Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫНИ И СВЯТЫЕ ИМЕНА / С именем святителя Иоасафа связано преображение нашей жизни. Интервью с архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном (Поповым). Ирина Ахундова

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
С именем святителя Иоасафа связано преображение нашей жизни
Интервью с архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном (Поповым) накануне празднования 100-летия канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского
 
 
 
– Ваше Высокопреосвященство, в 2004 году исполнилось 250 лет со дня преставления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, в 2005 году – 300-лет со дня рождения великого чудотворца. И вот новый юбилей. Расскажите о нем, пожалуйста.

– 16-17 сентября 2011 года в Белгороде пройдут всероссийские торжества – празднование 100-летия со дня церковного прославления и второго обретения мощей святителя Иоасафа. 16 сентября в пределы Белгородской епархии мы ожидаем с визитом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который освятит храм-часовню, возведенную рядом с пещеркой св. Иоасафа, в которой более полутора веков находились его святые мощи.

– Владыка, если позволите, расскажу о своем опыте, связанном с получением помощи от святителя Иосафа. Впервые в жизни я побывала в Преображенском соборе Белгорода, где приложилась к мощам святителя 8 марта 2003 года. Одной из первых я в тот день  удостоилась чести получить в дар от Вас освященную на Афоне бумажную иконку Серафима Саровского. Тогда я только что защитила диссертацию по Достоевскому и не имела постоянной работы. И вот после молитвы у мощей мне предложили работу в одной крупной газете, затем фонд Андрея Первозванного в Москве аккредитовал меня на первый Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», который с тех пор ежегодно проходит на греческом острове Родос. В качестве журналиста я принимала участие в программе принесения мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары в пределы РПЦ, в организации и освещении выставки «От милосердия к святости» и других мероприятий, посвященных памяти Великой Матушки. Но все это началось у раки с мощами святителя Иоасафа. Для меня это было настоящим чудом святителя Иоасафа, круто изменившим жизнь, повернувшим лицом к Церкви еще и в профессиональной деятельности. А Вы были свидетелем чудес святителя Иоасафа?


– Из личного опыта мне вспоминается, как однажды мы пришли к мощам великого чудотворца с официальной делегацией. Был вечер. Мы приложились к мощам. В этот момент на коляске привезли ветерана афганской войны. В результате ранения у него были парализованы ноги, и он не мог самостоятельно передвигаться. И когда его поднесли к мощам, он приложился, и вдруг… (а мы уже уходили из храма) все услышали такой крик. Это кричал тот человек. Он кричал, что почувствовал свои ноги сразу после того, как приложился к мощам. Потом он соскочил с коляски и начал бегать по храму. Это было на наших глазах! Свидетелями стали все участники делегации, высокопоставленные лица России, и для нас – очевидцев – это было потрясением! Можно только представить, каково было потрясение для самого человека! Рассказывают, что когда в 1911 году при канонизации святителя шла процессия, то многие, особенно страдающие болезнью ног и рук, исцелялись, и даже стоял хруст, когда мощи несли. Об этом сохранилось очень много свидетельств. За неделю до начала торжеств в Белгороде журнал «Русский паломник» писал о том, что более 156 лет прибегают верующие к мощам святителя, и лишь один Бог знает, сколько за это время случилось чудесных исцелений – прозрело слепых, заговорило немых от рождения, поднялось с одра расслабленных. На тот момент было записано до 400 чудесных исцелений, а сколько их было после того? От мощей святителя Иоасафа в дни торжеств особенно обильно изливалась благодать чудесных исцелений. В наше время тоже есть свидетельства чудес, которые происходили буквально на глазах у людей. Все это и привлекает в Белгород паломников из самых разных мест.

– А на торжества ожидается большой наплыв паломников?

– Мы надеемся на то, что, как и век назад, география России будет представлена очень широко. В канун праздника 100-летия канонизации св. Иоасафа сюда прибудут пять крестных ходов из таких населенных пунктов, как Ровеньки, Алексеевка, Старый Оскол, Ивня и Грайворон.

 
– В 1911 году торжества в Белгороде длились целую неделю – со 2 по 9 сентября по старому стилю.

– За несколько дней до прославления святителя и открытия его мощей, которое состоялось 4 сентября, в Белгород прибыли крестные ходы с харьковского, курского, корочанского и грайворонского направлений. Кроме того, сюда прибыли почитатели святителя Иоасафа из Архангельского края, Бессарабии, с Волги и Причерноморья, из далекой Сибири, Камчатки и даже из Старого Афона. Разумеется, были здесь и потомки святителя Иоасафа – представители рода Горленко. В Белгород, который был тогда тихим уездным городом Курской губернии с населением в 40 тысяч человек, прибыло более 200 тысяч паломников. Полтора века несколько поколений многочисленных почитателей святителя Иоасафа ожидало его прославления, и когда оно совершилось, благолепно и трогательно, это стало для всех богодухновенным событием. Начиная с 28 августа 1911 года и в дни торжеств ежедневно к мощам святителя прикладывались по 16-20 тысяч паломников. Пещерка, где хранились мощи святителя Иоасафа, вмещала не более 40-50 человек. Представьте только – чтобы припасть к мощам св. угодника Божия, нужно было сутки простоять в очереди без пищи и отдыха! Да и в очередь допускали сначала паломников дальних и ближних крестных ходов, а затем уж частные лица. Но ропота не было. Это был настоящий подвиг веры и благочестия во имя святителя-подвижника Иоасафа.

– Где же смогли разместиться 200 тысяч паломников?

– Около 100 тысяч человек расположились в «стане» богомольцев – своеобразном городе паломников, в котором на возвышении раскинулось 2000 палаток, 6 деревянных бараков, столовые, чайные. Было проведено много водопроводных кранов, устроено 5 амбулаторных пунктов. Часть паломников спала прямо на открытом воздухе. Не смотря на огромное стечение народа, торжества прошли образцово благодаря усердию и трудам, духовенства, дворянства и земства.
 

Днем 3 сентября лагерь богомольцев посетила Великая княгиня Елизавета Феодоровна. 4 сентября накануне дня ее тезоименитства всенощное бдение было совершено торжественным архиерейским служением, а 5 сентября в надпещерной монастырской церкви была совершена литургия, за которой Ее Императорское Высочество приобщилась Святых Таин. С 1 по 10 сентября паломникам было бесплатно роздано до миллиона листков и книжек о святителе Иоасафе, а в церквах Белгорода ежедневно с ними проводились беседы о нем.

– Епископ Иоасаф почил в Бозе 10 декабря 1754 года. Известно, что жители Белгорода обращались с ходатайством об открытии его нетленных мощей и причислении к лику святых еще в 1815 году, а прославили его лишь спустя 96 лет.


– Действительно, этот процесс длился почти век. На основании многих представлений Святейший Синод подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Она состоялась благодаря усилиям Императора Николая II, который полностью согласился с предложением Синода. Синод постановил совершить 4 сентября 1911 года торжественное открытие мощей святителя Иоасафа и объявил о признании епископа Белгородского Иоасафа в лике святых, а его нетленное тело святыми мощами. Было предложено память епископа Иоасафа праздновать два раза в год: в день его смерти 10 (23 по новому стилю) декабря и в день открытия мощей 4 (17) сентября.

 
 
– 100-летие прославления великого подвижника благочестия является значимой для всей России, но для вашей епархии, полагаю, она имеет особое значение?

– Конечно, ведь фактически мы обязаны возрождению епархии тому, что в 1991 году чудесным образом состоялось второе обретение мощей святителя Иоасафа. И когда по благословению святейшего Патриарха Алексия II мощи прибыли в Белгород, дальнейшие события привели к образованию епархии в 1995 году путем выделения ее из Курской и Белгородской епархии. А до этого (в 1993 году) было учреждено викариатство. Я был первым викарием Белгородским и в дальнейшем с 1995 года стал управляющим Белгородской епархией. Для белгородцев это событие связано с преображением нашей жизни.

Удивительно, что святитель Иоасаф в 1748 г. прибыл в Белгород на праздник Преображения, и когда произошло второе обретение мощей, то мощи его были перенесены в Спасо-Преображенский собор, а затем в Белгород в Преображенский собор, где и находятся в настоящее время. И вот это преображение, которое происходило в жизни святителя, постоянно происходит и с нами. Об этом преображение свидетельствует подъем, который мы видим в нашей епархии, когда все от мала до велика стараются принять участие в настоящих торжествах. Уже с 4 сентября из самых дальних приходов нашей епархии – и с востока, и с запада, и севера, и с юга – со всех ее концов начались крестные ходы, которые прибудут в Белгород к 16 сентября. Мы ожидаем, что в них примет участие огромное количество людей. И в этот день Святейший Патриарх Кирилл освятит храм-часовню святителя Иоасафа.
 
 
 
Часовня построена на месте, где когда-то стоял разрушенный Свято-Троицкий кафедральный собор. И собор, и пещерка святителя, в которой 156 лет находились его нетленные мощи (с 1754 года до момента канонизации – до 1911 года), были разрушены, но усилиями и трудами археологов были обнаружены фундаменты пещерки, которая сейчас накрыта специальным стеклянным куполом. Теперь можно побывать в пещерке, помолиться возле её древних стен. Уже сегодня она стала местом паломничества для православных людей.
 
 
 
Являясь небесным покровителем белгородцев, епископом Белгородским и Обоянским, святитель Иоасаф направляет нас своим подвигом прилагать усилия для того, чтобы преображать нашу жизнь. И мы стараемся делать все, чтобы возродить духовную жизнь на территории нашей епархии. Мы восстановили практически все разрушенные на территории епархии храмы. Если же храм невозможно было реконструировать, то рядом строили другой храм, чтобы возродить приходскую жизнь.

– Владыка, к сожалению, не все верующие могут приехать в Белгород к великой святыне. Не планируете ли Вы принесение высоко чтимых в православном мире честных мощей святителя Иоасафа в другие епархии?

– Периодически с ковчегом мы приезжаем в другие епархии. Вот сейчас по благословению Патриарха Кирилла после торжеств 17 сентября, начиная с 23 сентября мы посетим Украину – Прилуки, место, где родился святитель Иоасаф, затем в Нежин, другие памятные места, связанные с именем святителя. В 1911 году предпразднество Белгородских торжеств началось на родине святителя Иоасафа – в Полтавской епархии, и первой святыней, с которой направились в Белгород паломники, был образ святителя Афанасия Лубенского, патриарха Константинопольского, нетленно почивавшего в Лубенском Мгарском монастыре.

– Ныне святые мощи Афанасия Сидящего покоятся в Благовещенском кафедральном соборе Харькова. Говорят, что все, кто приходит с верой к сидящему в кресле святителю, получают от него помощь.

– Особо почитавший его святитель Иоасаф первый возбудил ходатайство пред высшей церковной властью о прославлении свт. Афанасия, который дважды являлся ему при жизни, о чем можно прочитать в книге «Белгородский чудотворец. Жизнь и прославление».

– 30 августа 2011 года в Преображенском соборе мне сказали, что мощи святителя Иоасафа находятся в другом храме, где я побывала на следующий день, в канун Вашего дня рождения.

– 19 августа 2011 года, в день престольного праздника Преображения Господня сотни верующих приняли участие в традиционном крестном ходе с мощами святителя Иоасафа, которые из Преображенского кафедрального собора были перенесены в Николо-Иоасафовский собор, где святыня будет пребывать до 16 сентября. Отсюда святые мощи будут перенесены в восстановленную пещерку. Сюда прибудут пять крестных ходов.

– Да, это впечатляет. А кто принимал участие в торжествах 1911 года? Были ли члены Императорской семьи?

– На торжества в Белгород прибыли представители власти из Москвы, Белгорода, Курска, Харькова, Полтавы, Риги, Орла, Рыльска, Сухуми, Гродно. Над городом и окрестностями разливался звон колоколов всех белгородских церквей и монастырей. Многотысячные массы людей приветствовали крестный ход вокруг Свято-Троицкого монастыря, который продолжался почти час. Около 400 человек духовенства обносили гроб вокруг храма. День прославления мощей святителя Иоасафа белгородские власти и духовенство планировали провести особенно торжественно – с участием императора Николая II и членов царствующей фамилии. Однако приезд царя в Белгород не мог состояться по не зависящим от него причинам.
 

 
На празднование приехали представители царской фамилии – Их Императорские Высочества Великий князь Константин Константинович Романов и Великая княгиня Елисавета Феодоровна. 2 и 3 сентября 1911 года Царственные паломники приходили в храм к началу литургии в сопровождении сестер московской Марфо-Мариинской обители. Их Императорские Высочества молились у мощей святого угодника Божия в пещерке святителя Иоасафа, где были совершены последние заупокойные моления церкви о святителе, в которых участвовали 10 архипастырей и духовенство в золотом облачении. После торжественной панихиды честные мощи святителя Иоасафа переложили в новый благоукрашенный кипарисовый гроб. Многие чувствовали тихое веяние благодати Божией вокруг места упокоения праведника. Как в Евангельские времена, Господь творил чудеса, исцеляя болезни. В эти дни Великая княгиня Елисавета Феодоровна успела помолиться и перед другими белгородскими святынями, побывав во многих храмах. Замечу, что именно благодаря заботам Николая II и Елисаветы Феодоровны состоялся процесс канонизации святителя.
 
 
Рака с мощами святителя Иоасафа (Белгородского) 
 
Самые красивые лампады для украшения сени и раки с мощами святителя от всей Царской семьи были подарены Императрицей Александрой Федоровной и ее старшей сестрой Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. Когда гроб со святыми мощами был поставлен в раку, возле нее уже горели и эти лампады, украшенные рубинами, изумрудами и жемчугами, и десятки других лампад (всего было пожертвовано 105 лампад), и множество свечей. Было возглашено многолетие Их Императорским Величествам, Императорским Высочествам и Всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, всем служившим архипастырям и всем православным христианам. Затем у раки святителя Иоасафа началось служение молебнов и поклонение его святым мощам. Апофеозом торжеств стал военный парад, которым командовал Великий князь Константин Константинович. Император Николай II с семьей посетил Белгород лишь в декабре 1911 года, возвращаясь из Ливадии в Петербург. Все члены царской семьи приложились к мощам святителя Иоасафа и коленопреклоненно молились во время молебна. По словам епископа Рыльского Никодима, этим высочайшим посещением их величеств и поклонением святым мощам святителя Иоасафа как бы завершились великие дни белгородских торжеств.

– А нынешние представители власти ожидаются на праздновании круглой даты?


– Святитель Иоасаф родился на Украине, служил в России, был настоятелем Мгарского монастыря, наместником Троице-Сергиевой Лавры, где при нем была выстроена самая большая колокольня, любил посещать Харьков. Служение святителя Иоасафа, конечно же, должно быть объединяющим началом, и мы надеемся на посещение торжеств представителями власти России и Украины.

– Вы помните такие программы, как принесение мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары из Иерусалима в пределы РПЦ, передвижная фотовыставка «От милосердия к святости», посвященная Великой Матушке?


– Конечно. 12 и 13 декабря 2004 года Преображенский кафедральный собор был открыт днём и ночью: более 50-ти тысяч белгородцев смогли поклониться святым преподобномученицам, мощи которых впервые были принесены в Россию со Святой Земли стараниями Фонда святого апостола Андрея Первозванного. 13 декабря, в день памяти первого ученика Христа, в Белгород доставили второй ковчежец с честными мощами. Его провезли по всем белгородским храмам, включая больничные. Жители Белгорода приходили семьями, из многих сельских приходов приезжали на автобусах целые паломнические группы. К мощам Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары смогли приложиться престарелые, больные, немощные люди. Более суток мощи двух святых находились в нескольких метрах от раки с мощами святителя Иоасафа, что было очень символично. Так по воле Божьей в год 250-летия со дня кончины святителя Иоасафа на Белгородской земле с ним вновь встретилась глубоко почитавшая его Елисавета Феодоровна, и для нас, конечно, это было значимым событием. Как и многие россияне, белгородцы почитают святую преподобномученицу своей ходатаицей, усердной молитвенницей и предстательницей за них пред Богом. И все же в Белгороде особо почитают память Великой княгини. Здесь созданы Марфо-Мариинский женский монастырь и сестричество, действующее в соответствии с тем уставом, который был в московской обители милосердия у Великой княгини. Имя Елисаветы Феодоровны – основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве – тесно связывает Белгород и столицу России. Летом 2007 года на базе медицинского колледжа Белгородского госуниверситета прошел первый в России слет сестер милосердия, в котором приняли участие более ста человек из Белгородской и Московской Марфо-Мариинских обителей, московских Свято-Димитриевского и Свято-Пантелеймоновского училищ, Белгородского и Свердловского медицинских колледжей и так далее.

– Мне посчастливилось общаться с игуменьей Марфо-Мариинского монастыря матушкой Иоасафой, видеть в Преображенском кафедральном соборе икону Елисаветы Феодоровны и фреску с ее изображением. Известно, что она очень почитала святителя Иоасафа, как и другие представители царствующего дома Романовых.

– При жизни Великая княгиня дважды приезжала в Белгород – весной 1908 года и осенью 1911 года – специально для того, чтобы поклониться мощам святителя Иоасафа и участвовать в прославлении угодника Божьего. В марте 1908 года она молилась в пещерке Свято-Троицкого собора перед гробницей епископа Иоасафа, тогда еще не прославленного в лике святых. В книге Любови Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна» приведены ее слова из письма брату Эрнесту о том, что ее остановка на несколько часов в Белгороде у мощей святого Иоасафа была наслаждением. Она была там в церкви и в женском монастыре, откуда выслала брату прекрасную копию иконы Пресвятой Девы и Христа и четки, окрашенные ароматным веществом. Елисавета Феодоровна советует Эрнесту произносить на каждой бусине молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного», с которой хорошо и засыпать, и жить. Вторая встреча святителя Иоасафа и Великой княгини Елисаветы Феодоровны, как я уже сказал, состоялась в знаменательном для Святого Белогорья 1911 году. Мы помним, сколь большое участие она приняла в торжествах по случаю прославления святителя Иоасафа.

– Принесение мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны можно назвать третьим посещением ею Белгородчины, а посвященную ей уникальную фотовыставку Фонда Андрея Первозванного «От милосердия к святости» – ее четвертым духовным посещением.


– Символично и то, что торжественное открытие выставки, посвященной также 100-летию Марфо-Мариинской обители в Москве, состоялось в фойе Духовной семинарии в рамках ежегодной Международной научно-практической конференции «Иоасафовские чтения», и то, что на сей раз IV чтения проходили в канун 100-летия со дня первого посещения Елисаветой Феодоровной Белгорода. Среди экспонатов выставки были не только редкие исторические фотографии представителей семьи Романовых, но и фотографии, сделанные в Белгороде в декабре 2004 года во время принесения иерусалимской святыни делегацией Фонда Андрея Первозванного, посетившей в 2007 году и Прохоровский православный детский дом-школу во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, и Марфо-Мариинский женский монастырь, и несколько храмов Белгорода.

– Весной 2008 года эта выставка была открыта в рамках праздника «Белый цветок» в Ливадийском дворце. В последние годы этот праздник милосердия и благотворительности возрожден не только на Украине, но и во многих регионах России, среди которых и Белгородчина. А 25 сентября 2011 года этот праздник впервые будет возрожден в Москве – на территории Марфо-Мариинской обители милосердия. (об истории праздника см. на сайте «Россия в красках», а также на сайте «Милосердие.ру»: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=15&id=3890)

– День «Белого цветка» имеет столетнюю историю. В 1911 году в Петербурге был проведен первый день «Белого цветка», когда средства, собранные с продажи букетов ромашек были отправлены на борьбу с туберкулезом. «Белый цветок» быстро стал популярен и распространился по всей России. На Белгородчине традиция, прерванная после революции, возрождена в 2000 году. Теперь ежегодно в ходе месячника борьбы с туберкулезом здесь проходит праздник «Белая ромашка». Например, учащиеся Борисовской СОШ № 2 и других школ Борисовского района своими руками изготавливают белые – цветы эмблему праздника и продают их за пожертвования.

– Владыка, а как проводится в Белгороде всероссийская программа «Святость материнства»?

– Первое, о чем хочется сказать, – это сокращение количества абортов. Второе – это повышение качества работы в институте родовспоможения, во всех перинатальных центрах. С профессиональной точки зрения строже стали подходить к этой проблеме и чувствовать моральную ответственность. И это большое достижение. Но самое главное – общество начало меняться – оно уже воспринимает аборт как преступление, и это тенденция, которая сложилась в результате долгой и плодотворной работы. В начале 90-х годов, на фоне постоянных убийств, никто даже не замечал, что аборт – это тоже убийство. Мы долго искали, как нам защитить идею материнства, возвысить роль женщины в современном обществе потребления. И на праздник Жен-Мироносиц и даже на 8 марта мы практически в каждом приходе дарим мамам с детьми цветы и иконки. Студенты наших белгородских вузов, волонтеры с удовольствием это делают, говоря мамам перед ребенком: «Спасибо Вам!». И ребенок запоминает эти слова и через этот опыт воспринимает то, как надо относиться к мамам.

– Прочитала в Интернете, что в Белгороде парад колясок состоялся в День семьи, любви и верности, в отличие от других городов, где подобные праздники прошли в День защиты детей.

– Парады колясок проходят во всех районных центрах не только в День семьи. Буквально недавно (28 августа) был День поселка Чернянка, где состоялось красивое шествие, когда все семьи, которым вручались подарки, вышли с колясками на стадион. И было очень приятно, что в центре внимания оказались молодые семьи. Вот это социальное признание и оказывает колоссальное влияние на поддержание семейной жизни.

– Как представляется, в рамках программы «Святость материнства» наибольшее значение имеет с одной стороны, не борьба с абортами, а их предотвращение, то есть миссионерская и просветительская работа с подрастающим поколением – школьниками и студентами, а с другой – воцерковление врачей, которые должны осознать, что аборт – это грех убийства нерожденного ребенка.

– Активную работу проводит белгородское отделение Всероссийского общества православных врачей. Это действенный рычаг, когда уже в поликлинике, приходя на консультацию, женщина получает направление не на лечение, а направление в жизни, когда ей говорят о красоте материнства, о том, что необходимо правильно воспитывать детей уже в утробе матери. Мы взаимодействуем и с Управлением по делам молодежи, и со студенческими советами, с различные объединениями молодежи, создаем православные оздоровительные, трудовые и спортивные лагеря. Работа проводится постоянно, но ненавязчиво, не в форме нравоучений, а скорее разрабатываем парадигму равнонаправленных системных действий. А выпячивать ту или иную программу, – это неправильно, это чисто бюрократический подход, это не жизнеспособно. Мы должны жизнь защищать, любить жизнь во всем ее многообразии, со всеми ее нюансами. Если мы говорим о базовых ценностях православной веры, то естественно мы говорим о защите жизни. Никто не знает, что человека тронуло, какой момент оказался для него решающим в определении того, как поступить. Вот если бы существовало раздельное обучение девочек и мальчиков, можно было бы сделать реально работающие программы, и, чтобы говорить о теме аборта, нужно отдельно девочек собирать, отдельно – мальчиков. И даже в такой форме непросто донести всю важность вопроса.

– Расскажите, пожалуйста, о ваших православных лагерях.

– На протяжении всего времени существования епархии, даже еще раньше – с 1993 года, когда я был викарным епископом, – мы начали открывать православные лагеря. Первым был лагерь «Пчелка», затем «Радуга», теперь православный детский лагерь «Рождественский» - это лагеря, которые постоянно действуют. За счет епархии отдыхают в них в основном дети из малообеспеченных семей. В «Рождественском» были невоцерковленные дети из социально-реабилитационных центров, оказавшиеся в трудном положении из-за неблаговидного поведения родителей. Некрещеные дети по желанию могут креститься в лагере. Часто они ничего не знают о Православии, им трудно открыться миру. Поэтому в этот лагерь мы обязательно привозим детей из воскресных школ (где-то 50 на 50). И когда они видят своих сверстников, видят пример воцерковленных детей, то происходит взаимное проникновение, и ребята быстрее, интенсивнее постигают простые истины (педагогу потребовалось бы гораздо больше времени, чтобы донести их). Иногда дети сами становятся проповедниками. И, как показывает опыт, дифференцированный возрастной подход также благоприятно влияет на среду в лагере. Кроме того, у нас есть такие хорошие формы работы как слеты воскресных школ, слеты православных семей, трудовые и военно-спортивные лагеря. В этом году около трех с половиной тысяч детей мы оздоровили за три летних месяца.

– В эти лагеря могут попасть дети из других регионов России?


– У нас есть лагеря только для белгородских детей, а есть открытые лагеря, куда приезжают ребята из других регионов.

– Сотрудничаете ли Вы с кинофестивалем «Семья России»?


– В мае этого года на очередном фестивале были представители нашей епархии. Это очень полезный фестиваль, и дай Бог, чтобы он дальше проходил по всем регионам.

– Дети вырастают, хотят уйти от родителей. Плохо, если они по нашей вине не успели воцерковиться. Что делать, если ребенок резко решил уехать, искать себя, посмотреть мир, как правильно себя вести?


– Вы знаете, юношеский максимализм, который был всегда, сейчас особенно обострен, потому что пропаганда успеха любой ценой затмевает порой родственные чувствования, и здесь нужно постараться родителям быть не просто наставниками, а стать друзьями и давать советы не в форме наставлений, а в практическом плане – как выходить из той или иной ситуации. Ну, и, конечно же, родителям стоит усилить личную молитву. Это очень важно. Существуют молитвенные правила за детей, за их путь. Можно обращаться к Пресвятой Богородице, читать, например, Акафист «Семистрельной иконе Божией Матери», нужно молиться святому мученику Иоанну Воину, чтобы он оградил и защитил чадо. Есть акафист ему, но есть и особая служба этому святому «Ограждение от всякого зла». Можно читать молебен «О призвании помощи Святаго Духа» перед началом всякого благого дела. Это надо обязательно делать и желательно, чтобы ребенок при этом присутствовал.

– Спасибо, владыка. Желаю Вам помощи Божией и в Вашем служении, и в проведении белгородских торжеств.

Беседовала Ирина Ахундова
25 сентября 2011 г.
Фото предоставлены Белгородской и Старооскольской епархией


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com