Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Культура / МУЗЫКА И СОВРЕМЕННОСТЬ / Виктор Попов – реставратор души, или Рождественский грустный апельсин. Ирина Ахундова

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 52 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Виктор  Попов – реставратор  души, или Рождественский грустный апельсин
 
Еще два месяца назад я ничего не знала  о Викторе Попове, авторе-исполнителе  замечательных песен, лирике, философе и психологе в одном лице. Как композитор он работает в таких жанрах, как классическая авторская песня, актерская песня, романс, шансон, бард-рок. (Не путайте Виктора Алексеевича Попова с Виктором Сергеевичем Поповым – основателем, художественным руководителем и главным дирижёром Большого Детского Хора Российской государственной радиокомпании «Голос России».)
 
 
Виктор Попов (в центре), его жена Наташа и Кирилл Модестов
 
Виктор  Попов родился в Москве 12 января 1959 года. 14 января 2011 года в музее Маяковского его сольный концерт «День рождения в кругу друзей» станет прекрасным подарком для всех, кто придет сюда отмечать Старый Новый год. Встреча с этим автором для меня, например, стала одним из значимых событий ушедшего 2010 года. Побывав всего на одном его концерте, я уверена, что круг его друзей будет все шире и шире.
 
Наверняка, кто-то из зрителей попросит Попова исполнить песню «Кубок голубой» на стихи А. Морозова Я пью грузинское вино, душистое как мед..., так как песни по заявкам зрителей – особенность концертов Виктора. Может быть, именно с нее и начнется праздничный концерт.

«Я  пью грузинское вино душистое, как мед. // Встречать вином заведено не новый Новый год. <…> // Поднимем кубок голубой с резьбой прожилок // За все года, что мы с тобой вдвоем прожили, // За дни, что выпиты до дна из горькой чаши, // За жизнь, которая одна, – и только наша. // За наших нынешних друзей и прошлых тоже, // За всех, кого наш «дом-музей» вместить не может, // За тех, кто с горечью в очах молчит щадящее // И сохраняет наш очаг, едва дышащий».

Эти строки я пишу в день рождения автора-исполнителя. Все праздничные дни я слушала 7 из 11 его дисков. И это было поистине новогодним и рождественским чудом – чудом открытия таланта, чудом общения с высокой поэзией и прекрасной музыкой, чудом возрождения надежды на лучшее будущее. А моим гидом в этом удивительном путешествии был «Ангел в светлой паутине». Именно эта строчка из стихотворения Мандельштама чаще других всплывает в памяти. А еще постоянно вспоминаются Ангел Лермонтова и «Два ангела» Ивы Афонской Ночь бархатом небо одела...: «Душа, чем ты больше болела, – // Тем более свет над тобой. // Два ангела – чёрный и белый – // С рожденья даны мне судьбой».

Сам же Виктор Попов ассоциируется для меня с реставратором человеческой души. В его песне «Марта» на стихи Л. Губанова художник-реставратор приезжает в «дивный Новгород соборов и церквей».

«За душою ни наследства, ни кола. // Я, как  Новгород, – в одних колоколах. // Марта – девочка затопленной Руси, // Не бросай меня, открой меня, спаси! // Я, как Новгород, крестами теребя, // Буду зовом, буду звоном для тебя… // Ты смеялась, ты сказала – жду, пиши… // Смято сердце реставратора души. // За душою ни молитвы, ни креста, // А они неумолимы, поезда».

Герой «реставрирует по фрескам прошлый век». У Попова, в отличие от него, за душою и молитва, и крест, а главное – он «реставрирует» наши души и сердца, истерзанные сомнениями и страстями, изувеченные и замерзшие от одиночества и безлюбовья, уставшие от предательства близких и клеветы завистников. Сколько таких душ успел он «реставрировать» за те годы, что пишет музыку? Уверена, что его песни способны врачевать сердца, излечивать потаенную боль, которая истаивает невольными слезами, размягчать и делать добрее душу, которая перестала верить в любовь.

Никто не знает, сколько очерствевших, унылых душ проснулись на его концертах, встрепенулись, как воробышки, и  увидели, как прекрасен этот мир. Мир, в котором, действительно, много боли, страдания, скорби (куда от этого денешься?), но много и радости, веры, любви и надежды! Прежде всего, надежды на то, что Бог услышит и пошлет нам Любовь, которая одна может спасти в этом грешном, часто жестоком и неблагодарном мире.

«Плывет с нами Спас на Крови, // Устав от былых потрясений. // О, Господи, дай нам любви, // Иного не надо спасенья!» – так заканчивается песня Виктора Попова «Спас на Крови» на стихи А. Сарлык Стоишь, прислонясь к косяку.... Эти слова может повторить любой из нас, потому что любви всем и всегда не хватает, а некоторым она вообще не дается. А некоторым дается, но они добровольно отказываются от нее, как отказываются от Бога, Который есть Любовь, Который один может спасти нас в этой жизни, но Которого почему-то не каждая душа может вместить.

О Евангельской истине возлюбить ближнего как самого себя напоминает Попов  в песне «Каталочка» на стихи А. Витакова (Кати каталочка, кати по холоду...): «Любите друг друга! Любите друг друга! // Пусть даже удачи следы замело. // Чем больше настудит вселенская вьюга, // Тем больше мы ценим любимых тепло…»

«Любите друг друга – и присно, и ныне, // Любви нашей струны порваться  вольны, // Но чтобы исполнить каприс Паганини, // Достаточно даже последней  струны», – утверждает герой «Каталочки», а значит, есть надежда на то, что пока не порвана последняя струна моей души, ее музыку услышат те, для кого она предназначена…

Песня «Каталочка» потрясла и мою подругу Галину Алексееву, открывшую для меня творчество Виктора Попова, приближение к которому помогло ей в свое время преодолеть творческий кризис. Дело в том, что Галина – талантливый писатель, ученица Анатолия Приставкина. Но после вышедшей в Белграде замечательной книжки «Окрыли свое сердце любовью» наступила пауза, и Галя думала, что уже, наверное, иссякла ее муза, ведь уже два года она ничего не пишет. С Виктором Поповым она была знакома давно. На даче у общих друзей Тоскиных она не раз встречала Новый год вместе с Виктором и его женой Наташей. Летом на днях рождения Наташи они что-то мурлыкали под гитару… И вдруг в руки Галины неожиданно попадают диски Виктора «Ключи от рая» и «Музыка дождь», которые стали настоящим откровением.

«В  странном, каком-то безразличном состоянии, ставлю диск, слушаю, слушаю… и наслушаться  не могу, – вспоминает Галина. – В невесомости, согревающей душу, провела два дня, и вдруг все мысли, наблюдения, сюжеты собственной жизни переплелись, и родилась новая пьеса. Слушала Виктора Попова и писала, словно под чью-то диктовку, – рука еле успевала записывать». В сюжет пьесы «Человек птичьего рода» вплетались судьбы персонажей песен Попова. Под его негромкий голос и чарующие простотой и изысканностью мелодии, словно убаюкивающие душу, пьеса была написана всего за пять дней. Галя позвонила жене Виктора Наташе: «Спасибо! Приезжай за плодом коллективного творчества». Главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров сказал: «Давно не читал такой наполненной современной пьесы. Видно, богатый внутренний источник у тебя». «Еще какой!», – ответила она и подарила ему диски Попова.

Странно, что его творчество стало для  меня открытием лишь в конце 2010 года. А ведь у него вышли уже такие  альбомы, как «Серый конь моих глаз» и Детство Руси» (архивные записи начала 90-х годов), «Любви старинные туманы» (на стихи Пушкина, Лермонтова и поэтов Серебряного века, 1996), «Любите друг друга» (1997), «Я на исповедь к вам...» (2001), «Хранитель мой» (2004), «Музыка дождь» (2006), «Ключи от рая» (2007), «От Рождества до Рождества» (2008), «Бродячий театр» (2010) и «Заресничная страна» (2010).

Альбом, названный цветаевской строкой  «Любви старинные туманы», слушаю, обложившись книгами, с ностальгией по ушедшей юности, когда засыпала с томиком Цветаевой под подушкой. Слушаю ее «Бузину» и «Бессонницу», которую сама пела когда-то под гитару: «Вот опять окно, // Где опять не спят. // Может – пьют вино, // может – так сидят».

Господи, как давно я не перечитывала стихи  Пушкина («Элегия», «Свободы сеятель  пустынный», «Гимн чуме» из «Пира  во время чумы»), Лермонтова («Ангел летел»), поэтов Серебряного века. «Я не звал тебя» и «Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Девушка пела в церковном хоре...» Блока, «Поэма без героя» Ахматовой – не могут надоесть! Конечно, это не вся поэма, а созданная автором композиция, начинающаяся и завершающаяся стихотворением «Ночное посещение» из цикла «Полночные стихи». Сколько женщин увидят себя в немного измененных Поповым ахматовских строчках: «Я зажгла заветные свечи, // Чтобы этот светился вечер, // И с тобою, ко мне не пришедшим, // Этот Новый встречаю год»?

Не  удивительно, что в последние  годы Виктор Попов является одним  из самых востребованных авторов, участвует  во всех песенных форумах, отечественных и зарубежных фестивалях либо как член жюри и руководитель творческих мастерских, либо как почетный гость.

География его поездок по стране очень широка. Он активно концертирует и за рубежом – в Болгарии, Польше, Германии, Франции, Эстонии, Черногории, Испании, других странах. В далекой Мексике Попов пока не выступал, но не исключено, что и там скоро будет звучать его гитарный перебор и проникающий в самую душу голос.

В канун католического Рождества  я подарила его диск «От Рождества  до Рождества» любителю бардовской песни  Хосе Луису Флоресу, филологу, выпускнику МГУ, специалисту по творчеству Достоевского, Президенту Мексиканской Ассоциации Русского Языка (Asociación Mexicana del Idioma Ruso - AMIR). Ассоциация уже 6 лет занимается распространением русского языка и русской культуры, организует конкурсы русской поэзии, лекции, вечера и выставки, посвященные русской культуре. Среди совместных проектов, которые Ассоциация планирует провести совместно с фондом «Русский мир», возможно, будут и творческие вечера Виктора Попова.

Благодаря своим композиторским и исполнительским  способностям он создал уникальную, не имеющую аналогов музыкальную антологию русской поэзии. Его поклонники заново открывают для себя стихи Пушкина и Лермонтова, Блока и Маяковского, Ахматовой и Цветаевой, Мандельштама и Гумилева, Бунина и Бродского, Левитанского и Чичибабина (выступления двух последних поэтов я имела счастье слышать в Харькове).

Чем хуже на душе, чем чаще нужно припадать  к такому источнику, как творчество Попова, знакомство с которым –  это подарок судьбы, это карнавал, расцвечивающий наши серые будни, это  бокал розового искристого шампанского, которое бодрит душу, заросшую плесенью и болотной тиной. Это и «новорожденный январь», и невыразимый «шалый март», это та гуща жизни, в которой есть «бокала водоем», снег в проводах, мощный гул колокольного звона, тончайшие кружева гитарного перебора, волшебные мелодии, сплетенные из звуков флейты, гобоя, альта, скрипки, виолончели… Иногда звучат гусли, губная гармошка, синтезатор, бас-гитара, блок-флейта… Мелодии завораживают, и вот уже «мурашки» бегут по спине, пробуждая в душе самые светлые и высокие чувства.

Виктор Попов сродни старателю, золотоискателю, который в поисках крупинки драгоценного металла перелопачивает тонны чужих  стихов. И какое нужно иметь  терпение и чутье, чтобы расслышать в немом, казалось бы, стихе живущую  и рвущуюся наружу мелодию? Дон Аминадо, Е.Евтушенко, О.Чухонцев, Ю.Мориц, Л.Болдов, М.Мещеряков, Г.Данильева, И.Алексеева, Д.Коротаев, А.Кабанов, С.Максимова, А.Смогул, А.Морозов, М.Махова, Д.Быков, С.Корычев, А.Сарлык, И.Царев, А.Шацков, И.Доминич, А.Витаков, А.Ковалева, Е.Исаева, И.Хариф, Ива Афонская, Д.Гагуа, Ю.Лорес, М.Басин, О.Залесская, И.Жук, А.Земсков, М.Свищев, Т.Кибиров, Г.Григорьев, С.Менделеева, Л.Филатов – вот авторы, стихи которых при огранке «ювелиром»-Поповым превратились в настоящие драгоценные камни.

Виктор Попов – лауреат Грушинского фестиваля (1991, 1996), дважды лауреат Московского фестиваля, победитель Московского фестиваля шансонье и многих других. Его песни – словно жемчужины в ожерелье или яркие бусины, нанизанные на тонко сплетенную музыкальную нить. В том, что каждая песня является маленьким моноспектаклем, а концерт в целом – театральным песенным действом, «виноваты» образование и профессия театрального режиссера, наложившие отпечаток на песенное творчество Попова. Виктор Алексеевич окончил Московский институт культуры и пятнадцать лет отдал работе режиссера в народных театрах Подмосковья. Им поставлены спектакли по пьесам «Смотрите, кто пришел» В. Арро, «Свалка» В. Дударева, «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. Радзинского, «Блэз» К. Манье и др. Не прошло даром для Виктора Попова и его активное сотрудничество с театром Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой, моей любимой певицы.

Ее  влияние я особенно почувствовала, слушая альбом Попова «Бродячий Театр». Скрипач и Шансонетка, Скоморох и  Единственный художник – все заняли свое место на карнавале жизни. Каждый из них идет своей дорогой, фортуна гонит их вперед, но всегда с ними их «Дорога домой». Это самый веселый альбом, хотя и не лишенный философской глубины и психологизма. Среди зрителей Попова я видела и молодежь, и подростков, и детей. Но песня «Не лети так, жизнь» (на стихи Л.Филатова), завершающая этот альбом, прежде всего, тронет сердца людей старшего поколения. 40-летний герой просит: «О, не лети так жизнь, слегка замедли шаг…»

«О, не лети так жизнь, мне важен и пустяк… // Вот город, вот театр. Дай прочитать афишу. // И пусть я никогда спектакля не увижу, // Зато я буду знать, что был такой спектакль… // О, не лети так жизнь, постой! // Дай этот мир успеть запомнить, // А повезет то даже и заполнить // хоть чьи-нибудь глаза хоть сколь-нибудь собой… // О, не лети так жизнь!»

Кажется, Виктор Попов действительно нашел  «Ключи от рая» (Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Ключи от Рая – у меня в кармане... - стихи Л.Болдова), и этим «карманным раем» он щедро делится с нами. Пока есть прекрасные стихи, пока рождается чудесная музыка, хочется жить и творить. Попову удалось так всколыхнуть все в моей душе, что, оказавшись 17 декабря на его концерте, я вспомнила всю прежнюю жизнь и – особенно ярко – пролетевший, как один день, уходящий год. Он вместил так много боли, разочарований и беспросветной тоски, что если бы не друзья, не новые поездки и встречи с потрясающими людьми, то, казалось, и не выжить бы. С каждой новой для меня песней Попова понимала, – это настоящее.

«А  когда в небесах оборвется  звезда, // И нахлынет внезапная грусть, // Об ушедшей любви простучат поезда. // Дом твой пуст без нее, дом твой пуст», – поется в песне «Росстань» (Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.И не в масть не попал, и тебя не сберег... – на стихи А.Шацкова), в которой черный ворон накаркал любящим сердцам разлад.

«В  жизни так еще не тосковал ни по ком я!» – поет Попов. Тоска по ушедшей любви пронизывает все творчество композитора, а без любви и «дом твой пуст». «Первый раз приходит Рождество в черной роли… // Не осталось в мире ничего, кроме боли!»… «…Ах, как больно! // Вся земля не как родильный дом, а как бойня». «Отпусти меня, моя любовь, камнем в омут»…

«Боли сколько во мне? Счастья сколько  во мне?.. // Боли сколько во мне? Веры сколько во мне?», – спрашивает И. Доминич в песне «Ой ли, беда-горе». Если мы не потеряем веру несмотря ни на что, она поможет нам пережить самую нестерпимую боль и дождаться счастья.

Парадокс  – печальные песни Попова помогают обрести душевный покой, они по-настоящему спасают – от боли и отчаяния, безысходности и тоски, от состояния, когда ничего не хочется. Ты понимаешь, что всю жизнь ехал не в своем поезде, не в своем купе и не с тем попутчиком, но надо ехать дальше, и если Бог даст, в твой вагон когда-нибудь сядет тот единственный попутчик, которому действительно будет с тобой по пути. Автор предлагает все начать с нуля поутру.

Слушаю  песни и безумно сожалею, что  сожгла свою старенькую расстроенную гитару, давно не перебирала струны, давно не перечитывала Мандельштама, строчкой из стихотворения которого назван диск «Заресничная страна. Песни для любимой». Альбом имеет посвящение: «Моей жене, Наташе, с любовью!». Наташа – и муза, и ведущая его концертов, необыкновенно красивая, искренняя и открытая женщина с длинными русыми волосами.

«Жизнь  упала, как зарница, // Как в стакан воды – ресница. // Изолгавшись на корню, // Никого я не виню… // Ангел в светлой паутине // В золотой стоит овчине, // Свет фонарного луча – // До высокого плеча… // Есть за куколем дворцовым // и за кипенем садовым // Заресничная страна, – // Там ты будешь мне жена…»

Как хорошо, что они нашли свою Заресничную страну! Удивительная пара… Удивительная семья, доказывающая в наше истерзанное разводами, изменами и предательствами время, что есть ВЕРНОСТЬ и ВЕРА, ДРУЖБА и СЧАСТЬЕ, ПОЭЗИЯ и МУЗЫКА, и, конечно, БОГ, Который есть ЛЮБОВЬ…

ЛЮБОВЬ  пришла к Виктору Попову 21 год назад. Он был тогда актером и режиссером, пел чужие песни, ставил чужие пьесы, а собственная музыка родилась из любви. И теперь спектаклем становится каждая песня, проживаемая автором как собственная жизнь.

Особенно  поражает то, как тонко чувствует Попов душу женщины, еле слышно плачущей за стеной в подушку. Он не просто слышит тихий женский плач, но и, сопереживая ей, умеет светло и грустно рассказать о невидимых миру слезах, будто сам пережил эту невыразимую боль. И вот, словно прислушиваясь к музыке Виктора, за стеной перестает плакать женщина…

«Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.В этом доме, по утрам, играет музыка..., – пишет И. Доминич. – В этом доме все когда-то будут счастливы». А мне кажется, что автор слов – сам Попов, настолько неразделимы в песне мелодия и стихи. И ты, как под гипнозом, повторяешь слова о музыке – предвестнице счастья. Вот и в моем доме поселились чудесная музыка Виктора Попова, а с ней и Ангел в золотой овчине, значит, придет и счастье. Теперь я точно это знаю!

А.Смогул написал чудесное стихотворение  «Снится женщина» (Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.И снится: женщина приходит...), о котором мы могли никогда не узнать, если бы не В.Попов.

«И  снится – женщина приходит, // И  говорит, что не находит // Она покоя без меня, // Что остальное все не важно, // А ветер охает протяжно, // И печь чернеет без огня. <…> // И все пропало, я проснулся, // Лица небритого коснулся // И вспомнил, сколько лет живу… // Деревня, женщина, собака, // Я так давно уже не плакал // Во сне… – тем паче наяву».

А вот стихи Иосифа Бродского «Так долго вместе прожили»:

«Так  долго вместе прожили мы с ней, // Что сделали из собственных  теней // Мы дверь себе – работаешь  ли, спишь ли, // Но створки не распахивались  врозь, // И мы прошли их, видимо, насквозь, // И черным ходом в будущее вышли». Однако более известен «Рождественский романс» Иосифа Бродского (Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Плывет в тоске необъяснимой...).

Песни «Дом на побережье» (Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Снег под утро реже, реже...) и «Холода» (Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Замирая, следил, как огонь подступает к дровам...) на стихи Юрия Левитанского, подписавшего мне весной 1988 года свой сборник «Годы», могу слушать бесконечно. Сквозь чужую нарисованную широкими музыкальными мазками картину вижу кадры своей собственной жизни, а голос певца пробуждает воспоминания двадцатилетней давности, и запахи прошлого переносят меня в Харьков.

Ранняя  весна 1988 года. Холодно. Приходится топить печь. Вижу себя перед пышущей жаром  печкой в старом деревянном доме на Журавлевке. Сине-желто-оранжевые языки пламени облизывают полешки дров. В руках у меня гитара и стихи Левитанского: «Листья молкли под дождем, намокали…», «Кто-нибудь утром проснется сегодня и ахнет // И удивится – как близко черемухой пахнет», «Каждый выбирает для себя // женщину, религию, дорогу. // Дьяволу служить или пророку – // каждый выбирает для себя». Простенькие мелодии, конечно, не сравнить ни с песнями Попова, ни с музыкой Никитиных, исполняющих жизнеутверждающий «Диалог у новогодней елки» Левитанского («Что происходит на свете? – а просто зима»). Тогда мы с мужем были молоды, счастливы и любили друг друга…

А теперь «Холода» ворвались в нашу жизнь, погребая под снегом и льдом  ежедневных проблем те зеленые росточки, которым, казалось, не страшна никакая стужа.

«Замирая, следил, как огонь подступает к  дровам, // Подбирал тебя так, как мотив  подбирают к словам. // Было жарко  поленьям, и пламя гудело в печи, // Было жарко рукам и коленям  сплетаться в ночи. // А теперь белый занавес снега над сценой пустой, // И уходят волхвы за неверной своею звездой, // Остывает залив, засыпает в заливе вода, // И стоят холода… и стоят над землей холода».

Странно, большинство песен Попова – грустные, как эта – о холодах, а на душе после концерта тепло и светло. Словно его гитара – не музыкальный инструмент, а та печь, куда автор подбрасывает дровишки-стихи. От соприкосновения их с огнем-музыкой и рождается то тепло, которое способно отогреть самую заледеневшую душу. Вот и Галя Алексеева сравнивает творчество своего друга с огнем, «когда от тебя тепло и светло, когда ты сможешь согреть и возжечь другого. Именно это чувствуешь на концертах Виктора Попова. От него по-человечески тепло и радостно».

Творчество  нужно человеку не столько для  самовыражения, сколько для того, «чтобы быть нужным другому», – считает Галина Алексеева, которая однажды после очередного концерта в любимом музее Маяковского достала диктофон и задала зрителям вопрос: «Что для вас значит творчество Виктора Попова?» И вот, что услышала в ответ.

Потрясающий композитор. Особенно дорого необыкновенное звучание поэзии в его исполнении, которую мы знаем, но которая по-другому раскрывается.

– Это то, что слышишь  внутри.

Глубина. Любимую песню мне назвать трудно, потому что нелюбимых нет.

Разносторонность и интеллигентность. В творчестве Виктора для меня счастливо соединились три вещи: хорошие стихи, замечательная музыка и любовь к театру.

По своей сути он Поэт. И не важно, что сам пишет только музыку. Он пишет ее как внутренний поэт. Благодаря Виктору я узнала много замечательных поэтов. Со многими из живущих дружу, а ушедших – перечитываю.

Виктор Попов – лирик. Нравится то, что у него много песен на женские стихи (не у каждого мужчины такое получается – это трудно и смело).

– Он – рождественский грустный апельсин.

По  мнению зрителей, Виктор Попов – это  человек, который…

 – выбирает лучшие стихи, причем, авторов  не всегда известных, это человек  с безупречным вкусом.

– не просто сам живет своей музыкой, но и делает лучше этот мир и нас в этом мире.

На  вопрос «какое качество Виктора для вас  особенно ценно?»  его поклонники ответили так:

– То, что он очень трепетно касается религиозной темы, но относится к  ней не сентиментально.

– Личная скромность и при этом необыкновенная талантливость.

– Умение любить и дружить.

– Внутренний драматизм.

– Необыкновенная душевная стройность при  волевом и цельном характере.

А вот ответы на вопрос «Что вас приводит на эти вечера?»:

– Ожидание чуда. Знаешь все песни  наизусть, и все равно каждый концерт это – откровение. И так уже десять лет, всякий раз.

– Любовь к настоящему. Таких авторов  сейчас почти уж и не осталось. Я  на каждый концерт приезжаю из Тулы в Москву и никогда не жалею.

– Предвкушение удовольствия.

С предвкушением удовольствия и в  ожидании чуда приглашаю вас на концерты талантливого Виктора Попова, которые проходят при участии не менее талантливого Кирилла Модестова. Ближайший концерт состоится 14 января 2011 года в 19.00 в Музее Маяковского (Москва, Лубянский пр., 3/6. М. Лубянка, 995-74-97). Он станет для вас и ваших друзей прекрасным подарком в Старый Новый Год.

Послушайте  песни «Наш маленький дом» (Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Как весело, ярко пылает камин...) и «Море» (Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.Как шумит это серое море...) на стихи Дона Аминадо, «Эй, шарманщик» на стихи М.Махова или «Юг» на стихи С.Максимова. В последней песне под гитару и цыганскую скрипку поется: «А на юге все мы Божьи твари, // А на юге Бог возлюбит нас»… «Погоди еще, о самом главном // Я скажу тебе в глаза в глаза»… Приходите, чтобы узнать о самом главном и о том, что такое – быть в ладу с самим собой…

Фото автора.
Персональный  сайт Виктор Попова: www.viktorpopov.ru 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com