Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Святая Земля / Христианские святыни / Палестинское монашество. Интервью с митрополитом Волоколамским Иларионом

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел летний номер № 51 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Палестинское монашество
Интервью с митрополитом Волоколамским Иларионом
 
Палестина – провинция Римской империи, земля Ветхого и Нового Заветов, «пятое Евангелие». Земля, ставшая свидетельницей земной жизни Господа Иисуса Христа и родиной христианства. Земля, просиявшая многими подвижниками. Святая Земля.
На вопросы портала «Православие и мир» о монашестве в Святой Земле ответил митрополит Волоколамский Иларион. 
 
Митрополит Волоколамский Иларион
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Председатель Отдела внешних церковных связей
Русской Православной Церкви

- Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о том, как возникло монашество в Святой Земле?

Палестина стала центром христианского монашества в V–VI веках, переняв преемство в этом у Египта. Однако уже в середине IV века здесь были многочисленные монастыри и в изобилии подвизались анахореты.
 
Развиваясь на стыке христианских цивилизаций, палестинское монашество синтезировало египетский, сирийский и каппадокийский монашеский опыт и сформировало на его основе свою собственную оригинальную традицию, одну из самых гармоничных в первые века христианства. Отличительными особенностями палестинского монашества были его соборный дух и интернациональность, а его расцвет совпал по времени с началом паломничества в Иерусалим со всех концов христианского мира.
 
Широкое распространение в Палестине получили лавры – форма организации монашеской жизни, при которой монахи живут в обособленных кельях, но находятся под началом одного игумена или архимандрита. Руководителей лавр избирали сами насельники, а утверждал их Иерусалимский Патриарх. Большую часть времени предаваясь уединенным молитвам, лаврские насельники собирались вместе по субботам и воскресеньям для участия в Божественной литургии.
 
Отцом палестинского монашества принято считать преподобного Харитона Исповедника (†350-е гг.), который основал к середине IV века три лавры и оставил своим ученикам «священные заповеди» монашеской жизни.
 
Русский православаный монастырь преп. Харитона Исповедника в Иудейской пустыне
Каньон Эйн-Фара. Май 2006 г.
 
Завоевания Палестины иноверцами (начиная с VII века) привели к тому, что местная монашеская жизнь стала затихать. Хотя монахи и монастыри продолжали существовать, являясь оплотами христианства, их связь с христианскими странами Востока и Запада почти прекратилась. Однако традиции монашества, сформированные в Святой Земле, успели к тому времени обогатить собой общехристианскую сокровищницу и обрести своих последователей в других частях христианского мира.
 
Каньон Эйн Фара в Иудейской пустыне. Май 2006 г.
В этом ущелье находится русский скит преп. Харитона Исповедника
 
Владыка, влияло ли палестинское монашество на развитие вероучения, богослужебных традиций Православной Церкви, и если да, то каким образом?
 
В период распространения на Востоке ереси монофизитства лидеры палестинского монашества последовательно отстаивали православное исповедание веры. Особую роль в утверждении христологического догмата сыграли преподобные Евфимий Великий и Савва Освященный.
 
Западная часть Иудейской пустыни, где находилась одна из лавр Ефимия Великого. Март 2008 г.
 
Лавра преподобного Саввы внесла неоценимый вклад в формирование православного Типикона. Здесь впервые был систематизирован и записан (на основе «Завещания» преподобного) свод литургическо-дисциплинарных положений, что явилось залогом появления общецерковного Устава. Характерными чертами современного богослужебного круга, унаследованными от палестинской монашеской традиции, является наличие всенощных бдений под воскресные дни и неотменяемость часов.
 
Значительный вклад в развитие монашества в Палестине внесли пришедшие из Египта преподобные Иларион Великий (†372), Герасим (†451), уроженец Сирии Евфимий Великий (†473), выходцы из Каппадокии — Феодосий Великий (†529) и Савва Освященный (†532). Последний основал в Палестине семь лавр, в том числе знаменитую Великую лавру, находящуюся близ Иерусалима.
 
Монастырь св. Саввы Освященного в Иудейской пустыне (Основан в конце V века)
 
Палестинское монашество внесло весомый вклад и в православную гимнографию. Так подвизавшийся в первой половине VIII века в монастыре святого Саввы Освященного преподобный Иоанн Дамаскин составил свод древнейших песнопений Октоиха.
 
Можно ли говорить о связи палестинского и русского монашества?
 
Можно. Свойственное нашему национальному мировосприятию благоговение к святыне и стремление поклониться местам, освященным земной жизнью и крестными страданиями Спасителя, сама обращенность русского сердца к Святой Земле повлияли на становление идеала Святой Руси, в том числе в его монашеском аспекте. Паломники из России, приходившие ко Гробу Господню, черпали полной мерой благодатные дары и молитвенное вдохновение Святой Земли, осваивали богословский, литургический и аскетический опыт обителей и храмов Палестины, который стал образцом для подражания в различных уголках нашего Отечества.
 
Русские паломники на площади у храма Гроба Господня
Чин Умовения ног в Великий Четверг Страстной Седмицы на площади перед храмом Гроба Господня. Фото конца XIX в.
Иерусалимская богослужебная традиция стала основой того Типикона, которому следует Русская Православная Церковь.
 
Расскажите, пожалуйста, о Русской Духовной Миссии в Иерусалиме: многие слышали о ней, но не все хорошо знают ее историю.
 
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме была основана в 1847 году постановлением Святейшего Правительствующего Синода и с согласия императора Николая I. Этому предшествовала многовековая история русско-палестинских духовных связей.
 
Вид на Свято-Троицкий собор и здание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
Фото конца XIX века о. Тимона. Фотоальбом издания РДМ
 
Благочестивый русский народ, приняв христианство, изначально воспринял призыв ангела прийти и увидеть место, где лежал Господь (Мф. 28:6), как обращенный ко всем христианам. Вскоре после крещения Руси одно из первых посольств было направлено князем Владимиром в Иерусалим. Столетием позже (в 1106–1107 гг.) знаменитое хожение в Святую Землю совершил игумен Даниил, который затеплил у Гроба Господня лампаду «от имени всех князей русских» и первым из наших соотечественников описал схождение благодатного огня в Великую субботу.
 
Ближний Восток занимал серьезное место во внешнеполитических устремлениях правителей России Иоанна III, Иоанна IV, Петра Великого, Екатерины II и Александра I.
Само учреждение Русской Духовной Миссии было вызвано потребностью облегчить тяжелое положение русских паломников, тысячами прибывавших в Святую Землю и долгое время не имевших достойного пристанища и возможности пастырски окормляться на родном языке, а также стремлением поставить на систематическую основу оказание содействия местному православному населению.
 
После основания Миссии трудами таких ее начальников и членов, как епископ Порфирий (Успенский), иеромонах Феофан (Говоров) – будущий святитель и затворник Вышенский, епископ Кирилл (Наумов), архимандриты Леонид (Кавелин) и Антонин (Капустин) в течение нескольких десятилетий были построены странноприимные дома для русских паломников и созданы необходимые условия для их пребывания в Святой Земле. В собственности Миссии оказались многие земельные участки, имеющие библейское значение, развернулись значительные по своим масштабам археологические исследования, сыгравшие важную роль в развитии церковной археологии и заложившие основу для будущих научных открытий. Трудами Миссии была налажена научно-исследовательская и издательская работа по изучению истории и современного положения Палестины и всего ближневосточного региона, библейской филологии и археологии, распространению знаний о Святой Земле в российском обществе. Со временем появился проект создания в Иерусалиме Русского археологического института.
 
Первый начальник Русской Духовной Миссии в Иеруслаиме
Преосвященный Порфирий (Успенский). Епископ Чигиринский. (1847-1854)
Просвященный Кирилл (Наумов). Епископ Мелитопольский. (1857-1859 гг.) 
Архимандрит Леонид (Кавелин). (1863-1865 гг.)
Начальники Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Фотоархив © Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества
 
 
Знаменитый собиратель Русской Палестины - архимандрит Антонин (Капустин)
Благодаря его личному подвигу и личной инициативе, были куплены земельные участки в Святой Земле и на них основаны
различные храм и монастыри, получившие общее название "Русская Палестина"
 
Какие задачи ставились перед Миссией, кроме окормления паломников, и на какие средства она их осуществляла?
 
Одной из приоритетных задач деятельности Миссии явилось развитие связей Русской Православной Церкви с древними Восточными Патриархатами, оказание гуманитарной поддержки местным православным. Миссия оказывала финансовую помощь в сохранении и благоукрашении Гроба Господня и других великих христианских святынь. Ее трудами было налажено печатание православной литературы на арабском языке и основаны многочисленные школы для местного населения. Одно время начальник Миссии (архимандрит Порфирий) был даже назначен эфором — попечителем всех патриарших учебных заведений Иерусалимской Церкви.
 
Просветительская работа Миссии доныне памятна среди арабской интеллигенции Ближнего Востока. Благодаря этой работе местное население не только имело возможность приобретать знания на родном языке, но и, изучая русский язык, с его помощью получило доступ ко всему пространству мировой культуры.
 
Стоит отметить, что материальные средства для столь широкой деятельности Миссии складывались из пожертвований простого русского народа. Известно о так называемом «вербном тарелочном сборе», который ежегодно проводился по всем храмам Руси в Вербное воскресенье для направления в Иерусалим.
 
Большую поддержку деятельности Русской Духовной Миссии оказывало основанное в 1882 году Императорское Православное Палестинское Общество. Его первыми председателями были Великий князь Сергей Александрович и его супруга Великая княгиня Елизавета Феодоровна, прославленная ныне в лике преподобномучениц.
 
 
Председатели Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Великиий князь и княгиня Сергий Александрович и Елизавета Федоровна
Фотография К. Бергамаско
Икона председательницы ИППО - Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны
 
 
 
В результате деятельности Миссии и Общества в XIX веке сформировался тот уникальный феномен, который мы называем «Русской Палестиной». Этим термином называют совокупность русских храмов, монастырей, земельных участков и подворий, а также трудов и исследований церковно-исторического, библейско-филологического, археологического и византологического характера, которые были выполнены в разные годы начальниками и сотрудниками Русской Духовной Миссии, учеными Императорского Общества.
 
Не могли бы Вы более подробно рассказать о судьбе РДМ в ХХ веке?
 
К началу Первой мировой войны Русская Духовная Миссия в Иерусалиме насчитывала 37 участков (в том числе в Хевроне — рядом с библейским «Дубом Мамврийским», в Яффе — на месте дома и гробницы праведной Тавифы, в Иерихоне, на горе Кармил, на Тивериадском озере и во многих других местах), 8 храмов и часовен, 2 женских монастыря, 5 больниц, 7 гостиниц для паломников. Совместно с Императорским Православным Палестинским Обществом Миссия содержала более ста школ для местного населения.
 
После трагических событий, произошедших в нашем Отечестве в 1917 году, связи России с Палестиной были надолго прерваны, и Русская Православная Церковь на несколько десятилетий утратила возможность распоряжаться своим богатым наследием в Святой Земле. Русская Духовная Миссия с ее многочисленными участками, храмами и монастырями, равно как школы, больницы и подворья, принадлежавшие Императорскому Православному Палестинскому Обществу, были оставлены без какой-либо поддержки из России. В той мере, в какой это было возможно, заботу о сохранении «Русской Палестины» взяла на себя Русская Зарубежная Церковь.
 
С 1918 года русские земли, здания и имущество в Палестине попали в распоряжение британских колониальных властей, осуществлявших узаконенный с 1922 года мандат Лиги Наций на Палестину. Британские власти ввели в практику принудительное «арендное» использование русской собственности в коммерческих целях.
 
Однако, при всей сложности обстановки, в Петрограде сохранилось Палестинское общество, уже не называвшееся «православным» и «императорским». Теперь это было Российское палестинское общество в составе Академии наук.
 
Как только Советское государство было признано европейскими странами, начались попытки защиты российских имущественных прав в Палестине. 18 мая 1923 года представитель СССР в Лондоне Л.Б. Красин направил министру иностранных дел Великобритании лорду Керзону ноту, в которой говорилось о том, что все бывшее имущество Русской Духовной Миссии и Императорского Православного Палестинского Общества составляет собственность Советского государства. Однако до конца Второй мировой войны подобные усилия не принесли результата.
 
В апреле 1945 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I совершил паломничество в Святую Землю.
 
После создания в 1948 году государства Израиль начались переговоры с его руководством о возрождении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, и уже в октябре 1948 года ее деятельность была возобновлена. В последующие десятилетия история Миссии пережила ряд драматических моментов. В результате так называемой «апельсиновой сделки» 1964 года правительство СССР передало в собственность Израиля значительную часть некогда принадлежавшей Миссии недвижимости. На деятельности Миссии сказывались и последствия неисцеленного на тот момент разделения в Русской Церкви, порожденного большевистским переворотом: Синод архиереев Русской Православной Церкви за границей не имел общения с Церковью на Родине.
 
А как обстоят дела в РДМ на сегодняшний день, после подписания Акта об общении между двумя Церквами?
 
После подписания в мае 2007 года Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Зарубежной Церковью сложились оптимальные условия для возрождения в полном объеме русского духовного присутствия на Святой Земле.
 
Сегодня с успехом продолжается деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Императорского Православного Палестинского Общества. Активизировался процесс возвращения и восстановления утраченной в прошлом веке российской собственности в Святой Земле, возрождаются традиции православного паломничества из России в Палестину, вносится посильный вклад в дело водворения мира, межконфессионального и межэтнического согласия в регионе.
 
Кроме Русской духовной миссии в Святой Земле существует ряд русских монастырей. Каково сегодня их положение?
 
Сегодня поддерживается и развивается заложенная еще в XIX веке традиция активного присутствия русского монашества на Святой Земле.
 
Несут свое служение сестры Горненского монастыря, построенного на месте встречи Пресвятой Богородицы с праведной Елизаветой. Монахини оказывают значительную помощь Русской Духовной Миссии во всех сферах ее деятельности. Они трудятся на подворьях, помогают в проведении богослужений, в приеме и размещении паломников, в организации и проведении для них экскурсий по святым местам. Некоторые из монахинь, владея еврейским или греческим языком, оказывают содействие в осуществлении представительской деятельности Миссии.
 
В юрисдикции Русской Зарубежной Церкви находится Спасо-Вознесенский женский монастырь на горе Елеон, в котором сегодня проживает около пятидесяти сестер разных национальностей. Среди них инокини русского, арабского, румынского, эстонского, австралийского и немецкого происхождения. Насельницы монастыря заботятся о прибывающих в это святое место паломниках и несут молитвенный подвиг, читая неусыпаемую Псалтирь в часовне во имя святого Иоанна Крестителя, воздвигнутой на месте обретения его честной главы.
 
Вознесенский храм в Спасо-Вознесенском русском монастыре РПЦЗ в Иерусалиме, основанный архимандритом Антонином (Капустиным)
 
Осуществляется монашеское служение при храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, где ныне покоятся мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. Сестры этого многонационального монастыря, находящегося в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, занимаются изготовлением церковных облачений, церковной утвари и ладана.
 
Русский храм св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме,
основанный Православным Палестинским Обществом на средства Императорской семьи
 
 
Использованы фотографии из архивов:
 
 
 
 
16 февраля 2011

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com