Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / 19 сентября 2018. Мы наш, мы Третий Рим построим? Андрей Десницкий о том, как разрыв с Константинополем влияет на церковную жизнь в России

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
 
 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Мы наш, мы Третий Рим построим?

Андрей Десницкий о том, как разрыв с Константинополем влияет на церковную жизнь в России

В православном информационном пространстве новости что ни день: Москва ссорится с Константинополем из-за Киева. Каждый из патриархатов считает Украину своей законной территорией и приводит каноны в обоснование своей позиции. Но каноны — это не догматы, вечные и неизменные. Это всего лишь нормы церковного права, по сути, письменные свидетельства о том, как епископы былых времен решали возникающие разногласия. Они подвержены изменениям, они порой противоречат друг другу, а порой оставляют пробелы — так, никакие каноны не описывают порядок предоставления автокефалии, то есть полной самостоятельности. А значит, каждый козыряет, чем может.


Константинополь настаивает, что ему принадлежит первенство во всем православном мире. Но если так всерьез относиться к риторике былых времен, пожалуй, придется признать, что первенство в ранней церкви принадлежало Риму. Некогда восточная половина христианского мира разошлась с западной именно в том, как это первенство понимать. И если уж надо поставить над всеми православными христианами единого епископа, который будет разбирать их споры и перекраивать их границы — вполне логично, чтобы это был римский епископ, а не константинопольский. Чем копировать папское единовластие, не лучше ли обратиться к оригиналу? И в конце концов, в четвертом веке константинопольская кафедра оказалась такой же «выскочкой», нарушающей порядок древних патриархатов, какой кажется сегодня Константинополю кафедра московская.

Москва настаивает, что негоже перекраивать границы церковных юрисдикций по образцу политических границ и в угоду нынешним правителям украинских земель. И как будто забывает о том, что именно так она и приняла под свое начало Киев в XVII веке, вслед за очередной перекройкой политической карты и по желанию московского царя.

Ну, а многие православные киевляне сегодня стремятся к полной независимости своей церкви от Москвы — но уверены ли они, что смогут сохранить независимость церковных структур от государственных, что новая автокефальная церковь не станет украинской в первую, вторую и третью очередь, и лишь в десятую — христианской?

Все повторяется в этом мире, а особенно — истории борьбы за власть и территории. И каждый вечно считает справедливым лишь то решение, которое дает ему больше.

Но мой дом в Москве, мой приход — в РПЦ Московского патриархата, и меня волнуют не Киев и не Константинополь, при всей моей любви к этим прекрасным городам. Я вижу, как во всей этой истории руководство моей собственной церкви последовательно загоняет себя в угол и лишает возможности маневра. И не надо мне, пожалуйста, говорить, мол, «остальные еще хуже» — даже если это так, это отговорка для гопника, а не утешение для христианина.

Украинскому церковному расколу более четверти века. Все эти годы канонически безупречная Московская патриархия повторяла только одно: «настоящая церковь — это мы, покайтесь перед нами, и тогда мы решим, что с вами делать». Эта позиция может быть правильной, но она совершенно точно не работает. Сегодня Константинополь предлагает свою модель преодоления раскола, и она может быть в корне неверной. Но он смог предложить ее только потому, что четверть века ничего существенного так и не предложила Москва. И резко отвергая его действия сегодня, так ничего и не предлагает взамен.

Я частенько слышу сегодня: в случае предоставления украинским православным автокефалии начнется война. И я не могу понять: вы что, не заметили, что война идет уже пятый год и конца ей не видно? Что последовательность событий ровно противоположная: сначала началась война на украинской земле, и в результате этого обострилось прежде довольно вялое стремление к автокефалии? Может быть, стоит начать с того, чтобы почувствовать эту боль, признать это смятение — ну и для начала хотя бы остановить проповеди о «русском мире» просто потому, что под его лозунгами воюет одна из сторон в этой войне? А если это не сделано — не стоит удивляться резкой реакции.

Слова о том, что мы с украинцами братья и вместе навек, звучат прекрасно. Но они обычно подразумевают: а поэтому мы все будем решать за них, ведь мы лучше знаем, что для них хорошо и как у них все должно быть. Нет, дорогие, так относятся не к братьям, а к холопам. Брат — это человек, за которым ты признаешь право на собственные, пусть даже ошибочные решения. И чтобы сохранить то, что осталось от братства, — стоит прекратить душить братьев в объятиях и позволить им там разобраться самим со своей жизнью.

И самое удивительное, конечно, это прекращение богословского диалога с Константинополем. В сегодняшнем православном мире есть множество вопросов и вызовов, на которые предстоит дать ответ. Он может быть найден только в диалоге с другими православными поместными церквами — а если мы от диалога устранимся (как уже было сделано по отношению к Всеправославному собору в 2016 году), все ответы будут даны без нас.

Игнор и бойкот не приводят к победе, а только к самоизоляции.

Будет ли на следующую Великую Субботу на нашем ТВ трансляция церемонии из Иерусалима? Поедут ли теперь паломники на Афон? Или мы будем замыкаться в горделивой самоизоляции: только у нас неповрежденное православие, нет нам дела до остального мира? Но это путь секты, а не церкви.

А впрочем, это привычный путь. Александр Щипков, второй человек в церковной структуре, отвечающей за отношения со СМИ и обществом, опубликовал в «АиФ» статью, где все расставил по местам. Константинопольский патриархат — марионетка США, еретическое сборище, которое стремится сменить религиозную идентичность россиян, разумеется, руками своих наймитов — либеральных православных, разрушающих церковь на деньги итальянских католиков, а теперь, надо полагать, еще и американских протестантов. Такая задорная передовица из «Правды» сталинских времен, не хватает только чего-то вроде «весь наш коллектив требует расстрелять предателей как бешеных собак». История повторяется в виде фарса — ну ладно, лишь бы не фарша.

Вот же как все стало ясно и хорошо… Не надо думать о проблемах, стоящих перед страной и обществом, да и перед церковью как частью этого общества. Не надо вести трудный диалог с теми, кто думает иначе, не надо выстраивать отношения с единоверцами из других деноминаций. Мы — рыцари добра и света, они — исчадия ада, все на борьбу, кто не спрятался — тому несдобровать. Тоже своего рода итог тридцатилетнего «церковного возрождения» — этот неумолимый, кристальный, чистый сталинский стиль, но теперь уже от имени православия, причем православия со властью.

Наши враги ясны, наши предатели определены — за работу, товарищи? 
 
19 сентября 2018
Андрей Десницкий

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com