Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел зимний номер № 53 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
К 100-летию со дня рождения Арсения Тарковского
 
«Я так давно родился…»
 
Арсений Тарковский. Москва, 1980-е годы.
Фото Александра Кривомазова
 
Творчество Арсения Тарковского – великого поэта ХХ века – оказалось слишком объемным, чтобы получить достойное признание и у себя на родине, в Украине, и в России, где он прожил большую часть жизни.
 
Тарковский по своим корням многонационален, в его родословной: поляки, украинцы, русские, но он на самом деле не принадлежит ни России, ни Украине  – он принадлежит Времени. Поэту принадлежит  мир, ему принадлежит Слово, которым он этот мир преображает.  
 
Арсений Тарковский -  не официозный поэт
 
На протяжении многих лет его замалчивала официальная критика, потому что  при социализме поэты, писавшие  о тайнах Времени, о Вселенной, о  Боге, были  не нужны, даже опасны. После смерти Арсения Тарковского в 1989 году (не взирая на государственную премию 1989 года за сборник «От юности до старости») он по-прежнему остается в тени.   По словам его дочери Марины Тарковской, Арсений Александрович, как представитель трагедии своего времени, продолжает расплачиваться за утраченную преемственность в культурной традиции.
 
Но есть и признание – оно  в сердцах  любителей истинной высокой духовной поэзии. Кто прочитал его стихи хоть однажды, тот обожжен его словами до глубины души. Те, кто его полюбили, полюбили навсегда.
 
Для поколения  60-х, 70-х, 80-х  годов Арсений Тарковский был культовым поэтом  (хотя   как поэт он был известен в литературных московских кругах, уже начиная  с середины 30-х годов). “Культ” поддерживался в других республиках, не только в России, но и в Украине, в Белоруссии. Благодаря титаническому переводческому труду, помогавшему читателю знакомиться с поэзией Востока, он стал одним из немногих, кто укрепил и обогатил диалог между культурами.  
 
 Арсений Тарковский в период учебы (1925 - 1929) на Литературных курсах
с правами высших учебных заведений при Всероссийском союзе поэтов в Москве.
Фото Льва Горнунга.
 
Его сборники из переведенных им стихов кавказских поэтов выходили в Грузии и в Армении. Его оригинальные стихи переведены на итальянский и голландский, немецкий и французский, даже на японский языки.
 
Поэзию его можно сравнить со средокрестием, в котором взаимно пересекаются вертикаль «Прошлое – Будущее» и горизонталь «Восток – Запад».
 
И лишь нашим соотечественникам не то что до страны Восходящего Солнца, но и до Москвы и до Санкт-Петербурга далеко, как до звезды. Не издаются в Киеве стихи Арсения Тарковского ни по-русски, ни в переводе на украинский. И приходится нам с вами сетовать, как и римлянам, что не услышат они боле песен изгнанного Овидия (чья судьба так похожа на судьбу изгнанного из своего времени и пространства Арсения Тарковского),  хоть он и сам предсказал этот печальный факт:
 
Обо мне земля давно забыла,
Хоть моим рифмовником жива.
 
Но почему-то хочется, чтобы прикоснуться  к его стихам могло и поколение грядущее, чтобы число его поклонников росло. Может быть, потому, что его стихи заряжают силой правды и преображения? Может, потому что несправедливо: не издаются его книги на родине, в Украине?
 
Основные его сборники выходили в Москве. И первый «Перед снегом» (1962), несмотря на небольшой тираж, сразу же принесший поэту широкую известность, и второй «Земле – земное» (1966), и великолепно изданный «Вестник» (1969), вознесший его на гребень популярности, и все последующие – вплоть до собрания сочинений  в трех томах 1991 г .
 
В этом году поэту Арсению Тарковскому исполняется век  
 
Арсения Тарковского юбилейным поэтом назвать трудно. Он всегда чурался громкой славы:
 
Что  деньги мне? Что мне почет и честь
 В степи вечерней без конца и края?
С Овидием хочу я брынзу есть
И горевать на берегу Дуная.
 
Близятся юбилейные дни. И Россия, и Украина пока  реагируют на это событие по обычной  схеме: равнодушно, снисходительно.
 
В его родном городе Кировограде до сих пор нет памятника великому земляку.
 
На 15 лет завис в воздухе вопрос о переименовании улицы в его честь.
 
И хотя поэт живет  в своем особом времени,  не заметить такую дату просто невозможно.  Слишком она изысканна и величественна.
 
Родился будущий поэт 25 июня 1907 г. в Елисаветграде, в чадолюбивой семье Александра Карловича Тарковского, народовольца, знавшего 7 иностранных языков, прививавшего детям любовь к театру, к музыке, к поэзии.
 
Мария Даниловна Рачковская, вторая жена Александра Карловича Тарковского с сыновьями Валерием и Арсением. Елисаветград, 22 июля 1911 г.
Фото Израиля Бриля.
 
Тарковский всю жизнь был связан с родной землей духовными узами. Он любил украинскую поэзию, она была ему знакома с детских лет.
 
Он с особым волнением вспоминал Елисаветград. Его  воспоминания о детстве  в Елисаветграде были светлыми и проникновенными, что нашло свое отражение в стихах и прозе.
 
Он гордился этим городом, говорил, что город Елисаветград маленький, но дал двести членов союза писателей. Конечно, среди  них были писатели разного сорта, но все же и сам Тарковский оттуда. Многие ученые и деятели искусства вышли из Елисаветграда.
 
Елисаветград до революции был уникальным культурным центром, куда приезжали с гастролями  великий композитор и пианист Ференц Лист, Федор Шаляпин, Ольга Комиссаржевская, поэты Федор Сологуб, Андрей Белый, Игорь Северянин. Здесь родился театр украинских корифеев. Образ родного города «раненым ангелом» навсегда останется  в поэзии Тарковского, а степь, взлелеявшая детство и юность поэта окрасит его лирику космическим мироощущением, станет прообразом ойкумены и Вселенной.
 
Он боготворил Сковороду, любовь к которому ему передали отец Александр Карлович и его друг, доктор Афанасий Михалевич.
 
Имя украинского философа-правдолюбца в ранних и поздних стихах Арсения Александровича станет символом духовного подвижничества. Ощущение свободы, как настой степных трав, особой субстанцией насыщало плоть и кровь далеких во времени, но близких по духу поэтов Арсения Тарковского и Григория Сковороду. Они шли по одной дороге – скорбной и радостной, открывая в душах людей простор, похожий на бескрайнюю степь. Елисаветград – степной город. И эта парадоксальная топография ощущается в лирике Арсения Тарковского. Он – поэт города  и поэт степи. Поэт, который стремится к вершинам мирового искусства, и поэт, утверждающий свободу важнейшей ценностью.
 
Тарковский  поэт-философ
 
Даже его судьба  «выстроена» как философское произведение. Он не поддавался  искушениям времени, а их, как известно, всегда немало. В советские  лукавые времена стать признанным поэтом означало забыть о правде. Но  именно ей присягнул Тарковский раз и навсегда,  чтобы долгими годами внутреннего  напряженного труда  довести ее до наивысшей концентрации. Ничем он не запятнал свое чистое имя, явил судьбу, достойную уважения и восхищения. Он «уберегся от искушений». А в этом и состоит истинный подвиг художника. Поэт оставался строгим и верным себе мастером именно в ту эпоху, когда произошел упадок требовательности у самих поэтов.
 
Гвардии капитан Арсений Тарковский,
корреспондент газеты "Боевая тревога" 16-й гвардейской армии.
 
Арсений Тарковский на свою судьбу не сетовал. Он относился к ней как истинный рыцарь к Прекрасной Даме: стойко, мужественно и благородно. А получал от нее сполна лишь потерю  за потерей.  Кроме общих с народом испытаний – революция, голод, войны, прибавилось много личных: в гражданскую погиб старший брат, в Отечественную гвардии капитан Тарковский потерял ногу, в 1946-ом уничтожена верстка первого сборника стихов – «до лучших дней», которые растянулись еще на 16 лет.
 
Острием духовной мысли его поэзия направлена к вершинам мировой культуры. Поэт-философ  показал, что для постижения минувшего необходимы не меньшие усилия, чем для создания будущего. Прошлое, по Тарковскому, располагается впереди, и его воссоздание – основная задача творца:
 
Я клятву дал вернуть мое искусство
Его животворящему началу.
 
Арсений Тарковский понимал культуру как меру ответственности человека за все происходящее в мире. Культура, по его мнению, огромна  и бесконечна.
 
 «Мы участвуем в разговоре, начатом во времена Адама. На каждую реплику, звучащую тысячелетия, мы должны дать свой ответ или поставить свои вопросы», - говорил Арсений Александрович.  
 
Его  поэзия  диалогична –  не только по форме, но и по  внутреннему принципу. В стихах перекликаются, беседуют целые исторические эпохи. Он смотрит как бы «двойным зрением», видит историю и глазами современника, и глазами воображаемого предка-«историка». Чувство историзма – это не только проникновение в глубь веков, но и дар прорицания:
 
Я в будущее втянут, как Россия. 
 
Как истинный поэт Тарковский «рифмует» времена. Он находит «сродное»,  в двух или нескольких эпохах и находит в них  кристалл, который не разрушается, соприкасаясь с сиюминутностью.
 
Творчество Арсения Тарковского убеждает в  том,  что и культура и время обладают силой, постоянно притягивающей к себе сердца людей. Вершины искусства, как бы далеко они не находились  и какими бы близкими не казались, всегда высоки, всегда трудны, всегда вожделенны. Они вечно впереди, так же, как и время. Поэту удается наделить жизненной реальностью давно ушедшие времена и культуры. Он верит в глубокую  внутреннюю связь эпох,  минувших и грядущих.  Узнать время, понять его сущность, означает прикоснуться к Непреходящему и живому.  
 
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас,
И если я приподымаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.
 
Маргарита Черненко
9.05.2007

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com