Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Культура / РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА / О чистоте русского языка в религиозном аспекте. Юрий Кищук

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел зимний номер № 53 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
О чистоте русского языка в религиозном аспекте
 
Представьте себе обычный город, ничем не выделяющийся из других пятничный июльский вечер. Дети, радуясь любой летней погоде как впрочем, и всегда, и в жару и в дождь играют на улице. Говоря о детях, я имею в виду тех игривых, весёлых, радующихся всему маленьких людей которые либо только начали ходить в школу, либо уже учатся «аж в пятом классе». Летние игры детей зачастую не сильно изменились за несколько десятилетий. Девочки также играют в классики, а мальчишки в футбол, когда же почти весь двор собирается вместе, то играют в прятки либо в казаки - разбойники.   
 
И вот снова лето - снова детские игры, и вроде бы ничего не предвещает ничего страшного, не считая забот для мамы, которой придётся стирать одежду юного исследователя, которая приобрела вид, характеризуемый детьми как «да, мы играли, и я случайно чуть-чуть замарал».  Но, вечером открыв окно, чтобы насладиться вечерней прохладой после удручающего дневного зноя, мы порою можем услышать не только весёлый смех детей, но и отборную нецензурную брань и что самое страшное - звучащую из уст этих же детей. Первое, что приходит на ум взрослому человеку после испытанного шока - «где же они этого набрались и от кого?!».
 
Вопрос довольно таки тривиальный, и не удивительным будет огромное количество как самих ответов на этот вопрос, так и вариантов что называется «развития сюжета» и, наконец, может быть предложено неимоверно большое количество мнений по поводу того, что нужно сделать, чтобы избежать в будущем самой причины повлекшей за собой возникновение подобных вопросов.
 
И.А.Стернин в своей статье «Социальные факторы и развитие современного русского языка» с научной точки зрения филолога-лингвиста показывает нам возможные причины, которые стали основанием для развития и «стабилизации» в языке наших детей нецензурной брани.  Он пишет: «Отмена политической цензуры привела и к исчезновению языковой цензуры, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики. Это связано также со смешением в массовом сознании понятий свобода слова ('говори, что хочешь') с понятием свобода речи ('говори, как хочешь'), что, разумеется, не одно и то же. Подобное смешение, существующее в настоящее время в повседневном сознании многих носителей языка, приводит к заметной и неоправданной либерализации отношения к нормам языка, и прежде всего - в сфере культуры речи и культуры общения. Значительно увеличилась в сознании людей степень публично допустимого в разговорной речи, сплошь и рядом используются слова и выражения, ранее никогда публично не произносившиеся, расширяется психологическая готовность носителей языка позволить себе 'речевые вольности' вплоть до грубой и нецензурной лексики. Увеличивается доля людей, считающих для себя возможным пренебрежительно относиться к нормам речевого этикета. Заметно увеличилась частотность использования обращения на 'ты' к незнакомым людям, особенно в крупных городах, наблюдается тенденция к формированию у людей мнения об 'условности' речевого этикета, его ненужности в современном общении. 'Свобода речи' заметно расшатывает систему тематических табу, существовавших в русском коммуникативном поведении - так, стали публично обсуждаться темы секса, противозачаточных средств, гомосексуализм и др.».          
 
Рассмотрев предложенные нам филологом причины появления столь гнусного явления как сквернословие мы всё же словно врачи только показали причину болезни больного. Но, для больного зачастую важна не сама причина болезни, а те последствия, которые может вызвать у него заболевание. Святитель Иоанн Златоуст писал: "...ужели ты не думаешь прогневать Бога, когда на трапезу Его (а уста наши и есть трапеза Божия, когда мы приобщаемся Таинства Евхаристии) приносишь слова, гнуснейшие всякого нечистого сосуда?".            
 
Сейчас часто стали говорить о некотором магическом действии слов, имён, названий, так вот именно в этом ключе говорил о сквернословии Епископ Варнава (Беляев): “Сквернословие - гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (Еф.5,4,5). От него стонет земля русская, им растлены души и уста великих философов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произносить вслух прекрасные слова, никак не могут справиться наедине, когда ничто уже не препятствует сдерживать себя... Есть растление тела, и есть растление души, и насколько душа превосходит тело, и поскольку слово есть самое ценное и высокое в человеке, отличающее его от скотов и уподобляющее Богу (Бог-Слово), настолько растление души и этого слова - великий грех в сравнении со всеми прочими. Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах древнего Востока, начиная с глубин сатанинских и темных бездн в честь Ваала, Астарты, Хамоса и проч. Причем этот порок и какое-то тайное, странное тяготение к нему стоят в прямой зависимости от того, насколько близко стоит человек к Богу. И если он отодвигается от Божества, то тотчас же начинает задом входить в область сатанину и приобретать эту скверную привычку - вместо Бога имя лукавого и вместо божественных вещей поминать срамное. Скверные чудовищные выражения суть на самом деле “священные” “молитвенные” формулы, обращенные к срамным демонам. Христианин! Употребляя их, кому ты служишь вместо Бога, кому молишься, что ты делаешь! Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не простую грубую шутку допускаешь, слова твои - не просто колебания воздушных волн. Но ты произносишь - хотя, несчастный, и не веришь - страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву! ...Ты делаешься, не зная и не хотя этого, колдуном, магом, чародеем”...
 
Действительно трудно противостоять нам разлагающему и стремительно разрастающемуся, словно злокачественная опухоль греху сквернословия. Врачи же всегда говорят пациентам о том, что заболевание легче предупредить, чем вылечить. Для нас и наших детей такими средствами укрепляющим нас и исцеляющим от страшной греховной болезни сквернословия являются таинства исповеди и покаяния. Ведь приступая к ним, с должным приготовлением, мы становимся способными восстановить с помощью Божией чистоту нашего сердца, которое уже не сможет служить источником для зловонного потока сквернословия, а будет только лишь чистым источником славословия и благодарения Богу.
 
Юрий Кищук
24.07.2007

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com