Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Наука и религия / Что может сказать наука о Боге? В преддверии очередной научно-богословской конференции в г. Дубне.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
В преддверии очередной научно-богословской конференции в г. Дубне

     Очередная международная конференция в Дубне, где встречаются представители различных отраслей научного знания и богословы, носит длинное название: “Наука, философия, религия в христианском мире”. Интерес к ней в кругах богословской и светской науки вызван отнюдь не забавным совпадением даты и порядкового номера (9-я конференция состоится 9-го числа, 9-го месяца, 1999 года). Она привлекает к себе внимание актуальностью обсуждаемых тем, составом участников, представляющих передовой эшелон научной мысли, известных отечественных богословов. Общественным деятелям конференция интересна богатейшим материалом для формулирования общественных идеалов, способных увлечь часть общества. К такому утверждению располагают материалы предыдущей конференции, прошедшей почти два года назад.

    Ее инициаторы – Объединенный институт ядерных исследований, Институт философии РАН, Московская Духовная академия – предложили для обсуждения вопросы, ответы на которые способны вывести дискуссию на мировоззренческий уровень.

     Что может сказать наука о Боге? По сути вся дискуссия сводилась к ответам на этот вопрос. “Ученый нуждается в нравственном окружении, в обществе, основанном на нравственном стандарте, поэтому религию можно рассматривать лишь как союзника в нравственном совершенствовании общества. При этом религия и Бог не будут включены в сетку научных понятий”, – утверждали одни. Другие выступали еще резче: “В науке нет чудес, в науке есть доказательства. И если в науке появляются чудеса, тогда это или новое направление, или игра статистики, или неправильный эксперимент. Наука все больше и больше вторгается в те области, где раньше господствовала религия. Картина мира все в большей мере пишется наукой. Никакого доказательства догматов религии нет, и мы не обязаны доказывать существование Бога. Да, эволюционная картина нам не полностью понятна, но при чем тут Христос?”

     Этой позиции противостояла точка зрения профессора МДА А.И. Осипова:

     “Нет противостояния науки и религии. Величайшие ученые верили в Бога, и многие ученые не верят в Него, следовательно, не наука отрицает Бога. Мы стоим перед альтернативой не науки и религии, а религии и атеизма.

     Каково ценностное соотношение между религией и атеизмом? Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно рассмотреть религию и атеизм как две теории бытия (или небытия) Бога, поскольку данная проблема является для них главнейшей. При таком подходе к ним должны быть предъявлены по меньшей мере два основных научных требования. Первое: необходимость иметь факты, которые бы подтверждали теорию. Второе: указать реальные пути опытной (экспериментальной) проверки ее основных положений и выводов. Очевидно, что только теория, удовлетворяющая этим требованиям, может быть признана в качестве научной, заслуживающей серьезного внимания.

     Что же в таком контексте представляет собой религия и атеизм? Если говорить о религии, то она предлагает неисчислимое количество фактов, прямо свидетельствующих о существовании Бога, души, ангелов и демонов, особых сверхъестественных сил и т.д. Чтобы убедиться в этом, достаточно указать на жизнь хотя бы одного из великого множества святых, наиболее близкого нам по времени русского святого Иоанна Кронштадтского († 1908), деятельность которого проходила всегда на глазах огромного числа людей и сопровождалась очень многими поразительными чудесами. О них написана колоссальная литература. Еще живы некоторые из тех, которые непосредственно общались со свидетелями его деяний.

     Неужели мы можем одним росчерком пера перечеркнуть колоссальное количество религиозных фактов, имевших место всегда, вплоть до настоящего времени?! Неужели эти факты есть только обман, выдумка, фантазия, сумасшествие, иллюзия? Неужели все? Ведь их признавали величайшие мыслители человечества, в том числе и ученые. А на каком основании мы их можем отвергнуть?

     Итак, религия предлагает факты; наряду с бесчисленными фактами Православие предоставляет каждому человеку средства проверки истинности своих утверждений, вполне конкретный путь личного познания, засвидетельствованного в этих фактах духовного мира. В самой лаконичной форме это средство выражено словами Христа: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).

     А что предлагает атеизм? С одной стороны, он не имеет и в принципе не может обладать какими-либо фактами, подтверждающими небытие Бога, духовного мира. С другой стороны, сама бесконечность познаваемого мира однозначно говорит, что это никогда невозможно доказательно утверждать, хотя бы в силу того, что все познания человека в любой момент времени являются лишь ничтожными островками в океане непознанного. Поэтому, даже если бы Бога не было, это оставалось бы вечной тайной для человечества, в которую можно верить или не верить, но не знать.

     Атеизм не в состоянии ответить на важнейший для него вопрос: «Что конкретно должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?» А без ответа на этот вопрос атеизм оказывается не более чем слепой верой. Хотя ответ очевиден: есть только один путь, позволяющий убедиться в бытии или небытии Бога, – путь религиозный. Иного способа просто не существует”.

     Определение мировоззренческих позиций возражений не встретило, более того, многие ученые говорили о роли веры в научном познании мира. Профессор МИФИ А.П. Акифьев, в частности, сказал: “Известно, что невозможно доказать существование Бога научными методами, а вот свидетельства существования Бога научными методами получить можно. В этом и состоит суть научной работы. Это и есть истинное наслаждение, когда, по слову апостола Павла, Творец познается через рассматривание Его творений. Занимаясь научным творчеством, мы, и я в частности, каждый день убеждаемся в существовании Творца”.

     Краткий обзор выступлений на конференции можно было бы закончить словами ее сопредседателя, профессора В. Н. Первушина, напомнившего всем слова Кеплера – человека, заложившего основы физики. Последний том “Космической гармонии” тот заключил следующими словами: “Благодарю, Тебя, Господи, Создатель наш, за то, что Ты дал мне зреть красоту Твоего создания и ликовать при виде величия дел рук Твоих. Вот я закончил труд, к которому чувствовал себя призванным. Я приумножил талант, который Ты мне дал. Все, что ограниченные силы моего ума позволили мне понять, я возвестил людям, которые прочтут мои доказательства и рассуждения”.
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com