Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Культура / МУЗЫКА И СОВРЕМЕННОСТЬ / "Когда на сцену выходит духовно бедный человечек, ему нечего сказать людям". Памяти Елены Образцовой. Ирина Ахундова

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел весенний номер № 50 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
"Когда  на сцену выходит духовно бедный человечек, ему нечего сказать  людям".
Памяти Елены Образцовой
 
 

«Мечтаю петь в храме, чтобы быть немножко ближе к небесам»

Не стало королевы оперы Елены Образцовой. В 2004 году, 10 лет назад, во время нашего с ней интервью певица сказала, что весь следующий сезон будет у нее посвящен прощанию с ролью Кармен, что она уже договорилась с несколькими театрами России и зарубежных стран, которые объедет с прощальным туром. «Надеемся, это не прощание со сценой вообще?» - «Что вы, мне бы хотелось сперва умереть, а уж потом попрощаться со сценой...», - ответила певица. «Когда я молюсь утром и вечером, я всегда прошу: я хочу сначала умереть, а потом закончить петь», - так Елена Образцова сказала и в своем последнем интервью. Она умерла 12 января 2015 года в Германии, а 14 января попрощалась с родной сценой Большого театра, куда пришли сотни людей. Ей было 75 лет. 15 января 2015 года в 9.00 в Храме Христа Спасителя состоялось ее отпевание. Пение, отпевание… Она пела, ее отпевали. Так символично, что ее отпевали в главном храме России, символом которой она была и останется для людей из многих стран мира…

«Вы пели на всех основных сценах и концертных площадках мира, исполняли и духовную музыку. А приходилось ли петь в храме?», - поинтересовалась я у великой певицы десятилетие назад. «Нет, в православном храме еще ни разу не пела, - ответила она. - Представляю, какое это счастье. Мечтаю петь в храме и надеюсь, что это у меня еще впереди. Когда пела в концерте с хором Минина "Да исправится молитва моя" Павла Чеснокова, мне казалось, что я стала немножко ближе к небесам».

Она и при жизни жила не только земной жизнью, но и небесной. Ведь далеко не случайно, что среди малых планет Солнечной системы есть планета № 4623, названная ее именем. Планета «Образцова» открыта 24 октября 1981 года. Смерти нет. Просто душа певицы перешла в Вечность, откуда она будет продолжать светить нам и дарить минуты настоящего счастья – счастья слияния с Богом через музыку. Теперь она там – на небесах, куда уносились наши души, слушая ее неземной голос. Много лет я собиралась прийти к ней, чтобы взять новое интервью и спросить, сбылась ли ее мечта спеть в храме. Опоздала

Есть встречи, которые оставляют в твоей душе неизгладимый след. Ты благодаришь за них Бога и сокрушаешься, что они могли бы иметь продолжение, но что-то помешало… После смерти человека понимаешь, что эту гипотетическую возможность ты потерял навсегда… Бесполезно ругать себя… Просто хочется вспомнить о наших беседах с Еленой Образцовой в 2003 и 2004 годах, на память о которых у меня остался всего лишь один ее автограф, да и то предназначенный не мне… Благодарю Бога за встречу с женщиной, которая является цветом нации, нашим национальным достоянием, нашей гордостью.

«Если бы я была министром культуры, то ввела бы в школе урок классической музыки»

Из русских певцов, пожалуй, лишь Фёдор Шаляпин может считаться ее предшественником, блиставшим на оперном небосклоне среди звёзд мировой величины. Она работала с выдающимися дирижёрами, пела на лучших оперных сценах мира - в Большом и Мариинском театрах, Марсельской и Венской операх, «Лисео» и «Ла Скала», «Ковент-Гарден» и «Метрополитен-Опера». И в то же время Елена Васильевна играла в драматических спектаклях, пела джаз, вообще не боялась экспериментировать… Жаль, что она не стала министром культуры. 10 лет назад на мой вопрос, нужно ли прививать маленьким детям вкус к хорошей музыке, литературе, живописи, Елена Васильевна ответила: «Если бы я была министром культуры, то первое что сделала бы, обязательно ввела в школе не просто урок пения, а урок классической музыки. Еще сделала бы так, чтобы на уроке рисования дети не просто рисовали солнышко, кошек и домики, а чтобы изучали творчество художников».

С творчеством Елены Образцовой меня познакомила моя начальница по работе Татьяна Грекова, которая знала о любимой певице все, ездила из Харькова в Москву на многие ее концерты. На один концерт взяла и меня. Голос певицы заворожил, покорил. Я накупила ее пластинок, прочитала о ней множество статей и несколько книг. Но своим личным знакомством с Еленой Образцовой, которое состоялось осенью 2003 года в ее родном Ленинграде и потом имело продолжение в Москве, я обязана выдающемуся оперному певцу Зурабу Соткилаве.

Образцова и Соткилава доказали, что в России живут не кровопийцы

В 1966 году в Италии он стажировался в «Ля Скала». «Там жил врач-испанец, и мы пошли с ним на стадион футбол смотреть… два дня мы были вместе, а когда расстались, мне позвонил директор гостиницы, с которым я дружил. Испанец сказал ему: "Слушай, русский - какой хороший парень (для них и грузин, раз из Советского Союза, значит русский), а я думал, что русские - людоеды". В то время в Испании была такая пропаганда, что в России все кровопийцы», - рассказал мне Зураб Соткилава во время интервью. В том, что это не так, испанцы смогли убедиться, когда в 1970 году Елена Образцова и Зураб Соткилава стали первыми советскими певцами, выступившими на очень сложном Международном конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне. Они получили золотые медали и приглашение остаться в Испании.

Мое интервью с Соткилавой было опубликовано в журнале «Студенческий меридиан». Его прочитала одна из поклонниц и помощница Елены Васильевны, после чего меня пригласили освещать Третий международный конкурс молодых оперных певцов от газеты «Московская правда». Это был подарок от Бога, так как никогда прежде я не писала о музыке, да и журналистский стаж у меня был минимальный.

Это было в самом начале моего воцерковления, когда я ради «хлеба насущного» оставила научную работу по изучению любимого Достоевского. Душа страдала в то материально очень трудное время. Мы с мужем и маленькой дочкой бедствовали, но именно тогда начали происходить настоящие чудеса – каждое мое обращение к Богу заканчивалось потрясающими подарками – встречами, поездками, знакомствами. Таким подарком было знакомство с ученым Сергеем Капицей и режиссером Кшиштофом Занусси на греческом острове Родос, куда меня пригласили сотрудники Фонда Андрея Первозванного, такими были поездки в разные страны мира и встречи со многими выдающимися людьми нашего времени...

Но самым первым подарком свыше стала совершенно фантастическая поездка на III Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Конкурс проходил с 18 по 30 августа 2003 года в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, где я сфотографировалась и с Еленой Васильевной, и с ее подругой Валентиной Терешковой. И хотя я старалась не пропускать важные события конкурса, каким-то чудом еще успела побывать в музеях Пушкина и Достоевского, в других памятных местах Петербурга и даже увидеть знаменитого Чижика-Пыжика на Фонтанке. Но самым сильным впечатлением был, конечно, сам конкурс и беседа с Еленой Образцовой.

Несгоревший автограф Образцовой

Позже мне сказали, что тем интервью, которое кто-то снимал на видеокамеру (вот бы найти эту запись!) она осталась очень довольна. И я увидела открытую, умную, верующую женщину. Стала свидетелем прослушивания одной девушки, которую отец привез из провинции. Елена Васильевна очаровала меня и покорила своей любовью к Достоевскому… А потом было еще одно не менее интересное интервью.

В канун юбилея, который праздновался 7 июля 2004 года, Сергей Бирюков попросил меня взять у Образцовой интервью для газеты «Труд». Хотя, по словам певицы, она жила в самолете («Движение, полет - мое естественное физическое и духовное состояние»), мне крупно повезло: удалось «поймать» Елену Васильевну между гастролями в ее московской квартире в знаменитом доме со львами у Патриарших прудов. Это была большая удача и большая честь. Я делала первые шаги в журналистике, робела и не была еще «папарацци» с фотоаппаратом наизготовку. До сих пор жалею, что не осмелилась сфотографировать ее дома. Тогда она дала мне для публикации свое фото на фоне портрета покойного мужа Альгиса Жюрайтиса, которое попросила вернуть…

А мне так хотелось иметь что-то, принадлежащее певице, что я все тянула-тянула время, потом забыла про свое обещание… 29 января 2013 года это фото сгорело вместе с теми фотографиями, на которых мы с Еленой Образцовой и ее подругой Валентиной Терешковой позируем на торжественном приеме по окончании конкурса в Петербурге.

После пожара я все собиралась позвонить Елене Васильевне и попросить ее о помощи в организации благотворительного концерта для сбора средств мне как погорельцу и моему брату, которому нужна трансплантация почки. Я почти уверена, что Елена Образцова не отказала бы и сдержала свое слово, в отличие от молодого оперного певца, который пообещал нам передать часть средств от благотворительного концерта, но не дал ни копейки, использовав мою беду для пиара трех своих концертов… Бог ему судья.

Кстати, он должен был участвовать, но не приехал на тот конкурс в Санкт-Петербурге, которым Елена Васильевна осталась очень довольна. Был невероятно сильный состав исполнителей, потрясающие голоса... Интересно, что среди призеров был тенор из Бурятии Чингис Аюшеев, завоевавший Гран-при проводимого газетой «Труд» конкурса «Романсиада-2002». Чингис тогда вырвал победу у того самого певца, который много лет спустя обманул ожидания моего больного брата. Позже Елена Васильевна подписала певцу наше с ней интервью в журнале «Студенческий меридиан». Не знаю, почему я так и не передала ему этот журнал. Самое невероятное, что именно этот номер с фотографией и автографом великой певицы уцелел во время пожара. Это единственное, что у меня осталось на память от нее. 

«Каменоломни Елены Образцовой»

Так называлось интервью с певицей в журнале «Студенческий меридиан», который найти сейчас проблематично. Надеюсь, что читателям будет интересно прочитать отрывки из нескольких моих бесед с Образцовой.

- Елена Васильевна, наверное, членов жюри конкурса  можно сравнить с  золотоискателями? Ведь в надежде найти  несколько  драгоценных голосов они  вынуждены  прослушивать десятки певцов.

- Бывает труд и потяжелее. Очень много лет назад я оказалась в поезде с двумя женщинами и каким-то дядькой, у которого были просто страшные руки. Он был, мягко сказать, некрасивый, и я боялась - как это мы будем с ним ночевать в одном купе - прямо страсть Господня. Женщины меня узнали: «Ой, Елена Васильевна, расскажите, как живете...» Я стала жаловаться: семью не вижу, с ребенком не общаюсь, все время в дороге, уезжаю-приезжаю, смена климата, часовых поясов, бесконечные репетиции - тяжело, очень тяжело... А дядька сидел-сидел, потом пауза какая-то у нас образовалась, и вдруг он как скажет: «А в каменоломнях поработать не хотите?» И все сразу стало на место! Это был первый серьезный урок, который я получила «по жизни».

- А второй урок?

- У меня были жутчайшие, адские мигрени (видно, последствия  голодухи в блокадном Ленинграде). Однажды, когда меня уже прикрепили к кремлевскому лечебному управлению в Москве, я вызвала на дом врача сделать мне уколы (было повышенное давление). Приехала такая мощная тетка... А я лежу на диване и причитаю: «Господи, за что Ты мне дал такие страдания? Никогда я не делала людям зла...» Вдруг она руки в боки: «Ах ты, бесстыжая баба!» Я чуть не упала с дивана: «Что это Вы так со мной разговариваете?» Она: «Да знаешь ли, что люди годами кричат в больницах от боли, а ты через два-три часа проорешься - и все пройдет! Всегда, когда что-то болит, говори: «Господи, спасибо, что только это!». Это был мой второй жизненный урок. Между прочим, после визита той женщины у меня мигрени как-то стали проходить...

- Далеко не каждый человек может сказать  о себе во всеуслышание так, как Вы в своем стихотворении: «Я грешница великая…»

- Да это просто долг православного христианина - ясно  осознавать, в чем виноват перед Господом. А Бог всегда в нас, как любит повторять один очень хороший проповедник, отец Антоний из Лондона. Кстати, это человек совершенно потрясающей судьбы: жил в Париже, был процветающим хирургом и однажды услышал голос, призывавший уйти от мира. Год провел в лесах, потом вновь услышал голос: «Ты должен поступить в духовную академию». Теперь он ведает всей Русской Православной Церковью в Англии. Я влюбилась в его проповеди, они все у меня собраны.

- Ваша жизнь  наполнена множеством  интереснейших  событий.

- Надеюсь, что так будет и дальше! После Мадрида я успела  выступить с концертами в Екатеринбурге, Челябинске, Ташкенте. В Венгрии спела «Пиковую даму» в концертном исполнении. После двухнедельного перерыва поеду в Японию в Летнюю школу, в которую езжу уже много лет давать мастер-классы. В сентябре запланирована поездка на Дальний Восток, куда я повезу лауреатов своего конкурса. Мои концерты пройдут во Владивостоке, Уссурийске и Хабаровске. В октябре - начале декабря, как всегда, выступаю с концертами и мастер-классами по всей Японии. В конце декабря пою в московском Доме музыки джаз с Игорем Бутманом. Планов много. Я задумала грандиозный фестиваль искусств в Петергофе - по образцу Зальцбургского. Хочу возродить петергофский Оперный дом и пригласить на постановку Дзеффирелли.

- С Франко Дзеффирелли вы делали «Сельскую честь» в театре «Ла скала» и фильм по этому спектаклю, после чего он сказал, что в его жизни было три открытия – Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова.

- Я счастлива, что он  обо мне такого мнения, и молюсь, чтобы состоялась новая наша  работа – игровой фильм. Франко  уже несколько раз звонил мне, говорил, что ищет сюжет.

«Даже пауза должна быть такой, чтобы публика не искала в кармане номерки в гардероб», или Конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой

- Как Вы успеваете заниматься еще и вашим детищем? На первые два тура третьего конкурса билеты для публики были бесплатные. Это был щедрый подарок любителям пения. Учредители конкурса - Комитет по культуре Санкт-Петербурга и Культурный центр Елены Образцовой. А государство помогает?

- Ну, хоть бы рубль дало государство, помогло бы мне! Я  хожу с протянутой рукой и прошу у спонсоров деньги. И  до последней секунды никогда  не бываю уверена, что конкурс состоится. Но так же нельзя! Я же делаю это не для себя, а для молодежи, для ее профессионального роста, для того, чтобы великие музыканты поделились с ней опытом. Я всю жизнь работала на самых великих сценах с самыми великими дирижерами, режиссерами, певцами, очень много знаю и хочу передать молодежи свои знания. И даже не могу найти людей, с которыми могла бы поговорить на эту тему. Секретарши меня не пускают к ответственным начальникам в кабинет! Я удивлена. Оказывается, никому не нужны ни мои знания, ни мое желание что-то сделать. Страшно обидно, что мне, прожившей всю жизнь в России, ей служившей, никто не хочет не только помочь, но и выслушать. Практически все заработанные мною средства уходят на проведение конкурса, на реставрацию двух залов, расположенных в доме № 65 на Невском проспекте. В Москве тоже учрежден Центр поддержки музыкальных талантов Елены Образцовой. Правительство Москвы помогло в расширении здания картинной галереи Александра Шилова. Мы, как и Шилов, подаривший свои картины городу, тоже патриоты. Но, к сожалению, наш конкурс не имеет поддержки властей и существует благодаря спонсорам. Нет на планете ни одного ведущего театра, в котором бы не пели наши певцы, обладающие уникальными голосами. Но мы хотим, чтобы их мастерство стало еще выше. Поэтому будем приглашать на мастер-классы крупнейших певцов современности, профессоров, преподающих иностранные языки.

На конкурсы вокалистов в Петербург в качестве членов жюри приезжали самые великие певцы на свете - Джоан Сазерленд, Рената Скотто, Федора Барбьери, многие другие выдающиеся певцы и музыканты из США, Италии, Австралии, Японии, Германии, Румынии, Франции, конечно, и из России и Украины. Благодаря этому на конкурсе не было ни одной ошибки: все исполнители, получившие премии, пошли в большую музыкальную жизнь. Это Ильдар Абдразаков, Любовь Петрова, Айк Мартиросян, Михаил Казаков, Марина Поплавская, Михаил Штода, Ирина Лунгу, Татьяна Мазуренко, Эдуард Цанга, Методие Бужор...

- Что бы вы посоветовали молодым людям, посвящающим себя пению?

- Может, кому-то это покажется  странным, но я бы посоветовала  не сосредоточиваться на одном  вокале. Нужно жить полнокровной  жизнью, прочувствовать ее, впитать  в себя ее радости, печали - любить, страдать, ненавидеть. Нельзя лежать  на мягкой перине и ждать  приглашения на оперный  спектакль  или камерный концерт... Когда  на сцену выходит духовно  бедный  человечек, не знающий истории, литературы, живописи, мировой музыки, не знающий  самой жизни, - ему нечего сказать  людям. Даже пауза должна быть  такой, чтобы публика не искала  в кармане номерки в гардероб, а ждала, что ты дальше скажешь. В паузе мы продолжаем жить  в образе, вести внутренний монолог... Певческий дар - свыше. Когда Господь  дает голос, Он ждет от нас, чтобы мы еще многому  научились. Иначе то, что поем, нельзя назвать  музыкой - так, голые ноты.

«Я прочла всего Достоевского и полюбила его»

- Как-то вы признались, что главный художник Большого  театра, чрезвычайно интересный человек Вадим Рындин открыл  вам Достоевского с его необыкновенными историями жизни человеческой души...

- Да, он приносил мне  его книги в определенной последовательности - сначала «полегче», потом более глубокие по философскому содержанию. В результате я неоднократно прочла всего Достоевского и полюбила его.

- Наверное, не случайно одна из «коронных» ваших работ - роль Бабуленьки в опере Прокофьева «Игрок», написанной по одноименному роману Достоевского?

- Да, это одна из самых  любимых моих ролей - очень яркая, сочная. Я обычно представляю себе в этом образе Достоевского великую актрису Фаину  Раневскую. Бабуленьке не жалко миллионов, просаженных в казино, потому  что она хоть азартный, но не  алчный человек. Ведь на оставшиеся  деньги она строит церкви...

- В своей книге  известный режиссер Борис Покровский сказал: «Будь я монархом или президентом - запретил бы все, кроме оперы, на три дня. Через три дня нация проснулась бы освеженной, умной, мудрой, богатой, сытой и веселой». Конечно, это гиперболический образ, хотя мысль понятна: классическое искусство способно духовно поднять людей на добрые дела. Интересно, а вы что сделали бы на месте гипотетического монарха?

- А я сначала накормила бы всех старух и стариков. Отдала бы должное людям, которые  верили в коммунистическую  утопию, положили на ее алтарь всю  свою честно прожитую жизнь - как  мой отец, который не столько  жил, сколько работал во имя  будущего. И я любила отца за это…

«Слава Богу, что умерли мои родители!»

- О чем болит  ваша душа?

- Сейчас многие думают о разделе власти, земли, влияния. А кто будет думать о наших  стариках, которые прожили сложнейшую  жизнь, а сейчас вообще не знают на что жить? Я вам скажу самую страшную вещь - слава Богу, что умерли мои родители! Я счастлива, что они не дожили до времени, когда у них разрушились бы идеалы, мечты, их вера в Россию, которой они служили. Они воспитывали меня на классической музыке в то время, когда по телевидению и радио шли прямые передачи классической музыки из лучших концертных залов. Сейчас людей все больше захватывают деньги, коммерция. Они не думают о том, что оставить будущему поколению. И те родители, которые сейчас вырастают без классической музыки, не смогут передать эти сокровища своим детям.

- Как человеку  добиться того, к чему он стремится?

- Только трудом и упорством. Что бы я ни задумала в  жизни, обязательно добивалась, потому  что если наметила цель, меня  уже не сбить с пути. Такова  и моя дочь, которая с детства  мечтала петь, а я поначалу  сопротивлялась - ведь это каторжный  труд... А она стала-таки отличной  певицей. Это в ней мамино: идти  напролом, вопреки всему... Хоть она  была, как все дети, и хулиганка, и безобразница. Зато с пяти  лет знала весь репертуар  студенток  консерватории, которые приходили  ко мне домой заниматься, - сидела  под роялем и слушала все  наши уроки. Читательница она  тоже запойная, глаза себе этим  испортила. Французскую классическую  литературу знает, по-моему, чуть  ли не наизусть.

«Вслед за оперой осваиваю джаз»

- Вы в жизни многое перепробовали - музыка, поэзия, театр... Долго взвешиваете, прежде  чем отдаться новому увлечению?

- Меня словно кто-то  ведет по жизни. Я иду-иду-иду  привычным путем, вдруг бах - в  дом попадают книги, предположим, по восточной философии, и я  неожиданно для самой себя  начинаю увлекаться Востоком, писать  стихи в восточном духе, ходить  на выставки восточного  искусства... Или потом вдруг бах - театр  Виктюка. Время от времени Роман Виктюк начинает репетировать со мной «Венеру в мехах» и «Не стреляйте в маму» - спектакли, которые мы уже играли. Репетирует - потом бросает, снова репетирует - снова бросает...

- Елена Васильевна, мне посчастливилось видеть Вас в драматическом спектакле Виктюка по пьесе Р. Майнарди «Антонио фон Эльба».

- Да, я играла Амалию - стареющую оперную примадонну, влюбленную в молодого человека. А однажды я увлеклась джазом. Пела зонги Курта Вайля, которые очень близки по духу к мелодике мюзикла. И через этот стиль я вдруг вошла в джаз, ощутила его не просто как развлекательную музыку, а как проявление негритянского религиозного сознания. Хороший джаз - это земное и божественное одновременно. Как, впрочем, всякая настоящая музыка. Я была счастлива встречаться с джазовой публикой. Я пела с саксофонистом Игорем Бутманом в Большом зале филармонии в Ленинграде. Мы исполняли Гершвина, Керна, Эллингтона - джазовую классику 20-30-х годов.

«Пиковая…» Графиня

В 2003 году, когда отмечалось 40-летие творческой деятельности певицы, мне удалось побывать на опере Чайковского «Пиковая дама» в Большом театре. Ее Графиня - это шедевр! Графиню она спела в самом начале своей карьеры - двадцатипятилетней. Сорок лет назад веселая, молодая, красивая девушка вдруг - как по мановению волшебной палочки - превращалась в «осьмидесятилетнюю каргу» - отжившую свой век и отлюбившую Московскую Венеру. Но певица и в 75 лет выглядела прекрасно. Как поражала она зрителей своей способностью на наших глазах - часто без грима и костюма, в концертном платье - превращаться в опирающуюся на клюку старуху с трясущимися руками и подергивающейся головой. По словам певицы, она сама делала роль Графини, ни с кем не хотела ее делить. Создавая на сцене этот сильный трагический характер, Образцова внутренне становилась такой старой, что ей «хотелось даже молодиться».

Елена Васильевна рассказывала: «Потом я целую неделю приходила в себя, у меня дрожали руки, ноги. - Когда Чайковский писал сцену смерти Графини, у него волосы дыбом стояли - так ему было страшно. И он рыдал. Вот такое ощущение должно быть и у людей в зале. Волосы дыбом!..»

Она находила свое авторство в способе существования на сцене. Графиню она представляла не умозрительно, а чувственно и никогда не пела ее просто так. «Бесконечные ассоциации! Графиня вспоминает свою молодость, жизнь в Париже. И, вспоминая минувшее с его чередой балов и любовных историй, начинает петь французский романс из эпохи маркизы Помпадур, уходя в золотой сон своей молодости», - говорила Образцова, которая находилась в постоянном творческом поиске способов существования на сцене. Она не уставала удивлять нас своими открытиями, представляя даже давно известные работы как некую увлекательную и захватывающую тайну.

Вот что певица рассказала о своих гастролях в Мадриде, где в оперном театре «Реал» она не раз вместе с Пласидо Доминго участвовала в спектаклях «Пиковая дама»:

- В мадридский «Teatro Real» эту громадную постановку перенесли из Лос-Анджелеса. В ней мы с Доминго придумали новшество (впервые за все 40 лет моей творческой деятельности!): когда Графиня поет свою песенку, она возвращается во времена своей молодости и, засыпая, остается там. В Германе она видит очередного любовника, который просит ее о любви. Она с ним танцует, и в танце возрождаются ее молодость, ее мечты о любви. Но он говорит: «Вы старая, и жить недолго вам». Тут Графиня понимает, что это тот, кто пришел за ее жизнью, за тайной трех карт, от него она должна погибнуть, его она ждет с ужасом всю жизнь. Осознав это, она умирает, а Герман, поняв, что со смертью Графини ушла тайна трех карт, на которые он поставил всю свою жизнь, сходит с ума. Он хватает мертвое тело Графини и, танцуя с ним, повторяет: «Она мертва, а тайны не узнал я». Это так страшно!..

- С дочкой дуэтом поете?

- Мы много раз давали  совместные концерты - в Ленинграде, Ярославле, Мадриде... Она - замечательная исполнительница музыки барокко. Кроме того, и в опере поет, у нее много ангажементов с Монтсеррат Кабалье. Лена живет в Испании. Очень скучаю по ней и внуку, но из России никогда не уеду. Если уж раньше не уехала, то теперь и подавно. За рубежом, бывает, встречают и более восторженно, но по глубине чувствования музыки наш слушатель, наверное, не имеет себе равных.

- С русскими  партнерами вам, видимо, комфортнее на сцене?

- Конечно. Потрясающими партнерами были Володя Атлантов, Евгений Нестеренко, Юрий Мазурок, Тамара Милашкина. А какая певица - Ирина Архипова! Авдеева, Леонова, Никитина - у нас в Большом была удивительная меццо-сопрановая группа.

- Ваш внук собирается  продолжить музыкальную  династию?

- Вы представляете, у него совершенно нет слуха! Одно время  он очень хотел стать ветеринаром, но к 16 годам увлекся спортом - футболом и карате.

- Много лет нет на свете вашего супруга – дирижера Большого театра Альгиса Жюрайтиса. Время врачует боль или обостряет?

- Нет, оно ничего не  изменило в моем чувстве: я как любила Альгиса, так и люблю. Он был необыкновенным человеком, мужчиной... Элегантным, страстным, нежным. Как прекрасного музыканта его до сих пор вспоминают многие вокалисты, оркестранты.

- Что помогает вам постоянно находиться в форме?

- Приходится сидеть на белковой диете: мясо, рыба, морские продукты, яйца, салат, чуть-чуть сои и ананас. Вот и все, что я ем. Ну а дополнительные физические нагрузки артисту, постоянно работающему на сцене, просто не нужны: там и без того сумасшедшая отдача энергии.

- Какую главную  мудрость вы вынесли в своей  жизни?

- А никакой другой мудрости, кроме любви к людям, к Божьему  миру, и нет. Ты просыпаешься утром  и видишь небо, солнце, дождь, деревья, цветы, и в тебе это вызывает  восторг. Ты странствуешь по разным  городам, поешь и слушаешь музыку, смотришь великую живопись, читаешь  талантливые книги, восхищаешься  старинной архитектурой - все это  тоже любовь к творениям рук  человеческих. В любви к детям, мужчине, другу - самая большая мудрость.

 
Фото из архива Елены Образцовой
 
Прислано автором 15 января 2015 специально для сайта "Россия в красках"
 
 
 



[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com