Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Молчание 

Заканчивается Великий пост  и все яснее приходит понимание и осознание тех даров, которые он дает православному христианину. Конечно как и в другое любое установленное Церковью  время воздержания (будь то  длинные, либо же короткодневные посты) мы призваны избавиться от страстей и подготовиться к радостной встрече с Христом.  И мы в меру своих сил, с помощью Божией стараемся в этом делании преуспеть. Но, ещё начиная с первой недели поста и заканчивая службой Великой Субботы, мы, слушая песнопения и чтения звучащие в Церкви учимся молчать.
 
Современный человек сам себе поставил быть мерилом всех вещей. "Я знаю что говорю! Я так сказал! Лучше меня послушай!", - такими и похожими фразами мы привыкли доказывать свою исключительную правоту. Мы, утерявшие связующую нить истории, свергнувшие "старые и ветхие" идеалы, стремящиеся все и вся поставить себе на службу, не привыкли молчать! Неуемное "эго" требует неуемного внимания к себе, которое невозможно достичь молчанием.  И вот потому мы на каждом шагу высказать свое мнение по всем вопросам, сказать "правду" обо всем что знаем, известить всех о своих успехах и чужих поражениях! Мы не привыкли беречь и с трепетом взращивать в голове и сердце мысли и слова, напротив ещё совсем только появившиеся ранние "всходы" мы стремимся вырвать с корнем и всем продемонстрировать. Много слов, много звуков, много лишних движений у современного человека, но из этой всей "массы многого" полезного на самом деле очень  ничтожная часть. Много шума из ничего!
 
Шум. К нему мы привыкли. Шум улиц, шум людской суеты, шум музыки в наушниках, шум телевизора дома... Мы отвыкли от тишины! Отучились ценить молчание и покой! Оставьте современного человека одного в поле в дали от цивилизации, без какого-бы то ни было гаджета порождающего звук. Cиленсофобия (или иремофобия) - боязнь тишины, диагноз который сейчас можно поставить буквально каждому городскому жителю. Но, почему мы её боимся? Смею предположить, что оттого, что в ней нет нас, точнее в ней мы "звучим" не так как привыкли, а по-настоящему.  Именно в абсолютной тишине слышен скрип нашей души, просевшей как старая телега под грузом страстей и грехов. В тишине слышится тихий, но неимоверно звонкий обличающий нас голос нашей совести! В беззвучии мы понимаем, что все наши громкие, правдивые и искренние слова, порой не что иное как всего лишь глупое сотрясание воздуха.
 
Наш мир порой напоминает мне улей, полный жужжащими трутнями, среди которых еле различимо трудятся в сосредоточенном молчании смиренные пчелы. И если трутни почем зря жалят друг друга и жужжат не переставая, то единичные пчелки рядом с ними, не обращая внимания на их громкое "ЖЖЖЖ", трудятся целыми днями в молчании, только лишь своим примером показывая иной, другой способ существования. Вспоминается начало поста, первая неделя, первые длинные службы в храме. На фоне жужжащего вокруг мира, тихая молитва в храме. Редкие песнопения, и практически вся служба среди тишины и чтения. Именно тогда, на службе, приходит понимание абсурдности шума. "Бог не в ветре бурне", - как у Илии, а напротив, - "глас хлада тонка и тамо Господь" (3 Цар 19:11-12).
 
-"Молчи, слушай и молись в этой благодатной тишине, человек!", - предлагает нам Церковь.
 
-"Молчать? Как это? О чем молчать? Вообще?", - наш кичливый разум готов к восстанию. "
 
-"Молчи, чтобы услышать голос Бога! Молчи, чтобы услышать свою душу! Молчи, потому что все твои слова - это всего лишь бессмысленное жужжание! Молчи чтобы понять ценность и красоту каждого слова и через это приблизиться к единственно важному Слову, через которое было началом всего!" - обращается к нам Церковь, через каноны, чтения и пения Великой Четыредесятницы.
 
И вот оно страшное МОЛЧАНИЕ!!! Почему страшное? Потому что непривычное, потому что наедине с Богом и, к тому же слыша нестерпимый вой  и гомон страстей терзающих душу! Кричать? Вопить? Не зачем, да и бессмысленно! Потому что кричать не на другого, а на свою лень, гордость и безответственность! И вопить только лишь о исключительно СВОЕЙ безответственности, безалаберности и попустительстве. Молчание и тихая молитва - спасение из всего этого непонятно когда и как поселившегося внутри нас "кричащего ада". И вот постепенно приходит радость молчания, радость тишины, радость Великой субботы...
 
"Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет", - слышим мы во время Литургии Великой Субботы. И вот молчим мы уже, не из-за какого-то рабского страха, не потому что "надо", а молчим потому что понимаем всю драгоценность происходящего! "Драгоценность тишины", - категория далекая от современного человека и в тоже время так жизненно необходимая ему. В тишине храма происходит чудесное Благовещение, в тишине Вифлеемской ночи рождается Спаситель, в тишине пустыни искушает дьявол Христа, в тишине Гефсимании молиться "до пота кровава" Тот, который "искупил ны от клятвы законныя", в тишине спешат мироносицы ко гробу своего Учителя... Сама радость Пасхи Христовой - торжество Смиренного, Тихого и Молчащего над кричащим, орущим и рычащим адом.
 
В тишине был сотворен наш мир. Молчание - высшая форма молитвы и предстояния перед Богом. Когда Он рядом, тогда уже не нужны никакие слова, громкие фразы, яркие лозунги. Великий пост помимо всего прочего возвращает нам и утерянную добродетель молчания. Молчания не в смысле потворства греху или же безразличности, а молчания, как воздержанности от пустословия и праздности так нам свойственным.
 
Материал прислан порталу "Россия в красках" 27 марта 2015 года
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com