Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Святая Земля / ИППО / НОВОСТИ ИЕРУСАЛИМСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИППО / Вход Господень в Иерусалим и российские паломники на Святой Земле. Г.Е.Бесстремянная

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Бесстремянная Галина Евгеньевна,
 кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник Центрального экономико-математического института Российской академии наук
«Православная беседа» №3, 2006.
 
Очень скоро, в 2007 году исполняется 160 лет со дня основания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и 125 лет со времени создания Императорского Православного Палестинского Общества. Истории православного и российского присутствия на Святой Земле, служению православных христиан и повествованию о паломничестве в Палестину посвящен этот рассказ.
 
ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ
И РОССИЙСКИЕ ПАЛОМНИКИ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ
 
«Вайа резаху от древия … глаголюще:
осанна, благословен грядый во имя Господне» (Мк. 11, 8-9).
 
             Богослужения Постной Триоди, пожалуй, в большей степени, чем другие православные литургические тексты напоминают верующим о ветхозаветной и новозаветной истории, жизни древнего Израиля, ожидании Спасителя и Его земной жизни. «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона… Аще забуду тебе Иерусалиме, забвена буди десница моя», - вспоминает Святая Церковь слова псалмопевца, наставляя нас к поиску Горнего Иерусалима на земле, в своей жизни.
 
            Горячее желание прикоснуться к Иерусалиму земному и Иерусалиму небесному и явственно ощутить реальность библейской истории издавна привлекало множество паломников в Палестину, на Землю Обетованную, где текут молоко и мед. Верующим хотелось хотя бы на мгновение стать соучастниками жизни богоизбранного народа Израиля и воочию познать осуществление Божественного обетования.
 
          Вначале, вместе с Авраамом можно переселиться за Иордан и с волнением встретить Трех Странников у Мамврийского дуба. После, услышать страстную молитву пророка Ильи о явлении силы Божией на вершине горы Кармиль и воочию увидеть посрамление жрецов Ваала, а затем вместе с пророком лицезреть Бога в легком дуновении ветра на Синае. 
 
 
Пещера пророка Ильи на горе Кармиль 
  
  
Фреска в монастыре пророка Ильи близ Иерусалима.
 
 
           Еще через некоторое время можно стать свидетелями ожидания праведными Захарией и Елизаветой рождения последнего пророка и первого апостола Иоанна Предтечи в граде Иутта, а затем после архангельского приветствия в Назарете следуя за Богородицей, поспешить в Иутту, в Горнюю страну, чтобы услышать пророческие слова праведной Елизаветы.
 
 
Место рождения Иоанна Предтечи, францисканский
монастырь Святого Иоанна в Айн-Кареме под Иерусалимом
     
  
Камень Иоанна Предтечи в Русском Горненском монастыре.
 
           Наконец, можно побывать в Вифлеемском вертепе и с трепетом приветствовать воплотившегося Сына Божия, Младенца-Христа, положенного в ясли.  Вслед за Спасителем погрузиться в священные воды реки Иордан, а затем обойти Галилею, Самарию, Иудею и увидеть, как через Золотые врата в Иерусалим входит Христос, встречаемый первыми паломниками – жителями города с пальмовыми ветвями. В преддверии Страстей Господних вместе с учениками Христа, апостолами Петром, Павлом и Иоанном пребывать со Спасителем, молящимся в Гефсиманском саду близ Старого города, а затем пройти Скорбным путем на Голгофу.
 
 
Камень – свидетельство существования Понтия Пилата.
 
 
Раскопки в Кесарии Стратоновой, возведенной царем Иродом столице Палестины.
 
          Сопровождая Христа в последний путь, паломник словно присутствует при прободении Его ребра Лонгином сотником и становится очевидцем великого землетрясения в городе во время земной смерти Бога на кресте. А затем, вместе с преданными Христу женами-мироносицами мучительно ищет объяснение отваленному от Гроба камню, и, сопутствуя апостолам, с удивлением и радостью встречает воскресшего Спасителя и видит Его Вознесение на Елеонской горе.
 
Фреска при входе в храм Гроба Господня
    
Камень помазания
 
 
Придел Ангела в Кувуклии, отваленный от Гроба камнем
  
  
Храм с колодцем на месте явления
воскресшего Спасителя Марии Магдалине.
 
            История Иерусалимской Церкви начинается в День Пятидесятницы, когда во время пребывания апостолов в Сионской горнице, «явишася им разделени языцы яко огнени… И исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже дух даяше им провещавати» (Деян. 2, 3-4).  Первым епископом Иерусалимской Церкви стал апостол из числа семидесяти Иаков, брат Господень по плоти, состранствовавший Спасителю в Египет вместе с Иосифом Обручником и Пресвятой Богородицей. В 15 главе Деяний апостольских существует свидетельство о первом в истории Церкви Апостольском соборе, состоявшемся в 49 году в Иерусалиме. 
 
Гробница Богородицы в Гефсиманском саду.
 
            Согласно пророчеству Спасителя, Иерусалим был разрушен до основания в 70 году сыном римского императора Веспасиана Титом, отправленным сюда для усмирения поднятого еще в 66 году народного восстания – реакции на жестокость римского прокуратора Флора. Иерусалимская Церковь на некоторое время переместилась в Пеллу, город на левом берегу Иордана.  В 130 году Иерусалим становится римской колонией, постепенно отстраивается и в сюда возвращается христианская община. Однако столица Палестины переносится в Кесарию, и Иерусалим теряет статус центрального города страны. В 190 году, при епископе Иерусалимском Нарциссе собирается первый Поместный собор.  Затем эпоха расцвета христианства и христианского просвещения при епископе Александре (213-251) сменяется Диоклетиановым гонением 303-314 годов.
           
           В 324 году Византийским государем становится Константин Великий, и Иерусалим видит новое рождение. Императрица Елена раскапывает гору Голгофу и находит Древо Честного Креста. Возводятся храм Воскресения Господня вместе с мраморной кувуклией, храм на вершине Голгофы и базилика Святого Константина.
 
          Во многих местах Палестины строятся христианские храмы. Основываются монастыри, и начинается расцвет пустынножительства и общежительного монашества. Возникают христианские лавры. Устами своих лучших богословов и трибунов Иерусалимская Церковь противостоит арианской ереси.   В 451 году Иерусалимская Церковь получает от Константинополя статус патриархата. В середине пятого века трудами преподобных Саввы Освященного и Феодосия Великого в Иудее утверждается монашество, ставшее оплотом противостояния Оригену и монофизитам.
 
            Однако в начале 7 века заканчивается относительно спокойный период служения на Святой Земле, и Палестину покоряют сначала персы - 614 год, а затем арабы – 638 год. Иерусалим вновь разрушается, и множество христиан терпят мученическую кончину. Согласно Никоновской летописи, именно во время арабского владычества в 1001 году российским князем Владимиром было отправлено первое посольство в Иерусалим. Несколько десятков лет спустя во время военного похода Иерусалим посещает дружина Ярослава Мудрого, а затем в Святой Град совершает паломничество преподобный Варлаам Киево-Печерский. Непрекращающиеся гонения со стороны арабов вынуждают папу римского Урбана II объявить о начале священного похода на Восток. В 1097 году штурмом была взята Антиохия, а в 1099 году крестоносцы вошли в Иерусалим. Огнем и мечом пробивали себе дорогу к христианским святыням католические воины. Их жестокость к неверным не уступала прежней беспощадности арабов по отношению к христианам. На некоторое время параллельно с Иерусалимским на Святой Земле был создан и латинский патриархат.    
 
Остатки храма, построенного крестоносцами в Иудее
  
 
Следы копий крестоносцев на стенах храма Гроба Господня.
 
           Не следует забывать и о том, что после 1054 года Храм Гроба Господня стал находиться в ведении католиков. Однако крестоносцы недолго праздновали победу, и в 1187 году Иерусалим был сдан правителю Египта и Сирии Салах-эд-Дину. Началось время правления египетских султанов-мамлюков. В 12-13 веках крестоносцы предприняли еще пять походов на Святую Землю. Некоторые из них оканчивались безуспешно, другие позволяли вновь ненадолго овладевать христианскими святынями. Однако в 1291 году под натиском сарацинов Иерусалимский патриархат был окончательно упразднен. С 1303 года по указу египетского султана избрание Иерусалимского патриарха должно было одобряться Константинополем. При мамлюках на Святой Земле продолжались различные притеснения христиан. После падения Византии в 1453 году католики вытребовали право совместного служения у Гроба Господня вместе с православными грузинскими монахами.
 
            В 1517 году мамлюки были завоеваны турками. Однако промыслом Божиим это послужило на пользу православию: османский султан Шелим I передал Иерусалимской Церкви право владения христианскими святынями. С этого времени Палестина видит расцвет христианского паломничества. Самыми известными российскими паломниками на Святую Землю стали игумен Даниил (1106-1107 годы), Ефросинья Полоцкая (1160-1170 годы), преподобный Нил Сорский (1460-1470 годы). Игумен Даниил оставил первые письменные свидетельства о снисхождении Благодатного огня в Великую субботу.
 
           Возросший интерес к Палестинским святыням породил и новые притязания римо-католиков. Самыми успешными оказались претензии францисканцев, закрепленные в договоре Османской империи и Франции 1535 года. В 16 веке францисканцам удалось постепенно приобрести множество храмов, находившихся прежде в ведении Греческой и Грузинской Церквей. Несмотря на то, что в 1634 году указы султана вернули права на Палестинские святыни Иерусалимской Церкви, притязания латинян не прекращались. Тяжбы продолжались до конца 19 века: на какое-то время латиняне отвоевывали святыни, затем они вновь передавались православным. Кроме того, необходимость обустройства храмов и монастырей побуждала служителей церкви на Святой Земле обращаться за финансовой помощью к крупным мировым державам, в том числе к укрепляющемуся Российскому государству. Посланники из Иерусалима впервые обратились за помощью еще во времена собирания земель вокруг Москвы Иваном III. В 1560 году Иван Грозный отправляет в Иерусалим посольство на празднование Светлого праздника Пасхи. После того, как на Руси в 1589 году возникает патриаршество, Московское государство становится реальным гарантом православия на Ближнем Востоке. Это право юридически оформляется Османской империей во время царствования Петра I, а затем закрепляется в Кючук-Кайнарджинском договоре по итогам русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Вслед за основанием российских консульств в городах Османской империи, русское представительство открывается и на Ближнем востоке, в Бейруте. В 1818 году в Москве образуется подворье Иерусалимской Православной Церкви. В середине 19 века в Иерусалиме было открыто множество иностранных миссий: в 1841 году – англиканская, в 1846 году – римо-католическая. Необходимость помощи русским паломникам и ходатайства российского духовенства и дипломатов об учреждении постоянного представительства России на Святой Земле привели к постановлению Святейшего Синода о создании в феврале 1847 года Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
 
Свято-Троицкий собор в Иерусалиме, окруженный со всех сторон стоянками.
Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
 
           В 1858 году в Иерусалиме создается российское консульство, а на следующий год императорская семья совершает первое паломничество в Палестину. В течение второй половины 19 века в Палестине было основано 8 подворий, ежегодно окормлявших до 10 тысяч паломников. Русская Духовная Миссия открыла несколько больниц, десятки школ и две семинарии. Этот расцвет деятельности Русской Духовной Миссии связан, в первую очередь, с именем ее четвертого начальника, архимандрита Антонина (Капустина), который  беззаветно служил русским паломникам и Русской Церкви. Внимательно изучая библеистику, церковную историю и народные предания, архимандрит Антонин (1817-1894) узнавал о святых местах, связанных с историей Ветхого и Нового Завета. На имя друга отца Антонина, переводчика миссии, турецкого подданного и православного человека Якова Егоровича Халеби были приобретены, а затем дарованы Русской Православной Церкви участки на Елеонской горе, в Горнем, в Хевроне, в Иоппии.
 
Паломники идут к храм св.Праотцев
Храм святых праотцев в Хевроне (Русская Духовная Миссия в Иерусалиме)
  
  
У Дуба Мамврийского в Хевроне
Дуб Мамврийский.
 
          Окончательное решение о владении святыми местами было принято в 1856 году в Париже и в 1878 году в Берлине. Здесь был установлен приоритет Греческой Православной Церкви в деле служения на Святой Земле и хранении Гроба Господня. И сейчас буквы Т и Ψ указывают на присутствие именно  Греческой Православной Церкви на многих святых местах.
 
            Православное Палестинское Общество (с 1889 года – императорское) было создано по инициативе профессора Владимира Николаевича Хитрово и великого князя Сергея Александровича Романова в мае 1882 года. Основными задачами Общества стали поддержка православного русского паломничества на Святую Землю, сотрудничество со странами Ближнего Востока и научно-просветительская и издательская работа в области палестиноведения и библеистики.
            С 1882 по 1905 годы руководителем Общества был великий князь Сергей Александрович, а после его гибели во главе ИППО стала супруга великого князя будущая преподобномученица Елизавета Федоровна.
 
            Благодаря Сергею Александровичу были начаты раскопки на русском участке близ стен Старого города, которые позволили открыть Порог Судных Врат и часть древней стены Старого Иерусалима. К концу 19 века в большинстве епархий Русской Православной Церкви были открыты отделения Императорского Православного Палестинского Общества. Общество успешно занималось научной деятельностью и к началу 20 века выпустило несколько сот публикаций.
 
            Начиная с 1917 года, духовная и финансовая поддержка Русской Матери-Церкви стала невозможной и связи Русской Духовной Миссии с родиной были фактически разорваны. Поэтому миссия перешла в подчинение Русской Православной Церкви за рубежом. Однако Советская Россия хотела сохранить собственность Русской Духовной Миссии. Об этом неоднократно напоминалось Великобритании, получившей в 1918 году мандат на управление Палестиной. В 1945 году после смерти святителя Тихона (Белавина) в России вновь избирается Патриарх Московский и всея Руси. Предстоятель Русской Православной Церкви Алексий I совершает весной 1945 года паломничество на Святую Землю.
 
           После возникновения в 1948 году государства Израиль и шестидневной войны 1967 года Русской Духовной Миссии были возвращены все ее участки, оказавшиеся на территории Израиля. Храмы и монастыри, отошедшие к Иордании, продолжают управляться Русской Зарубежной Церковью. В настоящее время Русская Духовная Миссия в Иерусалиме имеет 9 храмов и 2 монастыря (Горненский и Хевронский), в которых служат 7 священников и 1 диакон.
 
          Императорское Православное Палестинское Общество продолжало существовать, сменив в 1917 году название на Православное Палестинское Общество, а в 1918 году – превратившись в Российское Палестинское Общество при Академии наук СССР. Деятельность Общества свелась только к научной работе на территории России. В Советские годы регулярно публиковался «Палестинский сборник», проходили многочисленные конференции в области палестиноведения. Однако начиная с 1990 года,  стали возрождаться и другие направления деятельности Общества. В 1990 году в России проходил международный симпозиум «Россия и Палестина: культурно-религиозные связи и контакты в прошлом, настоящем и будущем», на который собрались не только российские и западные ученые, но и представители научных кругов Израиля и арабских стран. В этот же период начинается и новый отсчет времени для российского паломничества на Святую Землю.
 
            В 1992 году Общество вновь получило свое историческое название, а Святейший Патриарх Алексий II стал главой Комитета почетных членов ИППО. В 2003 году руководителем ИППО был избран член-корреспондент Российской академии наук Ярослав Николаевич Щапов. Заместитель председателя Общества - старший научный сотрудник Института Российской истории Российской академии наук Николай Николаевич Лисовой. Членом Совета Общества является Председатель ОВЦС Московской Патриархии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Повседневная работа ИППО курируется епископом Егорьевским Марком. Общество имеет региональные отделения в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, Кишиневе и Одессе. Стала возрождаться не только духовно-просветительская, но и миссионерская и паломническая работа ИППО.
 
            В ноябре 2005 года было возрождено иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества. Председателем Иерусалимского отделения был избран Павел Викторович Платонов. Миссия иерусалимского отделения ИППО – окормление российских паломников, изучение истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, сохранение множества архивов с уникальными документами, а также проведение научных исследований в области географии, истории и культуры Палестины. В марте 2006 года начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Елисей совершил освящение офиса ИППО, расположенного рядом со стенами Старого Города.
 
Члены РДМ и иерусалимского отделения ИППО в новом офисе
Члены Русской Духовной Миссии и иерусалимского отделения ИППО в новом офисе.
 
             Ранее, в мае 2004 года трудами русской православной общины Иерусалима был создан Православный паломнический центр «Россия в красках». Центр активно сотрудничает с ИППО и имеет представительства в Москве, Петербурге и Берлине.
 
            В последние годы все больше и больше русских людей стремятся прикоснуться к палестинским святыням. Не случайно в Паломническом центре Московского патриархата в октябре 2004 года была проведена первая общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность», а спустя несколько месяцев, в феврале 2005 года - церковно-научная конференция «Великий князь Сергий Александрович (1857-1905) в истории Русского государства и культуры».  В ноябре 2005 года научный совет Российской академии наук «Роль религии в истории», Императорское Православное Палестинское Общество и Паломнический центр Московского патриархата провели в Иерусалиме международную общественно-научную конференцию «Иерусалим в русской духовной традиции».  Здесь выступали ученые из России, Израиля и стран Ближнего Востока. Большое внимание уделялось истории Русской Духовной Миссии и Сергиевского подворья в Иерусалиме, а также Дневникам архимандрита Антонина (Капустина), 30-томное издание которых готовится сейчас в Москве.  
 
           Паломничества на Святую Землю организуют Паломнический отдел Московской Патриархии, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме совместно с Императорским Православным Палестинским Обществом, православное общество «Радонеж» и другие российские православные службы. Каждый год сотни русских паломников приезжают в Иерусалим увидеть чудо схождения Благодатного Огня. Не случайно, русская квота в Храме Гроба Господня в настоящее время увеличена до 700 человек. Паломники и трудники могут остановиться в гостинице Горненского монастыря Русской Православной Церкви, а также в монастырях Марии Магдалины в Гефсиманском саду и Вознесения Господня на Елеонской горе, принадлежащих Российской Зарубежной Церкви.
 
           Горячее устремление на Святую Землю вызвало непрекращающийся поток российских паломников к Животворящему Гробу Господню. Здесь православные христиане возносят молитвы не только о благоденствии своего отечества, но и о мире в Палестине и о вечном сохранении христианских святынь.
 
При перепечатке материала - ссылка на сайт "Россия в красках" и адрес http://ric.orthost.ru/  обязательна
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com