Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Культура / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ / Создавать историю своей жизни. О рынке современного искусства в России рассказывает владелец галереи "Риджина" Владимир Овчаренко

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Владимир ОВЧАРЕНКО

СОЗДАВАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕЙ ЖИЗНИ

О рынке современного искусства в России рассказывает владелец галереи "Риджина" Владимир Овчаренко
 
     С начала девяностых годов в России "неофициальное" искусство получило статус "актуального". Появившиеся тогда частные галереи были и остаются самыми независимыми выставочными площадками, показывающими наиболее амбициозные, перспективные и радикальные художественные проекты. На сегодняшний день частные галереи играют определяющую роль в ценообразовании на рынке современного искусства, выводят на российскую и мировую художественную сцену новые имена, которые становятся признанными звездами. "Риджина" существует с 1990 года и пользуется неизменно высокой репутацией среди ведущих галерей нашей страны. Владимир Овчаренко, один из самых влиятельных людей в своей профессиональной сфере, рассуждает о стратегиях частной галереи, о работе с художниками и покупателями.
    
 - Кто сейчас ходит смотреть современное искусство? Справедливо ли мнение о том, что современное искусство в России делается для очень узкой аудитории, а более широкий круг зрителей остается к нему равнодушен?
     - Выставка, которая открыла этот сезон в нашей галерее, называется "Элитное занятие". Это название содержит намек на коллекцию, на частное собрание произведений искусства. Действительно, коллекционирование современного искусства всегда было элитным занятием. Не так много людей готовы не просто потратить деньги на работы художников, но формировать собрание осознанно, последовательно. В то же время кроме коллекционеров у современного искусства существует и своя зрительская аудитория. Но для ее полноценного формирования должно смениться не одно поколение, а у нас в России современное искусство стало доступно широкому зрителю только сравнительно недавно. Безусловно, наблюдается положительная динамика, но любовь зрителя, интерес покупателей и коллекционеров не приходят сразу. Не нужно забывать, что рынок современного искусства существует фактически с 1990-1991 годов. До второй половины восьмидесятых единственным заказчиком, коллекционером было государство, которое диктовало художнику свои правила. Альтернативой было "неофициальное", "подпольное" искусство, существовавшее вне системы государственных заказов. К сожалению, индустрия современного искусства до сих пор не избавилась от имиджа андеграунда, по определению изолированного от жизни остального общества.
   
  - Развитие рынка невозможно без появления новых имен. Как вы можете оценить ситуацию в российском художественном образовании с точки зрения современного искусства?
     - Отсутствие базового художественного образования чувствуется всегда, даже если автор работает в жанрах, далеких, к примеру, от традиционной живописи. В России есть множество учебных заведений, которые готовят художников традиционного направления, то есть преподают основы. Однако они, в свою очередь, не могут дать образование в области современного искусства. У молодых художников должна быть возможность выбора - продолжать брать классы по живописи, скульптуре, архитектуре или изучать видео, фотографию, искусство инсталлирования. Но таких предметов в известных мне российских учебных заведениях пока не существует.
     - Можно ли говорить о возникновении нового, уже российского, официального искусства? Какими, на ваш взгляд, должны быть взаимоотношения искусства и государства?
     - С точки зрения федеральной власти, официального искусства, на мой взгляд, не существует. А вот муниципальная власть, например московская, создала для себя официальное искусство. Поддерживая таких художников, как Шилов, Глазунов, Церетели, муниципальная власть совершенно определенно сделала свой выбор.
     Изобразительное искусство не может существовать в полной изоляции от государственного заказа. Но на данный момент государство на федеральном уровне не торопится выражать свою позицию в отношении современного искусства. Более того, у государства не находится средств для последовательной культурной политики, для развернутой программы в области культуры. Сейчас в России этот вакуум до некоторой степени заполнили церковные заказы. Церковь имеет возможность финансировать художественные проекты и является в настоящее время крупнейшим заказчиком для художников. Естественно, что церковные заказы относятся к области традиционного искусства. Так называемое актуальное искусство сейчас испытывает дефицит художников: молодые люди, сталкиваясь с необходимостью зарабатывать на жизнь, часто делают выбор в пользу традиционного искусства, потому что оно предоставляет им больше возможностей для получения заказов.
     Приход на рынок такого крупного игрока, как государство, мог бы серьезнейшим образом повлиять на ситуацию. В эпоху соцреализма благодаря государственному заказу очень многие художники были обеспечены средствами к существованию. И нельзя забывать, что в результате помимо портретов вождей появлялись замечательные произведения, до сих пор в должной мере не оцененные. Художники уровня Дейнеки, Самохвалова, Пименова - это настоящие звезды мировой величины. Сейчас же государство практически полностью ушло из этого сектора. Возможно, лишь в последние годы наметились некоторые изменения: финансируется организация крупных международных выставок, таких как "Москва-Берлин", да и участие России в Венецианской биеннале в этом году было более представительным. Но все же на рынке актуального искусства, который представляют художники, галеристы, покупатели и коллекционеры, мы имеем дело в основном с частным капиталом.
     - Частная галерея функционирует одновременно как коммерческое предприятие и выставочное пространство, куда приходят не только покупать, но и смотреть. Для галереи, работающей с современным искусством, репрезентативная функция имеет особенное значение: часто с определенной галереей связывают появление новых имен и даже направлений. Отдаете ли вы приоритет какой-либо из этих двух функций?
     - Все существующие сейчас в России галереи можно разделить на два типа. Одни действуют по принципу магазинов, вернее, бутиков, которым, по большому счету, все равно, что продавать. Они руководствуются исключительно спросом, сезонной модой. Эти галереи работают с определенным кругом художников, которые также ориентируются в основном на то, что пользуется наибольшим спросом. Таких галерей сейчас появилось достаточно много, и они имеют неплохой доход.
     При этом существуют галереи, стремящиеся представить каждого из своих художников как индивидуальный торговый брэнд: продвигают его работы на рынке, представляют своих авторов на крупных художественных форумах и ярмарках. Наша галерея, безусловно, относится ко второму типу. Работу директора такой галереи можно сравнить с работой менеджера футбольной команды: главная цель - собрать вокруг себя группу талантливых художников, объединенных общими идеями, создать площадку для творческих обсуждений. Любой проект сначала вынашивается в голове автора, формируется в творческих дискуссиях, его созданию предшествует своеобразная подготовительная работа. Зачастую техническое исполнение произведения оказывается не самым трудным этапом. Задача любого художника - достучаться до сердца и сознания зрителя. Каждый автор стремится добиться признания своего таланта, пускай у небольшого круга зрителей и своих товарищей. Но это люди, близкие художнику интеллектуально, с которыми он может поделиться своими мыслями и видением мира. А создание такого круга - задача нашей галереи.
     - Находится ли стратегия галереи в зависимости от индивидуальных творческих стратегий ваших авторов?
     - Наша галерея существует уже тринадцать лет, за это время происходило немало изменений. Кто-то из художников приходит и остается надолго, а кто-то, как и футбольные игроки, переходит в другой клуб… Найти талантливого художника непросто, как крупицу золота или алмаз, и мы стремимся оставлять их здесь, с нами, и постоянно заниматься их огранкой. Не так много алмазов мы собрали за тринадцать лет, но тем, что удалось собрать, мы очень довольны. У каждого творца своя программа, и для меня первоочередная задача - дать автору возможность работать.
     Для художника очень важно целиком сосредоточиться на творчестве. Работа в искусстве - дело очень неблагодарное, и зачастую приходится несколько лет напряженно трудиться, прежде чем эта деятельность начнет приносить доход. Однако по-настоящему талантливое произведение может создать только талантливый художник, который отдает своему делу двадцать четыре часа в сутки. Необходимо иметь мощную финансовую поддержку, чтобы успешно преодолеть трудный начальный этап карьеры. Для этого и существуют галереи: случается, что галерея самостоятельно выкупает у автора его работы, если зритель и покупатель пока не подготовлены к их восприятию. Если для нас очевидно, что художник серьезен, что его работа актуальна, то мы инвестируем собственные средства, даем ему возможность не задумываться о переходе в другую профессию. Наши клиенты также отдают себе отчет в том, что средства, вложенные ими в работы художников, в конечном счете способствуют созданию новых произведений искусства. В моем представлении покупка работы, которая зачастую стоит немалых денег, - высшая степень признания таланта автора.
     - Галерея "Риджина" стала известна в начале девяностых. С какими проектами было связано имя галереи тогда и какие проекты определяют ее имидж в последние годы?
     - Начало девяностых было, наверное, самым бурным периодом в истории галереи. И связано это не только с нашим собственным развитием, но и с тем, что вся страна тогда стремительно менялась. Те годы были, пожалуй, единственным временем в истории современной России, когда искусство могло занять первые полосы газет или быть серьезно представлено на телевидении. К этому периоду относятся наши известные акции, такие как "Искусство из первых рук" и фестиваль инсталляции "Анималистические проекты". Эти акции были по-настоящему громкими, заметными, и интерес к ним общества был очень большим. Тогда получение прибыли от этой деятельности не являлось для нас приоритетом, мы, скорее, инвестировали в современное искусство. Но мы до сих пор получаем финансовую отдачу от этих вложений. Самый важный их результат - это известность имени галереи, ее высокая репутация.
     В последнее время галерея "Риджина" также выступала организатором заметных художественных акций. Например, "Чемпионат СНГ по пляжной фотографии" в июле 2002 года, проходивший в Ялте. Нашей задачей было привнести в современное искусство дух соревновательности: для участия в проекте не принимались уже существующие работы. Десять лучших, на наш взгляд, фотографов из разных городов бывшего СССР и из Болгарии (большинство из них не работали ранее с галереей "Риджина") соревновались в двух номинациях - обязательной и произвольной программах. Обязательная программа - съемка на пляже, произвольная - художественные высказывания о жизни курорта. Обеспечив всем участникам одинаковые условия, мы получили очень интересные результаты. Победителями стали Сергей Братков и Николай Бахарев. Проект получил полную поддержку городских властей, вызвал огромный интерес публики, о нем написали все глянцевые журналы. Итогом стала выставка фотографий в московском Манеже в ноябре-декабре 2002 года. Это был один из тех проектов, которые приносят удовлетворение всем участникам, включая устроителей: продавая работы фотографов, мы окупаем все свои затраты на проведение "Чемпионата".
     - Что бы вы посоветовали человеку, который заинтересовался коллекционированием, но еще не знаком с рынком современного искусства? Существует ли сейчас в России сложившаяся система оценки качества произведений, которая помогла бы покупателю ориентироваться?
     - На мой взгляд, покупатель, будущий коллекционер, прежде всего должен начать регулярно посещать выставки в музеях и галереях, самостоятельно знакомиться с искусством как зритель. Если этот процесс по-настоящему увлекает, отдельные произведения западают в душу - значит, необходимо продолжать. Для меня главное, чтобы клиент не столкнулся с разочарованием потому, что его уговорили купить работу, или потому, что он поддался моде.
     Покупка произведения через галерею - это цивилизованная форма сделки, и галерея таким образом берет на себя ответственность за качество художественного продукта и адекватность его стоимости. Однако в массовом сознании многих людей живет надежда самостоятельно открыть новую звезду: купив картину где-нибудь в Измайлове или около ЦДХ на Крымском валу, оказаться через несколько лет обладателем нового Ван Гога. С моей точки зрения, это утопия. Покупать произведения искусства в галерее - это то же самое, что совершать финансовые операции в банке, а не доверять свои деньги уличным спекулянтам. Клиент может выбирать между галереями так же, как он выбирает между банками - на нашем художественном рынке уже существуют известные брэнды.
     - Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с корпоративным коллекционированием и меценатством в нашей стране.
     - Даже если речь идет о корпорации, формирующей собственное собрание, то и здесь не последнюю роль играет личный вкус кого-то из владельцев или руководителей. В любом случае коллекция формируется по определенным критериям, например, захватывает искусство определенного периода и определенного региона. Чаще всего начинают с местных, отечественных художников. Это подтверждается историей русского корпоративного коллекционирования в девяностые годы минувшего века: Тверьуниверсалбанк собирал портреты, Столичный банк - искусство 1910-1920-х годов, Инкомбанк - современное искусство.
     С другой стороны, корпоративное меценатство связано с PR-стратегиями крупных компаний, которые выбирают, с каким имиджем для них выгоднее ассоциироваться. В этих стратегиях есть место и для изобразительного искусства. К примеру, имидж динамичной, развивающейся, устремленной в будущее корпорации хорошо сочетается с коллекцией современного искусства. Тот же механизм определяет спонсорскую поддержку выставок, в том числе в крупнейших государственных музеях. Западные компании имеют в этом отношении опыт уже нескольких десятилетий, и они распространяют сложившуюся модель и на Россию. К сожалению, у нас эта традиция пока только начинает формироваться.
     - Можно ли сейчас рассматривать современное искусство в России с точки зрения выгодного вложения капитала?
     - Если бизнесмен хочет получать стабильный, гарантированный прирост, скажем, в десять процентов годовых, то я бы не советовал ему вкладывать деньги в современное искусство. Вложение денег в современное искусство в какой-то мере сродни венчурному проекту, который сопряжен с большей долей риска. Для того чтобы преуспеть, конечно, необходимо изучить рынок и определиться с направлением инвестирования, с ценовой категорией художественного продукта. В России такого рода инвестирование пока носит ограниченный характер. Я ориентирую своих клиентов на то, что они должны в первую очередь получать удовольствие от тех произведений, которые приобретают. Это удовольствие я и оцениваю в виде процента с вложенного капитала. Если через пять лет владелец сможет продать произведение за те же деньги, то я считаю это вполне нормальной сделкой, но вероятно и то, что цена может значительно вырасти - в зависимости от успеха карьеры художника. К примеру, пять лет назад фотографии Олега Кулика продавались за двести-триста долларов, а сейчас они могут стоить семь-восемь тысяч долларов, фотографии Сергея Браткова, три года назад оцененные в пятьсот долларов, сейчас стоят две-две с половиной тысячи.
     - Что определяет ценообразование на рынке современного русского искусства?
     - В конце восьмидесятых на Западе на волне политического интереса к России начался бурный рост цен на произведения современных русских авторов. Мода распространялась практически на любого русского художника. Пятьдесят-шестьдесят тысяч долларов за работу считалось нормальной ценой. В начале девяностых в связи с кризисом мировой экономики и спадом интереса к России ситуация изменилась, среди продаваемых современных русских авторов остались единицы. На мой взгляд, это соответствует реальному положению вещей - мы действительно выводим на рынок единицы, но эти художники имеют стабильные продажи, и их творчество пользуется авторитетом в профессиональной среде.
     В России в отличие от Запада не существует пока институтов оценки произведений искусства, не существует аукционов (объем нашего рынка не позволяет покрыть затраты на их проведение), поэтому функцию оценки берут на себя коммерческие галереи. Они отвечают перед покупателем за то, что работа продана ему по справедливой цене. Для клиента важно знать, что, купив понравившееся ему произведение, он принял правильное решение. Даже с наиболее талантливыми русскими художниками сотрудничают всего несколько галерей, и потенциальный покупатель может при необходимости получить от них информацию о ценах на работы этого автора. В случае с известным художником уровень цен наверняка будет одинаков.
     - Что вы можете сказать о перспективах рынка современного искусства в России?
     - Художественный рынок напрямую зависит от общей экономической и политической ситуации в стране. Если нам не предстоит глобальных экономических и политических катаклизмов, то он будет постепенно развиваться, ведь положительная динамика уже существует. Кроме того, другие виды художественной продукции, такие как, например, дизайн интерьера, уже пользуются в России большим спросом среди состоятельных людей. В этом отношении отставание индустрии современного искусства очевидно, но в успехе на российском рынке дизайнерских продуктов я вижу потенциал и для галерейного бизнеса. Культура визуального восприятия формируется постепенно: люди, живущие среди предметов современного дизайна, будут неизбежно проявлять больший интерес к современному искусству. Ведь интерьер предполагает наличие в нем произведений, находящихся в гармонии и с окружающими предметами, и с самим хозяином…
     Ценность современного искусства, на мой взгляд, заключается в том, что оно позволяет человеку создавать историю своей собственной жизни, а не окружать себя предметами, связанными с судьбами других людей. Приобретение современного произведения отличается от приобретения антиквариата тем, что покупатель, заказчик может оказаться не только первым владельцем, но даже первым зрителем, увидевшим и оценившим работу. Такое произведение становится частью жизни своего обладателя, частью его собственной истории. Кроме того, владелец такой работы может поддерживать контакт с художником, следить за развитием его карьеры, читать о нем в газетах и журналах, смотреть репортажи о нем по телевидению.
     - Что нового ждет в вашей галерее посетителей и потенциальных покупателей осенью 2003 года?
     - В предшествующем сезоне мы показывали много живописи, появились новые имена художников и новые живописные работы. В открывшемся сезоне у нас предусмотрены инсталляционные проекты, связанные, например, со скульптурой и объектами из необычных материалов - поролона (скульптуры Сергея Шеховцова) и папье-маше (объекты Натальи Турновой). Также мы планируем показать видеоинсталляцию Ивана Чуйкова и проекты Натальи Стручковой, художницы, получившей известность своими работами с использованием компьютерных графических технологий. Это - проекты для современного поколения людей, которые приходят в галерею для того, чтобы получить эмоциональное удовольствие, свежее впечатление, уводящее от скучной повседневности.
Беседу вела Мария Рогулёва
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com