Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА НА ПРИХОДАХ / Как подать милостыню без денег? Формы социальной работы. Юрий Кищук

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Как подать милостыню без денег? Формы социальной работы
 
        «и неужели сие мечта, чтобы под конец человек находил свои радости лишь в подвигах просвещения и милосердия, а не в радостях жестоких, как ныне, - в объядении, блуде, чванстве, хвастовстве и завистливом превышении одного над другим? твердо верую, что нет, и что время близко. смеются и спрашивают: когда же сие время наступит и похоже ли на то, что наступит? я же мыслю, что мы со Христом это великое дело решим». ( «Из Бесед и Поучений Старца Зосимы». «Братья Карамазовы», Книга Шестая. Ф.М. Достоевский).
 
Многие ли из нас теперь в современном метущемся, компьютеризированном мире живут делами милосердия и просвещения? Многие ли радость и вдохновение черпают из них? И как же найти радость среди убожества, отчаяния, грязи и нищеты?  Ведь именно такими нам представляются люди требующие милосердия и сострадания… Они вызывают у многих из нас теперь лишь два стойких отрицательных чувства страха и отвращения… И порой лишь для успокоения нашей совести мы бросаем им в руки несколько монет…
 
Как бы говоря своей метущейся и сострадающей человеческому горю душе: «Все успокойся! Ты видела, какие они… Я сделал все что мог! Все что от меня зависит!». А часто ли проявляем подобную «широту» души? Зачастую раз-два в неделю по дороге в Храм… Но стоит ли себя за это укорять и осуждать? Ведь на дворе кризис!!! Да и нищие могли бы поискать работу! Хоть дворниками устроились, вот и были бы им деньги! Но в деньгах ли тут дело?   
 
Вам приходилось встречать когда-нибудь на улице, или на остановке  человека лежащего, что называется на голой земле одетого в отнюдь не презентабельную одежду? И конечно почти всегда находясь вблизи от него можно без усилий ощутить «букет запахов» совсем неприятных для нашего обоняния. И что же вот быть может этому же несчастному бедолаге некоторое время назад мы подали несчастные  100 или 50 тенге, а теперь он лежит на голой земле, а на улице мороз… Он может простыть, заболеть и умереть… И где же наша милосердная рука? Не уж то труднее протянуть пустую руку страждущему человеку, чем держащую скромное подаяние? Поверьте тяжелей… Не для всех конечно! Но для «осовремененного» человека точно! Проще отвернуться, пройти мимо, сделать вид, что не замечаешь, прибавить музыку в своем mp3-плеере и «погрузиться» в свой выдуманный мир…
 
Потому, когда возникает у человека приходящего в Церковь, либо в какое-то благотворительное общество нематериальная заинтересованность, касающаяся участия в делах милосердия следует в – первую очередь объяснить ему на какой путь он становится! Достаточно задать пару простых вопросов. Правильно ли этот человек представляет тот объем, а главное специфику работ с которыми ему придется столкнуться? И еще наиболее главный и значимый вопрос: «Не ищет ли человек легкого пути в делах милосердия, гарантирующего ему материальную неприкосновенность?».  Нужно всегда предостерегать человека от превратного и отнюдь неполноценного представления о делах милосердия, как о романтической благотворительной ярмарке! Это труд, тяжелый требующий подчас частичного или полного самоотвержения!         
 
Наконец нужно помнить и о том, что работникам-волонтерам предстоит работать с людьми, судьба которых не проста, печальна и трагична. Все они со своими характерами, проблемами и душевными терзаниями. По каким-либо причинам «выкинутые» из социума, лишенные крова,  и главное внимания и неподдельного тепла и заботы. Непрестанно нужно помнить о той ответственности, которая ложится на ваши плечи. Вы – для них луч добра, любви, нравственности, появившийся там, где кажется, уже все поглотила тьма отчаяния. Оказывая необходимую помощь нужно не забывать о том, что теперь вы став не на простой путь не можете уже увильнуть или просто сойти с него. Ведь подобный поступок может привести к неприятным и пагубным последствиям… Следует всегда содержать у себя слова Христа, сказанные им в Евангелии  "никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лк.9:62). Блаженный Феофилакт Болгарский толкуя это место Священного Писания пишет: «Хорошо, имея расположение к добру, тотчас же и совершать оное, нимало не медля. Ибо никто, взявшийся за плуг духовный и снова оглядывающийся на мир, не способен к Царству Небесному». Слежением делам милосердия не может быть хобби или увлечением – это крест, а как говорится « с креста не сходят – с него снимают».
 
С осознанием необходимости серьезного отношения к новому начинаемому делу, придут и сразу же ясно оформятся несколько насущных и неизменных вопросов: «Что?, Где? Когда?»!
 «ЧТО да КАК?»
 
Итак, первый вопрос, которым должен озадачиться каждый из числа тех людей, которые желают участвовать в делах милосердия. «Что более всего для меня близко?» Вы вот скажете, а как же вообще любое горе и немощь людей разве не достойны сострадания и участия? Действительно и всенепременно достойны, но как говорится «каждый человек должен заниматься своим делом», любимым отмечу делом!  Ведь знаете, порой христианин быстро перегорает в делах милосердия и благотворительности именно потому, что занимается не тем, что ему близко! Он вроде бы и хочет творить добро, но творит его либо через силу, или, же пытаясь следовать каким-то сформировавшимся шаблонным нормам. А все, потому что занимается не тем, что ему близко! Ревность не по разуму получается!  Мне кажется, всякому человеку берущему на себя ношу оказывать милость другим, нужно помнить не только о христианских заповедях и этически-моральных нормах, но и о «заповеди врача» : НЕ НАВРЕДИ!!! Себе и тому, для кого хочешь сотворить благо!
Потому то и стоит человеку определиться, в каком направлении он сможет работать, будь то уход за больными старичками в хосписе, или же работа при женской консультации, или же работа с трудными подростками? Осознанный и взвешено сделанный выбор пути в данном контексте может служить, несомненно, положительным фактором-катализатором в дальнейшей деятельности. И  конечно может быть и наоборот. Не подумал, не взвесил и «надорвавшись» причинил вред и себе и окружающим.      
 
Еще и вот какой немаловажный момент хотелось бы рассмотреть в рамках вопроса: «Как сочетать, или же вообще не сочетать катехизаторскую составляющую с милосердной? Каким бы странным не показался ответ, но все же сформулировать его можно так: «о необходимости или напротив недопустимости сочетания дел милосердия с «учительством» можно рассуждать только лишь, при условии адекватной оценки окружающей вас социальной среды».           
 
Говоря проще начитается иной, православный вроде бы человек, святых отцов, наслушается учений бабушек-бабословов и страждущего и больного «пичкает» акафистами да молитвами к «нужным» и ему просто «жизненно-необходимым святым»… А тому бедолаге не этого совсем в данный момент хочется , не до этого ему! Боль бы перетерпеть или успокоить и поговорить бы с простым человеком, а вовсе не с «грузящими» православными девушками, женщинами и бабушками, взявшими на себя роль сестер-милосердия.            
 
Знаете ли, вспоминается два случая рассказанных мне моими знакомыми про таких именно «просветителей и исцелителей». Одной моей знакомой, случилось, как то оказаться в одной из палат скажем так более чем не простого и серьезного медицинского учреждения. Перенеся серьезную операцию после положенного дня в реанимации, ее только день как перевели в больничные покои. И вот среди многих родственников и друзей посещавших ее в этот день оказался один не безынтересный незнакомый ей человек. Заглянув и поприветствовав её он внимательно осмотрел палату. Увидев небольшую икону стоящую у нее не прикроватной тумбочке он произнес поистине шедевральные слова: «Вижу у вас все в порядке!» Ну что же тогда я пойду! Поправляйтесь», - вышел тотчас из палаты. И сразу же без перерыва позвольте следующий красочный и яркий реальный рассказ в тему.   В Петербурге некоторое время назад начал свое существование реабилитационный интернат-лицей для трудных юношей. Дети в него попадают разными способами среди которых закрепленное законодательством право судьи полученный срок наказания в исправительной колонии для несовершеннолетних, заменить на альтернативное пребывание в интернате подобных тому о котором пойдет речь. Так вот одна из работниц данного учреждения, бывшая также идеологом его создания, столкнулась неожиданно с следующей ситуацией. К ним поступил новенький, а «открытое» если можно так сказать общение ребят происходило практически всегда в мужской уборной или возле нее. Собрания и подобного рода сходки имели обычно тихий и мирный характер, потому особо никто не из преподавателей что называется «туда  свой нос не совал». А здесь так уж получилось что разговор был громким и наша «классная» дама проходя мимо услышала его обрывок:
 
- «А как у Вас здесь вообще», - вопрошал новенький мальчишка,
 
Ответ мальчишек был более чем неожиданным и шокирующим, - «да, нормально здесь! В общем хорошо! Главное запомни утром и вечером они нам молитвы свои читают, так вот когда будешь «присутствовать» почаще на колени «бухайся» И еще в течение всей недели спрашивай: «Когда в храм пойдем, когда же в храм пойдем?». Они от этого прям млеют. И гостинцы тебе будут давать. Вроде как награда за исправление». Нужно добавить, что впоследствии устав и распорядок интерната был пересмотрен.
 
К сожалению, с подобными историями приходится сталкиваться очень часто. Потому позвольте от себя совет или даже пожелание что ли, полученное опытным путем: «Думайте о то человек, к которому вы пришли, и о той помощи, которая ему непосредственно при вашем участии НЕОБХОДИМА! И не стремитесь по поводу и без повода в качестве «бонуса к оказанным услугам» проявлять свой незаурядный талант проповедника, тем более, если вы не уверенны, настроен ли на подобную беседу ваш слушатель!».
ГДЕ и КОМУ?
В наш компьютеризированный информационный век стоит ли говорить о том где можно найти информацию, касающуюся милосердия и благотворительности, скажите Вы? Конечно, стоит! Хотя бы, потому что многим блуждающим во «всемирной паутине» требуются элементарные, а что главное проверенные ориентиры.
 
Первым и возможно одним из главных маяков для нас на просторах интернета может служить сайт МИЛОСЕРДИЕ.RU. Сайт, учредителями которого были Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, а также Комиссия по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы объединяет неравнодушных людей, которые хотят помогать людям. Одна из важнейших задач сайта – публикация просьб о помощи и сбор средств для тех, кому срочно потребовались средства на дорогостоящее лечение или иные многозатратные нужды. На сайте есть разделы, через которые можно попросить и предложить помощь. Форум добровольцев объединяет тех, кто добровольно помогает одиноким старикам на дому и в больницах, многодетным семьям, восполняет недостаток общения сирот из детских домов и интернатов, спасает бездомных, замерзающих зимой на московских улицах. Сфера деятельности службы добровольцев «Милосердие» постоянно расширяется, поэтому ей всегда требуются новые добровольцы. В тематических разделах: дети без родителей; больные, старики и инвалиды; добровольцы; семья; армия; наркоманы и алкоголики; бездомные; заключенные – публикуются статьи, помогающие понять, как организовать работу с этими социальными группами, как им лучше помочь. В разделе «Летопись милосердия» публикуются новости о церковной социальной деятельности, об инициативах волонтерских организаций, благотворительных фондов помощи, новости законодательства. В рубрике «Вопрос – ответ» на сайте православный юрист Александр Морозов отвечает на вопросы читателей по различным отраслям права. Раздел «Общество друзей милосердия» рассказывает об одноименной программе, созданной для поддержки в условиях финансового кризиса церковных социальных проектов. Друзья милосердия - это те, кто может передать одну сотую своего месячного дохода на добрые дела. Возрождая опыт дореволюционных общин сестер милосердия, сочетавших молитву и деятельное служение больным и нуждающимся, сестры осуществляют уход за брошенными больными в московских больницах, за стариками в богадельне, помогают бездомным. Стать сестрой милосердия можно, получив среднее медицинское образование в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия или на курсах сестер милосердия.     Не нужно забывать и о том, что в каждой Епархии РПЦ действует отдел занимающийся делами милосердия и благотворительности, который и координирует действия входящих в его состав подразделений всевозможных направленностей. Также занимается мониторингом ситуации  в целом по Епархии, выявляя возможные новые направления работы в рамках основной деятельности отдела и расставляя приоритеты. Поэтому любой желающий может обратиться в данный отдел либо с просьбой о помощи, либо, проявляя инициативность, стремясь оказать помощь нуждающимся в ней людям.
 
Также при органах государственного управления существуют списки интересующих нас организаций, и узнать о них можно и посредством телефона и посредством интернета. Ну и конечно же стоит сказать о таком немаловажном сейчас средстве общения для многих людей, как социальные сети. Именно из них сейчас порой человек черпает нужную ему информацию, общаясь непосредственно со своими единомышленниками.
КОГДА и КАКИМ ОБРАЗОМ?
 
Еще один вопрос ответ, на который кажется однозначным и безальтернативным. Всегда! В каждую секунду! Конечно же, так! Только вот если речь пойдет не об оказании помощи людям в рамках, какой-то существующей организации, а о создании новой, то здесь нужно внимательно обдумать всю структуру, устав, все главные и второстепенные вещи. Посоветоваться со священником, возглавляющим соответственный отдел при вашей епархии, и если возникнет надобность, то не побояться и обратиться за советом к  своему Правящему Архиерею.
 
А вообще, конечно же, дела милосердия и благотворительности не требуют какого-то специального особого времени и места. Хотя требуют, конечно же, особого расположения души. И так как начал свою беседу со слов Ф.М.Достоевского то хотелось бы ими же заканчивая проиллюстрировать, то состояние, в котором всегда надобно пребывать человеку занимающемуся делами благотворительности и милосердия.    
 
Ведь что вообще значат пред Богом все дела наши людские! Они не более как "луковка", о которой говорит Алеше Грушенька, вспомните еще раз "Братьев Карамазовых": "Всего-то я луковку какую-нибудь во всю жизнь мою подала, всего только на мне и есть добродетели". То же самое говорит Алеше во сне и его праведный старец Зосима, удостоившийся чести быть на брачном пире Господнем. Старец подошел к Алеше и говорит ему: "Тоже, милый, тоже зван, зван и призван. Веселимся. Я луковку подал, вот и я здесь. И многие здесь только по луковке подали, по одной только маленькой луковке... Что наши дела?"              
 
Именно это состояние евангельского мытаря, вышедшего из храма, по слову Самого Господа, оправданным более всего необходимо для людей стремящихся к настоящему милосердию.  Только на этой незыблемой основе "нищеты духа" возможно достижение и цели христианской жизни – любви. Ее утверждает Евангелие как закон жизни: только в ней обещает оно благо, счастье человека и человечества.
 
 
Материал прислан автором порталу "Россия в красках" 21 февраля 2012 года
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com