Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Русское Зарубежье / Япония / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Святитель Николай Японский / Святой равноапостольный Николай Японский: «Праздник в моем родном селе Березе… Должно быть, и обо мне вспоминают». Г.Е. Бесстремянная

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Святой равноапостольный Николай Японский:  
«Праздник в моем родном селе Березе… Должно быть, и обо мне вспоминают»[1].
 
     13 августа 2006 года в деревне Береза Мостовского сельского округа Оленинского района Тверской области настоятель храма священник Евгений Адигамов как всегда будет служить воскресную Божественную Литургию. Однако служба станет необычной – в это воскресенье исполнится 170 лет со дня рождения замечательного земляка жителей Березы, ставшего миссионером и благовестником Евангельской благодати и причисленного к лику святых как равноапостольного. Отец Евгений и его прихожане будут читать тропарь святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, который горячо любил Россию и всегда помнил о своей маленькой родине - Березе:
 
     «Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и богомудрый, цевнице избранная Божественнаго Духа, сосуде преизливающийся любве Христовы, Японския земли просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальней Троице о всем твоем стаде и о всем мире».     
     
     Иван Дмитриевич Касаткин родился 1/13 августа 1836 года в селе Береза Бельского уезда Смоленской губернии. У отца будущего миссионера, диакона Димитрия, было четверо детей: первенец Гавриил, умерший во младенчестве, дочь Ольга, второй сын Иван и младший сын Василий[2].
 
     Когда Ване было пять лет, семья потеряла мать и за детьми стала ухаживать старшая сестра, муж которой служил диаконом в сельской церкви. Будущий святитель учился в Бельском духовном училище, затем - в Смоленской духовной семинарии, а по ее окончании первым учеником в 1856 году поступил на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. Весной 1860 года в академии было вывешено объявление, приглашавшее одного из выпускников служить настоятелем консульской церкви в Хакодатэ. «…Вижу – лежит какой-то лист, - рассказывал впоследствии епископ Николай. – Читаю его, оказывается, это от министерства иностранных дел предложение: не желает ли кто из студентов академии ехать в Японию в Хакодате в русское консульство священником или монахом. А потом вижу имена уже трех записавшихся: Благоразумов Николай – белым священником (бывший ректор Московской Духовной семинарии, теперь московский протоиерей), и еще двое: один Горчаков (священником), а другой в каком угодно сане»[3]. 
 
     Спокойно прочитав это объявление, юноша пошел на всенощную, и здесь у него неожиданно созрело желание непременно ехать в Японию. Много лет спустя епископ Николай говорил студентам Токийской семинарии: «…Твердо признаю, при всем недостоинстве своем, что воля Божия послала меня в Японию: в Семинарии рассказ Ив. Феод. Соловьева, профессора, о Китае и отправлении туда в Миссию его товарища по Академии о.Исаии Поликина, возбудили у меня желание ехать в Китай на проповедь Евангелия; в Академии чтение путешествия Головина[4] пробудило забытое желание – но уже в направлении к Японии; чтение критики из «Обломова» возбудило решение жизненного вопроса: служить Богу или миру?»[5]
 
     21 июня 1860 года Иван Касаткин принял монашеский постриг с именем Николай, 29 июня был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день  в иеромонаха. Затем последовала долгая дорога в Японию. Зиму 1860-1861 года иеромонах Николай провел в городе Николаевске, где епископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов), будущий святитель Московский, наставлял молодого пастыря. Беседы с епископом Иннокентием святитель миссионер сохранил в памяти на всю жизнь.
 
     Святитель Николай лишь дважды ненадолго возвращался на родину: в 1869-1870 годах для ходатайства об учреждении Русской Духовной Миссии в Японии и в 1879-1880 годах в связи с епископской хиротонией и сбором средств для нужд Миссии.
 
     В Дневниках святителя сохранились его воспоминания о встрече с родными, единственной за время его полувекового служения в Японии. «Вид Березы – зеленая крыша Церкви… Отправился тотчас же на реку Березу смыть грязь дороги, - пишет епископ Николай 26 июня 1880 года. - … Одна природа искупала тоску и утешала…».
 
     Миссионер отслужил панихиду по усопшему отцу, с любовью беседовал с родными. Побывал у своего знакомого  Сергея Александровича Рачинского, ставшего затем попечителем и жертвователем Японской Церкви, а также духовным отцом одного из слушателей Токийской семинарии. Епископ Николай навестил и живших неподалеку Скрыдловых – семью известного адмирала.
 
     Через несколько дней в Березе была праздничная служба в день святых апостолов Петра и Павла. «Утро прелестнейшее. Утреню был в Церкви. Служба истовая. Пел по-прежнему на клиросе, - пишет Владыка Николай. - … После утрени ходил купаться… Вид Березы чудный – зеркальная поверхность реки… После обедни понравились группы празднично разодетых крестьян и крестьянок».
 
       Владыка Николай очень хотел что-нибудь подарить своим родным и подрастающим племянникам, но те понимали нужды миссионера, занятого сбором средств для молодой Японской Церкви. «Поражает бескорыстие родных, везде только: “Не нужно, Вам самим нужно”», - с долей огорчения замечает архипастырь.
 
      В июле 1880 года епископ Николай вернулся в Японию и с тех пор ни разу не приезжал в Россию. 28 марта 1906 года указом Святейшего Синода епископ Ревельский Николай был возведен в сан Архиепископа. Однако это признание миссионерского подвига Владыки во время русско-японской войны было воспринято миссионером со смирением и некоторой долей юмора: «Значит, верно, что я переименован в Архиепископа. Ну и ладно»[6].
 
       Владыка Николай никогда не забывал о своей родине: всегда писал письма родным и близким, из своих собственных средств посылал подарки на знаменательные торжества и свадьбы всем племянникам и внучатым племянникам, не забывая ни кого из них.
 
      Особенно близкой и дорогой Береза стала для миссионера в последние годы его жизни.  «Сделал заказы стихарей, книг для Семинарии и для церковной школы в Березе…» - записывает семидесятилетний старец Николай в августе 1909 года.
 
     В 1910 году Владыка Николай серьезно заболел. Слабость сердца не могла оторвать архипастыря от его ежедневного служения, проповедей, переводов, наставлений причту и прихожанам. По воспоминаниям епископа Сергия, Владыка и во время болезни не терял духа и оставался остроумным человеком: «Представляю себе… Входите в мою комнату… А я мертвый… Вы бледнеете… “Кавамура, воды”, - кричите… А после, поуспокоившись: “Кавамура, свечей. Поем: “Со святыми!”…»[7].
 
     «Праздник в моем родном селе Березе, - этими словами начинается страничка в Дневнике святителя 23 апреля/6 мая 1910 года. – Родные, должно быть, и обо мне вспоминают. Ярмарки там, много народа и очень весело».  И действительно, весточка из дома не заставила долго ждать: «Из родного села Березы получил фотографию Церкви и другую училища, названного от Сергея Александровича Рачинского моим именем, потому что посылаю на него 200 рублей в год. Группа из 50 мальчиков и девочек с о. Петром Соколовым в средине, очень симпатичная: лица осмысленные, одеты прилично…» (17/30 октября 1910 года).
 
     К 1912 году, последнему году служения архиепископа Николая, в Японии насчитывалось 33 тысячи православных христиан в 266 приходах. Было открыто 175 церквей и 8 крупных храмов-соборов, в клире состояло 40 священнослужителей-японцев.
В самом Токио, помимо Воскресенского кафедрального собора, действовало несколько церквей; богослужение велось на японском языке. При миссии существовали духовная семинария, получившая официальный статус среднего учебного заведения Японии, женская школа, приют, издательство, библиотека. Святителю Николаю с Божией помощью удалось совершить редкий и практически невозможный для одного человека труд - перевод Священного Писания. В течение последних семнадцати лет своей жизни во время ежедневных утренних и вечерних занятий были переведены и многократно выверены все книги Нового Завета. Затем последовали Постная Триодь, Праздничная Минея, Паремийник, Псалтирь, Ирмологий.
 
     3/16 февраля 1912 года в 7 часов вечера по Токийскому времени не стало Высокопреосвященнейшего Николая, архиепископа Японского. 4 февраля о смерти миссионера знала вся Япония. «Потекли в миссию христиане города Токио; выражали свое сочувствие инославные христиане… Кто с поклоном, а кто и с визитной карточкой спешили в миссию и не принявшие еще учения Христова, и не только простые граждане, но и князья, и графы, и виконты, и бароны, министры и неслужилый люд…,  - пишет епископ Сергий (Тихомиров).  - Но верхом почета, какой воздала Япония владыке Архиепископу Николаю, было то, что Сам Император Японии… прислал на гроб Владыке великолепный и громадный венок из живых цветов, - продолжает епископ Сергий. - И прислал не секретно!... Приняв венок и ответив на слова передачи благодарностью, мы возложили венок к возглавию Святителя… Сам Император Японии увенчал победными цветами главу Святителя Божия!... Внутри венка два иероглифа: “Он-Си”, т.е. Высочайший дар… И все японцы сии два иероглифа видели, читали, и благоговейно пред венком склоняли свои головы!... Начав при смертных опасностях, закончил свою деятельность в Японии Владыка Николай при одобрении с высоты Трона…»[8].
 
     Родные архиепископа Николая никогда не забывали о его миссионерском служении и бесконечной доброте по отношению к своей семье. Только самая младшая из внучек старшей сестры святителя Ольги не получила от Владыки в 1911 году свадебного подарка и очень обиделась. Девушка не знала, что архипастырь был тогда смертельно болен и уже давно не вел никакой переписки.
 
     После преставления Владыки все его внучатые племянники, а затем и их дети и внуки, разъехавшиеся по многим городам России, старались ходить в церковь и каждое воскресенье подавали записки о упокоении, где на первом месте было имя архиепископа Николая.
 
     В 1970 году первый благовестник православия в Японии архиепископ Николай (Касаткин) был причислен к лику святых.  Святителю Николаю Японскому были составлены служба и акафист на русском и японском языках. В честь Владыки был освящен придел Токийского кафедрального собора, а несколько лет спустя японская паства возвела часовню рядом с Токийским собором. В городе Маэбаси Токийской митрополии был построен храм во имя святителя Николая.
 
     Русская Православная Церковь также чтит память своего сына, направившегося в далекую страну Восходящего Солнца. На родине Владыки Николая в деревне Береза Мостовского сельского округа Оленинского района Тверской области 1 августа 1998 года на месте расположения бывшего храма, снесенного до основания гитлеровской артиллерией, установлен пятиметровый крест с надписями на русском и японском языках. 16 февраля 2000 года, в день памяти  равноапостольного Николая, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил торжественное богослужение в честь закладки основания храма в расположенном недалеко от Березы поселке Мирный. Спустя три года, 16 февраля 2003 года состоялась первая литургия в возведенном двухъярусном храме. Митрополит Токийский Даниил подарил возрожденному приходу деревни Береза икону их необыкновенного земляка с частицей мощей.
 
     В Москве, в приходе преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве нижний придел храма в честь Собора всех святителей Московских посвящен равноапостольному Николаю Японскому. С Рождества 2005 года здесь ведутся регулярные богослужения.
 
     Соотечественники пастыря воспевают ему и многим богоизбранным российским миссионерам, прославившимся по всему миру:  «Глас евангельский услышавше и апостольскою ревностию  распалившееся, в научение неверных языков устремистеся, богоблаженнии равноапостольнии Кукше, Леонтие, Стефане и Гурие, Германе Аляскинский, и святителю отче Николае Японский, и досточудный Иннокентие, великия Сибирския страны апостоле и просвещения за морем сущих новых стран во Америце первоначальниче. Темже со всеми прочими, во благовести Христове потрудившимися, достойнее ублажаетеся» (Стихира на «Хвалитех», Служба Всем святым, в земли Российстей просиявшим).
 
Бесстремянная Г.Е., к.э.н., старший научный сотрудник,
Российская академия наук

Примечания

[1] 23 апреля/6 мая 1910 года, день великомученика Георгия.
[2] Стал священником и служил в г.Сызрани.
[3] Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский. Творения. Книга I. Миссионерский год в Японии. –  Тверь: Булат, 2004. - С. 199. 
[4] Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев. В 1811, 1812 и 1813 годах. С приобщением Замечаний его о Японском Государстве и народе. Ч.1-3. - СПб: Морская Типография, 1816.
[5] Дневники св. Николая Японского: в 5 т./Сост. К.Накамура. - Спб.: Гиперион, 2004. 21 октября/3ноября 1907 года.
[6] 10/23 мая 1906 года.
[7] Сергий (Тихомиров), еп. Памяти высокопреосвященного Николая, архиепископа Японского. К годовщине кончины его 3 февраля 1912 г. // Христианское чтение. – СПб., 1913. - С.9.
[8] Сергий (Тихомиров), еп. Памяти высокопреосвященного Николая, архиепископа Японского. К годовщине кончины его 3 февраля 1912 г. // Христианское чтение. – СПб., 1913.  - С.66.
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com