Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Святая Земля / ИППО / ИППО И ПАЛОМНИЧЕСТВО / Православные паломники в Палестине и Императорское Православное Палестинское Общество. А. Инжеватов

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Православные паломники в Палестине и Императорское Православное Палестинское Общество
 
Паломничество православных русских христиан в Святую Землю началось с принятия в 988 году христианства на Руси. Исторические свидетельства о них относятся к XI веку. Преподобный Феодосий Печерский в 1022 году ушёл вместе с караваном странников из Курска в Иерусалим[1]. Правнучка святого равноапостольного великого князя Владимира преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая, умирает в Святом Граде. В русской душе хождения в Святую Землю всегда занимали огромное место. Игумен Даниил, прибывший в 1106 году в Иерусалим с духовно-просветительской миссией, с необычайным восторгом сообщает о лампаде, затепленной им у Гроба Господня, «от всей земли русской»[2] .
 
Лишь во времена военных действий паломничество в Святую Землю временно прекращалось, но как только наступал мир, люди вновь устремлялись к заветной цели. Но её достижение было сопряжено со многими трудностями, которые приходилось преодолевать паломникам на своём пути.
 
До появления российских представительств на Ближнем Востоке хождение к святым местам было делом не только трудным, но и опасным.
 
Прежде всего, человек, решивший отправиться в столь дальнее путешествие, должен был получить заграничный паспорт. После этого начинались приготовления к самому путешествию, окружающие просили помолиться за них, поставить свечку и принести хоть песчинку Святой Земли. Паломнику собирали деньги и всё необходимое для путешествия. Нередко он брал с собой дар, который покупали всей округой. Когда все приготовления были окончены, богомолец отправлялся в путь.
 
Точного пути в Святую Землю паломники не знали. В своём путешествии по России они стремились посетить известные русские святыни, а по дороге расспрашивали каждого встречного о том, куда нужно направляться. В конце концов, находился тот, кто мог сам сообщить направление пути или указать на другого, который мог помочь. Этих людей называли бывалыми.
 
Путешественники могли добираться к святым местам двумя путями - сухопутным и морским. Дорога проходила через Москву, Орёл, Киев; потом те, кто собирался путешествовать по морю, направлялись в Одессу, а сторонники сухопутного пути - в Подольск[3]. Этот путь был много труднее. Помимо того, что паломникам предстояло преодолеть огромнейшее расстояние, на русско-турецкой границе им предстояло столкнуться с новыми трудностями. Беспрестанное визирование паспортов, вымогательство под разными предлогами денег приводили многих в отчаяние. Случалось, что местные власти, не получив взятки, оскорбляли и даже заключали в тюрьму русских паломников. До появления на территории Османской Империи российских консульств заступиться за богомольцев было некому. Таким образом, сухопутный путь был чрезвычайно опасен, труден и продолжителен. На кораблях паломники попадали в Константинополь на третий или четвертый день, а на Афон - через неделю или, самое большее, через две. По суше богомольцы шли месяцами, претерпевая всевозможные лишения, часто погибали.
 
Русские паломники, готовые на любые лишения и жертвы, только ради того, чтобы помолиться у христианских святынь, вызывали уважение и восхищение. Вот как описывает свою встречу с русскими богомольцами французский аббат Рабуассон: «Во главе их (паломников. - А. И.) находился священник, одежда которого мало чем отличалась от массы движущихся невозможных одеяний, из которых выглядывали большие головы, толстые руки, безобразные и огромные ноги - это его паства. Все поклонники несут на себе множество разных вещей, как-то: кастрюльки, оловянные кувшины, мерки для воды, куски хлеба, свиное сало, тюфяки, одеяла и несчетное количество, как утверждают, невидимых насекомых...
 
Вид этих бедняков приводит меня в смущение. Он служит наглядным осуждением изнеженности и равнодушия наших деликатных христиан, неспособных ничего вытерпеть за веру в Распятого...
 
Эти бедные Русские, в такой одежде и с такой ношей, совершают пешком сотни миль, ночуя где попало на принесенных ими постелях и питаясь небольшим количеством хлеба, воды и испорченного сала.
 
Помню, как в городе Луазон, тогда ещё отец Гиацинт, проповедуя раз в церкви Парижской Богоматери и представив потрясающую картину нашего устаревшего общества, в порыве блестящего красноречия, призвал с равнин Средней Азии новые орды варваров, чтобы обновить кровь этого общества.
 
Незачем нам идти в Азию. Люди, которые умеют так страдать и почти ничем не питаться, имеют всё, чтобы некогда наказать выродившуюся Европу и в крови своих жертв почерпнуть зародыш собственного возрождения. Это бывало и может повториться, если миру суждено существовать... »[4]
 
Когда же, после всех трудностей и унижений, нелегкий путь был окончен, перед русскими паломниками вставала новая задача - найти себе пристанище. Вообще, и на пути в Святую Землю, и в Иерусалиме богомольцы были предоставлены самим себе, и от их природной изворотливости и находчивости зависело создать для себя более или менее благоприятную обстановку. Греческое православное духовенство, Иерусалимский Патриархат - главные обладатели и распорядители драгоценной для христианства святыни - храма Гроба Господня - и являлись единственными попечителями и опекунами русских паломников. Считалось, что они из сострадания и по чувству христианского братолюбия возьмут на себя заботу о материальных и духовных потребностях богомольцев в далекой, неведомой им стране.
 
Тот приют, который предоставлял русским паломникам Иерусалимский Патриархат, был ужасен. Это были кельи, в которых не было даже самого необходимого: голые нары, каменный пол, не всегда покрытый матами и циновками, - это всё, что находилось в этом приюте[5]. Скопление большого числа богомольцев в этих сырых, темных помещениях способствовало распространению всевозможных заболеваний. Однако паломники не роптали и все эти тяготы расценивали как испытания, посылаемые Богом, чтобы убедиться в силе их веры.
 
Ситуация с положением богомольцев начинает изменяться в лучшую сторону после открытия Русской Духовной Миссии, которая приняла на себя, совместно с Иерусалимским Патриархатом, попечение о русских паломниках.
 
После окончания Крымской войны российское правительство берётся за решение проблем по созданию нормальных условий жизни и быта русских богомольцев в Святой Земле. Русские учреждения в Палестине занялись покупкой земель и строительством странноприимных домов, гостиниц, больниц. Однако отсутствие чёткого разграничения полномочий между консульством, Палестинской Комиссией и Русской Духовной Миссией привело к серьёзному конфликту между ними и помешало более успешно действовать на благо паломников, число которых год от года неуклонно возрастало.
 
Развитие русского пароходства в Средиземноморье привело к резкому увеличению русских богомольцев. Ежегодно к святым местам стекалось 10-12 тысяч паломников, причём из них 7 тысяч приходилось на женщин, средний возраст которых составлял 35-50 лет[6]. Социальный состав богомольцев был чрезвычайно пёстрым. В Святую Землю приходили представители почти всех слоёв населения России из разных концов Империи. Среди паломников встречались дворяне, духовные лица, мещане, крестьяне, отставные солдаты[7]. Поток богомольцев усиливался к Пасхе и Рождеству Христову, а также накануне Великого поста.
 
Организация паломничества православных христиан из России к святым местам и обустройство их быта в Святой Земле стала одной из основных задач Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Восьмым параграфом своего устава Общество ставило перед собой следующую цель: «Оказывать пособие православным паломникам при посещении ими святых мест Востока, устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов»[8].
 
Палестинское Общество стремилось облегчить паломникам путешествие к святым местам и создать им нормальные условия существования по прибытии на место. Для этого был проведён ряд мероприятий, важнейшим из которых было снижение путевой платы для богомольцев, следовавших из России в Иерусалим. Благодаря усилиям Общества, железнодорожные Общества и Русское Общество пароходства и торговли согласились значительно понизить свой тариф (цены были снижены на 30-50%)[9]. Были введены также паломнические книжки, которые свободно продавались в Петербурге, Москве, Киеве, Перми, Казани, Одессе, Воронеже через особых уполномоченных, и по которым Палестинское Общество производило расчёты с железными дорогами. Книжки предоставляли право проезда до Яффы и обратно в первом, втором и третьем классах, с продовольствием или «на своих харчах»[10]. С 1887 году появились книжки для проезда из тех же мест до Афона. Паломнические книжки оказались весьма значимым нововведением, так как помогали богомольцам сэкономить 18 рублей, что составляло 40% стоимости проезда[11]. Это было особенно важно для простых людей, так как они были весьма ограничены в средствах.
 
Для того чтобы мероприятия, ориентированные на улучшение условий путешествия паломников в Святую Землю, были наиболее успешными, Общество направляет известного русского путешественника А. В. Елисеева изучить, как и в каких условиях русские богомольцы преодолевают путь из России в Палестину. Под видом простого паломника Елисеев предпринял в 1884 году путешествие в Палестину. То, что он увидел, привело его в ужас. На русских кораблях «и тесно, и грязно, начальство и команда парохода не особенно симпатично относятся к паломнику, обвиняя его в нечистоплотности и дурном поведении; благодаря подобному взгляду паломнику нередко дается худшее место, чем мусульманину и даже скотине, если таковая перевозится на пароходе»[12] . Помимо свидетельства А. В. Елисеева, о таком же ужасающем положении говорилось и в многочисленных жалобах богомольцев. Палестинское Общество стремилось как-то исправить сложившуюся ситуацию. Оказать содействие пытался и председатель ИППО, великий князь Сергей Александрович. Во время пересмотра устава Русского Общества пароходства и торговли он обращался в Министерство финансов с предложением о включении в устав мер, которые установили бы надлежащий порядок на паломнических пароходах и могли бы улучшить пищевое довольствие богомольцев, от недостатка которого особенно тяжело страдали паломники из беднейших слоёв российского общества. Но эти усилия не принесли желаемых результатов, морской переезд так и не изменился к лучшему.
 
Забота Общества о паломниках не ограничилась мерами по удешевлению и улучшению условий путешествия в Святую Землю. Оно развернуло целенаправленную работу по устройству странноприимных домов и подворий. Подобные учреждения открывались не только в Палестине, но и в российских приморских городах, через которые проходил путь паломников. В Одессе было открыто большое и прекрасно оборудованное подворье, в Таганроге построен странноприимный дом, который мог одновременно вместить до 40 человек[13].
 
В своей работе Палестинское Общество сталкивалось со многими сложностями. Одной из самых серьёзных явилась проблема взаимоотношений с турецким правительством, которое отказывалось признать ИППО в качестве юридического лица. В связи с этим Общество не имело права заключать договора и совершать купчую на приобретаемые им земельные участки и строения. Приходилось пользоваться услугами подставных лиц, чаще всего это были служащие ИППО. Так, в 1886 году первый уполномоченный Палестинского Общество Д. Д. Смышляев приобрел земельный участок площадью в тысячу квадратных сажень[14]. Только в 1902 году султанским ирадэ[15]  школы Общества были признаны русскими и перешли под покровительство российского посольства в Стамбуле. А в 1905 году султанское ирадэ признало всю приобретённую ИППО собственность в Палестине, Сирии и Ливане. К началу первой мировой войны Общество владело в общей сложности 70 гектарами земельных участков[16] и десятью подворьями в Иерусалиме, Назарете и Хайфе[17] .
 
Богоугодные заведения, построенные Палестинским Комитетом, могли принять только 300 паломников и 500 паломниц. С переходом их в ведение Палестинской Комиссии в 1864 году всё осталось по-прежнему ещё на 20 лет.
 
В 1884 году вице-председатель Палестинского Общества Ф. И. Корнилов от имени Совета Общества обратился к Палестинской Комиссии с предложением начать строительство вторых этажей над мужским и женским приютами в Иерусалиме, проекты которых были разработаны ещё Палестинским Комитетом, но так и остались нереализованными за недостатком средств. Кроме того, было предложено построить при этих приютах баню, прачечную и прочие необходимые службы. Общество предлагало на осуществление этого проекта ссуду в размере 50 тысяч рублей с уплатой 6% годовых, или же разрешить ему самому начать строительство этих построек и передать их в ведение ИППО. Комиссия отвергла это предложение, а в 1885 году передала часть миссионерского корпуса под дворянский приют.
 
Выход из затруднительного положения был найден, благодаря первому уполномоченному в Иерусалиме Д. Д. Смышляеву, которому удалось приобрести земельный участок рядом с русскими богоугодными заведениями. В 1889 году здесь было возведено первое подворье Общества - Сергиевское[18] .
 
В 1889 году Палестинская Комиссия была упразднена, а все капиталы и земельные участки, принадлежавшие ей, были переданы императором Александром III в собственность Палестинского Общества, получившего в том же году титул «Императорское».
 
Полученные Обществом от Палестинской Комиссии два иерусалимских подворья находились в полуразвалившемся состоянии, без окон, дверей, инвентаря. Капитальный ремонт, проведенный Обществом, преобразил палаты старого подворья. В них были поставлены 804 кровати и отдельный шкафчик для каждого паломника. Палаты вентилировались, отапливались железными печами. Впоследствии была пристроена ещё одна палата с 32 кроватями в Русском доме близ храма Воскресения[19].
 
Иерусалимские подворья включали в себя Старое и Новое (Сергиевское) подворья, а также Русский дом близ храма Воскресения. Они располагались к северу от городских стен и занимали огромную площадь, огороженную высокой каменной стеной. На территории подворий располагались четыре каменных здания, частью двухэтажные. Кроме того, в ограде подворий имелось семь небольших каменных домов и бараков, предназначенных для размещения паломников в период их большого наплыва. Подворья могли вместить и обеспечить питанием до 7 тысяч человек одновременно[20] .
 
Палестинское Общество старалось, чтобы его помещения были доступны для всех, поэтому проживание в течение первых двух недель паломнику ничего не стоило, затем он платил пять копеек в сутки, к тому же каждого вновь прибывшего богомольца ожидал бесплатный ужин.
 
Учитывая то, что среди богомольцев было немало и состоятельных людей, Общество обустроило 16 комнат лучшего качества; они стоили от одного до двух рублей в сутки с отоплением и прислугой. Однако основной своей задачей ИППО видело обустройство малообеспеченных паломников. Для них были выстроены столовая, водогрейня и лавка. Обед состоял из супа и каши и стоил 10 копеек, чёрный хлеб и квас давались без ограничений, но запрещался вынос продуктов из столовой. Для малообеспеченного богомольца чаепитие составляло насущную потребность. Учитывая это, Общество отпускало кипяток по 1 копейке за чайник.
 
В результате, паломник за 15 копеек в сутки был обеспечен тёплым удобным помещением, обедом, чаем утром и вечером. Такое положение вещей требовало больших расходов со стороны Общества. В общей сложности затраты его на богомольцев составляли около 100 тысяч рублей ежегодно[21] .
 
Однако мало было обеспечить только нормальное существование паломников. Многие из них прибывали в Иерусалим больными. Им необходимо было оказывать медицинскую помощь. Решением этой проблемы также занималось Палестинское Общество. Им были открыты больница с амбулаторией в Иерусалиме, пять госпиталей в Дамаске, Назарете, Вифлееме, Хомсе и Бейт-Джале[22] .
 
ерусалимская амбулатория оказывала медицинскую помощь и выдавала лекарства бесплатно. Её медицинский персонал составлял главврач, помощник лекаря, четыре сестры милосердия и аптекарь. Несмотря на столь небольшой штат, им удавалось оказывать помощь очень многим. Количество паломников, обращавшихся в медицинские заведения, могло достигать 7 тысяч человек в год[23] .
 
Строительство медицинских учреждений в Иерусалиме велось несколько лет. Первый русский госпиталь был открыт в 1864 году, а через год к нему была пристроена амбулатория для заразных заболеваний. Об этом думал ещё архимандрит Порфирий (Успенский), руководитель первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Осуществить эту идею удалось его преемнику, епископу Кириллу (Наумову), получившему от великой княгини Марии Александровны щедрые пожертвования и набор инструментов для амбулатории[24].
 
В августе 1888 году была открыта Назаретская амбулатория, которая оказывала медицинскую помощь около 12 тысячам человек в год, предоставляя лекарства и лечение бесплатно[25].
 
В случае тяжёлых заболеваний паломники могли обращаться в иерусалимский госпиталь. Прибывая в Палестину, русские богомольцы платили госпиталю 1 рубль, и потом, в случае необходимости, они получали всё бесплатно и могли находиться в больнице до полного выздоровления, не думая об оплате[26].
 
лагодаря усилиям Общества, среди паломников значительно снизился процент заболевших и умерших. По данным за 1872 год, число заболевших составляло 26% от общего числа паломников, смертность - 0,9%. В 1894 году эти цифры уже составляли соответственно 6% и 0,3%. Следует отметить, что среди паломников встречались люди и весьма преклонного возраста, и смертность среди них была вызвана естественными причинами[27].
 
В отличие от французских и английских лечебных заведений, которые брались лечить только представителей своего вероисповедания, больницы и амбулатории ИППО оказывали медицинскую помощь всем нуждающимся в ней, независимо от религиозной принадлежности. Такую же политику проводили немецкие и американские миссии, полагая, что таким образом они смогут привлечь в свою веру новых последователей. Ежегодно в медицинские заведения Общества обращалось около 60 тысяч человек[28].
 
Палестинское Общество стремилось не ограничиваться заботой только о материальном попечении паломников. Общество устраивало духовные собеседования и чтения, оно занялось также организацией посещений русскими богомольцами святых мест.
 
Ежедневные чтения проводились с 14 сентября до четверга шестой недели Великого поста с семи до девяти часов вечера ежегодно. Первый час чтений был посвящен истории Ветхого и Нового Завета, истории Христианской Церкви до разделения её на Православие и Католичество, преимущественно в житиях святых. Второй час посвящался священной топографии: подробному описанию Святой Земли, Синая, Афона и основных русских монастырей[29].
 
Другой задачей Палестинского Общества являлось хождение паломников по святым местам. До создания Общества и в первые годы его существования паломников сопровождали консульские кавасы[30]. В маршрут входили: храм Святого Гроба Господня, Вифлеем, Гефсимания, Пещера Богоматери, греческие монастыри. Греки, сопровождавшие русских паломников, нещадно обирали их за право прикоснуться к христианским святыням. Общие расходы паломника составляли от 130 до 152 рублей[31] . Приняв на себя заботу о паломниках, Общество избавило их от постоянных поборов и изменило маршрут: теперь он предусматривал обязательное посещение Патриархии, храма Воскресения, погребальной Пещеры Богоматери, Вифлеема и Иордана, вождение по греческим монастырям было прекращено - их посещали только желающие[32]. Это было связано с серьёзными разногласиями, возникшими между Русской Православной Церковью и греческим духовенством. В России полагали, что греки только мешают делу Православия на Ближнем Востоке.
 
лагодаря заботам Палестинского Общества, паломники получили возможность безопасно и с незначительными затратами совершать хождения по всем святым местам Палестины. За посещение более отдаленных мест с богомольцев взималась символическая плата, которая шла шейху-проводнику и была тем меньше, чем больше паломников было в караване. Например, за путешествие на Иордан паломник должен был заплатить не более 20 копеек. В случае если собранных с паломников денег не хватало, то недостающие средства Общество выплачивало из своей казны[33] .
 
Таким образом, вклад Императорского Православного Палестинского Общества в дело организации паломничества из России к святым местам огромен. Общество не просто способствовало развитию многовековой традиции паломничества, но и сделало всё возможное, чтобы облегчить этот путь. Оно не делало различий между паломниками. Человек, независимо от своего материального положения и социальной принадлежности, решившийся на столь трудный и ответственный шаг в своей жизни, на всём протяжении странствия к святым местам ощущал заботу Общества. Помощь и содействие были всесторонними. ИППО позаботилось и об облегчении путешествия к святым местам, и об улучшении положения богомольцев на Святой Земле. Отныне паломнику не приходилось ютиться в тесных кельях, которые им предоставляло греческое духовенство. К их услугам были удобные подворья, построенные Палестинским Обществом. Паломники были избавлены от унижений и поборов со стороны турецкой администрации. Русские богомольцы могли свободно посещать святыни, к которым они так стремились. Русский исследователь А.. Елисеев, через девять лет после своей первой поездки вновь посетивший Святую Землю, писал: «Посетив Палестину ещё раз, я был приятно поражён благотворной деятельностью Общества, уничтожившего или облегчившего многие нужды русского паломничества в Святой Земле»[34] .
 
25 января 2008 г.
 
Апробационая статья студента III курса Московской духовной академии А. Инжеватова. Научный руководитель: иеромонах Пантелеймон (Бердников). Исторический обзор деятельности Императорского Православного Палестинского Общества в его заботе о паломниках.
 
© А. Инжеватов
III курс Московской духовной академии
 
По материалам сайта Богослов.Ру
 
Примечания

[1] Соловьёв М. П. Святая Земля и Императорское Православное Палестинское Общество. СПб. 1891. С. 5.
 
[2] Лисовой Н. Н. Ключ к Вифлеему // Православный Палестинский сборник. М., 1992. Вып. 31 (94). С. 3.
 
[3] По белу свету. Очерки и картины из путешествия по трём частям Старого Света доктора А. В. Елисеева. СПб., 1895. Т. 2. С. 104.
 
[4] Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1891. Т. 2. С. 56-57.
 
[5] Елисеев А. В. С русскими паломниками на Святой Земле весною 1884 года. СПб., 1885. С. 17.
 
[6] Соловьёв М. П. Указ. соч. С. 131.
 
[7] Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1907. T. 18. С. 437.
 
[8] Дмитриевский А. А. Современное русское паломничество в Святую Землю. Киев, 1903. С. 4.
 
[9] Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1907. T. 18.С. 438.
 
[10] Там же.
 
[11] Соловьёв М. П. Указ. соч. С. 133.
 
[12] По белу свету. Очерки и картины из путешествия по трём частям Старого Света доктора А. В. Елисеева. СПб., 1895. Т. 2. С. 292.
 
[13] Греков Ф. Императорское Православное Палестинское общество. Очерк его деятельности за 1882-1890 гг. СПб., 1891. С. 10.
 
[14] Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1907. T. 18. С. 439.
 
[15] Ирадэ - указ султана в Турции.
 
[16] Семёнов Д. Русское Палестинское Общество и его деятельность до войны 1914 года // Новый Восток. 1925. № 8,9. С. 212.
 
[17] Столетие деятельности Российского Палестинского Общества // Палестинский сборник. Вып. 28 (91). Л., 1986. С. 6.
 
[18] Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1907. Т. 18. С. 440.
 
[19] Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1900. T. 11. С. 249-251.
 
[20] Семёнов Д. Указ. соч. С. 212.
 
[21] Греков Ф. Указ. соч. С. 31.
 
[22] Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1907. Т. 18. С. 441.
 
[23] Греков Ф. Указ. соч. С. 31.
 
[24] Там же.
 
[25] Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1907. Т. 18. С. 442-443.
 
[26] Там же.
 
[27] Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1900. С. 251.
 
[28] Столетие деятельности Российского Палестинского Общества // Палестинский сборник. Вып. 28 (91). Л., 1986. С. 7.
 
[29] Соловьёв М. П. Указ. соч. С. 147.
 
[30] Graham Stephen. With the russian piligrims to Jerusalem. London, 1913. P. 227.
 
[31] Мансуров Б.П. Православные паломники в Палестине. СПб., 1858. С. 40.
 
[32] Соловьёв М. П. Указ. соч. С. 145.
 
[33] Греков Ф. Указ. соч. С. 19.
 
[34] По белу свету. Очерки и картины из путешествия по трём частям Старого Света доктора А. В. Елисеева. СПб., 1896. Т. 4. С. 265.


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com