Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел весенний номер № 50 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Креститель Руси

Сегодня, 28 июля 2017 года, когда отмечается День Крещения Руси и день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил Божественную Литургию, по окончании которой состоялся крестный ход к памятнику святого равноапостольного князя Владимира на Боровицкой площади.

По пути к этому памятнику вспоминала, как ровно пять лет тому назад, 28 июля 2012 года, Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию на Соборной площади перед Успенским собором Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. На установленном под сенью престоле находился ковчег с частицей честных мощей святого князя Владимира. А накануне, 27 июля, мне посчастливилось принять участие в молебне у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве.

Его Святейшество сказал тогда, что у этого величественного памятника с дивным видом на Днепр невольно представляешь себе все величие подвига, который совершил благоверный и равноапостольный князь Владимир. Из всего многообразия предложений он выбрал православную веру. Поскольку крещение князя не было только его личным делом, то его выбор стал судьбоносным цивилизационным выбором всего народа – совершилось историческое деяние – Крещение Руси, сохраняющей на протяжении веков верность этому выбору.

Но как же тяжело в наше непростое время, когда мы сталкиваемся с теми же искушениями, с которыми столкнулся равноапостольный князь Владимир, идти узким путем, сохраняя верность Богу, жертвуя иногда самыми крепкими узами – семейными, родственными… Как трудно быть православными в наши дни! Общаясь со многими верующими людьми, то и дело слышу о нестроениях в семьях, о том, что родные их не понимают, не хотят и слышать об исповеди и причастии, ругают «попов», не идут в храм, говоря о том, что вера у них в душе. Вслед за древними язычниками-киевлянами они могли бы повторить их слова, полные ропота: «Зачем князь Владимир сделал этот выбор и возложил на нас новые бремена, требуя того, чего не требовала старая вера?»

В этот день мы вспоминаем о том, что Христова благодать сделала крестителем Руси язычника, который вначале крестился сам. Нам, почитающим князя Владимира как равноапостольного и благоверного, трудно представить себе, что до своего крещения он был хитрым, корыстным, гневливым, склонным к похоти и хмельным возлияниям язычником. Конечно, он не мог бы менять жизни других, если б не поменялся сам, если бы после крещения позволил себе вернуться к себе прежнему. Князь Владимир – это святой, изучая житие которого, мы начинаем понимать, что учителем святости может быть и бывший грешник – при условии, что он смирился, познал Бога и поменялся сам!

Трудно не согласиться со словами Патриарха Кирилла о том, что сегодня для многих людей, как и для древних язычников, православная вера является бременем неудобоносимым, поскольку им кажется, что она связывает их личную свободу, требует невозможного, мешает жить по голосу плоти в свое удовольствие, то есть требует и от каждого человека, и от всего народа становиться лучше и лучше, духовно и нравственно укрепляться. Но зачем, если можно ничего не меняя, не обращаясь к Богу, сидеть в своем мирке, даже если этот мирок напоминает затхлое болото? Зачем ходить в храм, где кадят Богу, если можно накуриться до одурения, «кадя» бесам (есть же выражение «курить – бесу кадить»)? Зачем просить у святых помощи в исцелении, если можно отдать последние деньги врачам и лечь на операционный стол? Ведь если исцеление произойдет без помощи врачей – чудесным образом, то придется признать это дело Божиим, придется идти в храм, ставить свечи, каяться… А зачем каяться? Многим сладко жить в грехе – без духовного и душевного напряжения.

И вновь вспоминаются слова Патриарха Кирилла о том, что христианство, в отличие от языческого образа жизни, требует работы над собой, борьбы со своими страстями, постоянного воспитания духа и воли, восхождения горе. А идти вверх, как мы знаем, гораздо тяжелее, чем спускаться вниз. Но как заставить себя идти в гору, обливаясь кровавым потом, если так весело и легко катиться вниз? А нужно просто посмотреть на жизнь таких святых, как равноапостольный князь Владимир.

«Мы не можем даже представить себе, насколько трудным был этот шаг святого князя Владимира, – продолжаю цитировать речь Его Святейшества пятилетней давности. – Для многих отеческая языческая вера была близкой и понятной. Она потакала человеческим страстям, она раскрепощала человеческие инстинкты, она сопровождалась бурными застольями, как и кровавыми жертвоприношениями…»

Но победил великий благоверный и равноапостольный князь Владимир, решительно сделав шаг в другую сторону и определив цивилизационное развитие своего народа, включив его через Таинство Крещения в великую традицию духовной и нравственной жизни, увенчанную и украшенную подвигом сонма святых и новомучеников.

«И сегодня мы верим, что, несмотря на языческие соблазны мира сего, продолжая дело святого равноапостольного великого князя Владимира, мы будем идти вперед, будем стремиться горе, потому что человек, не устремляющийся к небу, обречен на то, чтобы пресмыкаться на земле. Я хотел бы от всего сердца пожелать всем нам, Украинской державе, народу Украины, всем народам исторической Святой Руси сохранять верность тому выбору, который совершил равноапостольный и благоверный великий князь Владимир… Помолимся ему о приобщении новых и новых поколений людей к тому духовному выбору, который он совершил дерзновенно и мужественно, еще будучи язычником, но прозревая величие и красоту христианского бытия. Аминь», – завершил свою «киевскую» речь Патриарх Кирилл.

Крестный ход в Киеве


28 июля 2012 года равноапостольный князь Владимир собрал в Киеве духовенство со всего мира! Запомнился мне впечатляющий Крестный ход, во время которого я стояла с фотоаппаратом посреди людской реки, а справа и слева от меня нескончаемым потоком шли священнослужители в золотых облачениях. Воздух был пропитан молитвой и благодатью. В душе была необыкновенная радость! Вот оно – Торжество Православия! На память остались фотографии потрясающего по красоте и масштабу крестного хода. В нем участвовали митрополиты Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат), Аксумский Петр (Александрийский Патриархат), Зугдидский и Цаишский Герасим (Грузинский Патриархат), Ловчанский Гавриил (Болгарский Патриархат), Констанцский и Аммохостский Василий (Кипрская Православная Церковь), Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь), архиепископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Иорданский Феофилакт (Иерусалимский Патриархат), Люблинский и Холмский Авель (Польская Православная Церковь), Толедский Александр (Православная Церковь в Америке), епископы Бачский Ириней (Сербский Патриархат) и Годонинский Иоаким (Православная Церковь Чешских земель и Словакии) и многие другие владыки.

Десятинный монастырь и Киево-Печерская лавра


На память от 27 июля 2012 года у меня чудом сохранилась обгоревшая на пожаре маленькая ламинированная иконка Пресвятой Богородицы «Десятинная». Вместе с волонтерами школы-экспедиции «Из Новгорода в Киев: путем рождения Руси», организованной Фондом Андрея Первозванного, я посетила тогда Десятинный монастырь в Киеве. По словам студента-историка из Смоленска Дмитрия Комарова, здесь он второй раз в жизни испытал необыкновенное чувство душевной гармонии, спокойствия, умиротворения. Дима тут же купил и надел на себя крестик, так как свой забыл дома. Находиться в древнем храме без крестика он не смог. А я купила иконку Богородицы с молитвой.

Отец Гавриил рассказал нам о том, что Десятинная церковь Пречистой Богородицы особо почитается киевлянами. На этом месте святой князь Владимир построил в Киеве первый каменный православный храм в Древней Руси, которую он крестил. В «Повести временных лет» говорится о том, что «Владимир, живя в законе христианском, решил построить церковь Пресвятой Богородицы. И позвал для этого мастеров из Греции, и начал ее возводить…» Вместе с Софийским собором, возведенным при сыне Владимира Ярославе Мудром, Десятинная церковь была одной из главных святынь Руси. Большинство летописей вспоминают, что храм был освящен в 996 году. Войдя тогда в храм, святой Владимир сказал: «Господи Боже! Посмотри с Небес, и увидь, и посети Свой виноградник! И сделай, чтобы посеянное Твоей рукой, то есть люди новые, сердце которых повернул Ты, смогли познать Тебя, Бога Истинного!». В тот же день князь выдал приказ: «Вот, даю церкви этой Пресвятой Богородицы от имущества моего и от городов моих десятину». Поэтому церковь и называется Десятинной.

Никогда не забуду и свои молитвы у иконы Божией Матери в Десятинном монастыре, и посещение Киево-Печерской лавры с ребятами-волонтерами. С ними мне удалось побывать в ближних пещерах, а вечером 28 июля мы с Татьяной Головановой перед самым закрытием пришли в дальние пещеры и боялись, что нас туда не пустят. Но мы успели потрудиться во славу Божию (подметали огромную лестницу), после чего для нас двоих открыли почти все мощи святых, так что мы смогли приложиться к ним не через стекло! Это было настоящее чудо!

Помню и дневную прогулку по городу с телевизионщиками, и ночную речную прогулку с ребятами и девчонками на небольшом суденышке с ласковым названием «Ласточка». Ночной Киев в разноцветных огнях, отраженных в реке, казался сказочным. Я влюбилась тогда в этот город-праздник.

Но с каждым годом все больше болит душа о нашей невоцерковленой молодежи, которая, глядя на языческие соблазны мира сего, до поры до времени не хочет продолжать дело святого равноапостольного князя Владимира. Она напоминает бабочек, летящих на свет. Молодые люди прожигают жизнь в круговерти легкой на вид и такой притягательной гламурной жизни в ночных клубах и ресторанах. Но когда вся эта мишура спадет, они придут в храмы каяться, чтобы потом встать и пойти вперед и вверх – вслед за князем Владимиром. Когда-то он вышел из купели крещения иным человеком, и его душу наполнила простота евангельских истин. Поздравляя друг друга с великим праздником Крещения Руси, поблагодарим князя Владимира за то, что он подарил нам истинную православную веру, а вместе с ней и надежду стать хоть немного лучше!

Ирина Ахундова
Фото автора и из архива Фонда Андрея Первозванного

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com