Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Свет культуры
 
Юбилей академика Д.С.Лихачева дает нам право и возможность задуматься над ролью и судьбой культуры и русской интеллигенции в XX веке. Почти ровесник века, современник двух революций и двух мировых войн, узник сталинских лагерей, блокадник, крупнейший ученый, глава научной школы исследователей древнерусской и славянских литератур и, наконец, наставник, учитель жизни, возродивший в общественном сознании, казалось, давно забытый образ истинного русского интеллигента — вот, по необходимости схематично, прочерченный жизненный путь Д.С.Лихачева. 
 
Именно русская интеллигенция была тем самым «историко-культурным» феноменом, который не позволил русской культуре полностью раствориться в небытии, исчезнув в трагических катаклизмах минувшего столетия. Основной задачей, главной идеей своей жизни Лихачев считал защиту культуры и сохранение исторического наследия. «Все мои статьи, — писал он, — имеют не “проповедническую” цель, а являются определенными поступками в борьбе за сохранение культуры, не только русской культуры, но и культуры в целом». Рассматривая культуру как фактор, который превращает людей, населяющих определенную территорию, из просто населения в народ, нацию, Дмитрий Сергеевич постоянно и бескомпромиссно отстаивал и утверждал ее основополагающую роль в жизни стран и народов. Не случайно именно он создал новаторскую, беспрецедентную «Декларацию прав культуры», изложив в ее статьях весь комплекс проблем — юридических, нравственных, общественных и т.д., которые охватывают то, что входит в понятие «культура».
 
 Для Лихачева культура была единым, неделимым явлением, заключающим в себе не только искусство — литературу, театр, живопись, музеи и т.д., но и науку, технику, образование, конечно, религию, нравственные и моральные нормы жизни.«Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации» — в этих словах Лихачева квинтэссенция его философии, твердая нравственная основа его служения и его дел. «У меня не было никакого своего “нравственного учения”, — писал Д.С.Лихачев вскоре после 90-летия, — были поступки согласно велению совести. Совесть, если она есть, объединяет людей».
 
 В защиту культуры он выступал постоянно и последовательно, но лишь во время перестройки и вскоре после нее к слову академика стали особенно прислушиваться, внимать ему — и общество и власть. Симптоматично, что только академик Д.С.Лихачев поднимал насущные проблемы культуры на Первом и Втором съездах народных депутатов СССР, где более никто не осмеливался говорить на эту тему. Он заявлял с трибуны съездов о том, что культура, историческое наследие — это святыни народа, святыни нации, и требовал от общества достойного, бережного и внимательного к ним отношения. Трудно перечислить все объекты культуры, вызывавшие у Лихачева тревогу, те, о которых раздавался его голос на съездах и на телевидении, в газетах и журналах, в самых высоких правительственных кабинетах, на сессиях Академии наук, заседаниях Президиума Фонда культуры, в студенческих аудиториях и т.д. Как-то сам Дмитрий Сергеевич перечислил то, что особенно заботило его на рубеже двух веков: « <...> Это Невский проспект в Петербурге, Кремль в Соловках, подмосковные усадьбы (в первую очередь Мураново и Шахматово); фрески Ковалева, Волотова, Нередицы в Новгороде, Воронцовский дворец в Алупке; Лесковицы в Чернигове, парки в Петергофе, Пушкине, Гатчине, Павловске, Выборге; озеро Байкал... Это научные библиотеки, рукописные собрания, состояние запасников музеев... Это публикации в серии “Литературные памятники” воспоминаний “монархиста” А.Бенуа, житий византийских святых, в “Гослите” — романа Пастернака “Доктор Живаго” и много другого, за что мне неоднократно “попадало”». А были еще погружение в «Слово о полку Игореве» и ставшая классической «Поэзия садов», циклы поразительных документальных телефильмов, потрясающая книга «Воспоминаний» и т.д. и т.д. Здесь названа лишь малая часть того, что изучал, спасал, отстаивал, издавал, а значит — сохранял для народа и истории, сберегал для страны и мира Д.С.Лихачев.
 
 Роль защитника и рачителя культуры, активная просветительская и общественная деятельность не отодвинули в тень сугубо научных, академических достижений Д.С.Лихачева — крупнейшего ученого-гуманитария, посвятившего себя изучению древнерусской литературы. Он не по стечению обстоятельств и воле случая, а по уровню и качеству научных работ, десятков книг, сотен статей и публикаций вошел во второй половине XX века в первый ряд ученых-филологов, заслужил среди коллег авторитет выдающегося специалиста, продолжателя дела его великих предшественников, составивших славу российской гуманитарной науки. Почти всю жизнь проработал Дмитрий Сергеевич в Пушкинском Доме Академии наук, и Сектор древнерусской литературы, который он возглавлял многие годы, стал настоящей школой Лихачева, достигшей многого в сборе, изучении, постижении и публикации памятников литературы Древней Руси, в воспитании новых поколений ученых.
 
 Говоря о Д.С.Лихачеве, нельзя не сказать об отношении его к Петербургу. «Я никогда не думал, — писал он после возвращения Ленинграду старого названия, — что, родившись в Петербурге, я снова окажусь в нем». Он не просто любил великий город на Неве, но, коренной петербуржец, знал его как никто другой. Образ города Пушкина и Гоголя, Достоевского и Блока олицетворял для Д.С.Лихачева европейское начало русской культуры с присущими ей ценностями — «личностным характером, универсализмом, восприимчивостью к другим культурам, терпимостью к чуждым убеждениям, свободой...» Возвращение городу имени Петра Великого стало для Д.С.Лихачева символическим знаком на пути, как он считал, к духовному возрождению России. Символично и то, что именно Лихачев стал первым почетным гражданином Санкт-Петербурга новой эпохи.
 
 Мне посчастливилось встречаться с Дмитрием Сергеевичем в Санкт-Петербурге, и я не забуду того внимания, проницательности и доброжелательности, которые сквозили в его словах и поступках. Мудрость и доброту излучали глаза этого человека, столько пережившего и так многое постигшего и совершившего за долгие годы жизни.
 
 Открывая этими записками номер «Нашего наследия», посвященный 100-летию его инициатора и основателя, руководившего работой журнала в бытность Председателем Президиума Фонда культуры и Председателем Редакционного совета, я хочу отметить, что Лихачев высоко отзывался о работе нашего издания. «...Я слишком ценю “Наше наследие” и мечтаю о том, чтобы выходили сборники лучших статей, объединенных единой тематикой (или темой)», — писал он в 1997 году.
 
 Появление Д.С.Лихачева на телевидении в конце 80-х годов произвело ошеломляющее и просветляющее впечатление на миллионы зрителей. С голубого экрана с людьми стал говорить о культуре истинный русский интеллигент, тонкий и умный собеседник, которому было что сказать и что открыть и школьнику и академику. Так в нашей стране наступила эпоха Лихачева, он стал наставником и выразителем общественного мнения, пожалуй, последним из русских интеллигентов, о котором мы можем это сказать.
 
 Вершиной этого периода явилась для Д.С.Лихачева деятельность во главе Советского, а затем Российского Фонда культуры. Возглавив в 1986 году эту уникальную, совершенно не-обычную для того времени общественно-государственную организацию, академик Лихачев вместе с соратниками и единомышленниками смог сделать за весьма недолгие годы его руководства Фондом необычайно много для спасения духовно бессмертного от материальной смерти. Он привлек к делу активной помощи культуре тысячи людей в самых отдаленных уголках страны, в той провинции с ее многочисленными малыми городами и весями, которую считал фундаментом духовного возрождения России. Фонд создавал музеи, возвращал на родину культурные реликвии, поддерживал и воспитывал молодых музыкантов и художников, активно сотрудничал с зарубежными соотечественниками, помогал и покровительствовал частным коллекционерам, издавал журнал «Наше наследие», книги и т.д. и т.д. Жаль, что того Лихачевского фонда культуры сейчас нет, но дела его не канули в Лету, не растворились в дымке минувшего. «Я рад, что от Фонда осталось немало хороших дел», — отмечал Дмитрий Сергеевич в конце девяностых годов.
 
 Размышляя над эпохой Лихачева, над тем, что удалось ему совершить, несмотря на все сложности времени и личной судьбы, мне представляется, что своим девизом он мог бы взять слова одного из своих предшественников ученых-гуманистов, блестящего ректора С.-Петербургского университета А.Н.Бекетова: «Дать русскому народу света, больше света!» Именно это стремление, характеризующее лучших представителей русской интеллигенции XX века, верных духовным и нравственным традициям отечественной и мировой культуры, нашло свое яркое и полное отражение в делах и научных трудах академика Д.С.Лихачева.
 
С.М.Миронов,
 Председатель Совета Федерации РФ,
 Председатель Редакционного Совета журнала «Наше наследие»

 

 
Источник Наше наследие

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com