|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Россия / Культура / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / Беседа с поверхностным наблюдателем. К 205-летию со дня рождения Н. В. Гоголя. Юрий Кищук |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Беседа с поверхностным наблюдателем.
К 205-летию со дня рождения Н. В. Гоголя
Н. В. Гоголь Как же
наше общество склонно к поверхностным наблюдениям и таким же умозаключениям.
Иногда приходиться лишь ужасаться той односторонности, и царящей однобокости взглядов. Мы всё
привыкли принимать либо на веру, либо по первым своим впечатлениям. Думается
мне потому, что не привыкли задумываться, или же забыли о такой важной
добродетели как рассуждение. Не рассуждая покупаем одежду, пищу и допустим
мебель, только лишь потому, что полагаемся на первое впечатление, вызванное в
нас этим продуктом. Оставим сейчас разговоры о пользе и вреде рекламы, т.к.
этот вопрос достоин отдельного рассмотрения. Замечу лишь только то, что очень
печально, когда подобный озвученному подход, мы переносим с мира материального
на нематериальный, культурный, духовный мир.
Согласитесь
часто не только «встречаем по одежке», мы не желаем «провожать по уму». Иногда
наша гордость не позволяет нам изменить у себя в душе сложившееся первое мнение
о человеке. Да и в конце концов существует эффект толпы, навязанный нам и надо
сказать многими принятый что называется «на ура». Сейчас часто говорят о
ведущейся уже давно информационной войне, как против определенной личности, так
и общества. Многие склонны говорить о ней лишь в рамках бесед и взглядов
касающихся политики, но мне кажется всё гораздо шире. Скажем так появившаяся
ныне свобода в трактовке любого события здесь выступает как орудие, а поверхностность
наших суждений, как оптический прицел направленный на нас самих, на наши ум,
душу и сердце. Попробую пояснить.
Так уж
получается, что допустим даже просмотренные утром или вечером «новости» могут
сыграть с нами злую шутку. Ведь приняв всё на веру, или же напротив не поверив
сказанному, вряд ли в наше время кто-либо кинется сразу же перепроверять
степень достоверности полученной информации. Хорошо, еще, что у нас есть
собственный опыт и и какие-то накопленные знания. Но пользуемся ли мы ими? Ведь все мы знаем что наш мозг нуждается в
тренировке как впрочем и тело, и даже душа. А от переизбытка информации наш
мозг превратился в библиотеку наполненную доверху никому не нужными книгами,
которые к сожалению давно не подвергались упорядочению. Потому мы не желая
разбираться порой в этом «бардаке знаний», принимаем всё на веру и так сказать
сами подставляемся под «удар пера».
Да,
кстати говоря о «служителях пера» следует сказать что именно они часто и
страдают от своих же коллег спустя десятилетия, века и даже тысячелетия.
Возьмем в качестве великолепного примера жизнь и произведения писателя Н. В.
Гоголя. В этом году мы будем отмечать
205 лет со дня рождения этого действительно великого человека.
Возвращаясь
к началу нашей статьи хотелось бы отметить, что, допустим поверхностное
отношение к «феномену Гоголя» грозит искажением, если не сказать всей потерей
смысла его творчества. Явившаяся миру, в конце прошлого года кино-премьера
фильма «Вий», как мне кажется яркий тому пример. Впрочем я не претендую ни в
коем случаем на авторитетное мнение критика, к которому необходимо
прислушиваться. Просто необходимо обратить внимание, на ту фрагментарность,
которую порой порождает наша невнимательность и не желание взглянуть в глубину
и широту личности. Превратив бессмертное творение Гоголя в захватывающий
триллер с элементами фильмов ужаса и всё это сдобрив массой спецэфектов, мы
скорее не «иначе взглянули на произведение», а полностью его переосмыслили.
Позволю себе сказать, скорее «спародировали», при этом очень примитивно и
низко. И кажется действительно важным и обидным то, что некоторые из зрителей,
станут судить впоследствии по этой картине о всём творчестве Николая
Васильевича. Впрочем оставим «картину» в покое...
Можно
утверждать, и это наверное будет иметь под собой основу, что никто из нас не
способен прочитав всецело творчество Гоголя и
даже ознакомившись с его биографией, дать его личности абсолютную
оценку. И в этом то как мне кажется и есть всё очарование нашего мира. Нельзя
вообще любого человека «оценить» полностью, т.к. подпадая под какую-либо одну
нашу классификацию, он будет всё равно индивидуален в мелочах, так часто его
вполне определяющих. Так происходило и происходит, да наверное и будет
происходить с Гоголем.
Многие
из людей представляют его как человека неугомонного, неспокойного и даже если
хотите одержимого. Взяв за основу такие его произведения как «Портрет», «Вий» и
несколько других, они всё его последующее творчество рассматривают именно
сквозь «призму ненормальности и демоничности». Эти люди во всем творчестве и
вообще жизни писателя склонны находить какие-то особые проявления действий
«потусторонних тёмных сил». Они, как и многие их последователи, даже где-то говоря
о Гоголе вспоминают судьбу великого Николо Паганини, или же в своих
исследованиях обращаются к философской
трагедии И. В. Гёте.
Ну есть и другие взгляды...
Сформировался
особый взгляд, или же проще сказать, появился особый круг людей, объединенных
одним убеждением, после широкой ре-публикации в недавнее время последней работы
Н. В. Гоголя, - «Размышления о Божественной Литургии». Так вот, некоторая часть
нашего сообщества, склонна, отталкиваясь от этого произведения, всё творчество
писателя расценивать именно в качестве подготовительного и можно сказать «искательного», стремящегося познать
и прийти сквозь глубину недоразумений и ложных умозаключений к Истине. И
всё бы как говориться ничего, если не брать во внимание, то снисхождение и где
то даже некоторую иронию, демонстрирующуюся ими ко всем без исключения другим
произведениям писателя. Они, находят «Размышление» некоторым, если можно так сказать
способом и средством покаяния Гоголя, за написанные им до этого «легкомысленные
произведения». С этим можно согласиться, опять-таки будучи подверженным
царящему ныне поверхностному умозаключению.
Конечно
есть и множество других «течений» трактовки творчества Николая Васильевича,
которые в большинстве своем отличаются лишь философской, либо религиозной
направленностью. Здесь хотелось бы сказать о другом. Мы придем к полнейшему
поражению в своих попытках и суждения о творчестве Гоголя, если не будем вполне
серьезно знакомы со всеми его произведениями и с событиями его удивительной и
непростой жизни. Да и изучив вполне все
факты, разложив так сказать по-полочкам
все «за» и «против», мы лишь узнаем «составляющие» его гения. Вполне же
понять его суть и смысл мы не сможем
никогда, хотя бы потому, что не сможем даже в своей душе воссоздать из
имеющихся «фрагментов» целостность личности человека. Нам этого не дано, к
сожалению или радости это уже другой вопрос.
Кажется
вполне довольным сказать о том, что Николай Васильевич Гоголь действительно был
удивительным человеком, в произведениях которого мы можем найти много для себя
полезного. И относясь к нему и его
творчеству с уважением следует в-первую очередь помнить о его человечности и
сопричастности нам. Не наносной эпатажностью в восприятии, не демонстрацией и
порой открытым выпячиванием «острых углов» его личности мы можем принести ему и себе пользу. А вдумчивым
и уважительным отношением к личности Гоголя, как человека, получившего от Бога
был великий дар, и воспользовавшегося им в меру своих сил и возможностей.
Думаю
вполне увидели мы опасность поверхностного наблюдения, так с жадностью
вгрызающегося в нашу обыденность, в наши ум, душу и сердце. Что и говорить если
нам напрячь свои силы и прежде, чем строить умозаключения по ближе и обширней
рассмотреть любой из предложенных нам жизнью вопросов, то очень может статься мы
изменим себя, и возможно приблизимся хотя-бы на шажок к истинной сути вещей.
Впрочем непременно оставляю за Вами право относиться и к моим умозаключениям,
скорее как к поверхностным...
© Юрий Кищук
Материал прислан автором порталу "Россия в красках"
24 марта 2014 года
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |