Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
 
 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел летний номер № 55 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Часть 1. Археологические изыскания на «Русском месте» близ храма Гроба Господня в Иерусалиме
 
Председатель Иерусалимского отделения ИППО
Павел Викторович Платонов
 
Среди многочисленных подворий Императорского Православного Палестинского Общества Александровское подворье над Порогом Судных Врат занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле. Начало истории «Русского места» относится к 1858 году. Стараниями статс-секретаря Б.П. Мансурова и  русского иерусалимского консула В.И Доргобужинова были приобретены два земельных участка в Иерусалиме, один  из которых располагался в юго-западной стороне храма Гроба Господня и занимал часть Константиновской базилики и монастыря крестоносцев «Santa Maria Latina».
 
Во время первого августейшего паломничества великого  князя Константина Николаевича с супругой и сыном весной 1859 года российские приобретения   были одобрены, покупка утверждена окончательно и к декабрю 1859 года «благополучно окончена»[1]. На участке близ главной иерусалимской святыни предполагалось строительство здания русского консульства. Строительству так и не суждено было начаться - на приобретенной территории в большом количестве были обнаружены археологические древности.
 
Известные археологи граф Вогюэ и Клермон-Ганно осуществили на этом месте предварительные археологические раскопки и подтвердили важность серьезных исследований. Таким образом, вопрос строительства здания консульства на этом месте снимается, его переносят на русские постройки на Мейдамской площади. Русский же участок близ Гроба Господня ждет своего доброго часа еще 23 года из-за отсутствия денежных средств.
 
В 1882 году указом Государя Императора Александра III в Санкт-Петербурге возникает Православное Палестинского Общество (ППО). Его идеолог, вдохновитель, патриот России, выдающийся общественный деятель и помощник председателя, а затем секретарь общества  Василий Николаевич Хитрово не оставил без внимания факт необходимости научных исследований на приобретенной более 20 лет назад земле. В ноябре 1882 года в донесении на имя Председателя ППО великого князя Сергия Александровича он пишет:
 
«Благосклонное внимание, которым Вам угодно было удостоить представленную Вашему Императорскому Высочеству записку о важности в научном отношении раскопок русского места близ храма Гроба Господня и исследования Грузинских древностей и рукописей в Святой Земле и на Синае дает мне смелость по более подробном исследовании обоих вопросов повергнуть на благоусмотрение Вашего Императорского Высочества предположения мои о возможности приступить ныне же к осуществлению обеих вышеупомянутых задач, не выходя из цифры 3000 руб. металлических, которые были упомянуты в первой записке»[2].
 
Раскопки на русском месте стали первым серьезным проектом Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).
 
Председатель ППО Великий князь Сергей Александрович полностью одобрил план В.Н. Хитрово в своем рескрипте на имя министра Иностранных дел Н.К.Гирса от 5 ноября 1882 года:
 
«В 1858 году Русским правительством было приобретено в Иерусалиме, к Ю.З. от храма Гроба Господня, незастроенное место, которое, кроме близости к храму, замечательно тем, что занимает часть первоначальной базилики Св. Константина и монастыря крестоносцев Santa Maria Latina. Предполагая на собственные средства поручить произвести, с ученой целью, раскопки на этом месте, находящемся в заведывании Министерства Иностранных Дел, и очистить его от векового мусора, обращаюсь к Вашему Высокопревосходительству с просьбою, в личное Мне одолжение, разрешить произвести таковые раскопки и сделать с Вашей стороны зависящее распоряжение, чтоб от нашего Генерального Консула в Иерусалиме оказаны были содействие и помощь лицу, которому поручено будет от Меня производство этих раскопок»[3].
 
Наблюдение за раскопками и расходами было возложено на архимандрита Антонина (Капустина). 
 
Чтобы избежать лишних расходов на проезд и длительное проживание в Иерусалиме ученого археолога из России, В.Н. Хитрово по рекомендации начальника Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) предложил великому князю Сергию Александровичу поручить руководство раскопками  Конраду Шику - известному в Западной Европе своими трудами по археологии и топографии  Иерусалима и живущему в Святом граде уже более 40 лет.  В этом случае, указывает В.Н. Хитрово, расходы на археологические исследования сократятся вдвое и не превзойдут 1000 руб.
 
Конрад Шик на русских раскопках в Иерусалиме. 1883 год. © Архив Иерусалимского отделения ИППО 
 
Помощник председателя ППО М.П.Степанов в своем письме начальнику РДМ в Иерусалиме архимандриту Антонину  от 7 декабря 1882 года подтверждает правильность выбора руководства раскопками К.Шика «который, кроме того, может быть полезен еще для устранения тех пререканий с турецкими властями, которые по всей вероятности, будут возбуждены владельцами соседних участков»[4]. Великий князь из личных средств выделяет необходимые 1000 рублей золотом на научное исследование и археологические раскопки русского места близ храма Гроба Господня[5].
 
М.П.Степанов излагает отцу архимандриту план раскопок на русском месте: «Начать раскопки, как кажется, будет всего удобней от самого входа в место, так как тут, по всей вероятности, прежде всего, наткнемся на остатки пропилей Константиновской базилики, затем же от входа идти последовательно до конца места.
Желательно очистить место до самой скалы, если это будет возможно, весь мусор вывезти, остатки же колонн, капители и другие громоздкие вещи сложить в порядке на том же месте, мелкие же вещи, или более ценные в археологическом смысле, не откажитесь принять на сохранение в Ваш музей»[6].
 
Часть колонны Конастинтиновской базилики IV века, найденная при русских раскопках
В брошюре "Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни" издательства ИППО 1901 года протоиерея В.Я. Михайловского,
обнаруженной в архиве Сергиевского подворья в Иерусалиме, в описании Александровского подворья и его церкви на стр.61 читаем:
"По средине церкви сохраняются остатки большого столба от древнего храма Воскресения" - прим. Иерусалимского отделения ИППО)
Сейчас находится в центре храма св. Александра Невского. © Архив Иерусалимского отделения ИППО 
 
Кроме того, Степанов просит сделать фотографии места с нескольких сторон, присылать ежемесячные фотографические отчеты этапов раскопок, а также фотографировать наиболее выдающиеся археологические находки[7]. Фотографическая  съемка русских раскопок ведется монахом Иосифом, о чем повествует сохранившаяся расписка от 6 июля 1883 года[8].
 
Конрад Шик на русских раскопках в Иерусалиме. 1883 год. © Архив Иерусалимского отделения ИППО 
 
Достаточно сложной была юридическая сторона этого проекта. Свои соображения по этому поводу излагает в своем секретном донесении русский посол в Константинополе А.И. Нелидов директору Азиатского департамента МИД от 16/18 декабря 1882 года: «Как Вам угодно будет усмотреть из приложенного у сего перевода регламента, изданного в 1874 году, по турецким законам, раскопки могут быть произведены только на основании особого разрешения Порты, причем условием становится, что одна треть всех найденных древностей должна поступать в турецкую казну. Получение этого разрешения может затянуться довольно долго и, во всяком случае, не обойдется без некоторых затруднений. Желательно было бы устроить дело без вмешательства центральной власти»[9]. В случае препирательств со стороны местных властей всегда была возможность их устранения при помощи денежных переводов. «В случае же больших затруднений всегда будет время обратиться к Порте с официальными требованиями»[10].  
 
Серьезные препятствия видит посол в том случае если «на принадлежащей нам местности, может, говорят, находиться один из существовавших в древнее время 3-х входов в храм Воскресения. Если бы это действительно оказалось, то может возникнуть целый ряд религиозных вопросов, так как католики и сами турки будут опасаться, что мы пожелаем иметь с нашей земли доступ в храм Гроба Господня»[11].
 
В результате этих обстоятельств работы начали без разглашения инициативы Великого князя Сергея Александровича, не придавая им характера научных археологических исследований  под видом расчистки территории и исследования почвы для возможного строительства, используя весь такт и осторожность, чтобы не вызвать подозрений ни со стороны властей, ни со стороны католиков и греков.
   
В январе 1883 года начальник Русской Духовной миссии архимандрит Антонин получает звание Почетного Члена Православного Палестинского Общества с награждением золотой медалью Общества. Отец Антонин в своем письме секретарю ППО М.П.Степанову благодарит Общество за оказанную честь и доверие и подтверждает свою немедленную готовность приступить к работам на русском участке, обращая внимание на то, что К.Шик также высказал согласие на проведение работ и только дожидается окончания зимних непогод. В своем письме к М.П.Степанову отец Антонин подтверждает получение им денег от ППО переданные через Русское Общество Пароходства и Торговли в сумме 1714 кредитных рублей, из которых 1600 были предназначены на произведение раскопок внутри старого города Иерусалима на Русском месте, рядом с храмом Гроба Господня. Также отец Антонин отправляет в Россию составленные местным архитектором чертежи планов и разрезов Русского места, заказанные им по желанию Православного Палестинского Общества[12].
 
Раскопки на «Русском месте» были начаты 7 марта 1883 года. В своем письме 8 марта 1883 года отец Антонин рассказывает М.П.Степанову уже о ходе проведенных работ: «расчищаем, прежде всего, северную сторону места, где и прежде обозначала себя большая комната около 15 метров длины и в 5,5 м. ширины, с остатками стен в 1,5 метра толщины. В два дня работы ее расчищено около 8 метров длины при незначительной глубине, указываемой существовавшим когда-то полом из тонких мраморных плит, обломки которых, от одного до восьми сантиметров толщиной, найдены в большом количестве»[13]
 
Жители арабской деревни Силоам использовали 20 вьючных животных для вывоза за город через Дамасские ворота мусорной земли с раскопок под присмотром доверенного лица архимандрита Антонина[14]. За два месяца количество вывезенных ослиных вьюков составило громадную цифру - 13 000[15].
 
Фотография сделанная в марте 1883 года. Ослики, использованные для вывоза мусора с русских раскопок
 
Уже 11 июня 1883 года отец архимандрит радостно пишет в письме к В.Н.Хитрово:
 
«Спешу порадовать Вас давно желаемым известием. Порог древних городских ворот вчера утром в моем присутствии был открыт к общему нашему удовольствию под лестницей, ведущей от дверей северного магазина вовнутрь его, и тоже недавно только выявившейся при уборке земли из магазина на всем его пространстве, глубиной на один метр…Оставивши бывший порог их от земли и вымывши весь водой, мы нашли его чрезвычайно истертым ногами и лоснящимся, особенно же выбитым посередине. После естественной в подобных обстоятельствах радости, соединенной даже с некоторым умилением, что, может быть, через эти самые камни переступал и Христос, ведомый на казнь…»[16].
 
Тем не менее, сам архимандрит также высказывал сомнения по поводу находки, говоря об архитектурной неладности целого, что ямки петлиц дверей ворот были слишком маленькими для городских ворот и могли быть только деревянными, а деревянные затворы для городских дверей были вещью немыслимой[17]. Так или иначе, дело археологических раскопок на Русском месте недалеко от храма Гроба Господня продвигается дальше. Неутомимый отец Антонин продолжает работу на раскопках и содействует в буквальном смысле «спасению» обнаруженных колонн и арки, сохранившихся от Константиновской базилики времен императрицы Елены[18]. Член Совета Православного Палестинского Общества Василий Николаевич Хитрово в сентябре 1883 г. передает отцу Антонину одобрение председателя ППО и пересылает, переданные от великого князя Сергий Александровича 400 рублей серебром на продолжение работ по раскопкам на русском участке[19]. В январе 1884 года председатель ППО великий князь Сергей Александрович в своем рескрипте на имя управляющего МИД А.Е.Влангали сообщает об успешном  окончании работ:
 
 «Раскопки, предпринятые Православным Палестинским Обществом на Русском месте в Иерусалиме близ храма Воскресения, хотя не вполне еще окончательные, увенчались полным успехом. Не только найдены несомненные остатки средне-еврейской стены, подтверждающие подлинность места погребения Господня, но на русском месте оказались и самые ворота, ведущие из города на Голгофу, а также совершенно обнаружена та скала, по которой, по всем вероятиям, Богочеловек был веден на крестную смерть», и обращается с просьбой: «Предполагая, по мере средств Палестинского Общества, покрыть эту Богошественную стезю от непогод особой постройкой, прошу Ваше Превосходительство, не признаете ли возможным и спросить и Государя Императора разрешение Палестинскому Обществу расчищенного им от всякого мусора священное  место оставить в его распоряжении до тех пор, пока увеличившиеся средства Общества дадут ему возможность достойным образом почтить это место»[20].
 
"Вид платформы и древне еврейской стены". Фото 27 августа 1887 года
© Архив Иерусалимского отделения ИППО 
 
По личному ходатайству великого князя Сергия Конрад Шик был награжден  орденом св. Станислава  2-й степени[21]. 
 
Таким образом решается дальнейшая судьба «Русских раскопок» близ храма Гроба Господня, т.е. принимается решение о строительстве здания, дабы увековечить память найденных там святынь. С этого момента этап «Русских раскопок» переходит в проект строительства Александровского Подворья Императорского Православного Палестинского Общества.
 
 
Председатель Иерусалимского отделения ИППО
Официальный и уполномоченный представитель ИППО в государстве Израиль
Иерусалим
 
Публикация 16 мая 2010 года. Все права защищены
Полная или частичная перепечатка и цитирование только по письменному разрешению  Иерусалимского отделения ИППО  и по согласованию с редакцией сайта "Россия в красках" в Иерусалиме
 
Фотографии Александровского подворья смотрите в архиве Иерусалимского отделения ИППО
 
 
Примечания

[1] «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 231
 
[2] Из донесения В.Н.Хитрово председателю ППО великому князю Сергею Александровичу. Ноябрь 1882 г. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 537
 
[3] Рескрипт Председателя ППО великого князя Сергея Александровича на имя Министра Иностранных Дел Н.К.Гирса от 5 ноября 1882 г. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 539
 
[4] Там же.
 
[5] Из письма помощника председателя ППО М.П.Степанова начальнику РДМ в Иерусалиме архимандриту Антонину от 7 декабря 1882 года. «Россия в Святой Земле».  Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 540
 
[6] Там же.
 
[7] Там же.
 
[8] Расписка монаха Иосифа от 6 июля 1883 г. . «Россия в Святой Земле».  Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр.549
 
[9] Секретное донесение посла в Константинополе А.И.Нелидова директору Азиатского департамента МИД от 16/28 декабря 1882 г. «Россия в Святой Земле».  Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 542
 
[10] Там же.
 
[11] Там же.
 
[12] Из письма начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина секретарю ППО М.П.Степанову от 28 февраля 1883 г. «Россия в Святой Земле».  Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 545-546
 
[13] Из письма начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина секретарю ППО М.П.Степанову от 8 марта 1883 г. «Россия в Святой Земле».  Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр.546
 
[14] Из письма начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина к генеральному консулу В.Ф.Кожевникову от 19 марта 1883 г. «Россия в Святой Земле».  Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр.547
 
[15] Извлечения из писем отца архимандрита Антонина В.Н.Хитрово от 9 мая 1883 г. . «Россия в Святой Земле».  Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр.548
 
[16] Извлечения из писем отца архимандрита Антонина В.Н.Хитрово от 11 июня 1883 г. . «Россия в Святой Земле».  Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр.548
 
[17] Там же.
 
[18] Из записки начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина в Совет ППО о раскопках на русском месте от 31 июля. «Россия в Святой Земле».  Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр.551
 
[19] Письмо члена Совета ППО В.Н.Хитрово архимандриту Антонину. От 3 сентября 1883 г. «Россия в Святой Земле».  Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр.553
 
[20] Рескрипт председателя ППО великого князя Сергея Александровича  на имя управляющего МИД А.Е.Влангали от 2 января 1884 года. «Россия в Святой Земле».  Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр.553
 
[21] Рескрипт председателя ППО великого князя Сергея Александровича  на имя начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина от 25 января 1884 года. «Россия в Святой Земле».  Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр.553
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com