Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Часть 1
Дивеево и исторические места Нижнего Новгорода


14 июня 2010 года мы прибыли на Нижегородскую землю. В Нижнем Новгороде нас встретили председатель Нижегородского отделения ИППО, декан факультета международных отношений Нижегородского университета профессор О. А. Колобов, заместитель Председателя Нижегородского отделения ИППО профессор А. А. Корнилов, секретарь Нижегородского отделения ИППО С. А. Колобова и сотрудники факультета международных отношений Нижегородского университета.


Члены Иерусалимского и Нижегородского отделения ИППО
в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре

Сразу же мы все вместе поехали в Дивеево, где в сопровождении монахинь Свято-Троицкой Серфимо-Дивеевской обители посетили храмы и святыни Дивеевского монастыря. Этот монастырь имеет глубокую историю и был основан еще в XVIII веке, когда в Дивеево пришла монахиня Киевского Флоровского монастыря Александра (в миру вдова Агафья Семеновна Мельгунова), образовав здесь Казанскую женскую общину.


Павел Платонов на Святой Канавке

В этих благословленных местах 25 ноября 1825 года в лесу преподобному Серафиму Саровскому явилась Царица Небесная и повелела ему создать новую девичью Обитель, взяв в нее из Казанской общины матушки Александры восемь сестер, которых назвала по именам. Усилиями Преподобного Серафима Саровского здесь была устроена Мельничная община, границы которой батюшка Серафим благословил опахать сохой и на этом месте вырыть канаву в три аршина глубиной, а вынимаемую землю бросать внутрь обители, чтобы образовывался вал также в три аршина, определяя таким образом ту самую тропу по которой прошла сама Царица Небесная. Сестры медлили выполнить благословение рыть канавку, и накануне праздника Пресвятой Троицы, преподобный Серафим сам начал обустраивать Канавку, невидимым образом перенесясь из Сарова в Дивеево. Поразившись такому чуду, сестры с усердием и ревностью принялись копать Канавку.

Дивеевские сестры находились под духовным руководством преподобного Серафима Саровского, и хотя старец Серафим был в Обители проездом всего один раз, он не только духовно руководил монастырем, но и сам лично составил план Серафимо-Дивеевской Лавры, которая существует ныне и является Четвертым уделом Божией Матери на земле. Память о духовном наставнике обители бережно сохраняется в Дивеево.


Приезд царской семьи в Саровскую пустынь

17 июля 1903 года настало время прославления яркого светильника земли Русской – преподобного Серафима Саровского всея России Чудотворца. Возглавить Саровские торжества прибыли члены Августейшей семьи – почетные члены Императорского Православного Палестинского Общества — Государь Император Николай II, Государыни Императрицы – Мария Федоровна и Александра Федоровна, Председатель ИППО — Великий князь Сергий Александрович и его супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна, после его гибели тоже ставшая Председателем ИППО, ныне прославленная в лике святых.


Прибытие Государя и Государыни на Соборную площадь
в Серафимо-Дивеевском монастыре


Августейшие паломники проходят через Соборную площадь
  в Серафимо-Дивеевском монастыре


Саровские торжества 1903 г.
 Перенесение мощей преподобного Серафима

Среди тех, кто несет раку
  с мощами — император Николай II

Приезд высоких гостей предсказывал сам старец Серафим одной из Дивеевских сестер: «Вот какая радость-то будет! Среди лета запоют Пасху, радость моя! Приедет к нам Царь и вся Фамилия…»… «А как Царская Фамилия приедет к вам, матушка,— говорил старец другой монахине,— то выйдите за Святые ворота да распахните их широко-широко, да низко-низко поклонитесь до земли, да и скажите: „Покорно просим пожаловать, покорно просим…“ И сам батюшка поклонился до земли.


Императрица Александра Федоровна  с сестрой великой княгиней Елизаветой Федоровной
посещают источник прп. Серафима   в дни Саровских торжеств 17–19 июля 1903 г.


Николай II с великими князьями по дороге   в дальнюю пустыньку батюшки Серафима



Саровские торжества 1903 г.
Посещение императором Николаем II и императрицей Александрой Феодоровной источника прп. Серафима Саровского. 1903 г.
 


Царица Александра Федоровна   у входа   в купальню при святом источнике



Саровские торжества 1903 г.
Император Николай II с великими князьями   и свитой   у источника



Саровские торжества 1903 г.
Император Николай II возвращается   от источника   в обитель.
На заднем плане — архимандрит Серафим (Чичагов)

Игуменья Мария (Ушакова) поднесла Государю Императору Николаю II икону преподобного Серафима, Государыне Императрице Марие Федоровне – образ явления преподобному Серафиму Саровскому Царицы Небесной, Государыне Императрице Александре Феодоровне – икону Божией Матери „Умиление“ и остальным Августейшим Особам – иконы „Умиление“ и преподобного Серафима Саровского монастырской живописи.


Посещение членами Царской семьи кладбища в Дивеево.
В Преображенской кладбищенской церкви хранилось несколько памятников, оставшихся   от преподобного Серафима

Елена Ивановна Мотовилова вспоминала: „Я, недостойная, не могу без слез вспоминать того неожиданного немыслимого счастья и радости при посещение меня убогой, Помазанником Божиим, Царем, Отцом России, и Царицами, и всеми Царственными Особами. И всем этим я обязана преподобному Серафиму; за его молитвы меня сподобил Господь этой милости и счастья. Как не удивляться, видевши чудеса: вся обитель росла со мною и из двух келий выросла обширная, с храмами Божиими“.

Начиная с 1917 года Дивеевская обитель как и вся Россия претерпевает большевистские гонения. В 1927 году монастырь закрывают, многие сестры были заключены в лагеря ГУЛАГа. Тем не менее даже в советские времена здесь в частных домах жилы сестры и собирались на молитву, их посещали редкие паломники, тайно приезжавшие в Дивеево. Известно, что в домике № 16 по улице Лесной жила схимонахиня Маргарита (Лахтионова) – единственная из Дивеевских сестер, вернувшаяся во вновь открывшуюся обитель. У нее хранился чугунок батюшки Серафима, который он дал сестрам, чтобы хранили в нем угли для кадила. Также матушка Маргарита сохранила свечку, которую пеподобный Серафим передал дивеевским сестрам со словами: „С этой свечой вы меня в Дивееве встречать будете“. Свечка сохранялась сестрами почти 158 лет, в последнее время у матушки Маргариты, которая передала ее протодиакону Владимиру Покровскому. Он вставил свечу в диаконский подсвечник и с ней встречал мощи преподобного Серафима Саровского у святых врат обители 20 июля 1991 года. С этого момента началось возрождение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.


Очередь к мощам преп. Серафима Саровского



Личные вещи преп. Серафима Саровского

Во время своего посещения обители мы прежде всего приложились к святым мощам преподобного Серафима Саровского, которые временно из за ремонта в храмах находятся в Преображенском соборе. Посетили Казанский, Рождественский храм, приложившись к святым мощам святых Дивееских жен — препп. Александры, Марфы и Елены, где сестрами обители читается Неусыпаемая Псалтирь. Далее в сопровождении монахини обители мы побывали на могиле Николая Александровича Мотовилова, совершили крестный ход по святой Канавке Пресвятой Богородицы.

Затем по благословению настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игуменьи Сергии мы были приглашены в монастырскую трапезную, где от имени Иерусалимского отделения ИППО вручили в дар Обители две хасмонейские монеты „лепта вдовицы“, документальный фильм „По евангельским святыням Иерусалима“, созданный православным научно-просветительским обществом „Россия в красках“ в Иерусалиме, а также наборы открыток с видами Святой Земли. От имени игуменьи Сергии нам были вручены памятные наборы с дивеевскими святынями и сувенирами.



Члены Иерусалимского и Нижегородского отделения ИППО
в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре

После трапезы мы записали интервью о Святой Земле, о деятельности Иерусалимского отделения ИППО для монастырского радио и посетили самый старинный из всех источников Дивеева, известный еще в XVIII веке — Казанский Дивеевский источник, совершив омовение в его святых водах.

При посещении святых дивеевских мест у нас появилась идея о написании в Иерусалиме иконы небесной покровительницы Императорского Православного Палестинского Общества – преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая в 1903 году посещала Дивеево, и передаче иконы в дар от Императорского Православного Палестинского Общества Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. Решение о совместном спонсировании этого проекта и было принято руководством Иерусалимского и Нижегородского отделений ИППО на обратном пути в Нижний Новгород.

На следующий день мы в сопровождении заместителя председателя Нижегородского отделения ИППО Александра Алексеевича Корнилова посетили исторические места в Нижнем Новгороде, прежде всего те, которые связаны с памятью Императорского Православного Палестинского Общества.


А. А. Корнилов и П. В. Платонов у здания братства св. влкм. Георгия Победоносца,
в котором проходили палестинские чтения для нижегородских паломников

В частности, в здании на улице Суетинской, 23 до революции располагалось братство св. влкм. Георгия Победоносца, и в этом доме проходили народные палестинские чтения, устраиваемые Нижегородским отделом Императорского Православного Палестинского Общества. Темы чтений в основном были посвящены Святой Земле и ее святыням. Чтения сопровождались „туманными картинами“, читали лекции священнослужители – члены Нижегородского отдела ИППО. В этом же здании проходили молебны для паломников, отправляющихся на Святую Землю. Молебны служило духовенство из числа членов Нижегородского отдела ИППО. В начале XX века здесь пристроили часовню Владимирской Оранской иконы Божией Матери, которая во второй половине XVIII века спасла город от чумы. Когда разразилась страшная эпидемия, эту икону обнесли вокруг города, после чего смертельная болезнь отступила. Сейчас в здании располагается Нижегородское женское епархиальное училище. Второй этаж занимает спортивный зал педагогического института. Нижегородская епархия требовала вернуть здание Русской Православной Церкви еще со времен митрополита Николая (Кутепова), но мэрия города никак на это не решится, видимо, нет никакого альтернативного здания.

Народные палестинские чтения проходили не только здесь, но и в других зданиях города.

Владимир II (Никольский) епископ 
Нижегородский и Арзамасский (1892-1900)
Владимир II (Никольский), епископ Нижегородский   и Арзамасский,
создавший   и возглавивший Нижегородский отдел ИППО

На улице Пискунова, 40 в здании консерватории им. М. И. Глинки, в бывшем ахиерейском доме, 22 октября 1896 года прошло первое учредительное собрание Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского Общества, созданное Владимиром II (Никольским), епископом Нижегородским и Арзамасским. Нижегородский архиерей Владимир II был Почетным членом и Председателем Нижегородского отделения ИППО. В его доме состоялось открытие отдела в феврале 1897 году после утверждения инициативы нижегородцев Советом ИППО,  здесь же проводились важные собрания, на которых принимались решения о деятельности отдела, разрабатывались основные направления деятельности.


Архиерейский дом с Крестовой церковью в Нижнем Новгороде


Бывший архиерейский дом на ул. Пискунова. Современный вид

По словам заместителя председателя Нижегородского отделения ИППО А. А. Корнилова, в этом доме хранился архив Нижегородского отдела ИППО, который до сих пор не найден. „Мы не можем его найти через краеведов, куда-то он делся. В Нижнем Новгороде существуют 2 фонда – фонд духовной консистории и канцелярии архиерейского дома. Там нет материалов отдела ИППО, которые в результате деятельности губернской ЧК попали куда-то в другие фонды, и пока найти их не можем“.

О губернской ЧК мы вспомнили и на обзорной площадке с видом на великую русскую реку Волгу. Указав на Мочальный остров Александр Алексеевич Корнилов рассказал о трагической истории Нижнего Новгорода: „В советское время на Мочальный остров приезжали и сейчас приезжают люди на прогулки, на отдых, разбивая там шатры, палатки, кушают там, что-то выпивают, но в советские время даже не знали, что на самом деле, на этом острове расстреливали всех тех, кто советской властью был причислен к „врагам народа“ — духовенство, мирян, интеллигенцию, дворянство — в 1918, 1937–1938 годах их привозили сюда, связывали, расстреливали и бросали в Волгу. За годы красного террора на Мочальном острове было расстреляно около 5 тысяч человек. В 2000-м году многие из них были причислены к сонму новомучеников и исповедников Российских. И на самом Мочальном острове сейчас стоит поклонный крест, где совершаются панихиды в дни памяти Новомучеников и исповедников Церкви Российской XX века. Один из членов ИППО был точно там расстрелян, Нижегородским краеведам еще предстоит уточнить имена мучеников. Это место является трагическим в новейшей русской истории, но вместе с тем и жертвой за наши заблуждения“.

Далее наш путь лежал в древний кремль Нижнего Новгорода – большой  комплекс, построенный в начале XVI века итальянским архитектором Пьетро Франческо (Пётром Фрязиным) присланным из Москвы. Строился он примерно в течение 15 лет. Краснокирпичные сооружения, башни и стены – всё это в стиле московского Кремля начала  XVI века с уникальными церквями и, прежде всего, с церковью св. Архангела Гавриила, где похоронен знаменитый нижегородец Косьма Минин. Этот кремль выдержал осаду ногайской орды, войска которой подошли сюда и хотели приступом взять кремль, в котором заперлись нижегородцы. Их спасло то обстоятельство, что у них были пленные литовцы, которые умели управлять пушками, а пушки были трофейными. Россияне не умели тогда еще стрелять из пушек. Нижегородцы поставили литовцам условие, что освободят их, если они из этих пушек пальнут по ногайцам. Литовцы вышли из тюрьмы и открыли огонь по ногайцам, которые в ужасе разбежались. Нижегородский кремль таким образом был спасен.


Константин Платонович Фредерикс,
барон, вице-губернатор Нижнего Новгорода (1896-1905)



Бывший дворец нижегородского вице-губернатора на территории кремля

Внутри кремля мы обратили внимание на белый дом – дворец нижегородского вице-губернатора, который входил в состав Нижегородского отдела ИППО. Во времена создания отдела ИППО в Нижнем Новгороде эту должность занимал барон Константин Платонович Фредерикс. И здесь в этом дворце периодически проходили заседания правления Нижегородского отдела ИППО. Приезжал правящий архиерей, были губернатор, сам вице-губернатор, предводитель дворянства, духовенство Нижегородской духовной консистории. Здесь они заседали и обсуждали насущные проблемы деятельности Нижегородского отдела ИППО.

Усыпальница Козьмы Минина в Спасо-Преображенском кафедральном соборе кремля.
Фото:
Город Нижний Новгород
 
Александр Алексеевич Корнилов отметил, что на территории Нижегородского кремля есть еще одно памятное место для членов Императорского Православного Палестинского Общества. Это Ивановский спуск или съезд, который берет свое начало от Ивановской башни Нижегородского Кремля и заканчивается наверху у въезда в Спасо-Преображенский кафедральный собор. В 1913 году, как известно, в России широко отмечалось 300-летие династии Романовых, и в Нижний Новгород приехала вся Царская семья – Почетные члены ИППО – будущие царственные страстотерпцы и, естественно, приехала Великая княгиня Елисавета Феодоровна – председатель ИППО, будущая новомученица Российская. Вот по этому Ивановскому спуску они поднимались через Ивановские врата в Спасо-Преображенский собор, вошли туда, поклонились праху Косьмы Минина, который вместе с Дмитрием Пожарским возглавлял народное ополчение, спасшее Россию от польско-литовских захватчиков, и итогом этого освобождения стало воцарение династии Романовых.

Далее наш путь лежал в Вознесенский Печерский монастырь.
 
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com