Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Возрождающаяся Россия: города и люди / ЛЮДИ РОССИИ / Михаил Якушев: Апостол Андрей Первозванный для нас это символ, он всегда был первым. Павел Платонов

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Михаил Якушев: «Апостол Андрей Первозванный для нас это символ, он всегда был первым»
 
Предлагаем вашему вниманию интервью с вице-президентом Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы России, историком-востоковедом Михаилом Ильичем Якушевым, записанное во время приезда в Иерусалим делегации Фонда Андрея Первозванного за Благодатным Огнем в апреле 2008 г.
 
 
Михаил Ильич, я в течение 2-х дней столкнулся с Вашей работой по Фонду св. Андрея Первозванного и увидел русского человека, всей крепостью любящего Россию. Я хотел бы, чтобы Вы немного рассказали о своей деятельности в Фонде, какие основные направления работы Вы ведете, к чему стремитесь, какие есть интересные планы в Фонде и других общественных организациях, в которых Вы участвуете.  
 
Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и образовавшаяся из него организация Центр Национальной Славы России (ЦНС) – это две общественные организации, которые стали родоначальниками и инициаторами мирового общественного форума «Диалог цивилизаций». Если третья организация стала уже международной организацией, то две предыдущие – это Фонд Андрея Первозванного и Центр Национальной Славы – это организации, которые имеют российское и православное лицо, причем мы это не только не скрываем, а вообще показываем это гордо всему миру, что вот мы такие.
 
Делегация фонда св. Андрея Первозванного в русском храм св. Марии Магдалины в Гефсимании
Делегация фонда св. Андрея Первозванного в русском храм св. Марии Магдалины в Гефсимании
Михаил Якушев (крайний справа)
 
Естественно, что программы Фонда Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы делятся на две части. Программами, которые имеют внутриполитическое звучание и обязательно направлены на Россию, руководит вице-президент Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы В.В. Бушуев. Я занимаюсь всей международной деятельностью наших фондов, поскольку в прошлом я был дипломатом советской и российской школы, 5 лет работал в Тунисе, 5 лет работал на Святой Земле в Израиле.
 
Имеет ли для деятельности Фонда какое-то значение его название в честь апостола Андрея Первозванного?
 
Фонд носит имя св. Всехвального апостола Андрея Первозванного, это апостол, который, по преданию, проходил по тем землям, которые впоследствии стали и Киевской Русью, и Московским царством, и Российской империей, и Советским Союзом, и Россией. Отношение к святому Андрею Первозванному всегда было особое, в царское время еще со времен Петра Великого орден Андрея Первозванного был главной наградой России. И у нашего Фонда отношение к этому апостолу тоже всегда было особое, и не только потому, что он крестил те земли, которые населяют наши славянские народы и дошел до Скандинавии, но и потому, что для нас это символ, он всегда был первым. Он был первым, кого Господь наш Иисус Христос призвал на апостольское служение, и он был первым, кто проповедовал слово Божие для тех народов, которые сейчас населяют всю Европу до Скандинавии.
 
Само название Фонда ко многому обязывает, поэтому придя на работу в Фонд св. Андрея Первозванного и Центра национальной славы России для меня было важно понять, что особенного в этих организациях. Работая здесь, я не мог предположить, что когда-нибудь оставлю государственную службу, а сейчас так Господь управил, что пригодилось то, что я когда-то работал и здесь на Святой Земле, работа здесь помогла понять все тонкости, сложности и перипетии межхристианского общения среди христианских общин в Святой Земле и отношения к ним других конфессий.
 
Понимая это, наш Фонд всегда старался не вносить раздор и конфликт между этими конфессиями и христианскими общинами, потому что мы знаем из истории, как эти конфликты приводили к трагическим последствиям. Святые места для любого верующего, будь он православным, будь он католиком, будь он протестантом, будь он представителем Армянской Апостольской церкви, будь он сиро-яковитом, коптом, монофизитом – это святые места, любой христианин вышеназванных конфессий относится к ним так же трогательно.
 
Во время приезда на Святую Землю делегации от Фонда и ЦНС всегда посещают Иерусалимского Патриарха. Это знак особого признания Иерусалимской Церкви?
 
В силу исторического права Матерь всех Церквей – византийская Иерусалимская церковь, это Иерусалимский патриархат, и из этого мы исходим первоначально, поскольку святой Константин Великий был родоначальником создания епархии вместе с епископом Макарием, по инициативе которого, кстати, было создано письменное законодательство святых мест, поддержанное императором Константином. Изначально Иерусалимская Церковь относилась к любым паломникам-христианам как к своим чадам, которые всегда получали благословение от Иерусалимского православного патриарха византийского. А далее история показывает, что столько было исторических перипетий – арабский халифат, отсоединение от Византии, но всегда Иерусалимская Церковь оставалась Матерью всех Церквей. И когда мы как Фонд св. Андрея Первозванного приезжаем сюда, мы всегда понимаем, что наша встреча и аудиенция у Патриарха  Иерусалимского и всея Палестины Феофила, как и у любого Иерусалимского Предстоятеля Матери всех Церквей – это встреча с предстоятелем именно той православной Церкви, чадами которой мы являемся на этой канонической территории.
 
Известно, что Вы уделяете особое внимание теме Крымской войны, что именно определило глубокое изучение этой темы, какие точки и акценты Вы считаете важными для понимания исторического развития России и ее присутствия на Ближнем Востоке?
 
Эта тема возникла в период моей работы в посольстве России в Тель-Авиве в Израиле в течение пяти лет. Однажды, когда я был в Вифлееме, один арабский священник поинтересовался у меня, знаю ли я, что Крымская война начиналась с вертепа Рождества Христова? Конечно мне как историку-востоковеду его слова показались несколько смешными. Крымскую войну я никак не мог ассоциировать с Святой Землей. Я помнил Нахимова, Синоп, я помнил осаду Севастополя, но я запомнил и совет этого батюшки, который сказал: «покопайтесь в своих мидовских архивах, Бог даст, что-нибудь найдете».
 
И что же? Удалось что-то найти?
 
Действительно, когда я сподобился покопаться в этих архивах, за что я огромное спасибо и низкий поклон передаю нашему нынешнему послу России в Израиле Петру Владимировичу Стегнию, который открыл мне эти архивы, так вот то, что я там увидел показало, как был прав тот священник, действительно, Россия начала Крымскую войну из Вифлеема и отчасти из Иерусалима. В архивах внешней политики Российской Империи содержатся документы, показывающие подноготную всего этого конфликта. Тогда это называлось «святоместный вопрос» или «вопрос о святых местах Палестины», и для России очень важно было понять, почему война начиналась в Палестине, а проводилась на российской территории.
 
Россия подверглась «крестовому походу» со стороны Османской империи, которая первая объявила войну Российской империи, и это мы не забываем. Академик Тарле как-то упустил этот момент, не обратил на это внимания, но Великобритания и Франция в марте 1854 года объявили войну Российской Империи, а в январе 1855 года примкнувшая к ним Сардиния дополнила этот сонм государств полумесяца и католико-протестантского креста в этом крестовом походе. И документы, которые содержатся в архивах внешней политики Российской Империи показывают необоснованность обвинений в адрес русского императора, о его, якобы, инициативной роли в этом конфликте. Кстати, и академик Тарле тоже возводит эту напраслину на государя императора Николая I Павловича, которого еще при жизни и даже после называли Незабвенным, а никак не «Палкиным». И вот архивные источники показывают, насколько сложным был этот конфликт, насколько тонко вела себя французская дипломатия, и я всегда старался подчеркивать роль российской дипломатии в этом вопросе. В настоящее время архивные материалы, работы западных, а также османских и турецких историков показывают, что русская дипломатия недооценила тот фактор, что у Франции, а не у францисканцев или латинского патриархата, было особое право покровительства христианам в Османской империи. У нас было такое же право покровительствовать православным на основе Куйчук-Гаранджийского договора 1774 года. Оказывается, в архивах наших как раз и говорится, что этот договор не соответствовал тому договору, который имела Франция. Людовик XV получил фирман, дарующий ему от Махмуда I все преимущественные права, которыми пользовалась Франция. Поэтому Франция для Порты выглядела более легитимной, была более наделена правами защищать христиан и соответствовала требованиям, которые выдвигались здесь в Вифлееме, нежели Россия, претендовавшая на роль покровителя всему православному населению Османской империи, а тогда это было 10-12 млн. населения Османской империи.
 
И сейчас, чем больше мы открываем и изучаем эти архивы, то понимаем, что этот конфликт принес всему миру зло в 1 миллион жертв и его даже называют протомировой войной. Конечно, очень важно понять род этого конфликта. Святые места – это та вещь, из-за которой может начаться мировая война. Осознавая это в новейшее время, мы лучше понимаем, чем руководствовались лидеры наших стран, наших государств 150-160 лет назад, когда вопрос о святых местах стоял на повестке мировой политики. Еще раз повторяю, что очень важно изучать архивы, публиковать свои работы и пытаться понять, что же из себя представляла Крымская война.
 
Вы пять лет работали в Израиле, как Вы относитесь к наследию и деятельности Императорского Православного Палестинского Общества на Святой Земле, ведь Вы являетесь его Действительным членом?
 
Вы знаете, приезжая сюда и приближаясь к Иерусалиму, сталкиваешься с таким интересным понятием как Русская Палестина. Нам известна Русская Аляска, которая нам уже не принадлежит, американцы уже об этом не помнят. Нам известно такое понятие, как Русская Палестина, которая в мою бытность дипломатом была не понятна ни израильтянам, ни арабам, т.е. в их исторической памяти, в новейшей истории нет такого понятия. А вот в конце XIX-начале XX века Русская Палестина существовала как особое понятие, где официально ходили в обращении русские деньги. И, фактически, люди, приехавшие из Российской Империи, чувствовали себя как дома, потому что было русское подворье, где они могли говорить на родном русском языке, совершать богослужения и не чувствовать себя, что они где-то на чужбине.
 
Большую роль в создании этого понятия сыграли как раз и Палестинский Комитет, Палестинская Комиссия при Министерстве Иностранных Дел, и само уже Императорское Православное Палестинское Общество, которое возглавил великий князь, родной брат императора Александра III, московский градоначальник  Сергей Александрович Романов. Именно благодаря тому, что августейшие особы возглавляли это Общество, а непосредственно император был вдохновителем, инициатором и фактически, как в свое время Константин Великий, организатором этого процесса, то как раз и получилось, что, благодаря монаршей воле, понятие Русской Палестины и стало реальным. Брат императора Сергей Александрович, на которого было возложено почетное поручение возглавить Императорское Православное Палестинское Общество, это поручение с честью выполнял. После его трагической гибели от рук террориста Каляева в Кремле, его супруга великая княгиня Елисавета Федоровна взяла на себя обязанность продолжать руководство этим Обществом, которое официально стало Императорским Православным Палестинским Обществом называться в 1889 году, а прописка его, здесь на Ближнем Востоке, начинается с 1882 года, и, надо сказать, что не было тогда ни государства Израиль, ни Палестинской национальной администрации, ни других арабских государств вокруг: Сирии, Ливана и Иордании, была Османская турецкая империя. Появление этой организации гораздо древнее и отношение здесь на Ближнем Востоке к этой организации имеет тоже особый характер. Отрадно, что сейчас Россия на государственном уровне опять пытается возрождать на Святой Земле Русскую Палестину. Дай Бог, все у нас получится.
 
Я знаю, что Вы являетесь автором фильма «Русская Палестина», который сейчас снимается, желаю ему благосклонного и заинтересованного зрителя. 
 
Спасибо, надеюсь, мы его скоро закончим, и в начале лета он выйдет на экраны.  
 
Вопросы задавал Павел Платонов
Иерусалим
Записано 26 апреля 2008 года
 

 


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com