Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ / ПРАВОСЛАВИЕ И ИСКУШЕНИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ / 21 марта 2014 г. «Пути Господни неисповедимы». Беседа с архимандритом Исидором (Минаевым), настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала на телеканале «Союз»

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 48 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность


«Пути Господни неисповедимы».
Беседа с архимандритом Исидором (Минаевым),
настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала на телеканале «Союз»

 
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Исидор (Минаев), настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 21 марта 2014 г.
 
Добрый вечер, дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий Михаил Кудрявцев.
 
Сегодня у нас в гостях настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала архимандрит Исидор (Минаев).
 
Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.
 
- Добрый вечер. Господь всех вас благословит.
 
- Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема «Пути Господни неисповедимы».
 
Батюшка, у Вас очень разнообразный путь: Вы были и на Валааме, и на Коневце, и в Иерусалиме, теперь Вы стали настоятелем храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. Расскажите, как у Вас все устраивалось?
 
- Господь так ведет. Были у меня различные мечтания, но воспитанный на Валааме, я старался ими не руководствоваться. Всегда было приглашение или благословение церковного начальства потрудиться в том или ином месте. И я нес это послушание.
 
- Вы родились в Орле, каким образом Господь привел Вас на Валаам?
 
- На Валаам шел долго. Орловская земля житница не только великих русских писателей и поэтов, но и духоносных отцов: здесь родились и оптинские старцы, и архимандрит Иоанн Крестьянкин, и протоиерей Василий Ермаков, и схиархимандрит Илий, духовник Патриарха. В детстве помню старенького митрополита, который, как я узнал, когда подрос, был одним из трех дореволюционных иерархов – митрополит Палладий Орловский. Помню его замечательные проповеди и богослужения.
 
В 15 лет я не мог усидеть в Орле, меня давно манил театр, и с благословения родителей я уехал в Москву, поступив сначала в Театральный техникум, затем Театральное училище имени Щукиной, потом играл в спектаклях, преподавал в Театральном институте, пошел служить в армию.
 
Желание зайти в Церковь было с детства, я не был постоянным прихожанином, но причащался и в студенческие годы. В послеперестрочное время появились духовные книги: и Священное Писание, и святоотеческие труды. Стало развиваться паломничество, и я съездил и в Оптину  Пустынь, в Шамордино, другие обители. Увидел, что монастырская жизнь иная, чем приходская, и появилось желание пожить в монастыре. В отпуск я поехал на Валаам, провел там лето, и оказалось, что там есть послушания и  для меня. Так и остался там, принял постриг, хиротонию, сначала иеродиаконскую, через год иеромонашескую, исполнял различные послушания на Валааме в течение десяти лет, был и на подворьях в Приозерске, Сортавале, Санкт-Петербурге, которое я возглавлял.
 
На Валааме пришлось нести послушание своеобразного приходского пастыря, поскольку там есть местное население, приходилось их крестить, венчать, открывать Воскресную школу, общаться со стариками, больными, военными, поскольку там была воинская часть, все эти послушания я исполнял с радостью.
 
Потом Владыка Владимир пригласил меня настоятелем Коневского монастыря, поскольку у меня был опыт жизни в островном монастыре, поскольку это специфика. Например, надо заботиться о прибывающих паломниках, где они будут жить, что будут есть, как уедут обратно, исправлен ли корабль, как отапливать. Валаам более десяти лет был без электричества, а на Коневце до сих пор это не решено. Надо было также решать вопросы реставрации. Настоятелем Коневского монастыря я был шесть лет.
 
Потом меня пригласили в Ведомство внешнецерковных связей, год я провел в Болгарии представителем Патриарха Московского при Патриархе Болгарском, настоятелем русского подворья в Софии. После интронизации Патриарх благословил меня возглавить Русскую духовную миссию в Иерусалиме, и я четыре с половиной года нес это послушание. Как правило, заграничные командировки не бывают бесконечными, поскольку отрываешься от родины, деформируется сознание. Окончание командировки я воспринял с радостью, поскольку чувствую своей родиной Россию, вернулся в ту епархию, из которой был призван, то есть Санкт-Петербургскую. Полгода служил простым священником в Никольском соборе, где получил хорошую школу приходского священника, поскольку до этого знал скит, монастырь, подворье, духовную миссию, но не жизнь городского прихода.
 
Поскольку бывший настоятель храма Воскресения Христова по своей воле переехал в другую епархию, мне предложили эту вакансию, и я с радостью принял ее за послушание.
 
- В каждый момент времени своей жизни Вы представляли, что с Вами будет в будущем?
 
- Может быть, и были некие фантазии по немощи естества: стать старцем или архиереем, но это были ненавязчивые фантазии. Изначально у меня была легкость, мог как-то и пошутить, говоря, что дальше Валаама не сошлют. Никакой издевки не было. Секретарю епархии я говорил, что если места нет, то я готов вернуться на Валаам.
 
Я понимаю, что живя в миру, да и в монастыре, мы принимаем мысленные прилоги, которые ведут нас в неправильном направлении. Благодарю Бога, что все радости и горести, которые происходили со мной, в результате привели к радости духа. Если я жалею, то только о своих негативных поступках и грехах. Но никогда не жалел о том, что происходило со мной в моей жизни.
 
Как бы Вы посоветовали нам, мирянам, воспринимать те перемены, которые постоянно происходят с нами в жизни?
 
- Господь в Евангелии говорит: «Не бойтесь». Христианам бояться нечего, только греха, который может ввести нас в такое пике, что черное будет казаться белым. Даже гонения любого человека старцы называли щетками. Есть такие щетки, которыми чистят старое, ржавое железо от ржавчины. Любой знает о себе, что внутри нас целая помойка нечистот, внешне это не видно, но ведь есть. Если в результате твоей деятельности, на тебя возникли гонения, неважно от кого, то надо принять со смирением, что я несу искупления за те тайные грехи, о которых никому не могу сказать. Каждому есть за что, начиная от святителя и кончая прихожанином или последним послушником. Надо спокойно все воспринимать, поскольку, отнимая власть, положения, деньги, близких людей, Господь все делает лишь с одной целью – спасти нас. Даже, когда под старость человек, что называется, впадает в детство, это ради его блага. Он как бы отстраняется от реальности, смотрит на нее сквозь мутное стекло, тем самым подготовка к переходу в вечность облегчается для него. Ведь как бы мы не представляли себе жизнь за гробом, это жесткий и страшный для многих момент. Немощи и болезни в старости – тоже благословение Божие. Не надо вульгарно смотреть на жизнь, что только здоровье, радость и счастье.
 
В любых переменах, даже когда кажется, что теряешь какие-то преимущества, мирянам надо увидеть то, что приобретаешь взамен. Например, уход с более высокой должности, уменьшение нагрузки на работе может принести больше времени для общения с родными, близкими и друзьями, дать новые возможности для радости.
 
- Когда в Вашей жизни приближался крутой поворот, от Вас тоже требовалась решимость принять его. И как понять, что это: воля Божия или соблазн?
 
- Это очень просто. Волю Божию я воспринимаю через указ архиерея или Патриарха, а не через сон или облако. Воля Божия в чистом виде. Да-да, нет-нет, все остальное от лукавого, все «а вот хотелось бы», «достоин», все это слова. Это я советую и всем другим людям, иначе мы запутаемся окончательно.
 
- Не было ли у Вас моментов уныния?
 
- Вообще-то, я человек жизнерадостный, если бывало, то не  более двух дней. Всегда есть послушания, есть чем заняться.
 
- Вопрос телезрителя из группы ВКонтакте: «Как Вам служилось на Святой земле? Как греки, православные евреи, и есть ли разница между ними и русскими людьми?»
 
- Разницы нет никакой, все люди грешники, только у каждого своя палитра. Служилось на Святой земле тяжело, поскольку это тяжелое служение, тяжелый регион. В миссии круглосуточно надо решать вопросы, и каждый животрепещущий. Много приходилось заниматься отношениями с Греческой и Зарубежной Церквями, с арабами, решать вопросы с паломниками, стройками, имуществами, судами. Это было непросто, за благодать надо платить. Множество дипломатических, хозяйственных, административных, юридических, политических, церковно-политических вопросов, и это не кончается.
 
- Вопрос телезрительницы из Нижнего  Новгорода: Как Ваши родители отнеслись к решению стать монахом?
 
- Родители были люди советские и сначала трепетали, но потом привыкли. Мама даже воцерковилась. Родители воспитывали меня правильно, в строгости и доверии, поэтому, когда в 15 лет я попросил отпустить меня учиться в Москву, они мне поверили и спокойно отпустили. Они понимали, что если я иду в обитель, то это серьезный выбор. Я старался их не травмировать, будучи в монастыре, посещал и общался чаще. Родители должны быть готовы посвятить ребенка Богу, разговоры о продолжении рода – это на  уровне инстинктов.
 
- Вопрос телезрительницы: Я крестила ребенка в 1988 году в г. Серпухове, крещение было без окунания в купель, не было крестных, но выдали документ. Признается ли такое крещение?
 
- Хотя обряд был проведен не на высоком уровне, скажем так, но Таинство крещения все равно совершилось. Во-первых, допускается обливание человека. Есть крещение страха ради смертного, которое может совершить любой православный христианин. Традиция крещения неполным погружением осталась с советских времен. Крестных иметь положено, но Вы, наверное, и стали тем человеком, который направлял дочь по христианскому пути. Крещение состоялось, не сомневайтесь, теперь надо жить по-христиански.
 
Вопрос юной телезрительницы из Санкт-Петербурга: У каждого человека есть судьба или он делает ее своими руками?
 
- Про судьбу я не знаю, но знаю, что у каждого человека есть свободная воля, которую нам  дал Господь. Этой свободной волей мы и похожи на Бога, являемся Его образом. Моя свободная воля – уступить место бабушке в транспорте или делать вид, что я ее не вижу. Господь дал нам свободную волю, и от этого зависит наш путь.
 
Существует такая еретическая мысль, целые секты, созданные некогда французским богословом Кальвином, и где развито учение, что якобы Господь заранее предопределил одним людям спастись, а другим погибнуть. И как ты не живи праведно, но незадолго до смерти что-то произойдет, что ты попадешь в ад. И это неправильное учение, потому что есть свободная воля человека и Бог есть любовь. Не может Бог нас, своих любимых детей, предопределить одних к спасению, а других к вечной погибели, помимо их воли. Однако существуют целые секты, которые так считают.
 
У нас есть дар свободной воли, а Бог лишь корректирует нас через людей, болезни, различные ситуации на этом пути, чтобы мы шли в правильном направлении – духовного возрастания, а не земного счастья, как мы того хотим.
 
- Вопрос телезрительницы из Ростова: Как отличить дар Божий от помысла лукавого? Если тебе сначала кажется, что это благодать, а через какое-то время понимаешь, что тебе очень больно от всего, что произошло?
 
- Прежде всего, нужен художественный руководитель или лечащий врач, по-нашему, по- церковному, это духовник. Взгляд со стороны всегда очень важен. Как при обучении музыке нужен учитель, который поставит руку, как в спорте тренер скажет, почему ты не взял планку, как при изучении иностранного языка, нужен носитель этого языка, так необходим руководитель в нашей духовной жизни. Отличить очень трудно, этому можно посвятить несколько передач. Духовник знает человека, каков он, и может ему дать совет, как надо поступать. Поэтому надо слушать родителей, потому что они нас знают очень хорошо, видят со стороны и желают добра. Но мы не хотим их слушать.
 
Как врачу запрещено ставить диагноз самому себе, он должен обратиться к другому врачу, так и нам потребен лечащий врач, духовник, для того чтобы поставить диагноз и прописать лечение. Причем, это не должен быть какой-то выдающийся духовник с Афона, им может стать приходской священник, который желает помогать людям. Не надо прельщаться и искать духовного старца. Старец – понятие монастырское, по-армейски это будет сержант, который дается молодому монаху, чтобы он прошел курс «молодого бойца». Поиск особых старцев это проявление гордости, когда свои грехи кажутся чем-то невероятным в сравнении с обычной греховной палитрой.
 
- Приходилось ли Вам просить у Господа о чем-либо, и есть ли смысл просить Господа о чем-то, кроме воли Божией?
 
- Может быть, потому, что у меня нет семьи, и я не обременен  многим, что необходимо семейным людям, у меня нет причин просить Господа о решении земных вопросов. Думаю, что нормально, что люди обращаются с такими просьбами, только не надо забывать просить главного: терпении, любви, духовных качеств. Когда же мы не получаем просимое, то стоит вспомнить слова молитвы «Отче наш»: «Да будет воля Твоя». Кому-то неполезны власть, кому-то деньги. В свое время Господь посетил меня тяжелой болезнью, благодаря чему произошла переоценка ценностей, и я обратился на правильную дорогу, поэтому могу лишь благодарить Бога за ту болезнь. Просить можно, но думать, что просить, как и что потом с этим делать.
 
- Телезритель спрашивает о представителях неправославных Церквей и людях других вер, которые показывают образцы нравственного поведения и воспитания в отличие от некоторых православных. Как быть и где искать правду?
 
- Первый человек, вошедший в рай, был разбойник, распятый рядом со Христом. Назвать его православным и христианином трудно. Его никто не  крестил, не миропомазывал, он ни разу не причащался, но ему первому открылись врата рая. Рассуждать об этом трудно, мы можем рассуждать только о тех или иных кредо, которые нам предлагают разные религии, но говорить про людей, кто спасется, а кто нет невозможно. Действительно, было бы трудно представить, что Господь, любящий весь мир, печется только об одной конфессии.
 
Когда я нес послушание в Русской Миссии на Святой Земле, в православные храмы приходило очень много наших недавних соотечественников, переехавших в Израиль. Причем, для того, чтобы переехать, они должны были сначала доказать, что являются иудеями. И вот, пожив на Святой Земле, они приходили или вспоминали о Православии. Очень часто они объясняли свою невозможность принять иудаизм тем, что никак не могли согласиться, что Бог печется единственно об одной нации на всей земле, здесь сказывается такая ограниченность, которая несовместима с понятием Творца мира.
 
- Телезрительница говорит о том, что пришла к православию в результате занятий йогой, и спрашивает, допустимо ли теперь, будучи православной, продолжать в какой-то мере заниматься йогой?
 
- Йога – плохо, но то, что произошло с телезрительницей – это хорошо. Апостол Павел в своих Писаниях использовал приемы изложения и философские мысли из эллинской философии, оттенял, противопоставлял, а иногда прямо цитировал. Такое возможно, только не надо считать, что это прямой путь, это путь извилистый.
 
Чем йога неприемлема для нас, христиан – в стремлении получить какие-то дарования и чудотворство. Все наши великие подвижники не искали внешних даров, но уходили, чтобы каяться в своих грехах. Очищаясь от грехов и смиряясь, они получали дарования от Господа, но сами никогда не  искали их. Йога не говорит об очищении души, покаянии, это путь тонкой гордыни, поэтому он опасен.
 
- Спасибо Вам, батюшка, за Ваши ответы, надеюсь, что Вы еще придете к нам в гости. Прошу благословить на прощание наших телезрителей.
 
- Господь да благословит всех. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (апостол Павел).
 
     Расшифровка: Юлия Подзолова.
 
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com