|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Россия / Наука и образование / ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ / Преподавание теологических дисциплин. Беседа с ректором Московского государственного университета им. .В. Ломоносова академиком Виктором Садовничим. |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Беседа с ректором Московского государственного университета им. .В. Ломоносова академиком Виктором Садовничим.
– Виктор Антонович, вопрос, с которого я бы хотел начать нашу беседу, будет касаться Международных Рождественских Образовательных чтений. Они проводятся уже в десятый раз, и кто бы мог думать, что, начавшись в 1992 году, тогда камерные Рождественские чтения вдруг перерастут в такой масштабный форум, который действительно является международным по своему уровню и значимости, по вовлеченности интеллектуальных, педагогических, научных сил, на котором ставятся важнейшие вопросы религиозного образования и взаимодействия науки и религии на рубеже нового тысячелетия.
Фото Евгения Крылова – Действительно, Рождественские чтения стали заметным явлением в общественной и научной жизни России. – После снятия идеологического пресса навязанного безбожия острые проблемы взаимоотношения религии и науки остались – они заложены в логике развития и науки, и богословия. – Мне представляется, что суть проблемы вот в чем: мир и материя бесконечны по своей природе. Нельзя проникнуть до конца в строение атома, микрочастицы. Можно лишь двигаться к нужному знанию, открывая все новые и новые законы устройства этого мира. И точно так же нельзя проникнуть до конца в макромир. Одно поколение ученых сменяет другое, законы природы уточняются, совершенствуется язык науки, а вера остается одной и той же, Истина не подвержена быстротекущим изменениям времени, она открыта нам Богом. Ученый-естествоиспытатель ставит своей целью познание материи, открытие новых законов, и путь этот бесконечен. Познавать, вникать, открывать! Но я думаю, что каждый ученый рано или поздно, в той или иной форме задумывается о существовании Всевышнего. Собственно, в этом и есть главное различие между теми учеными, для которых это осознание становится явным, и теми, кто это ощущает лишь инстинктивно. В таком коротком интервью эту проблему, конечно, до конца не раскрыть... – Может быть, дело в том, что ученые-естественники не понимают богословского языка, а богословы часто не понимают, о чем идет речь в научных выкладках... – Это бесспорно. Потому и приносит такую большую пользу общение и дискуссия. Но я думаю, что в итоге все сводится к вере человека. А вопрос веры – это сугубо личный вопрос каждого. И как знать, может быть, многие мои коллеги когда-нибудь придут к вере. – Я хотел бы перевести нашу беседу в образовательную колею. Кстати, когда мы читаем документы истории Московского университета, мы можем отметить, что многие иностранные профессора, в частности немецкие, приезжая сюда, были удивлены: почему же в Московском университете нет богословского факультета. Шаги к этому предпринимались, в частности митрополитом Платоном (Левшиным) в XVIII веке. И мне хотелось бы знать вашу позицию. Церковь Святой Татианы – Сейчас существует точка зрения, что в наш университет должна вернуться теология. В принципе, это не чисто церковная наука, это – просто наука, которая изучается во всех западных и многих американских университетах, и вообще она имеет глубокое содержание. Ведь теология включает и изучение библеистики, филологии, философии, структурной лингвистики и искусствоведения. Эта наука трудная, не прогулочная. Известно, что она завоевала свое прочное место среди других научных дисциплин. Учитывая все это, было принято решение преподавать теологию на уровне бакалавра и магистра. И в ряде университетов такая работа идет. Защищены первые диссертации по теологии, утверждены поликонфессиональные образовательные стандарты по теологии.
Теперь дело светского или духовного образовательного учреждения готовить специалистов по этим стандартам. Если они готовят специалистов, удовлетворяющих этим стандартам, любое учебное заведение имеет право выдавать диплом государственного образца. Многие университеты России уже ввели у себя преподавание теологических дисциплин. Собственно говоря, вокруг этого сейчас и идет дискуссия.
У меня лежит записка от группы университетов о создании учебно-методического объединения по специальности теология. Я думаю, что в перспективе будет создано такое учебно-методическое объединение. Но в то же время хочу подчеркнуть, что этот вопрос рождается в дискуссии. Существует группа очень уважаемых ученых (к их мнению отношусь с уважением), которые считают, что достаточно предмета религиоведение. И достаточно апробированных стандартов преподавания этого предмета на базе философских факультетов. Наверное, религиоведение как образовательную дисциплину тоже надо как-то сохранить, потому что наука движется во взаимодействии и взаимопереплетении разных концепций и подходов. И мне кажется, что в будущем эта дискуссия должна выйти на какое-то соглашение, в котором бы нашли отражение эти точки зрения – и теология, и религиоведение. И как знать, может быть, потом возникнет единая дисциплина. Это покажет время и практика.
– Виктор Антонович, я хотел бы задать следующий вопрос о вашем взаимодействии с Православным Свято-Тихоновским Богословским институтом. Вас часто видят вместе с ректором института протоиереем Владимиром Воробьевым, известно, что вы дружите. Как вы относитесь к этому масштабному образовательному начинанию – ПСТБИ – не только как человек и ученый, но и как ректор МГУ? – Здесь, наверное, нужно вернуться немного к истокам. Вообще, новые явления последнего десятилетия потребовали многое пересмотреть и сформировать новые установки и новое отношение и в самом себе, и в Московском университете. Я имею в виду прежде всего возрождение в стенах МГУ храма Святой мученицы Татианы. – Это знаковое событие. – Да. Если говорить о себе лично, то я рос в селе. У нас была церковь, я крещен, родители верили в той мере, в какой могли верить крестьяне. Я знаю, что мой отец постоянно ремонтировал эту церковь. Она была лучшим зданием в селе. Я ходил святить пасху, причащался. С детства был воспитан в уважительном отношении к Церкви. Я стал ученым-естествоиспытателем со всеми своими убеждениями – мировоззренческими, философскими. Когда возникла тяга к воссозданию традиций и было решено возродить Татианинскую церковь, для меня этот вопрос был внутренне очевиден. Мне казалось, что в том современном духовном и мировоззренческом вакууме, грозящем сложными последствиями в воспитании, православная традиция должна сделать нашу молодежь лучше. Часть людей верит, другие могут прийти посмотреть, просто полюбопытствовать. Ведь в душе после посещения храма всегда что-то остается. Там можно организовать выставку, потому что Татианинский университетский храм является Патриаршим подворьем. Кроме того, нельзя забывать, что наш храм – это исторический и культурный памятник: в этой церкви отпевали Гоголя, Ключевского. Там наши корни. Этот вопрос был для меня очевиден, хотя такое решение не все сразу приняли. Дай Бог, чтобы это место в Московском университете оставалось духовным очагом.
Второй вопрос, который встал передо мной и Московским университетом, – это поддержка Свято-Тихоновского Богословского института. Когда он был создан, отец Владимир Воробьев, кстати, наш выпускник, физик, пришел ко мне, и из его рассказа я понял, что они без крова и без каких-либо средств для нормального существования. А цель, которую они перед собой ставят, – это православное образование молодежи. И оставаться в стороне от его просьб и наблюдать за тем, как институт гибнет, я не мог. Поэтому я поддержал их, предоставив по мере сил и возможностей кров и поддержку. Отношения у нас действительно очень хорошие. Многие наши профессора работают там, студенты посещают их лекции и семинары.
– Виктор Антонович, что бы вы хотели пожелать читателям газеты "Воскресная школа"? – Я хотел бы пожелать всем вашим читателям побольше светлых дней. Жизнь наша устроена так, что очень много тяжелых испытаний ложится на плечи каждого – служителей образования в особенности. И конечно, порой настроение от этого падает. Поэтому я хотел бы пожелать побольше светлых дней, удач и веры в лучшее будущее. Беседовал Алексей СоколовскийПо материалам сайта "Основы Православной культуры"
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |