Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Культура / ИСКУССТВО ТЕАТРА И КИНО / От хрустальных гвоздей до хрустальной звезды. Ирина Ахундова

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

От хрустальных гвоздей до хрустальной звезды

«Врачу-реаниматологу отечественной оперы» Дмитрию Бертману вручены Большая хрустальная звезда и орден «За заслуги перед Калининградской областью»

 
 
11 ноября 2017 года в Покровском зале московского музыкального театра «Геликон-опера», где до последнего времени была открыта выставка, посвященная 85-летию главного приглашенного дирижера этого театра, народного артиста СССР Владимира Федосеева, состоялось торжественное награждение основателя, генерального директора - художественного руководителя «Геликон-оперы», народного артиста России, лауреата Государственной премии, режиссёра-постановщика, профессора, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Дмитрия Бертмана, отметившего 31 октября 2017 года свое 50-летие. Не каждому удается создать с нуля оперный театр в 23 года. Не каждый так настойчиво и упорно будет идти к цели стать оперным режиссером уже в… пятом классе!!!
 
 
 
В этом году за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства талантливому, яркому и неординарному Дмитрию Бертману было присвоено почетное звание «Академик, действительный член Российской Академии искусств». А в минувшую субботу он как главный режиссер совместного проекта с Калининградским областным музыкальным театром был награжден орденом «За заслуги перед Калининградской областью» и Большой хрустальной звездой «За достижения в театральном искусстве». Международная Академия национальной безопасности объединенной Европы, наградившая Бертмана хрустальной звездой, присвоила ему почетное звание «доктор наук».
 
Творческий метод театрального режиссера Дмитрия Бертмана вызывает колоссальный интерес во всем мире. Его приглашают на фестивали, он входит в составы жюри различных международных конкурсов оперного искусства. Он является постоянным членом жюри вокального конкурса «Бельведер». Последний конкурс прошел в нынешнем году в театре «Геликон-опера».
 
Оригинальные постановки Бертмана известны во всем мире. Их отличает необыкновенная легкость и изящество, смелость импровизаций и огромное уважение к музыкальному произведению. В лучших театрах мира он поставил около сотни спектаклей. С 1994 года Бертман начинает преподавать за рубежом. Гастроли театра в Лондоне, Париже, Стокгольме, Нью-Йорке привлекают огромное количество зрителей, критики говорят о создании Бертманом новой русской оперы. Его главное достижение – невероятно успешный во всем мире современный новаторский оперный театр. В «Геликон-опере» всегда аншлаг, зрители с удовольствием смотрят на творческие находки режиссера.
 
Каких только наград нет у Дмитрия Бертмана и его театра! 

В 1997–2001 годах Дмитрий Бертман трижды становился лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссёр музыкального театра» (за спектакли «Кармен», «Царская невеста», «Леди Макбет Мценского уезда»). В 2001 году он возглавлял музыкальное жюри «Золотой маски». В 2003 году за вклад в развитие мировой культуры Бертман удостоен Мальтийского креста и титула графа суверенного ордена святого Иоанна Иерусалимского, рыцарей Родоса и Мальты. В том же году за заслуги в сфере культуры и искусства Бертман награждён национальным французским орденом «Академическая ветвь пальмы» (офицерская степень).

В конце 2005 года он стал лауреатом премии им. К.C. Станиславского в номинации «Режиссёрское искусство» за вклад в развитие оперной режиссуры. В 2007 году худрук «Геликон-оперы» удостоен премии города Москвы за постановки спектаклей сезона 2004-2006 годов и значительный вклад в музыкальную культуру Москвы.

23 февраля 2008 года президент Республики Эстония Тоомас Хендрик Илвес вручил Дмитрию Бертману Орден Земли Святой Марии (Крест Маарьямаа) IV степени за постановку в таллиннском театре «Эстония» антифашистской оперы «Валленберг» Эркки-Свен Тюйра. Бертман также является лауреатом Государственной премии Эстонии и премии Эстонского театрального союза.

Указом Президента Российской Федерации за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман награждён Орденом Дружбы.

Трижды театру была вручена Московская театральная премия «Гвоздь сезона»: за спектакли «Упавший с неба» по мотивам оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», «Средство Макропулоса» Ф. Пуленка и «Диалоги кармелиток» Л. Яначека. Первые две постановки завоевали «Хрустальные гвозди», а за последний спектакль театр получил главный приз – «Большой хрустальный гвоздь».

И вот к трем «Хрустальным гвоздям» в копилку наград добавились Большая хрустальная звезда и орден «За заслуги перед Калининградской областью». Обе награды 11 ноября Дмитрию Бертману вручил основатель и художественный руководитель Калининградского областного музыкального театра (http://www.musteatr.ru/) Валерий Лысенко, Заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент Международной академии культуры и искусства. Он высоко оценил вклад профессора Бертмана в развитие культуры Калининградской области и его подготовку калининградских артистов на базе ГИТИСа, где с 2003 года Бертман является заведующим кафедрой режиссуры и мастерства актёра музыкального театра. Основу труппы Калининградского музыкального театра составляют ученики Дмитрия Александровича. Первым спектаклем, поставленным в 2001 году совместно с труппой «Геликон-оперы» в открывшемся Калининградском театре, была оперетта Иоганна Штрауса «Летучая мышь». В открытии театра, разумеется, участвовал сам режиссер-постановщик спектакля Дмитрий Бертман.

«Вы совершенно бескорыстно помогли построить наш театр, а теперь он набирает силы при вашей помощи, – сказал Валерий Лысенко, вручая награды своему московскому коллеге. – Главная цель нашего музыкального театра – предложить молодежи города и области настоящие художественные произведения, которые соответствовали бы веянию времени».

Благодаря совместным проектам двух театров за 16 лет деятельности Калининградского областного музыкального театра жители Калининграда и области смогли приобщиться к таким шедеврам оперного искусства, как «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского, «Кармен» Бизе...

По словам Валерия Ивановича, их театр ни в коем случае нельзя назвать провинциальным, так как это единственный в мире театр, который курирует Дмитрий Бертман – руководитель совместного проекта двух музыкальных театров – Московского и Калининградского. Валерий Лысенко отметил, что при поддержке худрука «Геликона» в Калининграде и Балтийске действует Европейская школа театрального искусства.

Многие идеи Бертмана удалось воплотить на калининградской сцене при участии его команды. Среди таких идей, например, «Янтарная опера», которая была представлена на открытии специально оборудованного театрального зала на 400 мест в обновленном здании театра (бывшего Дворца культуры рыбаков). Тогда из Москвы приехал целый десант во главе с Дмитрием Александровичем.

Можно вспомнить и 15-й творческий сезон, который открылся в Калининградском музыкальном театре премьерой оперы «Моцарт и Сальери. Реквием» в постановке Дмитрия Бертмана. Присутствовавшая на открытии нового сезона Светлана Кондратьева, и.о. министра культуры Калининградской области, высоко оценила тогда постановку «маленькой трагедии» Пушкина.

По словам Валерия Лысенко, для оздоровления общества должны создаваться пьесы, основанные на нравственных ценностях. «Наше будущее – это молодежь. Если десять человек, посмотрев спектакли театра, откажутся от наркотиков, а пять перестанут писать на стенах нецензурные слова, то деятельность такого театра будет оправдана», – считает Валерий Иванович. Он верит в то, что число почитателей театра будет постоянно расти, а каждый спектакль молодежного коллектива станет ярким событием в культурной жизни Калининграда и области.

«Наше кредо: в театре должно быть добро, чтобы зритель стремился в такой театр», – говорит Валерий Иванович. Он не боится экспериментировать. Рассчитанный на 100 мест малый зал театра, так называемый «Зал впечатлений», стал площадкой для творческих поисков, на которой показывают то, что не всегда можно показать в большом зале. Театру как воздух нужна молодежь, поэтому состав труппы постоянно обновляется за счет студии, ведь школа для театра – это святое. Ребята учатся ставить спектакли, не боясь ошибиться.

17 августа 2016 года житель Калининграда Роман написал в своем отзыве: «Замечательный театр с очень интересным и разнообразным репертуаром. Спектакли драматические, музыкальные, оперы, оперетты, интересные сказки для деток! Любим этот театр, стараемся ходить семьёй на все премьеры!»

Любит этот театр и Дмитрий Бертман. Принимая награду от Владимира Лысенко, он поблагодарил правительство Калининградской области и своего коллегу, вспомнив, самое начало работы по возрождению интереса к опере в регионе. «Когда мы с Вами начинали эту работу, было маленькое здание и небольшая труппа, сейчас же это огромное красивое здание с колоннами. Калининградский музыкальный театр всегда полон. Он стал достопримечательностью города, куда стремятся попасть все туристы. Театр имеет разнообразный репертуар. Спектакли в нем ставят и наши геликоновские режиссеры Илья Ильин, Галина Тимакова», – сказал Дмитрий Бертман. Калининград, с его точки зрения, это чуть-чуть странная территория, которая, «храня все прошлое и соединяя его со всем нынешним, умеет выкристаллизовать лучшие чувства и ощущения, предпочитает их не скрывать, а благодарно выплескивать в виде живой реакции зала, улыбок и бурных аплодисментов».

По словам Бертмана, «опера – это искусство будущего, она всегда была народным видом искусства и должна быть популярной, потому что сочетает все виды искусства». В детстве у маленького Димы был игрушечный макет театра на вращающемся круге. Именно на нем будущий режиссер ставил свои первые постановки. В подростковом возрасте он тайно ходил в Большой театр на репетиции Покровского и ежедневно в театр им. Станиславского, где знал всех артистов и все постановки наизусть. О том, что он будет только оперным режиссером и никем другим, Дмитрий твердо знал уже в пятом классе.

Любовью к музыке и театру он обязан своей маме. Это она повела его в музыкальную школу учиться игре на фортепиано. Это она постоянно водила сына в театры. Свой первый спектакль «Зайка-зазнайка» он смотрел в ТЮЗе. Но обычным зрителем Диме не суждено было стать, т.к. воспитывался он в театральной среде. Увидев за кулисами, что Баба-Яга – это на самом деле их знакомый дядя Володя, мальчик раз и навсегда понял, что театр – это игра, а актеры сродни детям, которые играют всю свою жизнь.

Когда вместо МГУ 16-летний Дмитрий решил поступать в ГИТИС на режиссерский факультет, в приемной комиссии царил скепсис. Но она убедилась в безусловном таланте юноши, и он был принят! Однако все годы учебы Бертман ежедневно будет доказывать себе и другим свое право на существование в этой профессии. Используя любую возможность поставить спектакль, он работал в театрах провинции. Первые спектакли его знаменитой труппы рождались в московском Доме медика, где он учил хоровому пению медсестер и врачей. За это ему дали репетиционный зал.

По окончании вуза 23-летний Бертман сумел не только создать собственный оперный театр!!! А как он умел убеждать спонсоров вложить свои деньги в постановки и записи, одному Богу известно. В те трудные для России годы это было невиданно и неслыханно.

Первой оперой, поставленной еще до окончания института небольшим коллективом соратников, была «Мавра» И. Стравинского. В ней было занято всего четыре человека. Когда был создан еще и хор из 12 певцов, поставили «Паяцев» Леонкавалло. Сейчас в штате театра 300 человек. Публика любит этот уникальный театр и за прочитанную по-новому классику (это «Аида», «Пиковая дама», «Кармен», «Садко», «Борис Годунов»), и за современные спектакли («Доктор Гааз», «Гершвин-Гала», «Мультик-опера»).

В 1998 году Дмитрий Бертман стал заслуженным деятелем искусств РФ, а в 2005 году Указом президента России Владимира Путина Бертману было присвоено звание Народного артиста России.
 
2 ноября 2017 года в Белом зале столичной мэрии мэр Москвы Сергей Собянин вручил Дмитрию Бертману знак отличия «За 30 лет безупречной службы городу и создание уникального театра “Геликон-опера”». Награждение было приурочено к празднованию Дня народного единства. По словам художественного руководителя театра, внесшего значительный вклад в музыкальную культуру столицы, за этой наградой стоит труд и артистов, которые с нуля сделали театр, и всех работников «Геликон-оперы», и зрителей. Дмитрий Бертман приложил поистине титанические усилия, чтобы театр, который долго «снимал чужие углы», вернулся в ноябре 2015 года в собственное здание на Большой Никитской.

«То, что два с половиной года тому назад мы открылись, во многом заслуга команды правительства Москвы, – сказал Дмитрий Бертман Сергею Собянину. – И сейчас здание нашего театра стоит в обязательной программе посещения для всех гостей столицы, потому что это красота невероятная, это чудо, которое, думаю, ЮНЕСКО скоро возьмет под охрану. Я каждый день вхожу в театр и боюсь, что это сон. Спасибо вам за эту реальность!»
 
Вручив Дмитрию Бертману заслуженные им награды, Валерий Лысенко вернулся в Калининград не с пустыми руками. Он увез в родной театр, созданный при участии Бертмана, пьесу Риммы Кошурниковой «Белый Ангел Москвы» (http://ricolor.org/rus/vr/iniciativ/ef/2/akt/2/), посвященную Великой княгине Елизавете Федоровне Романовой. Со дня написания пьесы ее неоднократно ставили школьные и молодежные театры, а вот до профессиональной сцены «Ангел» пока не долетел, и автор спрашивает: «Расправит ли крылья Белый Ангел Москвы»?» Жизнь и деятельность Елизаветы Федоровны имеет для наших современников огромное значение, о чем говорят самые разные люди.

В преддверии 100-летия со дня ее мученической кончины Римма Кошурникова очень надеется увидеть свою пьесу либо на сцене московского театра «Геликон-опера», либо в Калининграде, где есть Свято-Елизаветинский монастырь. Перед спектаклем, если по воле Божьей «Белый Ангел Москвы» будет поставлен, в фойе театра можно представлять выставку, посвященную Елизавете Федоровне и рассказывающую о ее помощи бедным, больным и страждущим, в том числе погорельцам.

Недавно на юбилейном концерте гениального дирижера и руководителя Большого симфонического оркестра Владимира Федосеева директор БСО Виктория Новоселова сказала, что он готов дать благотворительный концерт в помощь погорельцам, приурочив его к 100-летию со дня кончины Елизаветы Федоровны и других членов семьи Романовых. Кстати, вместе со своим племянником, будущим Императором России Николаем Александровичем, Великая княгиня не раз принимала участие в любительских театральных постановках, в том числе в домашнем спектакле «Евгений Онегин» (http://ricolor.org/rus/vr/iniciativ/ef/19-10-17/ ).

Так как мое сотрудничество с «Геликон-оперой» началось с освещения торжественной церемонии вручения премии «Сможем вместе», есть надежда, что Дмитрий Бертман, поощряющий подобные добрые начинания, согласится провести в великолепном зале «Стравинский» также ряд благотворительных концертов и спектаклей в помощь погорельцам, посвятив их памяти Великого князя Сергея Александровича, супруга Елизаветы Федоровны, убитого бомбой террориста 17 февраля 1905 года, или самой Великой княгини, которая живой была сброшена в шахту под Алапаевском 18 июля 1918 года.

Глядя в добрые умные глаза руководителя «Геликона», хочется верить в то, что вместе мы сможем не только достойно почтить память Великой княгини Елизаветы Федоровны делами милосердия, но и возродить возглавляемое ею Общество помощи погорельцам Москвы и Московской области.

Сколько прекрасных и искренних слов сказано о Бертмане его коллегами по цеху! Процитировать всех невозможно. В заключение приведу лишь слова Константина Райкина: «Дмитрий Бертман – главный врач-реаниматолог отечественной оперы. Он вдохнул в нее жизнь после длительной клинической смерти, а далее заставил бегать, прыгать, танцевать, играть, шокируя и раздражая критическую массу, т.е. ту массу критиков, которая в течение десятилетий дружно, привычно и успешно препарировала труп давно усопшей. А тут вдруг спящая красавица встала из гроба и такое выдает! Т.е. продолжая развивать эту литературную ассоциацию, Бертман – это королевич Елисей нынешней музыкальной жизни страны… Реаниматолог Елисей Бертман, славься в веках!»

Ирина Ахундова
Фото Ирины Шымчак и Ирины Ахундовой

 
Биография Дмитрия Бертмана

Дмитрий Александрович Бертман родился в Москве 31 октября 1967 года. В 1984 году поступил в Российский университет театрального искусства (ГИТИС им. Луначарского) на курс Народного артиста СССР, профессора Г.П. Ансимова, где получил специальность «режиссера музыкального театра». В 1990 году Бертман создал Московский музыкальный театр «Геликон-Опера» и с тех пор является его художественным руководителем. В 1993 году театр получил статус государственного и вскоре стал одним из известнейших оперных театров России. За время существования театра его труппа выросла в 10 раз (с 30 штатных сотрудников до более чем 300 человек).

В репертуаре театра оперы XVIII–XXI веков – от самых популярных до раритетных, а также оперетты и мюзиклы. Вместе с театром Бертман активно гастролирует по России и за рубежом, осуществляет совместные постановки с крупными зарубежными оперными домами и фестивалями, проводит мастер-классы. С 1994 года Дмитрий Бертман преподаёт в Оперной студии Берна (Швейцария). В 1996 году он стал художественным руководителем мастерской.

Еще будучи студентом, поставил ряд музыкальных и драматических спектаклей в театрах России и Украины. Как режиссёр-постановщик создал 112 спектаклей в «Геликон-опере», Санкт-Петербурге, Краснодаре, Калининграде, Екатеринбурге, во многих зарубежных странах. Оперный режиссер Дмитрий Бертман востребован по всему миру. Театр много гастролирует с неизменными аншлагами. На трансляции премьер театра в Метрополитен-опера в Нью-Йорке купить билеты просто невозможно.

В его постановке прошли «Голый король» Л. Ломбарди в Римской опере (2009), «Русалка» А. Дворжака в Канадской опере в Торонто (2009) и во Франкфурте, «Любовь к трём апельсинам» и «Фауст» в театре «Эстония» (Таллинн). В 2010 году в Баку состоялась премьера оперы Франгиз Ализаде «Интизар», а в Шведской королевской опере (Стокгольм) прошла громкая премьера оперы «Андре Шенье» У. Джордано. В феврале 2011 года на сцене театра «Норрланд опера» в шведском городе Умео была поставлена опера Дж. Верди «Отелло». В сентябре 2012 года прошли премьеры спектаклей «Иоланта» П.И. Чайковского в Московском детском музыкальном театре имени Н.И. Сац и «Фауст» Ш. Гуно в театре «Эстония» (Таллин). В декабре 2012 года в Латвийской национальной опере (Рига) показали «Тоску» Дж. Пуччини. Спектакль «Набукко» Дж. Верди, поставленный Дмитрием Бертманом для Дижонской оперы во Франции, был приобретен Мариинским театром. 4 мая 2013 года им открылась новая Мариинка (в заглавных партиях выступили Пласидо Доминго и Мария Гулегина).

В феврале 2014 года Дмитрий Бертман поставил оперу «Евгений Онегин» П.И. Чайковского на сцене театра Норрландопера в городе Умео (Швеция), объявленного в том году культурной столицей Европы. В апреле 2014 года в Оперном театре шведского города Мальмё состоялась премьера спектакля «Кавалер розы» Р. Штрауса в постановке Бертмана. На сцене родного «Геликона» в мае он представил оперу «Соловей» И. Стравинского, а в октябре состоялась премьера оперетты Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена». В Государственном Академическом Большом театре России в те дни прошел Оперный бал Елены Образцовой, приуроченный к 75-летию великой певицы. В историческом концерте приняли участие звезды мировой оперы Анна Нетребко, Мария Гулегина, Хосе Кура, Дмитрий Хворостовский, Юзиф Эйвазов, Ольга Перетятько и хор театра «Геликон-опера».

В январе 2015 года артисты «Геликона» приняли участие в совместном проекте театра и Московской государственной филармонии – в постановке спектакля «Демон» А. Рубинштейна с участием Дмитрия Хворостовского, Асмик Григорян и Александра Цымбалюка, а также Государственного оркестра России имени Е. Светланова под управлением Михаила Татарникова. Режиссёром спектакля стал Дмитрий Бертман.

Первыми спектаклями, поставленными Бертманом после возвращения «Геликон-оперы» на Большую Никитскую, стали оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (воссоздание легендарного спектакля К.С. Станиславского 1922 года).

В марте 2016 года на сцене Финской национальной оперы в Хельсинки состоялась премьера оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского, в апреле – премьера оперы «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова в Deutsche Oper am Rhein (Германия).

В июне 2016 года состоялась совместная постановка «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича силами бразильского Муниципального театра Сан-Паулу и «Геликон-оперы».

28 января 2017 на сцене театра «Геликон-опера» состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Турандот». Вместе с художественным руководителем театра над спектаклем работали выдающийся дирижер современности народный артист СССР Владимир Федосеев, художник-постановщик из Канады Камелия Куу и художник по свету американец Томас Хазе.
Также спектакли в постановке Бартмана видели в Уэксфорде (Ирландия), Дюссельдорфе, Манхейме, Людвигсбурге (Германия), Вене (Австрия), Париже, Монпелье, Страсбурге, Эвиане, Дижоне (Франция), Равенне (Италия), Сантандере, Мериде, Переладе (Испания), Стамбуле (Турция), во многих других театрах мира (полный список постановок Дмитрия Бертмана смотрите здесь).

Дмитрий Бертман сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как Р. Мути, А. Алеманди, Р. Брэдшоу, Д. Каллегари, Дж. Моранди, К. Бадеа, Т. Северини, М. Ростропович, В. Гергиев, Г. Рождественский, А.Лазарев, В. Понькин и со многими звездами мировой оперы, среди которых Пласидо Доминго, Хосе Кура, Монсеррат Кабалье, Норма Фантини, Роберто Аланьей, Анджела Георгиу, Мария Гулегина, Катарина Далайман, Инва Мула.

В течение многих лет Бертман тесно сотрудничает с телеканалом «Культура», являясь режиссёром и участником многих телепередач. 23 октября 2011 года решением VI (XX) Съезда Союза театральных деятелей Российской Федерации художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман был единогласно выбран секретарем СТД РФ.

В 2012 году он стал членом Совета по культуре при председателе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.

Ирина Ахундова

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com