Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Русское Зарубежье / Китай / КИТАЙ И РОССИЯ / Русское юридическое образование в Харбине. Г.Стародубцев.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Русское юридическое образование в Харбине
 
     Юридический факультет в Харбине ведет свое начало с 1 марта 1920 года. Именно тогда были открыты Высшие экономико-юридические курсы (98 слушателей), которые 3 июля 1922 г. были переименованы в юридический факультет. Однако мысль об открытии высшего учебного заведения в Харбине возникла среди местной русской общественности еще ранее. А в 1918 г. был организован Комитет по учреждению вуза в Харбине под председательством директора Коммерческих училищ КВЖД Н.В. Борзова. Комитет делегировал своих представителей в Томск для ведения переговоров с профессурой Университета и Технологического института на предмет организации в Харбине вуза. Однако эта попытка не имела успеха.

     В 1920 г. группа профессоров, приехавших в Харбин (инициативная группа), вошла в связь с Комитетом. Учитывая, что с 1917 года сотни абитуриентов, закончивших школы в полосе КВЖД, лишились возможности продолжать свое образование, было решено, не теряя времени, открыть Курсы по программе юридического факультета с усиленным преподаванием наук экономических.

     Юридический факультет представлял собой интересное явление в истории русской высшей школы. Он наряду с Русским юридическим факультетом в Праге, давал российское высшее юридическое образование в эмиграции. В его деятельности отразились определенные напластования и русской эмиграции, и советского, и китайского, и маньчжурского, и японского влияний. Это был факультет, начавший свое существование за границей без сколько-нибудь прочного материального фундамента, детище, с одной стороны, местной общественности, а с другой – очень небольшой профессорской группы, насчитывавшей в первый год жизни факультета только пять сотрудников. Из них старшему было всего 33 года.

     Так скромно начал свое функционирование юридический факультет. В последующие годы он развернулся чуть ли не в целый университет: помимо юридического отделения в нем было экономическое с тремя подотделами; восточно-экономическим, коммерческим и железнодорожным. Профессорская и преподавательская корпорация превышала 50 человек, а число студентов доходило до тысячи. Юридический факультет дал жизнь Маньчжурскому юридическому факультету и Восточным курсам.

     Первым деканом юридического факультета (тогда еще Высших экономико-юридических курсов) в Харбине был профессор Н.В. Устрялов. Он вел лекционные курсы теории права, политических учений, международного права. Как один из лидеров сменовеховского направления российской эмиграции он рассматривался В.И. Лениным в качестве опасной политической фигуры, а его взгляды расценивались, как классовая заинтересованность врага перейти от НЭПа к капитализму.

     В конце 1920 г. Н.В. Устрялова сменил профессор Н.И. Миролюбов. Осенью 1924 г. деканом был избран видный специалист в области гражданского права В.А. Рязановский. Он пробыл деканом вплоть до преобразования частного юридического факультета в государственный "юридический факультет Особого района Восточных провинций" Китая в 1929 году . 2 марта 1929 г. обязанности декана (но уже при китайском ректоре Чжан Гочене. – Г.С.) принял на себя профессор В.В. Энгельфельд. Но на этом посту он пробыл недолго. В заседании Совета профессоров 30 января 1930 г. В.В. Энгельфельд "в виду болезненного его состояния заявил о своем отказе от должности декана". Совет, "выразив благодарность за его деятельность, постановил принять его отставку и поручить вступить в исполнение обязанностей декана профессору Н.И. Никифорову, а его заместителя – доценту А.А. Камкову и ходатайствовать перед китайской администрацией об утверждении их в означенных должностях".

     Уже со второго академического года шла вполне нормальная работа с обычным распределением часов. Научные силы все прибывали. Приехали из Сибири Н.И. Миролюбов (криминалист), потом В.В. Энгельфельд (государствовед, административист и юрист-международник), еще позже Н.И. Никифоров (историк), приглашен был известный юрист, присяжный поверенный М.Э. Гильчер. Вошел в коллегию В.И. Сурин, раньше преподаватель Академии Генерального Штаба. Появилась возможность привлекать для чтения лекций бывших профессоров Владивостокского университета: В.А. Рязановского (цивилиста) и Н.И. Кохановского (специалиста по финансовому праву).

     С 1923 г. на факультете действовала комиссия под председательством профессора В.А. Рязановского, утвержденная в 1922 г. Государственным дальневосточным университетом, а в 1925 г. Правлением союза русских академических организаций за границей (Прага).
 
     В 1924 г. в связи с заключением советско-китайского соглашения советская администрация вступила в управление КВЖД. Она оставила за факультетом право пользоваться помещением в Коммерческом училище КВЖД и расширила финансовую помощь. Были выделены кредиты на библиотеку, командировки, издательство. Библиотека, например, в 1929 г. насчитывала до 4000 томов. В дальнейшем же из-за отсутствия кредитов пополнения библиотеки прекратилось, если не считать изданий, полученных в обмен.

     Советский управляющий КВЖД А.Н. Иванов сознавал, что русский факультет в этом крае совершенно необходим. Различные китайские учреждения непрерывно пополнялись здесь специалистами, получившими высшее образование в Америке, Японии и Европе. Чуждые русской культуре, они часто приносили с собой в Маньчжурию предубеждение против русских, непонимание их и даже несколько высокомерное к ним отношение. Желательность подготовки китайской молодежи в русском учебном заведении не могла вызывать сомнений.

     Однако были и возражения. Можно ли, например, помогать учреждению, возникшему на эмигрантской почве и по программе преподавания, существенно отличной от обучения в соответствующих советских учебных заведениях? В результате было достигнуто вполне приемлемое соглашение: 1) деканом будет избираться профессор, имеющий советское гражданство; 2) профессора-эмигранты не будут принимать участия в каких-либо политических выступлениях против советской власти; 3) факультет откроет экономическое и восточное отделения и будет оказывать льготы детям служащих КВЖД.

     Юридический факультет осуществлял свою деятельность на основании общего университетского Устава дореволюционной России 1884 года с последующими изменениями. С 1923 г., принимая во внимание местные условия, на факультете ввели преподавание китайского права: государственного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального, торгового. В связи с восстановлением связей с СССР преподавалось и советское право.

     На юридическом факультете получали образование студенты одиннадцати национальностей. Это: русские, украинцы, латыши, евреи, грузины, армяне, татары, китайцы, японцы, корейцы и монголы. Один из китайцев – Чен Чжаояо – выполнил, например, дипломную работу на тему: "О международных соглашениях по железнодорожному транспорту" (1930 г.).

     Обучение на юридическом факультете было платным – 150 иен. Лица со средним образованием зачислялись действительными студентами, без такового – вольнослушателями. Однако этих средств не хватало. Поэтому использовались самые разнообразные методы финансовой поддержки факультета. Принимались пожертвования от влиятельных людей. Так, в декабре 1922 г. присяжный поверенный В.И. Александров пожертвовал 360 экземпляров весьма ценных книг. Преподаватели читали платные лекции за пределами юридического факультета. В 1922 г. администрацией железнодорожного собрания было решено каждый понедельник регулярно проводить лекции на научно-публицистические темы. Свое согласие выступать в качестве лекторов выразили Г.К. Гинс, Н.И. Никифоров и другие.

     25 января 1924 г. состоялось публичное заседание факультета, посвященное первому выпуску студентов (1923 год). Выступая на нем, декан факультета В.А. Рязановский говорил: "И я могу с уверенностью сказать, что наши окончившие юристы обладают нормальными познаниями. Мы не были к ним слишком мягкими, слишком снисходительными и заставляли их серьезно работать". Это действительно так. Из 98 слушателей, поступивших на факультет в 1920 г., дипломы получили только 6 человек.

     Конечно, сыграли свою отрицательную роль финансовые проблемы студентов, недостаток учебных пособий, сомнения в возможности практического применения полученных знаний и т.д. Но тем не менее, на факультете, собравшем плеяду талантливых и работоспособных профессоров, была истинно академическая обстановка, дававшая возможность получить фундаментальные классические знания.

     Для справки заметим, что выпуск в количестве 6 человек считался вполне нормальным. Так, первый выпуск юристов Государственного дальневосточного университета в 1921 г. составил 7 человек, а первый выпуск Русского юридического факультета в Праге – 3 человека.

     В декабре 1923 г. закончила свою работу Испытательная комиссия юридического факультета, а 25 января 1924 г. состоялся выпуск первых шести студентов, благополучно окончивших полный курс юридического факультета. Диплом 1 степени получил Н.Е. Эсперов, впоследствии оставленный для приготовления к профессорскому званию на факультете. Дипломы второй степени получили Е.Я. Щировская, А.И. Соколов, И.Г. Игнатьев, М.Я. Щировский и В.В. Фалленберг.

     1925-1928 гг. составили цветущий период в жизни юридического факультета. С открытием экономического и восточного отделений стало возможным привлечь ряд новых научных сил: профессоров В.В. Ламанского, Е.М. Чепурковского, В.А. Овчинникова, Г.Г. Тельберга, Н.А. Сетницкого, М.Н. Ершова, А.А. Неопиханова, А.А. Витта, А.А. Камкова, и других. В.В. Энгельфельд, Г.К. Гинс и Н.И. Никифоров напечатали и защитили диссертации на степень магистра. Окончивший в 1923 г. юридический факультет Н.Е. Эсперов подготовился и сдал за границей экзамены на звание магистранта.

     1 марта 1929 г., как раз в девятую годовщину существования юридического факультета, был получен приказ о назначении китайского ректора. Осенью 1929 г. русский юридический факультет казался обреченным. Уже шли разговоры о переезде профессуры в Шанхай, о полной ликвидации факультета. Прием русских студентов прекратился. К концу 1929 г. юридический факультет окончательно разделился на два отдела: китайский (только для китайцев) и русский (для всех, знающих русский язык). Профессора сохранили академическую автономию. Китайская администрация оставила за собой финансовую и хозяйственную части.

     Во второе десятилетие своего существования русский юридический факультет в Харбине вступил в далеко не лучшей своей форме. "Но зажженные уже огни знания и интереса к науке не угаснут, – писал Г.К. Гинс, – и пока будут желающие учится, светлый родник творчества и энергии профессуры не иссякнет".

     В связи с оккупацией Маньчжурии Японией в 1931 г. и после наводнения 1932 г. на факультете начались тяжелые времена. Образование марионеточного государства Маньчжоу-Го очень осложнило общественно-политическую ситуацию. Некогда спаянная корпорация профессоров и преподавателей факультета в результате политических разногласий распалась на две группировки – эмигрантов и китайских граждан, с одной стороны, и советских – с другой. Разрыв произошел в июне 1934 года. 1 июля этого года профессора и преподаватели, принявшие советское гражданство или приехавшие из СССР (В.А.Рязановский, Е.М. Чепурковский, Н.В. Устрялов, М.Н. Ершов, А.А.Камков, В.И. Сурин, А.И. Гражданцев, Н.А. Сетницкий, Н.Н.Трифонов), оставили факультет.

     Попытка заменить ушедших коллег новыми преподавателями успеха не имела. Из трех лиц, приглашенных из Европы (профессор Н.С. Тимашев, магистр уголовного права, профессор К.И. Зайцев, доктор политической экономии Берлинского университета Б.С. Ижболдин), из-за недостатка у факультета средств прибыл только профессор К.И. Зайцев.

     С начала 1934-1935 учебного года наступил последний период жизни факультета; отчасти он определился уходом советской профессуры, а в основном – таким важным для местной русской колонии фактом, как продажа КВЖД с вытекающими отсюда последствиями. Отлив русского населения из Харбина и его обеднение резко уменьшили количество студентов и тем самым свели на нет перспективы дальнейшего существования факультета. 1 июля 1937 г. он был ликвидирован.

     Однако юридический факультет не умер полностью. Его коммерческий подотдел экономического отделения до некоторой степени возродился в новом учебном заведении – Высшем коммерческом институте при Бюро российских эмигрантов, открытом в апреле 1937 года. Юридический факультет принимал участие в разработке его учебного плана; этому же институту передано имущество, как факультета, так и Педагогического института; свой профессорский, преподавательский и служебный персонал институт получил отчасти от юридического факультета. В Коммерческом институте стали работать профессор Г.К. Гинс, профессор К.И. Зайцев, профессор Н.И. Никифоров, преподаватель И.И. Гогладзе, преподаватель Л.Г. Ульяницкий, в канцелярии института служили В.Д. Васильева и А.Я. Усачев.

     29 ноября 1937 г. состоялось последнее публичное заседание Совета профессоров юридического факультета в Харбине. Профессора Н.И. Никифоров и Г.К. Гинс произнесли речи, посвященные памяти безвременно скончавшегося В.В. Энгельфельда. 11 декабря 1937 г. в Белом зале гостиницы "Модерн" в Харбине состоялись вечер и банкет для окончивших факультет.

     Каковы же основные итоги деятельности юридического факультета в Харбине? Всего этот факультет закончили 297 человек, из них по юридическому отделению – 170. Больше всего окончивших юридический факультет было в 1925 г. – 44 человека, меньше всего в 1923 г. – 6 человек. К числу наиболее выдающихся его выпускников можно отнести окончившего в 1923 году Н.Е. Эсперова (приват-доцента юридического факультета), Е.Н. Рачинскую (1926 г.) – впоследствии писательницу, Н.С. Резникову (1929 г.) – поэтессу и других. Юридическое отделение факультета окончили 15 студентов китайской национальности.

     Профессора факультета опубликовали ряд серьезных научных трудов. В.А. Рязановский издал "Монгольское право" (Харбин, 1924), "Обычное право монгольских племен" (Харбин, 1924), "Современное гражданское право Китая". Выпуск 1-2, (Харбин, 1926-1927) и другие. Перу В.В. Энгельфельда принадлежит его магистерская диссертация "Очерки государственного права Китая" (Известия юридического факультета. 1925. Т. 2), а Г.К. Гинсу – "Новые идеи в праве и основные проблемы современности". Выпуск 2. (Харбин, 1932), "Право и культура. Процессы формирования и развития права" (Известия юридического факультета. 1938. Т. 12), "Право и сила" (Известия юридического факультета. 1929. Т. 7. С. 1-112) и другие. Ученые издали также значительное количество статей по самой разнообразной правовой тематике.

     Судьба по-разному распорядилась преподавателями факультета. Ушел из жизни, как мы уже упоминали, В.В. Энгельфельд (1891-1937). Уехал в 1935 г. в Советский Союз Н.В. Устрялов (1890-1937). 6 июня 1937 г. он был арестован и по ложному обвинению "в шпионаже, контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации" 14 сентября того же года расстрелян. Благополучно избежал сей участи В.А. Овчинников. Он вернулся в СССР в 1928 г. и трудился во Владивостоке и Минске. В Нанкинском университете работал А.И. Гражданцев. Преподавателями Политехнического института в Харбине и русской высшей школы – Политехническом институте города Тяньцзиня числились П.Е. Ковырков, В.А. Рязановский, Е.М. Чепурковский. Г.Г. Тельберг (1881-1954) уехал в Циндао. После второй мировой войны переехал в США, где и умер. В 1941 г. в США уехал и Г.К.Гинс (1887-1971), скончался в Редвуд-Сити (Калифорния). В США эмигрировал и В.А. Рязановский (1884-1968), ставший мировой известностью как специалист в области старомонгольского права. В США обосновался также Н.П. Автономов.

     Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Стараниями и талантом российских ученых в 20-е гг. в Маньчжурии было создано высшее юридическое учебное заведение, стоявшее на уровне университетов дореволюционной России. С успехом была решена задача сохранения русской юриспруденции и передачи русской правовой науки молодому поколению.

     Известный знаток культуры российской эмиграции М.И. Раев пишет: "Харбинский юридический факультет, несмотря на свое изолированное положение, внес заметный вклад в интеллектуальную жизнь Русского Зарубежья, поскольку дал солидную подготовку целому ряду молодых эмигрантов, которые впоследствии продолжили образование в других странах, главным образом в США. ...Уровень, на котором проводились исследования, был столь велик, что вклад факультета в науку сохраняет свою актуальность и по сей день".

     И далее: "Доступные нам источники не позволяют пролить свет на численность и особенности контингента слушателей юридического факультета, дальнейшую судьбу его сотрудников". Хочется надеяться, что настоящая статья в известной мере устраняет этот пробел.

Г.Стародубцев // "Проблемы Дальнего Востока" (публикуется в сокращении)
По материалам сайта "Соотечественники"
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com