Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Молодежь, дети / РЕБЕНОК В ХХI ВЕКЕ. Воспитание и развитие / Мальчики и девочки - отдельно. Иван Янковский

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – ОТДЕЛЬНО?

Смешанное обучение, как бомба замедленного действия
 
     Тысячелетиями мальчики и девочки воспитывались и обучались раздельно. Но в минувшем веке, в основном во второй его половине, был проведен грандиозный социальный эксперимент: школы стали переходить к совместному обучению полов. Сегодня, по прошествии нескольких десятилетий, пришла пора подвести итоги.

РАЗНЫЙ ПОЛ – РАЗНЫЕ МОЗГИ
 
     Некоторые ученые (например, Т. Хризман и В. Базарный), изучавшие высшую нервную деятельность, утверждают, что мозг у мальчиков и девочек функционирует по принципиально разным законам. Возможно, это суждение слишком категорично, но, во всяком случае, информацию представители двух полов воспринимают на самом деле неодинаково. Мальчики прежде всего ищут смысл и, ухватив его, готовы действовать. А девочки более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл «считывают» хуже.
 
     Скажем, одну и ту же общеизвестную сказку про Красную Шапочку мальчики и девочки слушают по-разному. Когда бабушка говорит: «Дерни за веревочку – дверь и откроется», мальчики остро реагируют только в первый раз, зная, что за дверью прячется Волк. Когда же эта фраза звучит во второй раз (Волк повторяет ее Красной Шапочке), девочки переживают еще сильнее. А у мальчиков реакция ослабевает, поскольку информация ими уже получена и ничего нового они не узнают.
 
     Какой из этого следует вывод, если мы обсуждаем школу? А такой, что мальчику меньше подходит прием «повторения и закрепления» материала. Его мозг не воспринимает повторов и автоматически «выключается». Недаром учитель обычно дергает на уроке именно мальчишек: «Иванов, я тебя спрашиваю! Ты что, не слышишь?» А он и вправду не слышит – отвлекся. Девочки, напротив, все прекрасно воспринимают и во второй, и в пятый раз. Они покорно повторяют, хорошо ориентируются в настроениях взрослых. А мальчик замыкается в себе, начинает комплексовать... Поэтому, говорят ученые, учителям лучше следовать принципу «девочке повтори, мальчика ободри».
 
     Но и подбадривать надо грамотно. Ведь мальчик во всем ищет смысл, и похвала, полученная им за работу, которая ему неинтересна или кажется бессмысленной, на него не действует. А девочке одобрение взрослых важно само по себе. Ее гораздо больше интересует общественное признание. Поэтому она охотней выполняет неинтересную работу просто ради того, чтобы заслужить похвалу. Не случайно «зубрилами» обычно бывают именно девочки.

     В современной школе, где господствует смешанное обучение, различия во внутреннем мире мальчиков и девочек практически не учитываются. Особенно от этого страдают мальчики

     Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли), символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи), символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость), символы победы (флаг, горн, крики «ура!»). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).
 
     Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные ему вещи. И наоборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоций, она проходит мимо: в одно ухо влетает – в другое вылетает.
 
     В современной школе, где господствует смешанное обучение, различия во внутреннем мире мальчиков и девочек практически не учитываются. Преподавание рассчитано на некое бесполое, усредненное существо. Особенно от этого страдают мальчики. Ведь педагоги у нас в основном женщины и потому психология девочек им все-таки ближе.

КРИЗИС МУЖСКОГО НАЧАЛА
 
     Конечно, у каждого человека свой, индивидуальный характер. Но есть типичные черты, тесно связанные с полом. И мальчикам свойственны одни черты, а девочкам -- другие. Мне вспоминается яркий пример. Мой старший сын очень плохо переносил детский сад, и я решила его устроить в маленькую частную группу, надеясь, что там он будет меньше болеть. И вот приходим мы к хозяйке мини-садика, знакомимся, беседуем. Все вроде бы ничего, только одна пятилетняя девочка с косичкой кажется мне немножко странной. Как будто бы нормальный ребенок – резвится, болтает, смеется. А впечатление неестественное. И лишь спустя пару дней я узнаю, что на самом деле это не девочка, а мальчик. Внук хозяйки мини-садика. Ей очень хотелось внучку, и, когда родился внук, она, не пожелав отказываться от мечты, стала одевать и причесывать его по-девичьи. Как вы, наверное, догадались, больше я своего сына в тот дом не водила. Страшновато доверять воспитание своего ребенка таким странным людям. Но речь сейчас не об этом, а о том, что даже в раннем возрасте половые отличия проявлены очень ярко, прежде всего – в рисунке поведения.

     Окруженные девочками-одноклассницами и женщинами-педагогами, мальчики легко перенимают женский тип поведения, становятся нерешительными, боязливыми

     Мальчики чаще всего бывают шумными, двигательно активными, азартными, смелыми, бесшабашными. Девочки более грациозны, ласковы, сдержанны, аккуратны, усидчивы. Естественно, воспитательный подход к мальчикам и девочкам в школе должен быть совершенно разным. Мальчику обычно бывает трудно высидеть целый урок, ему нужно давать возможность двигательной разрядки. Да и после урока мальчишке хочется сбросить напряжение, побегать, попрыгать, побороться с товарищами. А от него требуют, чтобы он вел себя чинно-благородно, как девочка, пишут замечания в дневнике, ставят плохие отметки, делают выговоры родителям. Поэтому понятно, почему в 95% случаев, по утверждению психиатров, так называемый школьный невроз развивается именно у мальчиков.
 
     Практически до самых старших классов (а порой и до окончания школы) девочки выше, крупнее и сильнее мальчиков. Девчонки часто колотят мальчишек, демонстрируя им свое превосходство. Психологически они тоже развиваются быстрее, опережая сверстников мужского пола минимум на пару лет. Одноклассники кажутся девочкам маленькими и неинтересными. Так в результате обучения в смешанных классах будущие жены начинают открыто презирать будущих мужей. Да и учатся девочки поначалу лучше мальчиков, поскольку берут за счет хорошего почерка, усидчивости и аккуратности.
 
     В современной школе мальчики оказываются психологически более уязвимыми. Они легко попадают под влияние, окруженные девочками-одноклассницами и женщинами-педагогами, легко перенимают женский тип поведения, становятся нерешительными, боязливыми. А у многих мальчиков еще и в семье нет мужского примера! В итоге будущий мужчина феминизируется, становится инфантильным, зависимым, безответственным, не может впоследствии стать главой семейства, настоящим авторитетом для своих собственных детей.
 
     Поэтому можно утверждать, что одной из причин «кризиса мужского начала», о котором сейчас часто говорят, в значительной мере является смешанное обучение.

ВЛАСТЬ СИЛЬНОГО ПОЛА
 
     Наверное, многие из вас наблюдали такую картину: женщина выговаривает подросткам за плохое поведение, а они и в ус не дуют или даже дерзят, но стоит только подключиться мужчине – сразу притихнут, почувствовав силу. Это особенность мальчишеской психологии.
 
     Вот что рассказала мне известный детский врач-психиатр Галина Вячеславовна Козловская:
 
     «Когда к нам обращаются с жалобами на неуправляемость, непослушание ребенка, мы всегда интересуемся взаимоотношениями в семье. Как правило, выясняется, что папа, даже при его наличии, исключен из воспитательного процесса. Мама выступает во всех ипостасях, а папа лежит на диване, смотрит телевизор и ни во что не вмешивается, не пользуется авторитетом. Ребенок в таком случае проявляет яркое неповиновение. Он хамит, дерзит, может даже набрасываться на мать, кусаться, рвать ее вещи. Так агрессивно он реагирует на то, что женщина пытается им командовать. В подобных ситуациях мы обычно рекомендуем матери поменять взаимоотношения в семье. Если она следует нашему совету, вдруг выясняется, что ребенок легко подчиняется отцу, хотя маму слушаться отказывался. Причем, как правило, такую реакцию дают именно мальчики. Они подсознательно чувствуют, что положение, когда командиром в семье является мать, ненормально, и бунтуют...»

     Раздельное обучение может способствовать существенному улучшению школьной дисциплины

     Аналогичную картину мы наблюдаем и в школе. Мариванна кричит-разрывается, а у мальчишки на его скучающей физиономии написано: «Да кто ты такая, чтобы на меня орать?» А учителю-мужчине часто даже голоса повышать не требуется: мальчишки и так его слушаются. Если же он вдобавок интересно ведет уроки, ему вообще смотрят в рот и ходят за ним табуном.
 
     Так что раздельное обучение (при условии появления в школе педагога-мужчины) может способствовать существенному улучшению школьной дисциплины.

МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН?
 
     Школа – место, где дети получают не только знания, но и социальные навыки. Очень многие установки, усвоенные в школьном возрасте, остаются у людей на всю жизнь. А теперь вдумаемся: какая основа взаимоотношений полов закладывается при совместном обучении? Удается ли воспитать у девочек уважение к мальчикам, а у мальчиков романтическое, заботливое, трепетное отношение к девочкам? Девочки не воспринимают мальчиков как сильный пол, потому что одноклассники-подростки физически слабее их. Испытывая давление, будущие мужчины либо подчиняются женщинам, становясь «подкаблучниками», либо занимают оборонительную позицию, считая девчонок своими врагами. С другой стороны, девочки, привыкнув возвышаться над мальчиками, начинают видеть в них существа низшего сорта. Так смешанная школа деформирует отношение мужского и женского начал в обществе.

     Во многих местах создаются не отдельные школы, а отдельные классы – для мальчиков и для девочек. На переменах и после уроков ребята общаются, а занимаются раздельно

     Не случайно все больше школ возрождают традицию раздельного обучения мальчиков и девочек. В Великобритании есть целые графства, вернувшиеся к испытанной веками системе. У нас тоже появляется такой опыт. В Москве, правда, подобных школ пока немного. А вот провинция оказалась расторопнее столицы. Например, в Республике Коми школ с раздельным обучением уже около пятисот! Кроме того, во многих местах создаются не отдельные школы, а отдельные классы – для мальчиков и для девочек. На переменах и после уроков ребята общаются, а занимаются раздельно. И учителя, и родители довольны результатами.

Татьяна Шишова , психолог и педагог


ЦИВИЛИЗАЦИЯ АМАЗОНОК
 
     Сообщение об успешном клонировании человека в конце 2002 года само по себе было настолько сенсационным, что мало кто обратил внимание на одну странную деталь. Вторая клонированная девочка родилась в «семье» лесбиянок. То есть мужчина ни на одном этапе не имел никакого отношения к происхождению этого существа женского пола. Клонирование впервые создает техническую возможность для построения цивилизации амазонок – общества без мужчин. Хотя и предыдущие достижения в области репродуктивных технологий – зачатие in vitro (в пробирке) и искусственное осеменение – уже сделали мужскую роль почти незаметной. Мужчина из мужа и отца превратился в анонимного донора.
 
     В то же время представительницы очень популярной на Западе феминистской философии давно уже говорят о «неполноценности» мужского пола как такового – женщины дольше живут, лучше приспосабливаются к окружающей среде, более коммуникабельны и менее агрессивны. Войны и насилие являются якобы порождением мужского начала. Поэтому элиминация (подчинение мужчин) приведет, мол, к долгожданному миру в обществе. Подходящим инструментом для этого может стать и клонирование.
 
     Более «скромные» представительницы гендерной философии призывают «только» к пересмотру основ религии, науки и политики. Все эти «мужские институты», по их утверждениям, до сих пор несут на себе печать насильственного подавления женского начала. Властительницы умов не скрывают революционного характера своего учения: так же, как социальные революционеры уничтожили монархию, гендерные революционерки призваны уничтожить последний пережиток традиционного иерархического общества – патриархию – преобладание мужчины в семье, государстве и церкви.
 
     Конечно, сознательно подобную философию исповедуют лишь самые эксцентричные представительницы интеллектуальных кругов. Но подобные взгляды вполне соответствуют психологическому настрою многих современных женщин, искренне не понимающих, зачем же все-таки существуют мужчины.

Иван Янковский


КРИЗИС МУЖСКОГО НАЧАЛА
 
     Книга известного британского психиатра Энтони Клэра «On Man: Masculinity in Crisis» («О мужчине: Кризис мужского начала») стала одним из главных английских бестселлеров 2001 года. Дискуссия вокруг этой работы до сих пор не затихает в научных и массовых изданиях, в интернете.
 
     Главный тезис вынесен в заголовок: по мнению автора, мы живем в дни, когда мужское начало находится в состоянии глубокого упадка. В качестве доказательства и демонстрации этого утверждения Энтони Клэр приводит многообразные данные из научной литературы, статистические сведения и клинические наблюдения. За последние тридцать лет резко выросло количество самоубийств и неврозов среди мужчин. Сильный пол теряет свои позиции в деловой сфере. Традиционная моногамная семья постепенно разрушается – роль мужа и отца в ней все больше ставится под вопрос. Современные исследования свидетельствуют о том, что это, в свою очередь, вызывает неприятные психологические, медицинские и даже экономические последствия для общества в целом.

     Кризис наметился не сегодня и даже не в 60-е годы XX века (время «сексуальной революции» и бурной эмансипации женщин). Его истоки следует искать в XIX веке – классическом столетии полного преобладания мужчин над женщинами в общественной сфере. Именно в то время место работы и место проживания резко разделились. Мужчина начал появляться дома лишь поздно вечером и уходить рано утром. Его участие в воспитании детей (в семье, а потом и в школе) стало незначительным, взаимоотношения с женой и другими домочадцами – примитивными. Из полновластного хозяина и любящего мужа в семье мужчина превратился в «добытчика». Все его жизненные интересы сосредоточились в сфере бизнеса. После этого (в XX веке) наступила эпоха эмансипации женщин. Они потеснили коллег мужского пола во многих профессиональных областях и тем самым лишили их последнего прибежища. Итак, мужчина ослабил свои позиции и в семье, и на работе.
 
     С другой стороны, в обществе, стремительно теряющем христианские ценности, жены перестали понимать, зачем им слушаться и любить мужей. Современная женщина, воспитанная на идеях эмансипации, привыкшая больше всего ценить независимость и вместе с тем способная себя обеспечивать, часто думает, что ей уже не нужен мужчина (разве что как временный партнер). Мужское начало переживает кризис…
 
     Энтони Клэр все же не считает, что положение так уж безнадежно. Он верит в силу традиции и убежден, что и сегодня роль мужчины как любящего хозяина, отца и мужа может быть сохранена и восстановлена. Для этого, однако, требуется духовное и даже религиозное переосмысление отношения к жизни.

Иван Янковский

По материалам сайта "Русский предприниматель"

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com