Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Святая Земля / ИППО / ИСТОРИЯ ИППО / ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО(1882-1917), век XIX-XX-XXI. НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЛИСОВОЙ. / Императорское Православное Палестинское Общество и проблемы православного вос­токоведения

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Николай Николаевич Лисовой
РУССКОЕ ДУХОВНОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ
В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ И НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX В.
 
Глава 7.
Императорское Православное Палестинское Общество (1882-1917)
 
 
     7.10. Императорское Православное Палестинское Общество и проблемы православного вос­токоведения. Одним из важнейших уставных направлений деятельности Императорского Православного Палестинского общества с самого начала была и остается научная ра­бота в области исторического, археологического, филологического исследования стран библейского региона.
 
     Уже вскоре после создания ИППО, осенью 1882 г., Советом Общества ставит­ся вопрос об археологических раскопках на Русском месте — в Старом Городе, воз­ле храма Гроба Господня. О настоятельной их необходимости инициатор создания Общества В. Н. Хитрово писал в докладной записке на имя великого князя Сергия Александровича в ноябре 1882 г. (201). Результатом стал рескрипт великого князя на имя Министра иностранных дел Н. К. Гирса от 5 ноября 1882 г.: «Предполагая на собствен­ные средства поручить произвести с ученой целью раскопки на этом месте, обраща­юсь с просьбой в личное мне одолжение разрешить произвести таковые раскопки» (место, предназначавшееся когда-то под консульские постройки, оставалось в веде­нии МИДа) (202). Сергий Александрович выделил из своих сумм тысячу рублей золотом и обратился через своего помощника М. П. Степанова к архимандриту Антонину (Капустину) с просьбой принять на себя руководство раскопками и контроль за расхо­дом денег. По рекомендации архимандрита Антонина к раскопкам был привлечен знаток иерусалимских древностей немецкий археолог и архитектор Конрад Шик.
 
     Кульминацией археологического поиска стало открытие 10 июня 1883 г. Порога Судных Врат, через которые Христос шел на Голгофу, — открытие, обессмертившее имя отца Антонина в анналах русской библейской археологии, — а также новые данные о местоположении и ориентации городских стен Иерусалима евангельского времени и о первоначальной планировке базилики Воскресения, воздвигнутой равноапо­стольным Константином (203). Впрочем, результаты раскопок интерпретировались неоднозначно и вызвали оживленную дискуссию в русском палестиноведении (204).
 
     Это было только начало. Итоги научной востоковедческой деятельности ИППО подведены в целом ряде публикаций: в книге А.А.Дмитриевского «Императорское Православное Палестинское Общество за первую четверть века своего существова­ния» (205); в его же докладной записке Совету ИППО (март 1915 г.) (206); в докладной запис­ке Председателя Российского Палестинского Общества академика Ф. И. Успенского (октябрь 1921 г.) (207); в докладе заместителя Председателя РПО академика И. Ю. Крачковского (1950) (208); в очерке истории ИППО К. Н. Юзбашяна (написан в 1985, опубли­кован в 1999 г.) (209); в докладе архимандрита Августина (Никитина) на «Антониновских чтениях» 1994 г. (210); в статье Е. Н. Мещерской с соавторами (2000) (211).
 
     Не пытаясь обобщить содержания всех названных обзорных работ, ограничимся одной итоговой цитатой из докладной записки А.А. Дмитриевского. «Императорское Православное Палестинское Общество чуждо мысли о соперничестве с грандиоз­ными изысканиями и раскопками западноевропейских исследователей, но считает, однако, не лишним напомнить, что деятельность его и в этом направлении заслу­живала бы несколько большего к себе внимания и более справедливой оценки. Вот краткий перечень предпринятых Обществом научных экскурсий на Ближний Вос­ток за время его существования:
 
      1) в 1882 году был командирован Обществом на Синай и в Иерусалим проф.А. А. Цагарели для изучения грузинских древностей (212);
      2) в 1883 году начаты были раскопки в Иерусалиме архим. Антонином и К. Ши­ком (см. выше. — Н. Л.);
      3) в 1886 году отправлен был доктор А. В. Елисеев для исследования древнего пути в Святую Землю через Кавказ и Малую Азию (213);
      4) в 1886 году проф. А. А. Олесницкий производил научные исследования места храма Соломона, изложив результаты своей поездки в монументальном труде под заглавием: „Ветхозаветный храм" (214);
      5) в том же 1886 году приват-доцент П. В. Безобразов командирован был на острова Архипелага и в Грецию для описания в тамошних книгохранилищах византийских паломничеств в Св. Землю;
      6) в 1891 году профессора Н. П. Кондаков, А. А. Олесницкий и Я. И. Смирнов в сотрудничестве других лиц предпринимали научное исследование памятников христианских древностей в Хауране, Аджлуне и в Заиорданье (215). Результатом этой экспедиции являются капитальный труд Н. П. Кондакова: „Сирия и Палестина" (216), 1 000 фотографических снимков с редчайших памятников древности,
свыше 50 акварелей и 20 планов. (Материал этот пока составляет достояние ар­хива Общества);
     7) в 1898 году директор Русского Археологического Института в Константино­поле Ф. И. Успенский получил от Общества 5 тыс. рублей на свое научное путешествие в Сирию, Баальбек, Пальмиру, Иерусалим и др. места (217);
      8) в том же 1898 году художник Н. К. Клуге был командирован в Мадебу (за Иорданом) для воспроизведения древней мозаической карты Палестины, в то время только что открытой (218);
      9) в 1900 г. профессор В. Н. Мышцын посылался в Иерусалим для описания рукописей и музея архимандрита Антонина (219);
      10)    в 1902 году академик Н. Я. Марр получил пособие от Общества на свое путешествие на Синай для изучения в тамошней библиотеке грузинских рукописей (220).
 
     Помимо этого Общество нередко приходило на помощь своими средствами молодым русским ученым, путешествовавшим с научными целями на Ближний Восток. Такими пособиями пользовались П. А. Сырку, П. В. Безобразов, А. И.Пападопуло-Керамевс, И. И. Соколов, X. М. Лопарев и др.
 
     На все эти экскурсии и командировки затрачено Обществом 38 750 рублей» (221). Из не указанных в перечне А. А. Дмитриевского археологических исследований укажем еще находки Антонина на принадлежавшем ИППО Гефсиманском участке (при строительстве церкви Марии Магдалины в 1885—1888 гг. (222) и так называемого «дома Великого Князя» в 1892 г. (223), а также начатые в 1886 г. первым уполномо­ченным ИППО в Иерусалиме Д. Д. Смышляевым раскопки на участке в Иерихоне, подаренном Обществу иеромонахом Иоасафом (Плехановым) (224).
 
     В 1900-1902 гг. по инициативе профессора П. К. Коковцева и секретаря ИППО В. Н. Хитрово при Совете Общества были организованы «Собеседования по науч­ным вопросам, касающимся Палестины, Сирии и сопредельных с ними стран», ко­торые В. В. Бартольд охарактеризует позже как «одну из немногих попыток образо­вания в России общества ориенталистов со специальными научными задачами» (225). На первом из собеседований, 11 апреля 1900 г., состоялось обсуждение записки П. К. Коковцева «О необходимости русских археологических изысканий в Пале­стине и о желательности расширения в этих видах деятельности ученого отделения ИППО». Присутствовали крупнейшие востоковеды: С. А. Жебелев, Н. А. Медников, В. Р. Розен, М. И. Ростовцев, Я. И. Смирнов, Б. А. Тураев. Докладчик привлек вни­мание к недостаточному развитию русского научного, в частности археологиче­ского, присутствия на Ближнем Востоке. Председательствовавший при обсуждении доклада В. Н. Хитрово высказал надежду, что к 25-летнему юбилею ИППО, в 1907 г., можно будет собрать первый научный симпозиум русских археологов-палестиноведов (226). (С сожалением приходится констатировать, что и сегодня рано еще ставить вопрос об организации в России такого специализированного симпозиума.)
 
     Когда в 1907г. Общество праздновало свой «серебряный» юбилей (В.Н.Хит­рово уже не было в живых), его научный потенциал и значение работы на Ближнем Востоке были особенно подчеркнуты в приветственном адресе директора Русского Археологического Института в Константинополе академика Ф. И. Успенского. «Русский Археологический Институт в Константинополе <...> вменяет себе в при­ятный долг, оглядываясь на пройденный Обществом путь, признать его громадные заслуги в деле распространения на Востоке русской культурной миссии». Отметив «срединное место», которое занимал РАИК «между центром, направляющим мате­риальные и нравственные силы Общества, и фактическим театром его деятельно­сти», Ф. И. Успенский, «с чувством живейшей признательности» вспоминает «свои неоднократные встречи с Палестинским Обществом на пустынном и скудно возде­ланном ближневосточном поле». «Благодаря взаимному доверию и общности науч­ных интересов создавались между обоими учреждениями научные предприятия, которыми достигались немаловажные результаты» (227). Это взаимное доверие и общ­ность интересов привели, уже после революции, к тому, что академик Ф. И. Успен­ский возглавил в 1921 г. после смерти В.В.Латышева Российское Палестинское Общество.
 
     Лучшим свидетелем научного потенциала ИППО за все годы его существова­ния является главное научное издание Общества — «Православный Палестинский Сборник». «Православный Палестинский Сборник» (далее ППС) является истори­чески ровесником самого Палестинского Общества. Точнее даже, если можно так выразиться, «старшим ровесником»: первый выпуск Сборника был издан В. Н. Хит­рово в 1881 г. (228) — за год до официального учреждения Общества, так что не будет преувеличением сказать, что именно Сборник во многом определял и программи­ровал основные направления интересов и деятельности Общества.
 
     Все эти годы ППС пользовался заслуженным авторитетом в отечественном и мировом востоковедении. В ста его выпусках увидели свет множество ценнейших исследований и публикаций — прежде всего хождения в Святую Землю русских, византийских и западноевропейских паломников. Уже второй выпуск ППС включал публикацию так называемого «Бордосского путника 333 года» — древнейшего памят­ника, содержащего сведения о Святой Земле, увиденной глазами одного из первых христианских паломников. Учитывая, что лишь двумя годами позже состоялось освящение иерусалимского храма Гроба Господня (335), можно оценить научное зна­чение свидетельств современника строительства главного христианского храма. В ряду последующих изданий следует упомянуть хождения Сильвии Аквитанки, или, как теперь ее называют, Эгерии (вып. 20), ирландца Аркульфа (вып. 49), Антонина из Плаценции (вып. 39), а также византийские проскинитарии: митрополита Даниила Ефесского, протонотария Пердики, патриарха Фотия, Иоанна Фоки и др. Издан­ные хождения русских паломников — от игумена Даниила (нач. XII в.) до Арсения Су­ханова (XVII в.) — могли бы составить отдельную полную библиотеку.
 
     Среди научных исследований, появившихся в разное время на страницах «Палес­тинского Сборника», достаточно назвать монографии профессора Киевской Духовной Академии А. А. Олесницкого «Ветхозаветный храм в Иерусалиме» (1889, вып. 13) и «Мегалитические памятники Святой Земли» (1895, вып. 41), профессора Московской Духовной Академии Н. Ф. Каптерева «Сношения Иерусалимских патриархов с рус­ским правительством с половины XIV до конца XVIII столетия» (1895, вып. 43), иеро­монаха Феодосия (Олтаржевского) «Палестинское монашество с IV до VI века» (1896, вып. 44), классическую работу Н. А. Медникова «Палестина от завоевания ее араба­ми до крестовых походов по арабским источникам» (1897—1903, вып. 50, т. 1—4).
 
     Особое место в наследии ППС занимают публикации архивных материалов по истории Иерусалимской Патриархии ХУ1-Х1Х вв. (1901, вып. 56) и Архиеписко-пии Синайской горы (1908, вып. 58), а также «Сборник палестинской и сирийской агиологии», начатый А. И. Пападопуло-Керамевсом (1907, вып. 57) и продолжен­ный академиком В.В.Латышевым (1908, вып. 60; 1917, вып. 63) (229).
 
     Важнейшим источником остается и другой временник Палестинского Общест­ва — «Сообщения ИППО», выходившие с 1886 г.
 
© Н.Н.Лисовой
Полная или частичная перепечатка и цитирование только с письменного разрешения автора и по согласованию с редакцией сайта "Россия в красках" в Иерусалиме
 
Примечания
 
201. Донесение В. Н. Хитрово Председателю ППО Великому Князю Сергию Александровичу (ноябрь 1882 г.) // Россия в Святой Земле. Документы и материалы / Сост., подг. текста, вступ. ст. и комм. Н. Н. Лисового. М., 2000. Т. 1. С. 537-539.
202. Там же. С. 539. 
203. Извлечения из писем о. архимандрита Антонина // Православный Палестинский Сбор­ник (далее ППС). 1884. Т. 3. Вып. 1. С. 31-38.
204. Хитрово В. Н. Раскопки на Русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме произ­веденные под руководством архимандрита Антонина// ППС. 1884. Т.3. Вып.1.С I – XII; Он же. Научное значение раскопок, произведенных Православным Палестинским Обществом на Русском месте близ храма Воскресения Господня в Иерусалиме. СПб., 1885; Мансуров Б.П. Базилика императора Константина во святом граде Иерусалиме. М., 1885; Покровский Н.В. Раскопки на Русском месте в Иерусалиме// Христианское чтение.1886. №2 журнал Совета Императорского Археологического общества. СПб., 1887// Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С.325-338; Мансуров Б.П. Русские раскопки в святом граде Иерусалиме перед судом Русского Археологического Общества. Рига, 1887. Вып.1.
205. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество за первую четверть века своего существования. СПб., 1907.
206. Дмитриевский А. А. Записка в Совет ИППО о научной деятельности Общества // Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С. 350—356.
207. Грушевой А. Г. Императорское [Православное] Палестинское Общество (по петербург­ским архивам) // Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге.  СПб.,   1995. С. 155-156.
208. Крачковский И. Ю. Российское Палестинское Общество и перспективы его работы // Неизвестные страницы отечественного востоковедения/ Публ. А.О.Тамазишвили. М., 1997. С. 142-150.
209. Юзбашян К.Я. Палестинское Общество. Страницы истории// Исторический вестник. 2000. № 6. С. 102-140; № 7-8. С. 132-154.
210. Архимандрит Августин (Никитин). Русская библейская археология в Палестине // Богословские труды. М., 1999. Сб. 35. С. 64-91.
211. Мещерская Е. Н., диакон Александр Мусин, Пиотровский М, Б. Русская археология в Свя­той Земле. (Некоторые итоги и перспективы) // История древней Церкви в научных традициях XX века. СПб., 2000. С. 14-27.
212. Председатель ППО великий князь Сергий Александрович предоставил ему из личных средств 1500 рублей, столько же по ходатайству великого князя выделил из сумм Кав­казского Управления главноначальствующий на Кавказе князь А. М. Дондуков-Корсаков. Путешествие продолжалось 8 месяцев, с января по сентябрь 1883 г. Результатом ис­следований стала книга: Цагарели А. А. Памятники грузинской старины в Святой Земле и на Синае. СПб., 1888. (То же: ППС. Т. 4. Вып. 1.)
213. Данциг Б. М. Ближний Восток в русской науке и литературе. М., 1973. С. 321.
214. Олесницкий А. А. Ветхозаветный храм в Иерусалиме. СПб., 1889. (То же: ППС. 1889. Т. 5. Вып. 1.)
215. Экспедиция 1891—1892 гг. длилась пять месяцев и обошлась ИППО в 14 500 рублей зо­лотом. Подробнее о маршруте и научных результатах: Беляев Л. А. Христианские древно­сти. Введение в сравнительное изучение. М., 1998. С. 204—207.
216. Кондаков Н. П. О результатах первой русской научной экспедиции в Святую Землю // Сообщения ИППО. 1892. Вып. 3. С. 144—160; Он же. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904.
217. Экспедиция РАИК во главе с Ф. И. Успенским отправилась в Сирию в 1900 г. См.: Ус­пенский Ф. И. Археологические памятники Сирии // ИРАИК. 1901—1902. Т. 7. Вып. 1—2. С. 94-212.
218. [Куге Н. К.] По развалинам Заиорданья // Сообщения ИППО. 1901. Т. 12. № 2. С. 152—216. Акварельное воспроизведение карты, сделанное Н. К. Клуге, наиболее точное для того времени, было приобретено ИППО за 1 000 франков (Дмитриевский А. А. Извлече­ние из Исторической Записки Императорского Православного Палестинского Общест­ва // Сообщения ИППО. 1907. Вып. 3-4. С. 448).
219. Составленные В. Н. Мышцыным описи хранятся в РГИА, в Санкт-Петербурге, в собра­нии Святейшего Синода (Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 1240).
220. В состав экспедиции входили также И. А. Джавахов, впоследствии известный грузинский историк, и будущий знаменитый византинист А. А. Васильев. См.: Марр Н. Я. Предвари­тельный отчет о работах на Синае, в сотрудничестве с И. А. Джаваховым, и в Иерусалиме, в поездку 1902 года// Сообщения ИППО. 1903. Т. 14. Вып. 2. С. 1—51. Автор особо подчеркивает «быструю и щедрую помощь», полученную им от секретаря ИППО В. Н. Хитрово (С. 5). Составленные им каталоги будут изданы лишь посмертно, почти полвека спустя: Марр Н.Я. Описание грузинских рукописей Синайского монастыря. М., 1940; Он же. Краткое описание грузинских рукописей библиотеки греческого патриархата в Иерусалиме / Подгот. к печ. Е. П. Метревели. Тбилиси, 1955.
221. Дмитриевский А.А. Записка в Совет ИППО о научной деятельности Общества// Россия в Святой Земле. Документы и материалы. М., 2000. Т. 1. С. 353.
222. При раскопке места под фундамент будущего храма на внешней алтарной стороне были обнаружены древнееврейские скальные гробницы с характерными локулами (письмо Антонина секретарю ППО М. П. Степанову от 3 июля 1885 г.), в ноябре того же года был найден клад серебряных монет времен крестоносцев (письмо тому же адресату от 16 но­ября). См.: Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С. 414, 416. См. также: Лисовой Н. Н. «Приди и виждь»: Свидетельства Бога на земле. М-, 2000. С. 236—237.
223. Новые археологические находки близ церкви Марии Магдалины // Сообщения ИППО. 1892. Т. 3. Вып. 3. С. 355.
224. См. переписку Д.Д.Смышляева с Советом ППО: АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 19. Л. 73; Д. 22. Л. 42.
225. Бартольд В. В. История изучения Востока в Европе и России// Бартолъд В. В. Сочине­ния. М., 1977. Т. 9. С. 475.
226. Сообщения ИППО. 1901. Т. 12. Вып. 1. С. 12 и ел.
227. Там же. 1907. Т. 18. Вып. 3-4. С. 497.
228. Хитрово В. Н. Православие в Святой Земле // Православный Палестинский Сборник. СПб., 1881. Т. 1. Вып. 1.
229. Всего в дореволюционный период вышло 63 выпуска. В советские годы «Палестинский Сборник» был возрожден в 1954 г. Первый выпуск возобновленного издания вышел с не­верной нумерацией: «Вып. 1 (63)». Для восстановления правильного счета следующий вы­пуск был обозначен как сдвоенный: «Вып. 64-65». В 1992 г., начиная с 31 (94) выпуска, восстановлено историческое название: «Православный Палестинский Сборник». К на­стоящему времени издан 101 выпуск, печатается 102-й.
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com