Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ / ПРАВОСЛАВИЕ И ИСКУШЕНИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ / 16 января 2015 г. Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Продолжение). Беседа с архимандритом Исидором (Минаевым) на телеканале "Союз"

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 52 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Стереотипы о Церкви.
"Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Продолжение).
Беседа с архимандритом Исидором (Минаевым) на телеканале "Союз" 
 
  
 
 
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Исидор (Минаев), настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Передача из Санкт-Петербурга. 
 
- Добрый вечер, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», ведущий диакон Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала архимандрит Исидор (Минаев). Здравствуйте, батюшка.
- Здравствуйте, дорогой отец Михаил и дорогие наши телезрители!
 
Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема – это продолжение той темы, которую мы с отцом Исидором уже начинали «Разрушение стереотипов о Церкви». Батюшка, все вопросы разнообразные, может быть, Вам интереснее самому начать с какого-то стереотипа?
 
- Стереотипов масса, и недаром у нас уже вторая передача на эту тему, а если серьезно заняться этой темой, то передач может быть очень много. Можно поговорить о Великой агиасме – воде, которая через несколько дней будет освящена. Во всей Церкви два дня будет великое освещение воды и, как правило, в эти дни в церковь приходят не только те люди, которые являются постоянными прихожанами, но и очень много людей случайных, которые приходят один или два раза в год. Их привлекает в этой святыне то, что она исцеляет. Конечно, сам факт прихода в храм один раз за целый год – это очень похоже на детский эгоизм, которые дети совершают по отношению к родителю. Например, когда им от родителей что-то надо: кончились деньги, надо подписать собственность и так далее. Вот тогда дети приходят, а в другие дни они о родителях и не помнят, не звонят, не шлют им открыток, а просто занимаются своей повседневной серой жизнью. Это, конечно, не красиво.
 
Те, кто приходят в эти дни в церковь единственный раз в году, должны, конечно, задуматься о том, какие у них отношения с Богом – потребительские или естественные? Мы знаем, что самое главное в общении с Богом – это славословие, когда мы просто прославляем Бога от радости бытия, от благодарности за то, что Он призвал нас в эту жизнь и просто из любви к Нему – вот самая высокая молитва. Конечно, до нее надо дорасти, потому что есть еще такие молитвы, когда люди каются в грехах, просят о чем-то. Святая вода «волшебная» в хорошем смысле этого слова: она может действовать, а может быть и просто обычной водой, когда к ней неправильно относятся или когда человек, вкушая ее, игнорирует духовную составляющую этой воды, не ведет духовную жизнь, а просто потребительски к чему-то относится. Действительно, мы знаем таких прихожан, у которых святая вода хранится десятилетиями, а есть такие, у которых менее чем через полгода она превратится в обычную, станет разлагаться и портиться. «Убивает» эту воду именно бездуховность людей, материализм и магическое отношение к святыне. Никогда не должно быть магического отношения к святыне, а магизм в том, что «Ты – мне, я – Тебе. Вот Тебе, Господи, свечку, а Ты мне здоровье. Я Тебе пожертвую большую сумму, Ты мне дай, чтоб дочка поступила в институт». Это чистое язычество, торг с Богом! В общем-то, все языческие ритуалы построены именно на этом торге. Настоящие христиане с Богом никогда не торгуются, они говорят: «Господи, как скажешь Ты, будет по воле Твоей». Настоящий христианин, конечно, благодарит за всё, что Бог посылает, и если он просит о чем-то, а Бог не дает этого, то понимает: значит, мне это не полезно и именно поэтому Господь удерживает меня от какого-то явления, свершения, имущества, должности, отношений с людьми.
 
Я хотел бы пожелать людям, приходящим в крещенские дни в святой храм, вести себя по-христиански. Даже если вы один раз в год «вспомнили» о том, что вы христиане, пошли за святыней, то надо в храм входить со страхом Божиим. Это не ужас и опасность, как в концлагере, а это священное благоговение перед людьми, духовенством, перед домом Божиим, перед прихожанами, в каждом из которых должно видеть образ Божий, кланяться, быть почтительным, а не локтями проталкиваться к святыне. Еще есть вопрос технический: в пятницу вечером в 17-18 часов огромные караваны людей летом едут на дачу, я всегда думаю, почему нельзя в 1 ночи поехать или на следующее утро, почему нужно встать в эту жуткую пробку и 70-80 километров и преодолевать ее 4-5 часов. Тем не менее, одни и те же люди едут каждую пятницу, каждое воскресенье вечером и перечеркивают свой отдых, портят себе нервы, теряют зря время. Точно так же никто не заставляет приходить прямо в самый момент водосвятия, например, пожилых людей преклонных лет, кого-то с детьми. Вода раздается двое суток: в сочельник и в сам праздник Крещения. В соборе Николо-Богоявленском, где Богоявление – престольный праздник, целую седмицу освящается вода, это петербургская традиция. Никому не надо идти в это смертоубийство именно в 12 часов дня в праздник Крещения Господня, чтобы поучаствовать в этом «ледовом побоище». Можно прийти вечером в Крещение, на следующее утро, на следующий вечер и всё получить. Вода не меняется, ее свойство таково, насколько мы по вере и с благоговением ее вкушаем, тогда происходят в нас благодатные изменения, но если мы относимся по-язычески к этой святыне, то она перестает действовать.
 
- Из того, что Вы уже рассказали, следует вопрос: зачем же, в конце концов, нужна эта вода? Какова цель христианства, ведь всё, что есть в Церкви, должно служить для спасения души, но существует такой стереотип, что целью христианства является определенный заработок пропуска в рай, а все остальные будут гореть в геенне огненной.
 
- Тут два вопроса заключаются в одном. Во-первых, цель жизни христианина – стяжать благодать Духа Святого. Это делается очень разными способами: молитвой, постом, смирением, через церковные таинства, особенно через таинства покаяния, Причастия Тела и Крови Христовых, через соприкосновение со святыней, молитвой перед святыми мощами, чудотворными иконами, обычная молитва без любой святыни, вкушение освященного хлеба, например, просфоры, артоса, вкушения святой воды. С этим должно совмещаться духовное делание человека: должны быть хорошие поступки, нужно признавать свою вину, просить прощения, изменяться в лучшую сторону, не просто сидеть и стяжать благодать, а делать какие-то добрые дела, оказывать уважение людям, помогать слабым, думать о своих родителях, воспитывать детей, уделяя этому много времени и так далее.
 
Во-вторых, смиренный христианин должен помнить преподобных отцов, которые говорили:«Там, где сатана, буду и я». Это говорили великие святые, чудотворцы, имеющие дар молитв, слез, исцеления, прозрения. Так они считали и видели глубину своего грехопадения. Если не заниматься духовной жизнью, то можно думать: «Я хороший: не убил, не украл». Но когда начнешь серьезно смотреть внутрь себя, то видишь «бесчисленные, как песок морской, свои грехи». Один батюшка с Украины мне рассказывал на пороге моей церковной юности: «Это как сидя в подвале, тусклый свет из какой-нибудь щели, а ты сидишь в белой рубашке, видишь, что вокруг темно, а рубашка у тебя белая. А когда выходишь на свет Божий, и на рубашку падает уже настоящее солнце, то замечаешь, что она вся мятая, грязная, давно не стиранная, с пятнами, в заплатах, в дырах. Во тьме не увидать, во тьме я хороший - и ничего нет, но как начнешь вести духовную жизнь, то сразу все увидишь: тут корысть, тут зависть, тут попытка о себе заявить, тут желание других людей чуть-чуть «притопить», чтобы казаться на их фоне чем-то значимым и так далее». Мне кажется, если начинать духовную жизнь, то тогда разговоры о том, что все будут в аду, а я спасусь, сами собой отпадут.
 
- Существует стереотип о том, что попы умеют только «махать кадилом» и ничем другим больше не способны заниматься, а Вы, батюшка, совсем недавно принимали участие в интересной работе, о которой хотелось бы узнать: Вашей деятельности консультанта.
 
- Я, например, могу хороший аквариум сделать, у меня даже в Иерусалиме были два морских аквариума, а на Валааме у нас был большой зооуголок, в воскресной школе в Санкт-Петербурге немножко разберемся с ремонтом и тоже сделаем аквариум, заведем белок, шиншилл, птичек для детей. Я знаю батюшек компьютерщиков, строителей, садоводов, например, мой друг с Валаама иеромонах Алексей Елисеев был на Валааме агрономом, у него кличка «отец-агроном», я его призвал в Русскую Духовую Миссию, когда я там был начальником, и он у нас был направлен на подворье в Хеврон, где Мамврийский дуб. Там очень каменистая почва и скудная растительность, но он там уже разбил виноградники, высадил библейские растения, чтобы паломники пришли и посмотрели на иссоп, масличную ветвь, которую принес голубь, на дуб, под которым Авраам принимал Господа, и так далее. Есть очень разные дарования у священников.
 
Мне предстоят две поездки. Под Ростовом-на-Дону снимается фильм «Тихий Дон» прямо на месте, где все это происходило, где Михаил Шолохов жил, в станице Вёшенской. Фильм снимает мой друг, известный режиссер Сергей Урсуляк, есть церковные сцены, потому что в книге есть священник отец Виссарион. Я приезжаю, консультирую, чтобы правильно были одеты, правильно говорили, правильно крестились, мы уже отсняли сцену венчания Кошевого и Дуняши, в конце января по благословению митрополита нашего, я еду на съемки присяги, и где-то по весне будет еще сцена на кладбище, когда маму хоронят. Я с радостью это делаю, потому что много смотришь неплохих фильмов, но в них очень много ошибок по церковной линии. Например, недавно я закончил смотреть фильм «Григорий Р.», в нем целый каскад замечательных актерских работ, но большое количество ошибок. Например, Григорий Распутин мирянин, но благословляет священническим благословением, епископ сидит с крестом, хотя на нем должна быть панагия. Много других различных ошибок, и очень жалко, что такой хороший кинематографический материал по церковной линии сделан достаточно неграмотно.
 
- У нас первый звонок: «Здравствуйте батюшка! Здравствуйте, мой любимый ведущий! В молитвослове есть молитва на освящение всякой вещи, как Вы думаете, может ли христианин освятить свое жилище, читая такую молитву?».
 
- Я думаю, может. В Церкви есть разные степени освящения, например, любой мирянин может совершить таинство Крещения «страха ради смертного», правда, не полное, но, тем не менее, это будет уже крещеный человек, но когда он поправится, его надо доставить к священнику или пригласить священника, чтобы тот окончательно завершил таинство Крещения и Миропомазания. Мы знаем, что храм освящает архиерей, епископ, но бывают такие моменты: они изложены в Требниках, когда архиерей благословляет священника освятить храм. Например, когда остров Валаам или остров Коневец были недоступны: мешала погода, были бури, шторма, и очень редко приезжали архиереи на эти острова, то настоятелям монастырей, и мне, в частности, однажды было доверено освящение храма иерейским чином. Но потом все равно, когда появляется реальная возможность, совершают освящение полным архиерейским чином. Так же и архиерей может совершить малое освещение храма – просто покропить водой, или полное освящение храма - с утверждением престола, с освящением антиминса, положением мощей, крестным ходом, опоясыванием, омовением престола и так далее.
 
На титульном листе молитвослова и на его обороте должно быть написано благословение. Если в вашем молитвослове есть благословение архиерея или Патриарха, то такой молитвослов настоящий, еще там бывает написано «одобрено издательским комитетом, отделом РПЦ». Если у вас канонический молитвослов, то какую-то вещь можно дома освятить самому. Но такие вещи, как освящение жилища, икон, крестов, автомобилей лучше доверить священнослужителю. Ситуации бывают разные, не все живут, как мы в Петербурге, где повсюду храмы Божии, великие святыни и шедевры архитектуры. Люди живут в других городах и округах, где может за 1000 километров не быть священника. Но если есть возможность, то лучше позвонить и пригласить священника, например, если человек болен, затруднен в передвижении, священник может придти исповедовать и причастить, пособоровать.
 
- Спаси, Господи! Отец Исидор, со стороны светской интеллигенции можно услышать такой упрек, что христианство «сдало» свои позиции еще в первых веках, когда отошло от монотеизма, начав почитать мощи, иконы, и таким образом, с их точки зрения, уподобилось политеистам. Что можно ответить на такое, как Вы считаете?
 
- По мне интеллигенция – это «я». Я ничего не понимаю в ядерной физике, и никогда высказываться по поводу ядерной физики себе не позволю, я могу только задавать вопросы или «наводить тень на плетень». Интеллигентным человеком был схиархимандрит Иоанн Крестьянкин. Один мирской батюшка задал ему вопрос о том, как ему с матушкой вести супружескую жизнь, он сказал: «Я в этом ничего не понимаю, у меня никогда матушки не было, с женщинами отношений не было, спроси своего благочинного протоиерея, у которого несколько детей». Это церковный и духовный интеллигент. Дурачок бы сказал: «Сейчас я тебе отвечу: я вот читал, что Иоанн Кронштадский жил со своей матушкой, как брат с сестрой – вот и ты так живи». Когда интеллигенция берется говорить что-то от лица Церкви, то меня настораживает уже сама преамбула. Слышали звон, да не знают, где он, они не учились ни в каких духовных семинариях, академиях и не оканчивали богословские курсы где-нибудь в Кембридже или Оксфорде. Все это – пустозвонство, наше русское и интеллигентское. Христиане не жили так никогда, ни в первые века, ни сейчас.
 
- Мы вернемся к этому вопросу, но сначала примем звонок из Рязани: «Здравствуйте батюшка! Здравствуйте, действительно очень любимый всеми нами ведущий! Мой сын задал такой вопрос: «Некоторые животные занесены в Красную книгу, и чтобы восстановить численность популяции, необходимо генетическое разнообразие между особями. Мы рождены от Адама и Евы, а как продолжался дальнейший род?» Где мне найти информацию, чтобы ему объяснить?».
 
- Тогда всё было по-другому. Во-первых, Адам и Ева были сотворены безгрешными и бессмертными, и прожили около 900 лет, поэтому не стоит считать, что они были такие же, как мы. Во-вторых, Адам нарекал имена всему сущему, Бог велел ему. Человек может нарекать имена всему сущему, только зная природу всех этих вещей и явлений, значит, он обладал таким разумом, который нам и не снился. Люди пытаются тысячелетиями восстановить по крупице те знания, которые Адаму и Еве были даны изначально. У них были иные тела, но после грехопадения, как в Священном Писании сказано: «Сделал Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаные». «Кожаные ризы» - это не шкуры, которые рисуют на гравюрах эпохи Возрождения, а это наши тела, наша плоть, которая хочет пить, есть, чешется, болит и так далее. А уж чего инстинкты наши хотят – так уж вообще даже на передаче назвать неприлично.
 
Раньше всё было по-другому. У Адама и Евы было несколько сыновей, дочери не упоминались, потому что раньше в родословной упоминались только мужчины: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…». Мужчина был начальником родословной. Конечно, и дочери были у Адама и Евы, которые стали женами своих братьев, и от них произошло первое потомство. Но это было дано поначалу, а потому уже отнялось Господом. Так же, как дар «языков», например, был дан апостолам, они чудесным образом познали различные языки, чтобы распространить веру, проповедовать. А потом, когда проповедь распространилась, этот дар был изъят из церковной среды, потому что уже существовали поместные Церкви. Сейчас какие-то сектанты пытаются это имитировать, говорят абракадабру, а когда их спрашиваешь, что у них за язык такой непонятный, они отвечают: «Это ангельский язык». Неужели ангелам нужно проповедовать Евангелие? Тогда все было по-другому, и дети Адама и Евы прожили по 700 лет. Можете себе такого человека представить? Нет, конечно! Святые отцы пишут, что люди жили раньше так долго, потому что изначальная сила бессмертия была в них еще велика, естество оставалось, но бессмертие они уже утратили, безгрешность утратили: грехом в мыслях, чувствах, желаниях, в еде, в отношениях стали себя разрушать.
 
- Позвольте, вернемся к предыдущему вопросу об иконах и почитаниях мощей.
 
- Интеллигенция, к сожалению, в этом некомпетентна. После того, как Бог явился нам во плоти, Он приложил плат к Своему лику, на котором отпечаталось Его лицо, и этот плат потом много столетий хранился, как великая святыня. Его образ уже был нам дан, с этих пор Образ Божий стали уже рисовать, изображать картины из Священной истории, почитать святыни, потому что Господь явился во плоти, а не только в Духе.
 
В Священном Писании говорится о том, что пояс апостола Павла исцелял людей, и даже тень апостолов, падающая на болящих людей, исцеляла их. Такие свидетельства были, и поэтому стали появляться понятия о святыне. В начале IV века императору Константину Великому было явление креста на небе, и после этого он послал в Иерусалим свою мать – царицу Елену, и она обрела Святой Крест. Там построили храм, и стало особое почитание Креста.
 
Мы не можем постоянно быть в Духе, у нас еще есть форма и содержание. Вначале Бог сотворил небо и землю, но если сказать по-русски, то вначале Бог сотворил материю и энергию. Мы имеем энергию в виде благодати Божией, мы имеем веру в виде сопереживания человеческой личности, также мы имеем и материальное почитание святыни. Мы поклоняемся Богу, а святых мы почитаем, мы говорим: «Святителю отче Николаемоли Бога о нас!». Люди в Церкви были очень простые раньше и сейчас, поэтому, целуя икону, они не очень понимают догмат о почитании «поклоняясь образу, воздаем поклонение первообразу». Когда мы целуем фотографии мамы, детей, любимой девушки, мы же не бумажке поклоняемся, мы вспоминаем образ мамы. У меня мама умерла несколько лет назад, но когда на меня найдет сердечная теплота, я могу поцеловать ее фотографию, но я же не стеклу и не рамке поклоняюсь, а в своем сердце я вспоминаю маму.
 
- Отец Исидор, существует такой стереотип и популярное выражение «русская религия – это православие». Это правильное выражение?
 
- Я бы не сказал, что оно правильное, но так действительно можно сказать. Но есть русские других вероисповеданий. Бог велик и высок, при чем тут все наши «разборки» с переводом на украинский, на русский, на новый русский? При чем тут Царствие Небесное и какие-то национальные, государственные, политические амбиции? Сложилось так, что в Югославии был Патриарх Сербский, но под ним была Македония, Черногория, Хорватия, Босния и Герцеговина. Я был сам свидетелем, когда Патриарх Сербский приехал в город  Никшич в Черногории, местные архиереи его встречали, а местные власти его игнорировали, потому что «не наш». Так и у нас Удмуртия захочет своего Патриарха, Чувашия своего, а там вся Югославия меньше одной Удмуртии. Это проявление немощи человеческой, когда в религию, в веру истинную пытаются запустить какие-то националистические, государственные, патриотические мотивы. Они идут всегда рядом, но не надо педалировать ими и закрывать истинного Бога и веру. А наша Родина – это Горний Иерусалим, Рай Небесный. Англичане вспомнили, что и у них православие было в первых веках, потом уже перешло в католицизм и англиканство.
 
- У нас звонок: «Здравствуйте, батюшка и ведущий! Я раба Божия Надежда. Приближается Крещение, воду будут освящать с сочельник 18 числа, этой водой можно, говорят, всё окроплять, а 19 числа только пить, но окроплять уже нельзя. Это правильно?»
 
- Я думаю, это «благочестивые русские православные басни», святая вода так не разделяется. Есть два чина освящения воды: великое и малое. В крещенский сочельник и в праздник Богоявления. У нас в Петербурге принято еще несколько дней после Богоявления совершать великое освящение воды. Есть обычное освящение, которое в будни человек может заказать, в храмах есть день, когда совершается это таинство. В Требнике написано, что даже в отхожих местах можно окроплять, это написано столетия назад, а сейчас туалеты совсем другие, нежели были раньше, те действительно были «отхожими местами», но даже там позволялось окроплять священной водой. Еще там написано, чтобы никто не отлучал себя от ее питья, например, если шел на службу и поел дома, не стоит из-за этого не вкушать воду – пей и освящайся с радостью.
 
Когда я объясняю людям, я сравниваю святыню с радиацией. Как радиацию можно оскорбить, обидеть или унизить? Ведро помоев вылей рядом с реактором, плакат оскорбительный напиши – ты ничем ее не оскорбишь, это она тебя быстро упокоит, отбросив ногти, брови, волосы, потом здоровье, а потом и жизнь. Благодать имеет проникающее свойство. А у нас говорят бабушке, стоящей перед иконой: «Отойдите, икону мешаете кадить!». Благодать проникает через любой заслон, поэтому надо именно так к ней и относиться.
 
- Существует мнение, что Церковь – это такая организация, которая существует для зарабатывания денег кому-то «наверху».
 
- А кому они там нужны? Можно сказать, что и театр – зарабатывание денег, ведь там есть кассы и бухгалтерия, рекламы. А я говорю, что театр – прежде всего, творчество, я сам преподавал в театральном институте и сам был актером, педагогом, режиссером. Можно сказать, что наука – зарабатывание денег, ведь хорошо же получают ученые, особенно физики-ядерщики, кто с космосом связан. Или геологи, полярники – тоже для зарабатывания денег, серверная зарплата почти в 2 раза больше. Но человека тянет на Север, потому что он не может без Севера! Каждый судит в меру своей испорченности, я считаю.
 
В Церкви фигурируют деньги, и они там фигурировали всегда. Первый храм появился, когда народ израильский бежал из Египта и странствовал по пустыне Аравийской, эти люди были в очень утесненном состоянии, это не современная пустыня, по которой ездят камазы с кондиционерами и холодильниками, и помыться там возможно, все для этого предусмотрено. А тогда это были стада, повозки, старики и дети, которые болели и умирали, и никто еще не был уверен, что фараон не догонит. И в это время Господь говорит через пророка Моисея: «Все ценное, что у вас есть – сдайте». Например, кто-то нес перстень, думая: «Если буду умирать, то кусок хлеба куплю на него или лекарство потребуется для больной жены». Но ничего подобного, все ценное было велено сдать: серебро, золото, медь, олово всё, что есть. Они всё сдали и из этого сотворили первый храм. Это каждый может найти в Священном Писании в книге Исход. Все началось со сдачи ценностей, потому что нечего ходить вам в золотых серьгах, пусть лучше будет алтарь позолоченный, на котором Богу жертву приносят. С тех пор Церковь и живет на пожертвования.
 
Я помню себя студентом и даже солдатом, когда я ходил в храм Божий, служа в Новосибирске, но у меня не было денег даже на свечку и просфорку, а хватало только на дорогу. Перед тобой проносят блюдо для пожертвований, а ты стоишь и краснеешь, потому что тебе нечего подать, трешь глаз, делая вид, что попала соринка. Но никто же тебя не ругает, что ты пришел и не дал. Для меня это было естественное желание – дать, пожертвовать. Я помню, как бабушки там, в Новосибирске рублик сунут мне в конце службы, так я на этот рублик пойду свечку куплю, просфорку, в кружку 20 копеек кину и себе 30 копеек оставлю на мороженое. Для каждого мирянина в храме оставить жертву – естественное желание, и они оставляют, а если кого-то это пугает или раздражает, то мне это странно. Вообще, Церкви нужны деньги, нужны церковные телеканалы, не одну же «порнографию» показывать и утолять эту жажду накопительства и употребления, нужны красивые книги, радио и аудио, потому что много людей незрячих, попечение о сиротах и стариках, почти каждый храм у нас – это памятник архитектуры, нужно их реставрировать, и на все это нужны очень большие деньги. Конечно, их всегда не хватает, и никогда не будет хватать, может быть, это и хорошо, чтобы не «зажираться». Но кого смущает, что в Церкви есть деньги – странно. Хор должен получать зарплату, сторож, женщины, которые продают свечи, священнослужители, у многих из которых большие семьи. Мне удалось очень большое достижение сделать: теперь в моем храме батюшки получают не 25 тысяч рублей, а 30 тысяч. Видите, какая «большая» сумма для человека с пятью детьми, живущим в Петербурге! А некоторые из них не имеют своих квартир, им приходится снимать жилье.
 
- У нас последний звонок на сегодня: «Здравствуйте, я из Новороссийска. В народе есть поверье, что в ночь на Крещение Дух Святой освящает всю воду: море, реки, озера, водоемы. Правда, что везде происходит Великая агиасма?»
 
- Да, такое поверье есть. Я, если бы не был священником и жил бы в тундре, где нет храма Божьего, набрал бы такой воды. Если честно, я вообще без святой воды обхожусь, она мне нужна только на работе, когда люди просят что-то освятить, или дома, когда на Богоявление мы освящаем жилище. Когда заболел – лечишься, каешься, знаешь, что дано это за грехи или за неправильное питание, или за неправильный режим, или за несоблюдение каких-то духовных или физиологических норм, я к этому отношусь как-то спокойнее. Я это говорю к тому, что без святой воды можно жить, но Церковь нам ее дарует, Господь нам ее благословляет, можно ее принять и пользоваться, у кого-то в этом, может быть, потребность, потому что у него вера дошла только до уровня святой воды.
 
- Батюшка, может такой акцент на святой воде делается именно потому, что у нас не так часто причащаются?
 
- Нет, не по этому. Просто когда слышат слово «исцеление», то пьют на всякий случай: чтобы хорошо было, чтобы дети здоровые были, коровы здоровые. В Почаевской Лавре, как рассказывали мне батюшки с Западной Украины, можно и Зорьку и Буренку в записках прочитать. Спрашиваешь у бабушки: «Что же ты написала людей и коров вместе?». А она отвечает: «Так она ж моя кормилица! Сыновья-то все поразъехались, бросили меня, а это моя кормилица болеет, помяните». Это всё – народные поверья, но народу это нужно, этого мы тоже не можем отрицать. Хорошо бы, чтобы люди с разумением, пониманием и рассуждением относились к любой святыне, в том числе и к Великой агиасме.
 
- Отец Исидор, самые главные таинства в Церкви бесплатные. Это причастие, исповедь, а почему-то то, что сопровождается каким-то пожертвованием, например, свечи, иконы пользуются большей популярностью. Почему так происходит?
 
- Я бы не сказал, у нас огромное количество причастников бывает и на ранней, и на поздней Литургии. Свеча зрима, видна, я поставил – она горит и символизирует. Икона тоже святыня, ее нужно купить, я не знаю, почему люди удивляются тому, что это все стоит денег. Ведь все это нужно произвести: икону написать, освятить, доставить. Хлеб и одежда в магазине тоже имеют стоимость. Сейчас завелась хорошая традиция, чтобы не делать церковные лавки в храме, но иногда это удается сделать, иногда нет. Мне, например, удалось в Горненском монастыре в Иерусалиме церковную лавку вынести из храма Казанской иконы Божьей Матери и построить отдельное помещение, потому что храм там очень маленький. Нехорошо, когда проповедь говоришь, а у лавки все шумят: «Закажите сорокоусты, дайте такие чётки». Но есть такие храмы, у которых нет такой возможности, нет земли рядом, нет денег на постройку. У нас в Петербурге есть Никольский Собор и абсолютно все здания, стоящие по периметру, принадлежали этому собору, сейчас их нехотя возвращают. Так практически любой другой храм имел приходской дом, дом причта, где жили священнослужители, но все это было потом советской властью отобрано, разрушено или использовано не по назначению. Так получилось, что во многих храмах церковные лавки попали внутрь здания и это неправильно.
 
Но не нужно это сопоставлять со словами «Христос изгнал торгующих в храме». Чем тогда торговали? Иконок не было, свечей не было. Тогда торговали скотиной, телятами, голубями. Представляете, какой птичий рынок! Он выгнал, потому что молиться нельзя было: крик стоял, запах от животных, это было невыносимо. Еще там были люди, которые монету меняли, в долг давали, оформляли «кредиты», как мы сейчас говорим, а некоторые там сватовством занимались и так далее. Люди просто базарно проводили время в храме. Попробуй в нашем православном храме что-то скажи – тут же на тебя «шикнут», какое уж там сватовство. Поэтому не надо нашей интеллигенции и псевдоинтеллигенции, не разобравшись в ситуации, ссылаться на евангельский пример: «Вот видите, Христос выгнал торгующих из храма!». Он птичий рынок выгнал из храма. У нас даже в Москве птичий рынок убрали из-за вопроса антисанитарии и сослали в пригород. А продать иконку, подать записку о здравии в церковной лавке – это совсем другой вопрос.
 
- Время нашей передачи истекает, хотелось бы еще раз спросить Вас о наступающем празднике, как его достойно встретить?
 
- Праздник великий, дорогие братья и сестры, потому что это действительно Богоявление, то есть реальное явление Бога роду человеческому зафиксировано в смысле этого праздника. Я думаю, что явление Бога нам нужно встречать благоговейно, смиренно, с любовью к Богу и ближним. Мы не можем к Богу проявить любовь, конечно, можно театрально поднять руки к небу и закатить глаза, но мы должны в каждом человеке видеть образ Божий. Сейчас в тяжелые праздничные дни, которые сопровождаются длинными службами, освящением воды, давайте вести себя по-христиански и с любовью к людям, приходя в храм. Как красиво будет, если каждый прихожанин скажет другому: «Иди вперед меня, может быть, ты спешишь, может, у тебя там семеро по лавкам». А мы же что делаем: «Отойди, я вперед, а то мне не достанется!». Давайте говорить друг другу комплименты, как пел Булат Окуджава, давайте потакать друг другу во всем хорошем, я желаю вам научиться уступать людям.
 
- Спаси, Господи, батюшка! Очень приятно было с Вами пообщаться сегодня.
 
- Спасибо Вам.
 
- Дорогие друзья, я напомню, что у нас сегодня в гостях был настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге архимандрит Исидор (Минаев). Ведущий диакон Михаил Кудрявцев. До новых встреч!
 
Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Анна Солодников
 
 
16 января 2015
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com