Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Возрождающаяся Россия: города и люди / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / Дело и имя великой княгини Елизаветы Федоровны в XXI веке / «Евгений Онегин» вчера и сегодня: Августейшие «актеры» на любительской сцене и профессиональные певцы в Зале Чайковского. Ирина Ахундова

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел летний номер № 51 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

«Евгений Онегин» вчера и сегодня: Августейшие «актеры» на любительской сцене и профессиональные певцы в Зале Чайковского

20 октября 2017 года в 19.00 в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится концертное исполнение оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. За пультом Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского будет стоять Владимир Федосеев – народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер БСО, которым он руководит уже 43 года. С марта 2017 года маэстро является также музыкальным руководителем и главным приглашенным дирижером Московского музыкального театра «Геликон-опера», где 14 октября торжественно отметили 85-летие музыканта. В зале «Стравинский» музыку Чайковского и Бородина впервые в истории театра исполнили сразу два оркестра – театра «Геликон-опера» и БСО.

Перед началом юбилейного концерта состоялись торжественное открытие выставки «Оркестр – инструмент моей души» и пресс-брифинг. На мой вопрос, планирует ли маэстро посвятить в 2018 году концерты памяти святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны, Владимир Федосеев ответил, что как раз вчера эта тема обсуждалась им и его коллегами. Оркестр, без сомнения, отметит своими выступлениями 100-летие со дня мученической кончины святых Царственных страстотерпцев, преподобномучениц Елисаветы и Варвары и других Алапаевских мучеников.

Напомню, что 1 ноября 2014 года в Московском международном доме музыки состоялся благотворительный концерт Большого симфонического оркестра имени Чайковского под управлением В.И. Федосеева, называвшийся «Великая княгиня Елизавета. 150 лет со дня рождения». В концерте прозвучали произведения Чайковского, Глинки, Калинникова, Шуберта, Шумана, Рахманинова, Шостаковича. В нем приняли участие Академический хор имени А.Д. Кожевникова и солистка Московской филармонии Катя Сканави (фортепиано). В торжественном вечере, посвященном юбилею Елизаветы Федоровны, основательницы первой в России обители милосердия, принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Организаторами концерта выступили московская Марфо-Мариинская обитель и православная служба помощи «Милосердие», с которыми много лет дружит оркестр и его руководитель. Средства от концерта были направлены на развитие детской выездной паллиативной службы, действующей в обители.

А 4 ноября того же года в Концертном зале им. П.И. Чайковского в Москве прошла мировая премьера концерта «Путь ко Христу». Московский синодальный хор исполнил прославляющие земную жизнь и святость Елизаветы Федоровны песнопения в стилистике знаменного распева и партесного многоголосия XVI-XVII веков. Инициатором проекта был ученый-медиевист в сфере древнерусской музыки, профессор, доктор искусствоведения А.В. Конотоп.

Не исключено, что и юбилейные концерты, посвященные 100-летию со дня трагической кончины Великой княгини и других представителей Дома Романовых, также пройдут в Концертном зале им. П.И. Чайковского, где 20 октября 2017 г. во время концертного исполнения оперы «Евгений Онегин» отрывки из пушкинского романа прочитает Алексей Гуськов. Роль Евгения Онегина исполнит Василий Ладюк, Татьяны – Вероника Джиоева, Ленского сыграет Алексей Татаринцев, Ольгу – Агунда Кулаева, Ларину – Елена Евсеева, Князя Гремина – Михаил Гужов, Филиппьевну – Светлана Шилова, Трике – Валентин Суходолец, а Максим Орлов исполнит партии Ротного и Зарецкого.

Домашний спектакль «Евгений Онегин» в исполнении Августейших особ

Может быть, не всем известно, что в конце февраля 1890 года отрывки из «Евгения Онегина» прозвучали в высочайшем исполнении. Молодое поколение Романовых решило поставить к 45-летию Императора Александра III любительский спектакль. Цесаревич Николай Александрович все основные этапы подготовки пьесы отразил в своем дневнике за 1890 год. 13 февраля появилась запись: «Начал разучивать свою маленькую роль из Евгения Онегина для крошечного спектакля т. Эллы». И далее на страницах дневника замелькали пометки о спектакле. 18 февраля: «Поехал к тетеньке, репетировали вдвоем две наши сцены». 21 февраля: «Поехал к тетеньке на репетицию нашего спектакля…» 23 февраля: «Поехал к тетеньке на репетицию. Этот раз на настоящей сцене». 25 февраля: «… поехал в 5 ч. к тетеньке на репетицию, этот раз в своих костюмах. Д. Сергей присутствовал…». 26 февраля: «В 4 ч. поехали к д. Сергею. Была генеральная репетиция нашего спектакля».
 
18 февраля Великая княгиня Елизавета Федоровна пишет цесаревичу: «Милый Ники! Можешь ли ты прийти сегодня в 11.30, чтобы нам провести, как следует репетицию? Вчера я прочла свою роль, долго репетировала ее, и думаю, что все у нас получится. Любящая тебя Элла. Тетенька Татьяна».

23 февраля состоялась первая репетиция на сцене, 24 февраля – прогон, поскольку «репетиция шла два часа». В тот день Елизавета Федоровна написала: «Милый Ники! …мы могли бы провести только одну репетицию в костюмах… Две наши сцены займут всего полчаса… А в понедельник, возможно, после обеда, в удобное для тебя время мы сыграем обе части подряд».

25 февраля репетиция состоялась в костюмах. 26 февраля, в день рождения государя, Николай преподнес отцу портсигар от себя и двух братьев и получил письмо от тети Эллы, которая называла племянника Онегиным. «Милый Е.О., – писала она. – Я так и не пожелала тебе как следует «спокойной ночи», потому что, когда сошла вниз к Сергею, ты уже ушел. Я проболтала с нашей княгиней Голицыной. Она очень строгий критик, и всегда откровенно высказывает своё мнение. Я хотела расспросить ее о моей игре – она сделала те же замечания, что и Сергей. Ей кажется, что ты мог бы вложить больше чувств и энергии в свои реплики и произносить некоторые слова громче. А в остальном – очаровательно, и отозвалась весьма лестно насчёт того, как тебе подходит эта роль, в целом очень одобрительно о наших с тобой «талантах». Завтра мы должны превзойти себя. Нежный  поцелуй от Татьяны». На следующий день семейство было приглашено на спектакль, имевший оглушительный успех. 27 февраля Ники кратко записал в своем дневнике: «В 5 ч. началось представление нашими двумя сценами с тетенькой, прошедшими удачно. Публика – одно семейство…».


Домашний спектакль «Евгений Онегин». В роли Татьяны – великая княгиня Елизавета Федоровна, в роли Онегина – цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. 1890 г.





Более пространная запись содержится в Дневнике Константина Константиновича Романова (К.Р.). 27 февраля. Петербург. «…Я уже раньше знал от Эллы, что она потихоньку от мужа выучила заключительный монолог Татьяны, а Цесаревич взял роль Онегина. У них в помещении фрейлины Эллы, Козляниновой, была устроена маленькая сцена, и там собирались без ведома Сергея и репетировали. Когда все было готово, разыграли перед Сергеем две сцены из Евгения Онегина… Поднялся занавес. На сцене был садик со скамейкой; выбежала Элла, за ней вошел Ники. Оба были в костюмах начала нынешнего столетия и очень хорошо одеты. Цесаревич очень мило и четко произнес свой монолог: «Вы мне писали, не отпирайтесь!». Только в голосе его слышно было, что он очень робел. – Затем сцена превратилась в комнату Татьяны. Элла с большим чувством говорила свой монолог. Нет еще 6 лет, что она в России, и уже появилась на сцене. В старину этого не было. Конечно, произношение ее выдавало, но выкупалось глубиною чувства в игре».

После 28 февраля Елизавета Федоровна пишет цесаревичу Николаю Александровичу: «Милый Е. Онегин! Сможешь ли ты играть в пятницу в 4.30 в нашем последнем представлении, поскольку никакой другой день невозможен, а я должна это знать сейчас, из-за приглашений… Поскольку Маша <Васильчикова> в воскресенье рано уезжает, то в какой день мы пойдём фотографироваться? Она всегда укладывает мне волосы, поэтому для меня было бы удобнее, если возможно на этой неделе, например, в субботу».
1 марта. «Милый Ники! …Завтра, увы, наше последнее представление, а в субботу утром в 11 часов фото у Бергамаско».


Великая княгиня Елизавета Федоровна в образе Татьяны Лариной
3 марта 1890 г. Фото Бергамаско.
 

Цесаревич Николай Александрович в образе Евгения Онегина. 3 марта 1890 г. Фото Бергамаско.

Репетиции завершились, а с ними – и непринужденные откровенные беседы без посторонних глаз, укрепившие задушевную дружбу Великой княгини и цесаревича Николая. После репетиций, за чашкой чая, он мог узнать у тети Эллы новости о ее младшей сестре Аликс, в которую был влюблен, и которой было плохо и одиноко вдали от него. «Сожалел об окончании наших репетиций и спектакля, – записал Николай 28 февраля, – но был обрадован вестью, что в пятницу будет еще одно представление для родных». (Цит. по кн.: Великая княгиня Елисавета Феодоровна и Император Николай II. СПб., 2009. С. 140-144).
 
Этот любительский спектакль был для цесаревича каким-то особенным событием – в какой-то момент он даже упал на колени перед Эллой-Татьяной, словно благодарил за что-то, хотя мизансцена вовсе не предполагала подобной экспрессии. Спектакль так хорошо приняли, зрители были в таком восторге, что по их требованию на следующий день спектакль сыграли еще раз.
 
Постановка сцен из «Евгения» Онегина была не единичным эпизодом в жизни императорской семьи, которая всегда находили время не только для посещения профессиональных театров, но и для участия в любительских постановках на домашней сцене «для своих». Общая дворянская традиция ставить домашние спектакли сохранялась вплоть до 1917 года. Распределяли роли, учили тексты, готовили костюмы и декорации, и после двух-трех репетиций выступали перед родственниками и друзьями. Пьесы, как правило, отбирались комические, и публика охотно смеялась. Но ставились не только комедии, но и сложные драматические произведения. Самое активное участие в любительских спектаклях принимали молодые «актеры», у которых уже имелся некоторый сценический опыт, поскольку дети в императорской семье участвовали в любительских спектаклях с малых лет. Например, зимой 1864 г. семилетний великий князь Сергей и четырехлетний Павел Александровичи играли первый в жизни спектакль для императрицы Марии Александровны. Домашний театр устроили в пустых комнатах нижнего этажа виллы Пельон в Ницце. Граф А.А. Бобринский для детей написал пьесу на французском языке «La mansarde du Crim».
(См.: Игорь Зимин. Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в. http://statehistory.ru/books/Vzroslyy-mir-imperatorskikh-rezidentsiy--Vtoraya-chetvert-XIX---nachalo-XX-v/38 )

Светило милосердия

Гессен-Дармштадтская принцесса Элла росла в семье, где любили музыку Баха, Бетховена, Мендельсона, Брамса, других композиторов. Великая княгиня, любившая театр, живопись, музыку, с детских лет была приучена также помогать нуждающимся. Этому Эллу научила мать – принцесса Алиса, которая сама находила радость в делах милосердия. Великая княгиня стремилась облегчить страдания людей. Она не только стояла во главе многочисленных благотворительных учреждений, но и лично участвовала во всем, ежедневно рассматривала письма с просьбами, во все вникала, всегда помогая.
 
Известно, что в течение своей жизни она занимала более 150 должностей в различных организациях, в том числе покровительствовала многим учреждениям культуры, которые, в свою очередь, принимали участие в ее благотворительных мероприятиях.
 
Елизавете Федоровне принадлежит важная роль в развитии музеев, художественных, музыкальных и театральных союзов. Она любила церковное пение и заботилась о сохранении и развитии музыкальной и театральной культуры в стране. Будучи музыкально одаренной, Великая княгиня была Почетным членом Московского отделения Императорского Русского музыкального общества. Несколько лет она была попечительницей театров, Филармонического общества и Синодального хора, который особенно ценила.
 
Помогая актерам и творческой интеллигенции, Елизавета Федоровна создала приют для престарелых театральных деятелей, участвовала в подготовке съездов Театрального общества и бенефисов выдающихся актеров, в покупке оборудования для театров, в постановке спектаклей и организации концертов, благотворительных спектаклей для учащихся, помогала Строгановскому и Синодальному училищам, курсам сестер милосердия общины Иверской иконы Божией Матери, художественным и музыкальным школам.

Великая княгиня и «красный петух»

Также она возглавляла «Состоящее под Августейшим Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны председательством Общество помощи погорельцам г. Москвы и Московской губ<ернии>». Хотелось бы предложить музыкальной общественности принять участие в проекте возрождения Московского общества помощи погорельцам, основанного в 1898 году для оказания помощи беднейшему населению, лишенному «возможности страховать свое скромное имущество, добытое трудом в течение многих лет».
 
Если бы не революция, в 2018 году Общество отметило бы 120-летие со дня основания. В 2017 году мы могли бы отметить, но не отметили 110-летие со дня «возобновления правильной деятельности Общества». 14 мая 1907 года Елизавета Федоровна приняла Общество и Главный Совет «под свое Августейшее Председательство». 29 мая 1907 года был утвержден новый постоянный устав Общества, согласно которому его членами могли быть лица «обоего пола, всех званий, состояний и вероисповеданий»…
 
Средства на реализацию деятельности Общества поступали из членских взносов и из средств, собранных на благотворительных базарах, концертах, выставках и спектаклях. В России много талантливых людей, которые сочтут за честь выступить в пользу погорельцев, если их выступления будут посвящены памяти Елизаветы Федоровны.
 
Председательница Общества и Главного совета Великая княгиня Елизавета Федоровна лично назначала двух своих помощников, секретаря и его помощника по Главному совету, а также председателей советов отделов. Учредительное собрание Московского городского отдела состоялось 15 марта 1908 года. На собрании были избраны должностные лица, утвержденные впоследствии Великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая пожертвовала на образование уставного фонда общества 100 рублей, как и В.П. Гучкова, И.А. Гуськов и Ю.Т. Крестовникова.
 
Помимо членских взносов, средства поступали от различных благотворительных акций. Например, 3 апреля 1909 года был показан благотворительный спектакль по пьесе Оскара Уайльда «Идеальный муж». Чистый сбор составил 1682 руб. 5 коп. В 1909 году размер членских взносов составил 520 руб., а всего в кассу поступило 2783 руб. 49 коп.
 
Великая княгиня Елизавета Федоровна помогала погорельцам не только из своего кабинета, но и лично приезжая на пожарище, причем, раньше пожарных. Современник рассказывает о Великокняжеской чете: «Чем только не обязаны им здесь крестьяне: и школами <…>, и больницами, и щедрой помощью в случаях пожара…»
 
В течение всей жизни Великая княгиня не оставляла своей опекой село Ильинское. 30 августа 1907 года в 5 часов утра генералу Владимиру Федоровичу Джунковскому доложили по телефону, что в Ильинском большой пожар. Он прибыл туда в самый разгар бедствия. Какого же было удивление генерала, обнаружившего, что раньше, чем он, в Ильинском оказалась Елизавета Федоровна. "Мы застали на пожарище, – пишет В.Ф. Джунковский, – Великую княгиню, которая ободряла служащих, потерпевших от пожара"».
 
Аполлинария Волошун в книге «Блаженны милостивые. Благотворительная деятельность святой Великой княгини Елизаветы Федоровны» пишет о том, что 28 мая 1910 г. пожар уничтожил десятки домов в селе Николо-Березовка, названном в честь святителя Николая Березовского, который явил себя во время царствования Иоанна Грозного. Узнав о трагедии, Великая княгиня сказала: «Да, мне и нужно быть там, где несчастье, где страдание народное», и тут же телеграфировала Императору Николаю II. Он прислал погорельцам тысячу рублей. 8 июля Елизавета Федоровна прибыла на место явления иконы Николая Чудотворца, где совершалось множество чудес и исцелений. В селе был открыт Комитет помощи, организованы столовые с выдачей горячей пищи и медицинское обслуживание. Для беднейших погорельцев был разрешен бесплатный отпуск леса. Погорельцы были до глубины души растроганы такой высочайшей милостью. (М.: Даръ, 2010, с. 281; см. также: http://www.pravmir.ru/ya-zhelayu-molitsya-s-narodom-pokrovitelstvo-velikoj-knyagini-elizavety-fedorovny-pravoslavnoj-ufimskoj-missii/).
 
Готовясь отметить 17-18 июля 2018 года 100-летие со дня мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, которую уже при жизни называли «Белым Ангелом Москвы», не забудем и о других памятных датах.
 
16 октября 2017 года – 120 лет со дня закладки Русского православного храма св. Марии Магдалины в Дармштадте – на родине Елизаветы Федоровны. Осень 2017 г. – 135 лет со дня покупки участка для храма Марии Магдалины в Гефсимании, где покоятся мощи святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны.
 
1 ноября 2017 г. – 136 лет со дня причисление к лику святых Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары Русской Православной Церкви Заграницей.
 
10 ноября 2017 г. – 145 лет со дня освящения русского Троицкого собора в Иерусалиме, состоявшегося в присутствии Великого князя Сергея Александровича.
 
Памятные даты 2018 года:
 
120 лет со дня основания Общества помощи погорельцам.
7 мая – 100 лет со дня ареста Елизаветы Федоровны.
18 июля – 100 лет со дня гибели Елизаветы Федоровны.
22 мая – 105 лет со дня закладки русского храма во имя Святителя Николая Чудотворца в г. Бари (Италия) – подворья ИППО, председателем которого была Елизавета Федоровна.
Май - 110 лет со дня закладки Покровского собора в Марфо-Мариинской обители.
14 октября – 130 лет со дня освящения храма св. Марии Магдалины в Иерусалиме.
 
Памятные даты 2019 года:
 
23 февраля – 110 лет со дня официального открытия Марфо-Мариинской обители.
Осень – 110 лет со дня освящения больничного храма во имя Марфа и Марии.
8 октября – 120 лет со дня освящения Русского православного храма св. Марии Магдалины в Дармштадте.
 
Если музыканты России внесут свою лепту в организацию и проведение благотворительных концертов и спектаклей в помощь погорельцам, то с Божией помощью в 2018 году можно будет возродить Общество помощи погорельцам г. Москвы и Московской области, хотя и не состоящее уже под Августейшим Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны председательством.
 
От имени погорельцев Ирина Ахундова



[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com