой 32-х». В дискуссиях того времени о судьбах Русской Церкви и связанных с вопросом о Поместном Соборе и его составе особый резонанс имели записки группы петербургских священников, первая из которых была опубликована в «Церковном вестнике» от 17 марта 1905 года, а вторая – 26 мая, там же. В дальнейшем эта группа получила название «группы 32-х» священников, хотя количество подписей, стоявших под первой запиской, до сих пор не известно. Позднее «группа 32-х» была преобразована в «Союз (Братство) ревнителей церковного обновления» (СРЦО), в программных документах которого в течение 1905 – начала 1907 года были сформулированы основные положения церковного реформаторского движения.
2. Реферат прочитан 26 февраля 1907 г. и впоследствии опубликован: Свенцицкий, В. Религиозный смысл «Бранда» Ибсена // Парус, 1907, № 3. Реферат в Московском религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева был прочитан 16 февраля 1907 г.
3. Эрн, В. О жизненной правде // Вопросы религии, 1907, вып. 2, с. 29-61.
4. Название реферата о. Михаила (Семенова), прочитанного 7 февраля 1907 г. на заседании Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева.
5. Эрн, В. Таинства и возрождение Церкви // Церковное обновление, 1907, № 9, с. 65-66.
 
 
1907.02.19
А. В. Ельчанинов – П. А. Флоренскому
Открытка: Ярославск. ж. д. Сергиев посад, Моск. Духовная академия
П. А. Флоренскому
Штемпели: С.-Петербург 19.2.07; Сергиевский посад 21.2.07
 
Дорогой Павлуша! Я сейчас очень был удивлен. Прислали нам статью (кто-то из ваших академиков), отзыв о журнале еп. Евдокима «Христианин»1, обнаруживающий, во-перв[ых], сплошь черное направление журнала и, во-вторых, некрасивое ведение дела – вся передовая «Наши задачи» списана с «Христианского братства борьбы»2 и его прогр[аммы] Свенцицкого. Сейчас мы получили проспект издания, составленный в крикливом, рекламном тоне, с упоминанием корреспондентов по всему миру, с подчеркиванием того, что в почте и портфеле есть такие произведения, которые никем еще до сих пор не были обнародованы (?).
Я бы не обратил на все это внимания, если бы меня не спрашивали, каким обр[азом] в списке сотрудников, вместе с Неплюевым,3 стоит твое имя. Напиши, пожалуйста, как это вышло.
Прощай пока. Твой Саша. II/19
Лиговка, 72, 3
____________________________
1. В. «Христианин» еп. Евдокима // Век, 1907, № 8, с. 98-100. «Христианин» – ежемесячный журнал, издаваемый с 1907 г. ректором МДА еп. Евдокимом (Мещерским).
2. «Христианское братство борьбы» – нелегальная организация , созданная в 1905 г. В. Ф. Эрном и В. П. Свенцицким, в деятельности которой принимал активное участие А. В. Ельчанинов.
3. Неплюев Николай Николаевич (1851–1908) – общественный деятель и писатель, основатель Крестовоздвиженского трудового братства.
 
 
1907.03.01
О. П. Флоренская – П. А. Флоренскому
Конверт: Сергиево (Московской губернии)
В Духовную академию
Павлу Александровичу Флоренскому
Штемпели: Тифлис 1907.03.02; Сергиевский посад 1907.03.08
Рукой Флоренского: Получено 1907.III.8
 
Дорогой мой Павлик,
Получили твои четыре брошюры1 и очень заинтересовались ими. Антоний написан в высшей степени увлекательно, а конец прямо-таки возвышает душу и приподнимает [душу] от земли; но нужно сказать тебе, что, по мне, ты неудачно окрестил ее и слишком распространился о Флобере. Ведь Антоний Флобера – это частность, могущая быть и не всем известной, а у тебя тема о безверии и вере написана такими красками и в таком настроении, что жалко приурочивать к отдельному факту. Она требует большей шири. По мне, конец слишком хорош для начала, но все это мелочи и недостаток техники письма, а вещь все-таки остается сама собою и, думаю, сильно будет читаться. Извини, дорогой, если не понравятся мои замечания. Пишу это, даже не проверив себя, так как я прочитала ее только раз бегло, а потом брошюра пошла ходить по рукам и прочитать внимательно второй раз мне не удалось.
Замечу, статейка в «Христианине»2 еще более интересна. Я сама не раз задавала себе этот вопрос: как? каким образом можно дойти до этого сознательному человеку? Нахожу, что ты слишком смел, ставя такие вопросы, и вряд ли... Пожалуйста, ответь на мое письмо это, чтобы я не считала слишком несущественными свои слова: теперь мы все видим и чувствуем совсем разно!
Я получила ваше совместное письмо из Москвы. Сергею Семеновичу очень благодарна за память. Отдыхаете ли на Масляницу? Пожалуйста, не изводи себя чересчур Великим постом. Можешь счесть себе за подвиг и противодействие своему стремлению к небесам. Подожди немного и не забывай и о нас, грешных. Будь же здоров, милый.
Твоя мама
 
Папа здоров. Он переходит теперь снова в Округ путей сообщения, где ему предложили занять должность помощника начальника Округа, который назначается Ково [нрзб.] Пока он еще не назначен.
________________________________________
1. Флоренский П. Антоний романа и Антоний предания. // Богословский вестник. 1907. Т. 1, №1. С. 119-159. В феврале П. А. Флоренский выслал родным в Тифлис четыре оттиска со статьей, напечатанные в типографии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
2. Статья «Вопросы религиозного самопознания». Опубликовано в журнале «Христианин», 1907. Т. 1. № 1 под заголовком «Письмо I» с сопроводительным примечанием редакции: «Под этим общим заголовком редакция намерена предложить читателям материалы, выясняющие религиозное сознание современной России. Помещаемое в настоящем номере Письмо I подымает один из вопросов этой области – вопрос о психологии таинств. Ред.»
 
 
1907.03.08
В. Ф. Эрн – А. В. Ельчанинову
Открытка: С.-Петербург, Лиговка, 72, кв.3А
ЕВБ А. В. Ельчанинову
Штемпель: Москва 8.3.07
 
Дорогой Саша! На моем заседании1 из 50 №№ «Века» продалось 33. Остальные разойдутся (по всей вероятности), но на будущее время попроси Никольского2 присылать в Общество3 по 40 экз. Расчет будет месячный, а то неудобно каждый раз посылать по 2 р. 50 к.
Пока прощай.
Твой В. Э.
___________________________________
1. На публичном заседании Московского религиозно-философского общества 5 марта 1907 г. Эрн прочел реферат «О жизненной правде».
2. Никольский Владимир Александрович (1870–?) – богослов, публицист, редактор-издатель журнала «Век».
3. Инициаторами создания Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева (1905–1918) как формы легализации Христианского братства борьбы были Свенцицкий и Эрн (см. Носов А. От «соловьевских обедов» – к религиозно-философскому обществу // Вопросы философии. 1999. № 6); канцелярия располагалась в квартире, где они жили (Остоженка, 1-й Зачатьевский пер., д. 6, кв. 1).
 
 
1907.03.13
А. Андросова – П. А. Флоренскому
Конверт: Его высокородию Павлу Александровичу Флоренскому
Сергиевский Посад Духовная академия
Russland Moskau Москва
Швейцария Ascona Locarno
Штемпели: 2.III 07 Ascona
Москва, город. почта 12. 3. 07. Сергиевский посад 13.3. 07
[В письмо был вложен цветок, который повредил часть текста]
 
Нехорошо, Павля, что ты не пишешь. Два месяца ждала письма и наконец получила брошюру и ни единой строчки о себе.
Это письмо, на которое я тщетно ждала ответа, было написано в ужасном душевном состоянии, но настроения меняются к великому счастью людей вообще и моему в особенности, и теперь приветствую тебя в самом легкомысленном настроении с берегов LagoMaggiore из Асконы, куда рок занес меня по окончании зимнего семестра.
Кругом все так цветет, и озера и горы принимают такие мириады окрасок и тонов, что невольно вспоминается Карамзин и затихает вечная тоска по родине. С утра с учебником анатомии или аналитической химии (о, горе мне, несчастной!) иду на скалы к озеру и греюсь [нрзб.], завидую ящерицам и еще большим страшным людям, которые проходят над моей головой по шоссе вдоль озера. Люди эти, с длинными волосами, без шапок, в сандалиях, часто с весьма интеллигентными лицами, меня ужасно интересуют. С одним из этих NaturMensch мне удалось познакомиться, но завязать разговор сколько-нибудь продолжительный и интересный все не приходится. На горе, среди как бы нарочно навороченных скал, раскинуты домики Hontaverita этой секты или общины; ни садов, ни огородов, никаких культурных [нрзб.]; кругом по камням только кактусы и, страшный контраст, маленькия, больныя, тощия, родныя березки.
На расспросы окружающих о NaturMensсh я получала весьма односложные и неудовлетворительные ответы. Местный врач долго старался объяснить [нрзб.], какому роду психических заболеваний надо отнести поголовную [нрзб.] общины.
Тут среди природы и учебников я как-то совсем ушла от жизни, ужас событий в России доносится как отдаленное эхо.
Пиши, если можешь, скорей, ибо числа 10-12 апреля (нов. ст.) уеду в [нрзб.] и пробуду там около месяца, а затем не знаю, куда направлю стопы свои. В Цюрихе вряд ли останусь. Надо много и основательно поработать для [нрзб.], но в клинике, а то зимний семестр в этом отношении дал очень мало.
Прощай, пиши больше о себе.
Адрес: 7– Soizzera Ascona presso Locarno, villa Avoocato Affonetio.
Твоя С. Андросова.
Брошюру твою прочла с таким чувством, как будто перенеслась в другой мир. Так далеко это от того, чем живу теперь я.
 
 
1907.03.15
В. Ф. Эрн – А. В. Ельчанинову
Конверт: Петербург, Лиговка, 72 кв., 3
ЕВБ А. В. Ельчанинову
Штемпели: Москва 15.3.07; С.-Петербург 17.III. 07
 
Дорогой Саша!
Мне кажется, хорошо бы было поместить в отделе [нрзб.] посылаемую выдержку из №72-го моск. газеты «Утро».1
Вчера мы с Валентином открыли чтения наших курсов.2 Публики было более 200 человек. Удачно и хорошо.
Пока прощай.
___________________________________
1. В газете «Утро» (1907, № 72) объявление об открытии Вольного богословского университета не обнаружено.
2. Имеется в виду Вольный богословский университет при Московском религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева, в рамках которого 15 марта 1907 года В. Эрн прочел лекцию «Социализм, анархизм и христианство», а В. Свенцицкий – лекцию «Лев Толстой и Вл. Соловьев».
 
 
1907.04.04
В. Ф. Эрн – А. В. Ельчанинову
Открытка: Петербург, Лиговка, 56, кв. 8
ЕВБ С. Н. Валенковой (с пер. А. Е.)
Штемпели: Москва 4.4.07; Петербург 5.IV.07
 
Дорогой Саша!
1. Валентин просит, чтобы ты 200 экз. его «Бранда»1 переслал по почте немедленно, потому что он хочет продавать его на публичном заседании 9-го апреля.2 Остальные пусть перешлют ж. д.
2. Мы с Валентином самым решительным образом протестуем против затевания новых дел, подобных «Гол. году».3 Передай это Ник.
3. Насчет принятия Попова и Глаголева4 в «общину» – полагаемся на тебя. Если ты находишь их подходящими, мы не имеем ничего против.
4. О. Ионе5 мы послали 40 р.
5. К Пасх. № Валентин приготовит статью заранее.
6. Я уже стал писать брошюрку для Библ. «Века» «Что нужно делать в ожидании Собора».6 Она выливается из души.
7. Статью Философова7 печатайте непременно. Я насчет нее напишу, поставлю несколько кардинальных вопросов всем неохристианам.
8. На статью И. Осипова8 отвечу по существу.
9. Сейчас дописываю 4-ую лекцию. Страшно устал. А Валентин заболел.
10. О своем решении немедленно сообщи.
Пока прощай.
___________________________________
1. Свенцицкий В. Религиозный смысл «Бранда» Ибсена.
2. На этом заседании И. М. Трегубов сделал доклад «Разбор лекции В. П. Свенцицкого о Льве Толстом».
3. Объявленное в «Веке», но несостоявшееся издание журнала «Берег».
4. Собственником журнала «Век» в марте 1907 г. стала «трудовая община» в составе Булгакова, Ельчанинова, Никольского, Свенцицкого и Эрна. Впоследствии присоединились: Попов Александр Васильевич – член Петербургского РФО, редактор журнала «Век» с апреля 1907 г.; Глаголев Михаил Федорович (1879–?) – кандидат богословия, член ПРФО, участник Поместного Cобора 1917 г.
5. Брихничев Иона Пантелеймонович (1879–1968) – поэт, публицист. Окончил Тифлисскую духовную семинарию, где учился в одном классе с И. В. Джугашвили. Был близок к участникам Христианского братства борьбы, в 1907 г. лишен священнического сана, один из основателей движения «голгофских христиан», в 1917 г. вступил в РКП(б), секретарь Центрального совета Союза воинствующих безбожников.
6. Речь идет о предполагавшемся Поместном Cоборе Православной Российской Церкви, созванном лишь после Февральской революции 1917 г. Вероятно, речь идет о работе «Что делать?», опубликованной в «Вопросах религии», вып. 2.
7. Философов Д. В. Церковь и революция // Век, 13.05.07, №18. Там же полемика Свенцицкого «О новом религиозном сознании». Кроме того, ответом на нее была статья В. Эрна «Историческая церковь», опубликованная в «Церковном обновлении», 1907, №11.
8. Статья Ивана Осипова «Таинства и возрождение Церкви» («Век», 1907, 1 апреля. № 13) – реакция на статью Эрна под тем же названием в журнале «Церковное обновление» (1907, № 9).
 
 
1907.04.04
В. Ф. Эрн – А. В. Ельчанинову
Заказное: Петербург, Лиговка, 72, кв. 6
ЕВБ А. В. Ельчанинову
от Д. И. Егорова
Москва, Б. Козихинский. д. Ульянова, кв. 3.
Штемпели: Москва 4.4.07; Петербург 5.IV.07
 
Дорогой Саша! Сейчас была у Валентина П. А. [Ивашева]1 и сообщила, что ей вручен обвинительный акт по делу о «Стойте в свободе».2 Следователь сказал, что такой же акт будет вручен в течение трех дней и тебе, и таким образом сейчас же будет обнаружено, что тебя нет в Москве. Залог равносилен подписке о невыезде. И раз ты уехал, не уведомив следователя, твое отсутствие будет рассматриваться как уклонение от суда. Решая вопрос о том, являться на суд или нет, прими во внимание, что следователю каким-то неведомым для нас образом известно, что ты в Петербурге и работаешь в «Веке». Таким образом, если ты решишь уклониться, тебе немедленно нужно выехать из Петербурга. Иначе уклонение будет безрезультатным.3 Советовать тебе какое-нибудь определенное решение мы не можем. Но во всяком случае имей в виду следующее:
1. О «Веке» не беспокойся. Через 2 недели может приехать в Петербург Валентин. И таким образом твое отсутствие не отразится на «Веке» пагубным образом.
2. Поэтому ты можешь выехать из Петербурга и поехать туда, куда тебя всегда тянет. Там, я думаю, ты будешь в полной безопасности. Когда же первый пыл тех, кто ищет тебя, уляжется, ты снова можешь приняться за свое дело.
Таким образом, необходимости непременно являться на суд нет.
___________________________________
1. Ивашева Пелагея Александровна –  учительница, участница Христианского братства борьбы.
2. Журнал Свенцицкого, Эрна, Ельчанинова и Ивашевой, издававшийся ими нелегально. Под общей шапкой издательства «Стойте в свободе!» в 1906 г. вышли газеты «Ходите в свете» (9 июля) и «Духа не угашайте» (17 июля). Против их издателей Ельчанинова и Ивашевой было возбуждено уголовное дело (после допроса оба отпущены под залог).
3. После обыска на московской квартире, где жили Эрн и Свенцицкий, против них и Ельчанинова было возбуждено уголовное дело и взята подписка о невыезде. Уехав в Петербург, Ельчанинов подписку нарушил.
 
 
1907.04.25
В. Ф. Эрн – А. В. Ельчанинову
Открытка: Петербург, Лиговская, 72, кв. 6
ЕВБ А. В. Ельчанинову
Штемпели: Москва 25.4.07; Петербург 26.IV.07
 
Дорогой Саша! Я ничего не имею против того, чтобы взять на себя написание указанных тобою листков, но... прежде всего мне нужно знать срок, т. е. к какому времени должны они быть готовы. Если до 10-го мая – я не могу. Если к второй половине мая – то могу – по крайней мере, хоть один-два листка.
Пожалуйста, не забудь мне написать как имя, отчество и настоящая фамилия Аскольдова,1 а также адрес его. Мне нужно ему кое-что написать. Отвечать И. Осипову, Мережковск., Роз. и Фил. – я буду сразу, может быть, в отдельной брошюре.2 Хочу сконцентрировать. Хотелось бы о многом тебе сказать. Но сейчас я чувствую себя физически плохо.
Прощай. Твой Володя.
Сердечный привет Соне. Очень жаль, что вы не приехали.
_________________________________________
1. Аскольдов Сергей Алексеевич (наст. фамилия Алексеев) (1871–1945) – философ, член ПРФО, внебрачный сын философа А. А. Козлова.
2. Эрн В. Христианство и мир (ответ Д. Мережковскому) // Живая жизнь. № 1, с. 15. Ответ на эту публикацию: Мережковский Д. Ответ на вопрос // Век. 20.05.1907. № 19, с. 272-273. Розанов В. О таинствах (письмо в редакцию по поводу статьи В. Эрна «Таинства и возрождение Церкви») // Век. 6.05.07. № 17, с. 233-235.
 
 
1907.05.17
А. В. Ельчанинов – П. А. Флоренскому
Открытка: ст. Сергиево Яросл. ж.д.
Духовная академия
студ. П. А. Флоренскому
Штемпель: Сергиевский посад 17.5.07
 
Дорогой Павлуша! Где ты будешь летом? Посылать ли тебе «Вопль»1 и куда. Не можешь ли ты испросить в конторе «Христианина» высылать нам журнал и листки, а мы будем в обмен высылать свое. Об этом сообщи мне по адресу редакции «Века», Невский, 40-42, кв. 26.
До какого числа ты будешь в Сергиеве? Мы издаем при «Веке» листки для народа; я думаю, они тебе пригодятся для толпыгинских крестьян.2 Твоя «радость на ве[нрзб.]» мне очень нравится.
Прощай пока, мой адрес – «Век».
Всего тебе хорошего.
Саша. V/17
________________________________________
1. Проповедь, сказанная студентом Московской Духовной академии Павлом Флоренским 12 марта 1906 г. в домовой церкви академии, была нелегально издана под названием «Вопль крови, слово в неделю Крестопоклонную» в Москве и разошлась по всей России. См.: «Новый журнал», № 243, 2006.
2. В годы учебы в Московской Духовной академии П. А. Флоренский часто гостил в доме своего друга С. С. Троицкого в селе Толпыгино Костромской губернии, где в местном храме Воскресения Словущего служил отец Троицкого.
 
 
1907.05.10
В. Ф. Эрн – А. В. Ельчанинову
Конверт: Петербург, Лиговка, 72, кв. 6
ЕВБ А. В. Ельчанинову
Штемпель: Москва 11.5.07; Петербург 12.V.07
10 мая 1907 г.
 
Дорогой Саша!
Я действительно занят «неистово». Так что объяснений, почему не писал, приводить не буду. Писать нужно очень о многом, а времени совсем мало, и потому буду писать «по пунктам» и кратко.
1. Прежде всего о Соборе. Мне кажется все тут настолько ясным, что, кажется, нет ни одного сомнения. Собор, созываемый Синодом, в его теперешней обстановке, т. е. со всеми антицерковными ограничениями, – мы никогда не можем признать Собором. Значит – бойкот? Нисколько. Для нас синодский Собор – это съезд, состоящий из епископов, священников и мирян. Съезд, могущий иметь громадные последствия, а потому: а) мы должны в нем принять возможно более деятельное участие, б) пропагандировать, что съезд этот, не будучи собором, может создать условия для осуществления истинного Собора. Это создание условий состоит целиком в раскрепощении церковных сил, в снятии всяких пут, в предоставлении не словесной, а настоящей и полной свободы религии, т. е. права проповедовать, писать, говорить все религиозные идеи, свободы создания религиозных общин и общественности, свободы съездов и т. д. Словом, идейное и религиозное отрицание синодского Собора, признание его только в качестве съезда, это с одной стороны. А с другой, положительное и активное отношение к нему как к съезду. Так и будем советовать всем прогрессивным и радикальным батюшкам: «Идите на Собор, но только как на съезд». Необходимо, чтобы на Соборе был хоть один голос истинно христианский. Его услышит вся Церковь и своим одобрением post-factum сделает его голос соборным голосом пробуждающейся Церкви, хотя бы на этом «Соборе» – большинство закидало его митрами-шапками.
2. Брошюрку о Соборе пишу в первую голову, как приеду в Ессентуки. Я очень хочу ее написать. Значит, числа 30 мая уже пришлю.
3. Валентин с Надей1 уехали по Волге 4-го мая – так что все теперь лежит на мне.
4. 3-го мая было заседание с моим рефератом «О прогрессе».2 Прения были удручающие.
5. На днях получил от о. Ионы печальнейшее письмо. У него туберкулез кишок. Доктора говорят, что если он сейчас же, как его выпустят, не уедет в Абастуман на месяца 3-4, он умрет. Ergo ему необходимо ехать. Ergo нужно достать 200-300 рублей. Я кое-что собрал. Но это гроши. Напишу Егорову и Аггееву,3 пусть дадут рублей по 10 и дадут тебе (я так им напишу) и ты перешлешь мне в Ессентуки по адресу, который я тебе оттуда пришлю. Но и этих денег мало. Я решил печатать открытки. Пробовал в типографиях – никто не берет. Чмич4 как всегда отвиливает безжалостно. Приходится печатать самому. Сегодня напечатал 150 штук. Завтра и послезавтра думаю напечатать 850 – итого 1000 по 20 коп. = 200 р. Из этих 1000 я возьму на Кавказ 500. Может быть, перешлю твоей маме. Только сначала спишусь. 200 пришлю тебе, Егорову и Аггееву, т. е. на весь Петербург. Саша дорогой, постарайся их распространить и, собравши деньги, вместе с теми, которые (по всей вероятности) получишь с Аг. и Егор., пришли мне в Ессентуки. Присылай в Ессентуки. Ибо это будет сборный пункт. Если их не собрать, они разойдутся по мелочам. 200 открыток привезет тебе Люся, которая едет в Питер 14-го или 15-го. Открытки выходят очень недурно.
6. Я еду, если успею, 17-го или 16-го. По Волге. По всей вероятности со Штенделем, «невестой» его и Синельниковым. Может быть, поедет и Лиля.
7. Сегодня уехала в Финляндию нанимать дачу Ольгуша.5 Последнее время, особенно после отъезда Нади и Валент., мы с нею сдружились.
8. Последним № «Века»6 я очень доволен. Твоя статья7 мне положительно нравится. Чувствуется, впрочем, что она была бы яснее, если б не «цензура». Частности в ней лучше и сильнее, чем целое. Тебе не трудно было ее писать. С внешней стороны кажется, что начало написано разом. А над второй половиной ты как будто помучился, так ли? Статья Бердяева8 после памфлета Амфитеатрова9 мне показалась слабой, но приятно было увидеть его на страницах «Века». Розанов10 привел меня в умиление. Изумительно искренняя и точная передача своих мыслей и чувствований! (И. Осипову, Розанову, Мережк. и т. д. я отвечу сразу в отдельной брошюре «Церковь мистическая и историческая»). Но всего больше мне понравилось письмо Кудрявцева.11 Удивительно глубоко и верно написано. Валентину будет полезно прочесть. С авторитетом написано. Хроника очень хорошая, и приятно, что стало много корреспонденций. Хотя «жажда перемен» проникнута немного пасквильным духом. Такого сорта писаний нужно как можно меньше.
Саша дорогой! Передай Соне, что и мне несколько раз очень хотелось написать ей, но, видно, до Ессентуков ничего не выйдет. О, Ессентуки! Сколько уж надежд связано у меня с этим неизвестным мне местечком! Дел у меня до бесконечности, и самого неожиданного свойства. Все [нрзб.] Розой. Я теперь боюсь распечатывать письма; с ужасом думаю: новое дело!.. В общем, все дела эти чепуха; ими занята только верхняя оболочка, а под нею веселие духа – какое-то тайное ликование. Прощай, целую тебя. Искренний привет Соне. От меня и от Женюры.12
Твой В.
 ___________________________________
1. Багатурова Надежда Сергеевна (1890–1976) – приятельница Свенцицкого, Эрна, Ельчанинова; впоследствии жена Д. В. Шера.
2. Эрн В. Идея катастрофического прогресса (доклад в МРФО) // Русская мысль, 1907, т. 2, отдел 2, с. 142–159.
3. Аггеев Константин Маркович (1868–1921) – протоиерей, богослов, участник Московского и Петербургского религиозно-философских обществ, сотрудник журнала «Век», член Поместного Собора 1917 г., расстрелян большевиками.
4. Шер Дмитрий Владимирович (Чмич) – друг Эрна, Ельчанинова и Флоренского, участник Христианского братства борьбы.
5. Шер Ольга Владимировна –  приятельница Эрна, Ельчанинова, Свенцицкого, слушательница Вольного богословского университета.
6. Век, 1907, № 17.
7. Ельчанинов А. Опасный путь // Век, 1907, № 17.
8. Бердяев Н. Нигилизм на религиозной почве // Век, 1907, № 17.
9. Амфитеатров Александр Валентинович (1862–1938) –  писатель, сын настоятеля Архангельского собора в Москве, юрист по образованию, печатался в юмористических журналах «Будильник» и «Осколки», был сотрудником в газете А. С. Суворина «Новое время». Вероятно, имеется в виду памфлет «Победоносцев», написанный Амфитеатровым совместно с Е. Аничковым (СПб, 1907).
10. Розанов В. О таинствах // Век, 1907, № 17.
11. Свенцицкий В. Ответ П. П. Кудрявцеву // Век, 1907, № 20.
12. Эрн (Векилова) Евгения Давыдовна (1886–1972) – супруга В. Ф. Эрна.
 
 
1907.07.23
А. В. Ельчанинов – П. А. Флоренскому
Открытка: Боржом Тифл. губ. Инженерный дом
П. А. Флоренскому
Штемпели: Тифлис [нрзб.]; Крюково Москов. 1907.VII.24
 
Дорогой Павлуша! Мне очень стыдно, что я пишу тебе по делу и только по делу; но ты поверишь мне, что я очень часто хотел видеть тебя и писать тебе (ты, опять-таки знаешь, что я не умею приводить в исполнение своих желаний). Сейчас пишу под давлением обстоятельств. Одновременно с сим посылаю одну статью. Не можешь ли ты устроить ее в «Христианин», если там платят хоть сколько-ниб[удь]? Если нет (т. е. не платят и ты не можешь ее устроить, или то и другое вместе), то верни мне обратно. Прости, что беспокою. Очень кланяюсь Ольге Павловне, Ал-дру Ив., Шуре, Сереже и всем твоим. Здесь сейчас Эрн (на два дня).
Если эта статья пойдет, могу еще.
Твой Саша Е.
Ст. Крюково, Николаевск. ж. д., дер. Кутузово.
 
 
1907 – лето
П. А. Флоренский – Алексею Сергеевичу
 
Дорогой Алексей Сергеевич!
Ваше письмо попало ко мне после долгих скитаний: из Посада в Толпыгино, из Толпыгина в Тифлис, из Тифлиса в Боржом. Тут находится Сергей Семенович. А сейчас сюда приехали на несколько дней Каптеревы. Мне очень жаль, что я не знал раньше, что мы проведем лето в Боржоме; а то непременно посетил бы Вас. Делать не приходится ничего, но и душой отдохнуть как-то не удается. Впрочем, тут природа хорошая, и прохладно. Каким образом Вы попали на кумыс? Я был уверен, что Вы паритесь в Москве и соболезновал Вам.
Занимаюсь или, лучше сказать, думаю заниматься неоплатонизмом. Писать хочу у Спасского.1 Между прочим, мне предлагают остаться на кафедре истор. филос. при Академии. Конечно, это совсем не то, чего я хочу. Но т. к. то зависит не от меня, то покуда, за неимением настоящего, приходится остановиться на этом. Впрочем, в запасе еще целый год.
Сергей Семенович окончил Академию; его кандидатской Тареев2 остался весьма доволен. Петр (Сергей – ?) Семенович тоже вполне удовлетворил Андреева.3 Относительно С. Глаголева еще не известно.4 Вообще же говоря, почти все мои и Ваши главные знакомые покончили с Академией. Знаменский5 оставлен по латинск. яз. с тем, чтобы перевести его на лучшую кафедру, когда таковая попадется. Проф. Андреев избран в Петербургский университет. Профессорская среда очень поредела. Вчера только вернулись с экскурсии на вершину Цхра-Цхаро (около 9000 ф.). Жили в туманах и, порою, над облачным морем. Завтра едем опять, в Абаст. Туман.
____________________________
1. Спасский А. А. –  проф. МДА. Из ученых трудов А. А. Спасского наиболее значительны «История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов» (Серг. п., 1906) и «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского» (Серг. п., 1895).
2. Тареев Михаил Михайлович (1866–1934) – профессор МДА. Основной труд: Основы христианства. 2-е изд., Сергиев посад, 1908. Т. 1 –  Христос; т. 2 –  Евангелие; т. 3 –  Христианское мировоззрение; т. 4 –  Христианская свобода.
3. Андреев И. Д. – проф. МДА, а впосл. и других учебных заведений, исследовавший Константинопольский Патриархат со времени Халкидонского Собора до Патриарха Фотия. И. Д. Андреев –  автор многих статей по истории Церкви в «Новом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона.
4. Глаголев С. С. (?– 1937) –  проф. МДА по кафедре «Введение в круг богословских наук». Один из самых разносторонних и плодовитых богословов-апологетов конца XIX – XX вв. Его имя по преимуществу связано с естественнонаучной апологетикой. Его магистерская диссертация «О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого» (М., 1894) была первым в русской апологетике опытом научной критики теории Дарвина. В докторской диссертации «Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви» (Харьков, 1900) им развивается идея о возможности и для язычников вхождения своим путем в ветхозаветную Церковь спасающихся. Основные труды: «Из чтений о религии» (Св.-Тр. Серг. п., 1905), «Очерки по истории религии» (М., 1902), «Ислам» (М., 1904), «Материя и дух» (СПб, 1906), «Прошлое человека» (Сергиев п., 1917), многочисленные статьи апологетического содержания в «Православной Богословской энциклопедии». Он же подготовил «Пособие к изучению Основного Богословия» (М., 1912) для женских богословских курсов в Москве.
5. Очевидно речь идет о проф. Знаменском П. В., авторе «Руководства к русской церковной истории» (Каз., 1870), неоднократно переиздававшемся (последнее изд.: М., 1997 г.) и до настоящего времени служащем учебным пособием во многих духовных учебных заведениях РПЦ. Знаменский известен также как опытный историограф и автор «Истории Казанской Духовной академии» (Каз., 1891, 3 вып.).
 
 
1907.09.07
О. П. Флоренская – П. А. Флоренскому
Конверта нет
Тифлис
7 сентября
 
Милый Павлик,
Каждый день заканчиваю недовольством собою за то, что до сих пор не написала тебе, но знаю, что Серг. Сем.1 все-таки извещает тебя о нас, и ты не станешь беспокоиться.
Время наше проходит в бесконечных хлопотах и суете: все готовила детей – кого к отъезду, кого в гимназию и т. д. Люся и Лиля собираются выезжать завтра рано утром со скорым поездом, Шура же остается пока дома. Пока нам живется довольно хорошо и весело. Здоровье папы значительно лучше, нежели было летом, хотя одышка и не прекратилась вполне и он слаб по-прежнему. Серг. Сем. вполне освоился у нас и, кажется, доволен своей судьбой. Он живет в одной комнате с Шурой и до последнего времени и с Алей.2 Всегда около него шумят и говорят, обращаются с разными разностями. Ты бы, верно, возмутился этим и не сумел бы быть довольным в такой обстановке. Детям он доставляет большое удовольствие своим обществом, и в гимназии, говорят, к нему относятся хорошо пока.
О других членах семейства нет сообщений. Аля шалит немного меньше старого и все мечтает о поступлении в новую школу, где будут обучать и ремеслам. Гося еще не ходит в гимназию и все считается кандидаткой, к великому своему огорчению. Ремсо тетя, по-видимому, довольна своим Парижем и еще не собирается домой. Лиза тетя и Хович давно не пишут. Говорят, они проводят канаву с помощью крестьян, без инженера. Они уже кончили, вероятно, уборку сада. Уже чувствуется осень, хотя днем бывает довольно жарко. Как-то ты чувствуешь себя там один? Не слишком ли скучаешь без Серг. Семен.? Я не могла ничего прислать тебе с детьми, так как у них слишком много багажа. До свидания, милый. Будь здоров и весел.
Твоя мама
________________________________________
1. С. С. Троицкий окончил Академию в 1907 году и поехал в Тифлис учительствовать.
2. Домашнее имя младшего сына Флоренских Андрея.
 
 
1907.09.11.
О. П. Флоренская – П. А. Флоренскому
Конверта нет
Тифлис
11 сентября
 
Милый мой Павлик,
Третьего дня получила твое последнее письмо и хотела сейчас же ответить на него, ответить такими же искренними и от души словами, но прошел момент, и я, так же как и ты, чувствую какую-то невозможность выразить все словами. Все, что ты пишешь в своем письме о невольной отчужденности и видимой холодности, мы с папой знали и до этого; но я лично вижу за него и другое. Я думаю, что в глубине души есть настоящее чувство к нам, которое проявится со временем. До сих пор проявлению их мешает твой возраст и стремление к личному самосовершенствованию, заслоняющее все другое. Ты нас будешь любить сильнее в будущем, только жаль, если нам не придется видеть это собственными телесными очами.
Вчера мы с С. С. читали в «Русской мысли» статью Мережковского «Новый Святой».1 Прочти ее и ты. Она так рельефно ставит многие вопросы, которые не раз затрагивались нами. Как я жалею, что тебе приходится жить одному, вдали от нас, и еще лишиться своего близкого друга! Зато мы очень благодарны тебе за него. Я не знаю, что ты пишешь о стеснении и т. д. У него столько природного такта и любви к людям, что он не может никого стеснить. Я уже говорила ему, что мне с ним легче обходиться, чем с собственными сыновьями. Те немногие заботы, которые приходится ему оказывать, тысячу раз окупаются его обществом и светлою личностью. Мы ничего не можем желать, что бы он делал для нас, так как он и так делает все, что может. Но почему поднят такой вопрос? Разве мы дали ему почувствовать чем-нибудь, что он стал стеснять нас?
Пусть лучше обращается непосредственно к нам. Правда, что ему страшно неудобно, так как не имеет отдельного уголка для занятий и жить ему в одной комнате с Шурой может быть не всегда удобно, но против этого мы не можем ничего поделать, так как нет свободной комнаты.
8 числа Люся и Лиля выехали в Москву. Шура пока остается дома и доставляет нам немало дум. Кашель его не прошел до сих пор; значит, нечего и думать посылать его пока в университет, а дома он проводит целые дни даром, непродуктивно.
Сегодня Гося пошла, кажется, в первый раз в гимназию. Теперь очередь за Алей. Здоровье папы несколько лучше, нежели летом. Одышка мало заметна. Адрес Ремсо тети поручу Вале записать, когда придет из гимназии. Если бы остаться жить не одному в комнате, может быть, было бы лучше для тебя, подумай, милый. Постарайся укрепить свои нервы успокаивающими средствами, борись с этим, как с материальным злом, требующим материальных же противодействий. Повидайся в Петербурге с Люсей и через Асатиани2 обратись к врачу.
Лечишь ли свой нос? Что сказал тебе врач? До свидания, милый. Целую тебя.
Твоя мама
У нас жить стало гораздо спокойнее и почти нет убийств.
[Рукой П. А. Флоренского, карандашом: Посылаю тебе письмо мамы, но ты не сказывай, что получил его. Потом пришли обратно].
________________________________________
1. Правильно: «Последний Святой», очерк Д. С. Мережковского, опубликованный в «Русской мысли», 1907, №8/9, где автор рассматривает проблему плоти и христианского аскетизма, излагает положения церкви «Третьего Завета». На этот очерк В. Эрн откликнулся статьей «Христианство и мир (ответ Д. Мережковскому)» // Живая жизнь, 1907, №1, где изложил взгляды сторонников «исторической церкви» на представления о добре «в пределах церковной ограды».
2. Асатиани Михаил Михайлович (1881–1938) –  врач-психиатр, одноклассник П. А. Флоренского по 2-ой Тифлисской гимназии. Муж Ю. А. Флоренской, с которой разошелся в 1911 г. По окончании медицинского факультета Московского университета работал в подмосковном нервно-психиатрическом санатории. Один из первых в России обратил внимание на терапевтические возможности психоанализа. В 1912 г. был соучредителем и членом бюро Московского психиатрического кружка «Малые пятницы». С 1921 г. заведовал кафедрой психиатрии Тбилисского университета. В 1925 г. организовал НИИ психиатрии Грузии, носящий его имя.
 
 
1907.09.28
А. В. Ельчанинов – П. А. Флоренскому
Открытка: Моск.-Ярославская ж.д. ст. Сергиево.
Духовная академия
П. А. Флоренскому
Рукой П. А. Флоренского: получ. 1907.IX.29
Штемпель: С.-Петербург 28.9.07
 
Дорогой Павлуша! Летом во время приостановки «Века» я послал тебе в Боржом одну свою небольшую статью.1 Так как ты снился сегодня мне, то я и вспомнил о ней. Напиши, что с ней и если не нужна, то перешли мне. Я так забочусь о ней не потому, чтобы считал ее важной, а исключительно по той причине, что с меня требуют статей, а писать неохота, если есть написанное. Если, паче чаяния, ее напечатали, то нельзя ли требовать с редакции гонорара. Прощай пока.
Я был бы рад каждой твоей строке (не деловой), но не надеюсь совсем – мы так давно не видались.
Твой Саша
СПб, Свечной пер., д. 16, кв. 15
1907 IX/28
___________________________________
1. Вероятно, речь идет о статье «Религиозно-философское общество памяти В. С. Соловьева в Москве», которая была опубликована в журнале «Век», 1907, № 9.
 
 
[По-видимому, рукою С. Троицкого, хранилось в его архиве: 2 октября I907. В тексте есть поправки рукою П. А. Флоренского]
 
Доказывать важность изучения в школе религии значило бы доказывать очевидное, как солнце, в свете которого ходим и ходят все народы. Доказывать необходимость изучения христианской религии – это значило бы непростительно оскорблять ее... Но было бы ложно умалчивать о том, что в настоящее время изучение религии стоит в школе более чем на низкой ступени. То, что должно соединять всех людей в одно целое, как детей одного Отца Небесного, то, что должно было показывать «закон Божий», стало предметом взаимных недоверий, несогласий и заменилось более изучением «законов и уставов человеческих»... Новое вино вливается в ветхие мехи... Новая школа старается по возможности избежать этого последнего. Она не берет на себя непосильной работы «религиозного воспитания», так как это, по ее мнению, есть дело всецело домашнего круга: в тепле его которое только и может вырасти, крепнуть и дать урожай в 100, 50 и 30 семячек впрок. Новая школа старается только передать тепло непосредственно восприимчивому детскому уму трепетно-священные повествования Книги книг, не привнося сюда со своей стороны никакой конфессиональной окраски.
На уроки священной (по тону) – библейской (по источнику) истории под руками учителя не будет находиться ничего более, кроме этой книги, карты священной земли и художественных альбомов и атласов.
[Далее, вероятно, рукою П. А. Флоренского]
Принимая во внимание юность слушателей свящ. ист., на уроках по ней будут [нрзб] очень популярную программу, дающую уму иной [раз] очень говорящие их юному сердцу повествования из жизни первых людей, некоторых царей и пророков. Нередко будет и непосредственное ознакомление детей с текстом Св. Книги в виде чтения [нрзб] учителем лучших ее отрывков.
Тифлис 2. Х. 1907
 
 
1907.10.12
О. П. Флоренская – П. А. Флоренскому
Конверт: Заказное, Сергиево (Московской губернии)
Духовная академия
Павлу Александровичу Флоренскому
Штемпели: Ярлык № 609 Тифлис 1907.10.13; Сергиевский посад 1907.10.13
Тифлис
12 октября (1907)
 
Милый Павлик,
Из письма Люси мы узнали, что тебе живется хорошо. Радуюсь за тебя и желала бы не омрачать никакими печальными известиями, но, к сожалению, приходится все-таки сообщать одно грустное. Ты, может быть, уже знаешь, что 28 сентября Маргарита скончалась1 в Баку после непродолжительной болезни. Болезнь ее не могли определить сразу и приписывали ее нездоровье сначала незначительной простуде и дорожному утомлению, так как она только что вернулась из Дами. Но под конец выяснилось воспаление почек; выяснилось уже в последнюю минуту. Ее похоронили пока в Баку, но через месяц перевезут домой. Лиза тетя в страшном отчаянии. Я поехала к ней в Елизаветполь и уговорила побыть пока у нас, чтобы ей не оставаться в одиночестве в такое тяжелое время. Давид2 был принужден поехать в деревню по неотложным делам. У нас дома тоже плохо. Папа заболел теперь уже довольно серьезно. Наконец-то нам удалось уговорить его обратиться к врачу. Доктор Руденко определил у него эмфизему (расширение) легких и склероз артерии и что-то в сердце. Он теперь сильно ослаб и дышит очень тяжело. Ему предписан полный покой и назначено лечение. Он хотел было подавать в отставку, но потом решился взять пока двухмесячный отпуск. Советуют провести это время в Батуме. Пока же папа продолжает упорно ходить на службу и даже хочет сделать последнюю поездку в Карскую область, так как обещал сделать ее. Как мы ни уговаривали его не предпринимать ее, ничего не можем поделать. А поездка эта может принести ему страшный вред. Милый Павлик, мне не хотелось бы вносить напрасную тревогу и беспокойство в твою жизнь и расстраивать твои занятия, но, вероятно, ты и сам хотел бы знать все, что у нас происходит.
Я мало пишу тебе, так как думаю, что ты знаешь о нас через Сергея Семеновича. Шура остается здесь эту зиму. Он получил предложение от директора совершить поездку в Артвин, Ардануч и вообще, куда сам найдет нужным, для собирания памятников для музея. Около 20 октября он думает выехать на месяц в Ардануч. Хотя он и здоров совсем, но кашель все-таки не проходит. Ремсо тетя может быть вернется на Кавказ, узнав о постигшем Лизу несчастии. Ты, кажется, просил ее адрес. На всякий случай, пишу: Paris. BoulevardSaint-Germain. PensionMmeMarie, №15. До свидания, милый, будь здоров и бодр. Извини за такое письмо.
Целую тебя.
Твоя мама
 
Выслали тебе вино в бочке 10 октября с товарами большой скорости. Накладную прилагаю. Бочка заключена в другую бочку большего размера для целости. Не надо разливать в бутылки, не дав устояться хоть с 10 дней или неделю. Чтобы достать пробку, нужно осторожно хлопать молотком с двух сторон ее и пробка выскочит. Затем купи резиновую трубочку, вставь в бочку и высоси воздух, пока покажется вино. Затем уже оно само будет литься в подставленные бутылки. Не надо держать бочку ни в слишком теплом, ни в слишком холодном месте. Боюсь, что я доставлю тебе слишком много хлопот этим вином, и ты будешь недоволен. Напиши по получении, и как ты с ним справишься.
Твоя мама
____________________________
1. Мелик-Беглярова Маргарита Сергеевна, в замужестве Оганьян (1872–1907) –  дочь Е. П. Мелик-Бегляровой, сестры О. П. Флоренской.
2. Мелик-Бегляров Давид Сергеевич (1875–1913) –  сын Е. П. Мелик-Бегляровой.
 
 
1907.11.03
В. Ф. Эрн – А. В. Ельчанинову
Открытка: Петербург, Невский, 40-42, кв. бывшей ред. «Века»
ЕВБ Александру Викторовичу Ельчанинову
Штемпели: Москва 3.11.07; Петербург 4.XI.07
 
Дорогой Саша! Твою статью об Обществе1 получил. Она хороша своим объективным тоном. До сих пор разрешения нет. Так что дело пока стоит. 31-го я подал на всякий случай прошение на свое имя. С Валентином нам страшно трудно. Все мы в спутанном состоянии. Твое письмо получил. Господь с тобою.
Твой В.
________________________________________
1. Религиозно-философское общество памяти В. С. Соловьева в Москве // «Век». 1907. № 9. С. 107-108.
 
 
1907.11.09
В. Ф. Эрн – А. В. Ельчанинову
Конверт: Петербург, Невский, 40, кв. бывшей редакции «Века».
ЕВБ Александру Викторовичу Ельчанинову
Штемпель: Москва 9.11.07; Петербург 10.XI.07
 
Дорогой Саша!
Я к тебе с делами. Завтра будет разрешение. Это почти наверняка. Рукович1 прибегнул к «финансовому воздействию».
Я тебя прошу возможно скорее сделать следующее:
Во-первых. Сегодня пришел счет Ефимову2 из типографии О. Унфуга (за «Антихриста»)3 на 447 р. 50 коп. На счете написано: получить В. А. Никольскому. Я могу получить эти деньги от Ефимова только при двух условиях: 1). Чтобы В. А. Никольский написал мне засвидетельствованную доверенность. 2). Чтоб О. Унфуг снова написал этот счет за своею подписью, ибо счет, присланный Ефимову, ни-чем не скреплен и подписан какой-то фамилией, ему не известной.
Это дело очень серьезное потому, что иначе Ефимов перешлет деньги по счету в типографию Унфуг (он так сказал), а не Никольскому, и тогда деньги могут пропасть. Унфуг нам не заплатит, и мы с журналом сядем в калошу.
Кроме того, узнай от Никольского, в каком положении находятся 150 рублей, которые должны были быть им получены с почты. Если они получены, пусть он мне перешлет. Если же не получены, пусть он с ними поторопится.
Во-вторых. Я тебя умоляю приехать. За это говорит все. Я без тебя как без рук. 1) Не знаю, как быть с рассылкой (Валентин сейчас совершенно негоден для практики). Она меня приводит в ужас. 2) Судьба журнала зависит от того, как мы поставим дело с подпиской. Нужно действовать скоро, энергично и использовать все пути. (Напр., через Струйского4 можно достать адреса тысячи возможных наших подписчиков и разослать им проспект). Гайчаров обещает взять 100 экз. Нужно бы сговориться и с другими газетчиками. Нужно во время устроить обмен объявлениями и т. д. и т. д. Я много здесь нащупываю, но всего охватить не могу. А между тем от умелой постановки этой стороны дела зависит вся внешняя судьба журнала. 3) Хотя внутренняя сторона для меня ясна, но я страшно нуждаюсь в тебе, для того чтобы «делать номер». Боюсь впасть в субъективизм. Хочу с тобой советоваться обо всем.
Кроме того, духовный кризис Валентина5 – есть кризис и всех тех дел, с которыми Валентин связан кровно (а это значит, почти всего нашего дела). Очень и очень многое у нас должно принять новые формы. К этому убеждению я прихожу все сильней и сильней. Ты понимаешь, что это заставляет меня страшно хотеть твоего присутствия.
Это все заставляет меня просить тебя самым настойчивым и убедительным образом приехать. 8-го будет у вас реферат. Приезжай 10, 11-го и пробудь до следующего вашего реферата. А этот следующий реферат назначь вместе с Аскольдовым возможно позднее (чтобы пробыть у нас дольше). Деньги на дорогу получишь из денег «Вековских». Бога ради, приезжай. Завтра, как только я получу (и если получу) разрешение, я тебе дам телеграмму с одним словом: «Приезжай».
Если ты согласен приехать, пожалуйста, телеграфируй мне об этом. Выезжай же только тогда, когда получишь мою телеграмму (о получении разрешения). Перед отъездом сюда непременно устрой с Никольским все нужное, чтобы я мог получить с Ефимова деньги по счету О. Унфуга.
Итак, Саша, если есть какая-нибудь возможность, приезжай. Буду ждать с нетерпением твоей телеграммы. Телеграфируй по моему адресу.
Еще раз прошу тебя: приезжай!
Христос с тобой.
Твой В.
Целую тебя.
P.S. Я очень нуждаюсь в твоем приезде.
________________________________
1. Рукович Владимир Антонович – редактор-издатель журнала «Живая жизнь».
2. Ефимов Д. П. – владелец издательства, в котором издавалась «Религиозно-общественная библиотека».
3. В типографии «Отто Унфуг» печатался роман В. Свенцицкого «Антихрист. Записки странного человека», СПб, 1908 г. Роман вызвал противоречивую реакцию. Легко узнаваемые по ходу повествования Эрн и Булгаков реагировали весьма болезненно.
4. Струйский Петр Петрович (1862–1925) – актер, режиссер; держал антрепризы в крупных провинциальных городах.
5. После публикации романа «Антихрист» и скандала, связанного с обстоятельствами его личной жизни, В. П. Свенцицкий пережил глубокий духовный кризис и подал прошение о выходе из Московского Религиозно-философского общества. «Со мной случилось большое несчастье. Я, как говорится, запутался… и нравственно, и житейски… Мне казалось, что все ложь и вокруг меня, и во мне самом» (Свенцицкий В. Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор. Дивеево, 1999. С. 114).
 
[В №246 также напечатан портрет молодого П. Флоренского работы его сестры О. Флоренской. Картон, масло, 1907 г.]
 
Публикаторы Л. В. Милосердова, А. И. Олексенко, А. А. Санчес, Ю. О. Флоренская, В. П. Флоренский, П. В. Флоренский, Т. А. Шутова
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com