Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Православные приходы в Африке

     Первые русские эмигранты в Африке появились после окончания Гражданской войны в России

     В 1920 году в Бизерту (Тунис) пришла Русская эскадра (Черноморский флот). Некоторые из них поступили во Французский иностранный легион и приняли участие в Рифской войне в Марокко.

     В 1921 году французский резидент (консул) в Марокко пригласил из Бизерты на работу русских специалистов, в основном инженеров и механиков. В начале 1922 года в Марокко приехали 120 русских – около 80 мужчин и 40 женщин и детей. Многие устроились на заводах, другие пошли на сельскохозяйственные работы, устроились в различные учреждения. Некоторым удалось сделать карьеру: русских можно было встретить на постах директора порта, заместителя министра финансов, директора Топографического отделения при министерстве земледелия. Самые многочисленные колонии образовались в Касабланке (200 человек) и Рабате (130), поменьше – в Хурибге (40), Марракеше (20-25), Фесе, Софи, Мекнесе, Кенитре, а также в Танжере.

Первые храмы в Северной Африке

     23 октября 1927 года в Рабат приехал иеромонах Валаамского монастыря Варсонофий (Толстухин), а 25 октября состоялось первое собрание новой приходской общины. Было учреждено "Общество Православная Церковь в Марокко".

     Первое время богослужение совершалось в разных местах, но в самом начале 1928 года удалось получить пустующий барак. В феврале того же года в нем уже устроили церковь, которую 8 апреля освятили в честь Воскресения Христова. Через некоторое время рабатскому приходу удалось приобрести землю. Торжество освящения храма в 1932 году прошло с громадным подъемом. Русские съехались со всех городов. Храм, созданный общими усилиями всей марокканской эмиграции, сделался в те дни центром всей русской жизни.

     В Хурибге управление завода по добыче фосфатов передало русским католическую церковь, в которой был устроен православный Троицкий храм на 150 человек. 19 октября 1930 года был освящен этот деревянный храм на каменном фундаменте, с мозаичным полом, железной крышей, звонницей с двумя колоколами, над которой возвышался большой голубой купол со звездами и восьмиконечным крестом. Администрация завода предоставила священнику квартиру и 500 франков ежемесячного пособия. Первым настоятелем здесь стал иеромонах Авраамий (Терешкевич).

     В Касабланке богослужения два раза в месяц совершались сначала на частных квартирах, затем в протестантском храме, в помещении "Русского клуба", наконец, в специально снятом доме. 26 марта 1944 года старостой местного храма был избран адмирал А.И. Русин.

     Регулярно совершались службы и в Танжере. При марокканских храмах проводились уроки Закона Божия, устраивались благотворительные вечера и традиционные русские чаепития.

     В Алжире помещение для церкви было отведено в пристройке к англиканской церкви. В Бизерте (Тунис) первоначально оказались шесть тысяч русских моряков и членов их семей и 13 священников. Заведующим духовенством флота, пришедшего в Бизерту, был назначен протоиерей Г.А. Спасский, он и основал приход. Сначала богослужения совершались на одном из кораблей Русской эскадры. С течением времени корабельная церковь была перенесена в частную квартиру, организовались воскресная и общеобразовательная школы. В 1937 году, получив разрешение муниципалитета, община начала возведение храма-памятника кораблям Русской эскадры, освященного в 1938 году в честь св. Александра Невского. Церковной завесой храма стал Андреевский флаг, названия кораблей Русской эскадры увековечили в надписях на мраморных таблицах в храме. В столице Туниса также возникла православная община, которую возглавил протоиерей К.Михайловский.

     Появились русские приходы и в Египте. В Александрии последний русский императорский консул А.М. Петров в 1920 году устроил русский храм в пригороде Сиди-Бишре. В 1922 году церковь была перенесена в здание бывшего русского консульства. Умерших первоначально погребали в Сиди-Бишре, а позднее – на греческом кладбище в районе Шатби, через определенное время останки изымались и вновь погребались в общей могиле. В сентябре 1934 года Русское благотворительное общество соорудило железобетонный склеп, в котором было захоронено более ста русских. В пригороде Каира, Гелиополисе, в 1922 году беженцами в наемном помещении был основан Свято-Николаевский храм. Первым его настоятелем стал протоиерей С.Т. Неделька. В Каире русских хоронили на кладбище монастыря св. Георгия, в старом городе, на земле, отведенной Патриархом Мелетием II. В 1938 году над братским склепом была выстроена часовня.

Раскол

     С конца 1920-х годов в эмиграции начинается церковный раскол ("Карловацкий раскол"). Возникает Русская Зарубежная церковь, в 1931 году уходит в Константинопольский патриархат митрополит Евлогий. Церковный раскол проникает и в Африку. К "карловчанам" переходят приходы в Египте и Тунисе, затем в Алжире.

     Вторая мировая война вызвала значительные изменения в церковной жизни эмиграции. В 1945 году воссоединились с Московской Патриархией митрополит Евлогий (однако уже через год его преемник митрополит Владимир (Тихоницкий) вернулся в Константинопольский Патриархат), а также некоторые "карловацкие" архиереи. В то же время во многих приходах разделение стало еще более непримиримым.

     В Рабате о. Варсонофий выразил желание перейти в Московскую Патриархию, многие русские получили здесь советские паспорта. Однако еще в 1946 году в Касабланке начались хлопоты о получении священника из Парижа. Но митрополит Владимир не нашел подходящей кандидатуры, и в качестве выхода предложил княгине В.В. Урусовой, бывшей начальнице поезда Красного Креста императрицы Александры Федоровны, обратиться с соответствующей просьбой к главе Русской Зарубежной церкви митрополиту Анастасию (Грибановскому).

     В 1947 году в Марокко прибыли две многочисленные партии перемещенных лиц (до 1000 человек), осевшие в Касабланке и ее пригороде Бурназеле, которые также присоединились к Зарубежной Церкви. В 1948 году в Рабате общее годовое собрание прихожан приняло решение остаться в Московской Патриархии. В Касабланке же был принят новый устав прихода, и разделение русской колонии в Марокко окончательно закрепилось.

     К январю 1949 года были созданы Троицкий храм – он размещался в одном из бараков Бурназеля – и домовая церковь во имя Державной Божией Матери в Марракеше, приписанные к приходу в Касабланке. К приходу в Касабланке был приписан также храм во имя св. Пророка Даниила в Танжере, построенный на средства бывшего английского консула в России. В 1950 году было начато возведение каменного Успенского храма в Касабланке, который был освящен в Татьянин день 1958 года. По инициативе протоиерея М.Зноско-Боровского выстроили склеп-часовню на собственном участке христианского кладбища.

     Деятельность русской общины была очень разнообразна. В 1949-1958 годах церковный хор дал более 50 концертов, большинство из них – на благотворительные нужды различных организаций, а также для больных и стариков. С концертами часто выступал и детский хор. Церковные службы совершались также в летних детских лагерях. В 1948 году сформировался "Свято-Сергиевский Благотворительный Фонд", в Касабланке выходил "Приходской листок". В 1949 году торжественно праздновался Пушкинский юбилей, затем стали проводиться "Дни русской культуры", отмечалось столетие со дня смерти Н.В. Гоголя, устраивались духовные вечера.

     В 1951 году в Тунис для управления приходами Северной Африки был назначен архиепископ Пантелеймон (Рудык). В конце 1952 года его сменил епископ Нафанаил (Львов), а 17 декабря 1954 года администратором в Северной Африке был назначен протоиерей М.Зноско-Боровский.

     В Тунисе в 1953 году приходу, насчитывавшему после войны 250 человек, удалось приобрести участок для постройки храма и приходского дома. Храм во имя Воскресения Христова был освящен в 1955 году архиепископом Западно-Европейским Иоанном (Максимовичем) и епископом Женевским Леонтием (Барташевичем) в сослужении с настоятелем храма иеромонахом Митрофаном (Едлинским-Мануйловым). В приходском доме были размещены зал для собраний, библиотека и читальня, комната для престарелых. Около 30 стариков были устроены в старческий дом во Франции.

     После получения странами Северной Африки независимости начался массовый отъезд европейцев. Церковная жизнь русских общин стала быстро угасать. Был закрыт Троицкий храм в Бурназеле. К 1968 году церковь в Марракеше существовала только благодаря стараниям и заботам К.Ф. Абазиной, которая исполняла обязанности псаломщика и певца. В Тунисе осталось всего 48 прихожан, в Бизерте – 6, в Алжире – 12. Протоиерей К.Леус в Касабланке к 1968 году был единственным священником Зарубежной церкви на всю Северную Африку. В изданном в конце 1987 года Архиерейским Синодом справочнике упоминаются только четыре церкви в Африке: в Касабланке, Тунисе, Бизерте и Алжире, которые все непосредственно подчинялись Председателю Архиерейского Синода. Ни в одной из них не было настоятеля. Изредка их навещало духовенство Александрийской Патриархии. Церковь в Касабланке обслуживалась священниками Павлом Пуарье и Николаем Семеновым.

     В 1947 году в Марокко в Московскую Патриархию перешли архимандрит Варсонофий и игумен (впоследствии архимандрит) Митрофан (Ярославцев), ставший настоятелем храма в Рабате после кончины архимандрита Варсонофия. Некоторое время в приходе служил о. Василий Солнышкин, который организовал выпуск приходского бюллетеня. Много сделал для прихода архимандрит Владимир (Балин), до принятия монашества он долгое время работал в доме Антуана де Сент-Экзюпери. При нем началось обновление храма, церковной утвари, облачений, расширились связи с православными других национальностей. О. Владимира стали приглашать для совершения треб православные греки, сербы, румыны. Усилились экуменические контакты с католиками и протестантами. Но к этому времени и в Рабате число прихожан стало уменьшаться. Архимандрита Владимира сменил протоиерей Александр Беликов, до священства бывший профессором философии в Белграде.

     В 1972 году Воскресенский приход был передан в непосредственное ведение председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, в Рабат был направлен из СССР протоиерей Н.П. Захаров. С тех пор настоятели командируются Отделом внешних церковных сношений. В 1975 году храм и церковный домик были капитально отремонтированы. Ежегодно устраивалась экуменическая неделя. В 1974 году экуменическую молитву возглавлял коптский епископ Пахомий. Сестры из католического монастыря в Тазерте (на границе с Сахарой) написали для храма иконы преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского. В течение года настоятель храма устраивал несколько конференций, на которых делались сообщения о богословии и литургической жизни Русской Церкви, показывались диапозитивы и прослушивались церковные песнопения.

     В Танжере неоднократно совершались литургии, за которыми молились, кроме православных, католики, копты, англикане, протестанты. В 1965, 1976, 1977 годах небольшие группы паломников приезжали в СССР. 12-13 ноября 1977 года приход посетил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), бывший тогда Патриаршим Экзархом Западной Европы и председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. В 1997 году торжественно отмечалось 70-летие прихода. 11 мая литургию в храме совершил председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который во время своего пребывания в Марокко встречался с государственными и общественными деятелями страны. С 25 декабря 1997 года настоятелем храма является игумен Ростислав (Колупаев).

В Александрии

     В Александрии после перехода церкви св. Александра Невского к Московской Патриархии оставшимся прихожанам Александрийский Патриарх Христофор II предложил посещать греческую церковь св. Стефана в предместье Зизикии. Прибывшей вскоре в Александрию великой княгине Милице Николаевне с сыном князем Романом Петровичем и его семьей удалось получить разрешение на открытие прихода. Она выписала из Италии своего духовника иеромонаха Зосиму, и в 1947 году в наемном помещении открылась церковь. В 1954 году в отдельной вилле устроили церковь и приходской дом. Но 24 сентября 1961 года храм закрыли, а все имущество отправили в церковь в Гелиополисе (Каир). Церковь в Гелиополисе построили в 1957 году на земле Русского Каирского Благотворительного Общества в Гелиополисе. Окончательно церковь была переведена в собственное здание в 1958 году.

     Наладившуюся жизнь Александро-Невской церкви вскоре нарушила начавшаяся арабо-израильская война. В августе 1948 года о. Алексий был арестован и заключен в крепость Ком Эль Дик (в Александрии). Новым настоятелем стал архимандрит Николай (Прозоров). Русский храм в Александрии неоднократно посещали и служили в нем Александрийские патриархи и другие видные иерархи Александрийской церкви. Настоятелей храма часто приглашали на торжества в Патриархию. С 17 апреля 1997 года настоятелем храма-подворья стал протоиерей Геннадий Героев.

Священники из России

     Много изменений в церковной жизни русских приходов произошло в 1990-е годы.

     В 1990 году А.А. Ширинская-Манштейн, старейшина общины в Тунисе, обратилась к Патриарху Московскому и всея Руси Пимену с просьбой направить в Тунис священника из России. Настоятелем храмов в Тунисе был назначен священник Димитрий Нецветаев. 3 июня 1992 года он приехал в Тунис и уже на следующий день совершил литургию в Воскресенском храме. Через несколько дней здесь начались реставрационные работы. 13 сентября 1992 года, после окончания внутреннего ремонта, был освящен престол Воскресенского храма. Сейчас приход в Тунисе окормляет духовно не только русских, но и болгар, сербов, румын, палестинцев. В дни праздников богослужения в храмах Туниса и Бизерты совершает митрополит Карфагенский Ириней (Александрийский Патриархат). Приход в Тунисе взаимодействует с представительством Российского Центра международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве России, Российским Центром науки и культуры в Тунисе.

     24-27 марта 2001 года в связи с 80-летием русского прихода Тунис посетил председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. 24 марта митрополит Кирилл совершил панихиду на христианском кладбище в городе Бизерта по "всем вождям, воинам, братиям и сестрам нашим, в земле Тунисстей погребенным". В храме св. Александра Невского митрополитом Кириллом была совершена Великая вечерня, а в Воскресенском храме города Туниса – литургия, за которой он огласил Послание Патриарха Алексия II настоятелю и прихожанам тунисских храмов и вручил юбилейные Патриаршие грамоты.

     В ноябре 2000 года Патриарх Александрийский Петр VII в сослужении с представителями Русской Православной Церкви освятил храм св. Димитрия Солунского в Каире, предназначенный для окормления русских верующих.

Самый южный приход

     Существовали русские православные общины и в Южной Африке. Центром церковной жизни здесь стал город Йоханнесбург. Сначала здесь устроили часовню в квартире миссионера архимандрита Алексия (Чернай), а в 1961 году арендован дом, в котором начала работать Свято-Владимирская церковь. О. Алексий обслуживал также сербскую общину, которая материально помогала церкви. Приход объединял всех православных в Южной Африке. В Кейптауне богослужения совершались в предоставленной англиканами часовне в приюте для мальчиков. Уполномоченные общины были также в Дурбане (на провинцию Наталь), Солсбери (на Родезию), Найроби (на Кению), а также в Лоренцо-Маркише (на Мозамбик). До 1959-1960-х годов русские православные общины существовали в Элизабетвиле, Леопольдвиле, Киву, Кальвези и Браззавиле (Конго). В 1960-х годах число прихожан в Южной Африке значительно сократилось.

     29 декабря 1998 года определением Св. Синода был учрежден приход на территории Южно-Африканской Республики. Настоятелем его был назначен протоиерей Сергий Рассказовский, в 2000 году его сменил иеромонах Филарет (Булеков). Под Йоханнесбургом уже строится русская церковь во имя преп. Сергия Радонежского.

     Во время Великого Поста 2001 года в Южной Африке состоялись гастроли Российского государственного ансамбля танца "Сувенир", и часть собранных им от концертов средств поступила в фонд строительства храма. К Пасхе 2001 года в Южной Африке вышел учрежденный приходом православный журнал на русском языке "Вестник". Он адресован в первую очередь проживающим в ЮАР выходцам из России и СНГ. Издавать его планируется ежеквартально. Часть тиража направили в Кейптаун и Дурбан, где есть русские общины, а также в Мозамбик, откуда на праздник Пасхи в Йоханнесбург приезжала группа православных россиян. Приход планирует также при поддержке посольства России открыть русскую приходскую школу, где наряду со светскими предметами будут преподаваться Закон Божий и Основы религиоведения.

Можно надеяться, что жизнь русских приходов в Африке будет развиваться и дальше.
А.Бовкало // "Азия и Африка", 2003, № 1 (статья публикуется в сокращении)
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com