Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Святая Земля / Государство Израиль. Современные реалии / Святая Земля как перекресток культур / Павел Платонов: «В Израиле нет ущемления религиозных прав и свобод»

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 48 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Павел Платонов: «В Израиле нет ущемления религиозных прав и свобод»
 
Павел Викторович Платонов
 
Два главных христианских праздника — Рождество и Воскресение Христовы — многие православные христиане стараются отметить на Святой земле, там, где когда-то произошли величайшие в мировой истории события, ставшие причиной появления этих праздников. И, конечно, нам всегда очень интересно узнать, как они проходят на Святой земле, какой резонанс имеют у местных жителей. О том, как живут сегодня на Святой земле христиане, а также иудеи и мусульмане, нам рассказал Павел Платонов, председатель Иерусалимского отделения Императорского православного палестинского общества, председатель православного научно-просветительского общества «Россия в красках» в Иерусалиме, руководитель одноименного паломнического центра в Иерусалиме. Но поскольку в последние два года Ближний Восток стал во всех смыслах полыхающим регионом, в результате чего пострадали в первую очередь проживающие там христиане, тональность наших вопросов оказалась не праздничной, а скорее будничной и даже тревожной.

— Павел Викторович, в связи с событиями «арабской весны» мы наблюдаем грустную статистику — резкое сокращение количества христиан на Ближнем Востоке. По некоторым данным, их осталось около 15 миллионов, из них половина — египетские копты. Заметно ли это в повседневной жизни или проживающие там люди с этим уже свыклись?

— Безусловно, с каждым годом количество христиан на Святой земле, то есть в Израиле и Палестине, уменьшается, — об этом говорят все статистические данные, которые опубликованы в свободном доступе. Вообще, надо сказать, количество христиан на Святой земле — 2% от всего населения, причем это представители всех деноминаций. Среди них большая часть — католики, много протестантов, представителей дохалкидонских церквей, копты, сирийцы и так далее. Православных среди них — минимальная часть. Связано это не только с процессами так называемой «арабской весны», события которой мы наблюдаем в последние годы. Это естественный процесс, связанный с исламизацией региона, с оттоком христиан в страны Запада. Дело в том, что христиане на Ближнем Востоке имеют более высокий социальный статус, получают более серьезное образование, имея достаточно много христианских школ, которые поддерживают различные благотворительные фонды. Так что, получая хорошее образование и востребованные профессии, христиане имеют больше возможности реализовать себя в западных странах. Например, в Израиле на сегодняшний день проживает свыше 150 тысяч христиан, это как раз 2% от населения в 7,8 миллиона человек. Из них евреи — это 75,5%, мусульмане — 16,8%, друзы — 1,7%, а 3,9% не имеют определенной религиозной принадлежности. Представьте себе, что в старом городе Иерусалима проживают порядка 5 тысяч христиан, и еще 10 тысяч христиан — в Восточном Иерусалиме. Отток христиан особенно касается территории Палестинской национальной администрации, гораздо меньше Израиля, хотя и его тоже затрагивает. Тем не менее рождаемость и рост христианского населения в семьях, в частности, на территории Израиля, прослеживает тенденцию к увеличению. Это связано с высоким социальным уровнем жизни, потому что у арабов христианского исповедания все-таки уровень жизни повыше, чем у тех же коптов в Египте. Поэтому христианские семьи, которые еще остались в Израиле и живут здесь, достаточно статусные. Но отток идет, и эта ситуация плачевна. Я бы сказал, что эти процессы — «арабская весна» и уменьшение христианского населения — идут параллельно друг другу, независимо друг от друга. Я не считаю и не нахожу доказательств тому утверждению, что «арабская весна» коснулась христиан Израиля и Палестинской национальной администрации. Их больше касается конфликт внутренний — арабо-израильский.

— А как вообще живется русскому православному человеку в Израиле? Нам, живущим в России, это представляется, как правило, жизнью во враждебном окружении.

— Нет, это не так. Все-таки здесь не Ирак и не Египет. Давайте уточним, что Израиль при всех своих проблемах пытается отстаивать принцип свободы вероисповедания. Это не мусульманская страна. В Израиле разрешены все вероисповедания, христианские и не только, даже религия бахаи. Так что вопрос кажется немного наивным — православный христианин-араб не чувствует никаких ущемлений в Израиле. У них открыты церкви, абсолютно никто им не мешает консолидировать свои общины. Я бы даже сказал, что в Израиле он себя чувствует гораздо свободнее, чем в других арабских странах. Там, где абсолютно доминирует ислам, какие могут быть свободы у православного христианина? Там он действительно составляет меньшинство. А в Израиле он абсолютно такой же гражданин, как и все остальные, со всем набором свобод и прав. И если уж говорить о демократии, то он имеет здесь абсолютно все возможности учиться, получать услуги здравоохранения, социальную помощь и так далее, и тем более пойти помолиться в свою церковь. Никто никого здесь не ущемляет.

— Это может показаться неожиданным для многих жителей России, имеющих весьма туманные представления о жизни в Израиле.

— В Израиле раньше было целое министерство по делам религий, а теперь это отдел министерства внутренних дел неиудейских исповеданий, который занимается вопросами, в том числе, христианских церквей. Храмы и монастыри имеют здесь свои участки, их право на землю никем не оспаривается, незаконное отчуждение не производится. Они имеют право отстоять по суду свои законные права. Разве мы увидим это в мусульманских странах, где церкви порой взрывают? Конечно, и здесь были попытки осквернения храмов фанатиками, но это единичные случаи. В Израиле принципиальное отношение государства к религиозному плюрализму было объявлено еще в Декларации независимости Израиля 1948 года. В ней говорится, например, что государство Израиль будет основано на принципах свободы, справедливости и мира в соответствии с идеалами пророков Израиля, обеспечит полное равенство общественных и политических прав своих граждан без различия религий, наций или пола, обеспечит свободу вероисповедания, совести, права пользования родным языком, права на образование и культуру. Отчасти это где-то подчеркивается, где-то исполняется, где-то — хуже, но в целом то, что заявлено в декларации, исполняется в Израиле. В национальной Палестинской администрации немного другая ситуация, тем не менее там толерантность провозглашается и соблюдается за редким исключением. Но я не могу судить о том, что происходит в секторе Газа, де-факто это уже какое-то другое государство, отдельный анклав.

— Действительно, из уст некоторых высокопоставленных представителей ислама из стран Ближнего Востока приходится слышать иногда призывы к тому, чтобы на этой территории были уничтожены все христианские храмы…

— Но это не только сейчас, эти призывы слышны постоянно. Поэтому неудивительно, что результатом «арабской весны» стало снижение количества христиан в этих странах. Это можно назвать настоящей гуманитарной катастрофой.

— Какая реакция у иудеев и мусульман, живущих на Святой земле, на христианские праздники Рождества Христова и Пасхи, которые масштабно, с размахом, отмечают православные христиане всего мира, стараясь посетить в эти дни святыни, находящиеся в Израиле и Палестине?

— Для мусульман и иудеев праздник Рождества Христова, так же как и Пасхи, находится на периферии сознания, и понятно почему. Для иудеев христианство — это некая секта, для мусульман — неправильное учение, как оно может на них влиять?

— Можно ли сказать, что в непрекращающемся арабо-израильском конфликте сбывается древнее библейское пророчество о том, что сыны Сары и Агари будут конфликтовать друг с другом на протяжении всей человеческой истории?

— В общем-то, можно. Но, с другой стороны, на бытовом уровне многие из них поддерживают добрые отношения, ведут совместный бизнес, так что нередко приходится удивляться, как мог возникнуть этот конфликт. Однако в социальном плане между арабами и евреями огромнейшая пропасть. Не может верующий мусульманин свободно прийти в гости к верующему иудею, один соблюдает субботу, другой — нет, это совершенно разные культуры и мировоззрения, и суть конфликта понятна. Иудеи видят в мусульманах потомков тех языческих народов, которые жили когда-то на этих территориях, — филистимлян, амореев, амаликитян и других. Ведь когда евреи делились на колена, Господь им повелел отвоевать эту землю. Мусульмане, в свою очередь, видят в иудеях захватчиков, пришедших сюда в ХХ веке, в то время как они жили здесь на протяжении столетий. С двух сторон раздаются очень серьезные обвинения, так что конфликт иногда перерастает в вендетту. Я неоднократно говорил о том, что причины этого конфликта заложили англичане, которые с 1917 по 1948 год владели Палестиной и действовали по принципу «разделяй и властвуй». Натравливая две общины друг на друга, они вполне успешно достигали своих колониальных интересов, прежде всего касавшихся богатых нефтяных ресурсов. Англичане ушли в 1948 году, а конфликт остался, очень сильно раздутый. И конечно, его корни можно усматривать, в том числе, в библейских пророчествах.

Беседовала Светлана Высоцкая

Нижегородская митрополия Русской Православной Церкви

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com