Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Новости

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Новости

02 октября 2012
Бодрствуйте, молитесь обо мне… Новая книга К.Кривошеиной о творчестве м. Марии (Скобцовой) вышла в Париже

«Красота спасающая» живопись, рисунки, вышивки матери Марии (Скобцовой) 1891—1945. В известном католическом издательстве «CERF» в сентябре 2012 года вышла книга Ксении Кривошеиной о м. Марии (Скобцовой). Предисловие патриарха Кирилла Московского и всея Руси, послесловие проф. Жоржа Нива. (перевод священника Сергия Моделя)

 
 
Новая книга о матери Марии
Бодрствуйте, молитесь обо мне,
Все, держащие души моей осколок;
Ныне час настал, и путь не долог;
Все свершается, что видела во сне.
 
«Сегодня о монахине Марии много написано, изданы ее стихи, эссе, богословские труды, и не стоит здесь повторять заново о фактах общеизвестных; наработанные клише затуманивают что-то… И именно в это „что-то“ до сих пор всматриваются и историки, и люди Церкви, и мы с вами, для которых жизнь и смерть есть тайна.
 
В одной биографической справке приводится любопытный случай, происшедший с Елизаветой Пиленко в детстве. Лиза была общительным ребенком, любила собирать вокруг себя детвору и увлеченно рассказывала разные истории. Однажды ее мать, случайно находившаяся по соседству, расслышала, как Лиза произнесла: „…и вот я умерла“. Слышала ли мать, о чем рассказывала ее дочь? Или это была финальная фраза повествования? Общеизвестно, что м. Мария и в лагере Равенсбрюк сочиняла стихи, писала иконы и готовилась к последнему обретению себя в смерти. Но ее жертвенная гибель на долгие годы затмила важную составляющую этой универсальной женщины: поиск самой себя.
 
Икона св. Марии Египетской, которую м.Мария написала к своему постригу
Как не вспомнить, что мать Мария выросла во времена, когда каждая барышня из хорошей семьи знала французский или немецкий, рисовала и вышивала, пела, играла на пианино, танцевала и писала стихи в альбомы. Тогда эмансипация только начинала давать свои ростки, проявление многогранных талантов, стремление их реализовать было редкостью.
 
Сегодня в Бахметевском архиве хранятся рисунки матери Марии, в Русском музее (СПб) и Тверском музее — есть серия её акварелей 1915-17гг., несколько лет назад музей им. Анны Ахматовой приобрёл замечательную серию акварелей её дореволюционного, раннего периода.
 
 
В православных храмах Франции и Англии её иконы и вышивки — ценная редкость, а потому особенно чтимы. Время не пощадило её творения, но то что до нас дошло, есть свидетельство роста личности этой много одаренной женщины. Творчество для неё неразрывно было сопряжено с молитвой, в своих стихах и иконах — вся она, без прикрас.
 
Конечно, трагическая судьба матери Марии придала иную оценку и ее творческому наследию. Будет ошибкой рассматривать живопись матери Марии наряду с работами знаменитых мастеров, таких как о. Г. Круг, Д. Стелецкий, Л. Успенский… По художественному исполнению ее работы на порядок ниже. Монахиня Мария, художник и поэт — самоучка. Но в свои „несовершенные“ работы она, как и сестра Иоанна (Рейтлингер), вложила энергию своей жизни, поисков и чувств. Понимала ли она, что истинное „я“ ей предстоит обрести только в Равенсбрюке?
 
Эта книга может стать настоящим открытием для франкоязычного читателя. В ней рассказано о деятельном монашестве м. Марии (Скобцовой) и о её литературно-художественном творчестве. В книге много цветных воспроизведений её икон, акварелей, рисунков разного периода. Приведены её стихотворения, а также ранние акварели. Книга содержит „Летопись жизни“ и описание её художественной деятельности до эмиграции, как поэтессы и художника Серебряного века — Е. Ю. Кузьминой-Караваевой, а также анализ её творчества во Франции.
 
 
За последние десятилетия имя этой неутомимой монахини в миру, всё более высвечивается в России и за рубежом. Казалось, что время, которое нас отделяет от её гибели в 1945 году, должно было бы погрузить память о её деятельности в небытиё, уничтожить результаты её творческого Дара — стихи, поэмы, богословские труды, вышивки, иконы, рисунки… Но Бог наградивший эту незаурядную, неутомимую личность многогранными талантами, распорядился иначе. Господь велик: в прошлом году на доме, где родилась Лиза Пиленко (будущая монахиня) открылась мемориальная доска, а в этом году, во Франции, вышла эта новая книга, с предисловием Патриарха Кирилла:
Настанет день на широту миров —
Во всём преодолев стихию разрушенья —
Творца мы прославлять восстанем из гробов,
Исполнив заповедь и воскрешенья.
 
Так писала незадолго до своей гибели в концентрационном лагере Равенсбрюк монахиня Мария (Скобцова). Она приняла смерть 31 марта 1945 года, в дни Святой Четыредесятницы, когда в надежде Воскресения Христова обновляется и оживотворяется весь прекрасный Божий мир.
 
На первый взгляд может показаться, что путь, избранный матерью Марией, — не тот, которым восходили „от силы в силу“ великие учителя иночества. Но ведь истинное монашество состоит в полном отвержении себя: „Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись от себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною“ (Мф 16:24). Так и жизнь, и смерть матери Марии — это путь отказа от себя, путь служения дальним и близким (Еф 2:17), путь деятельной, страдающей и милующей любви.
Люди окружавшие монахиню Марию, переживали катастрофу старой России прежде всего как личную трагедию. Мать Мария принадлежала к тем, кто распознал в обстоятельствах времени нечто большее: призвание к заботе о ближнем и дальнем и к христианскому творчеству. Она была в потоке, уносившем от избыточной усложнённости „последних римлян“ „Серебряного века“ предреволюционной петербургской культуры к апостольской простоте первых христиан, к золотому веку Церкви. Она писала: „Мы безбытны. Что это — случай? Что это — наша житейская неудача? В такую, мол, несчастную эпоху мы родились? В области жизни духовной нет случайностей, и нет удачных и неудачных эпох, а есть знаки, которые надо понимать, и пути, по которым надо идти. И мы призваны к великому, потому что мы призваны к свободе.“
 
 
В этом и есть смысл жизни и трудов матери Марии. Свобода рассматривалась ею как бесценный дар Божий, и она шла на видимые и невидимые миру жертвы, чтобы сохранить его для тех, кто был рядом. При этом она сама оставалась по-настоящему свободным человеком. Её свобода активно проявлялась в неустроенности земного бытия: в храмах, спешно переоборудованных из гаражей и конюшен, в „стульях“ сооружённых из пачек телефонных справочников, в незапиравшейся двери в бедную каморку под чёрной лестницей. Её свобода была в безвозмездном служении нищим, убогим, отчаявшимся. Именно здесь обреталось высшее призвание служения м. Марии.
 
Я знаю только радости отдачи,
Чтобы собой тушить мирскую скорбь,
Чтобы огонь и вопль кровавых зорь
Потоплен в сострадательном был плаче.
 
„Если мы принесём в Россию новый дух — свободный, творческий, дерзновенный — наша миссия будет исполнена“, — говорила своим соработникам мать Мария. Всю жизнь ей сопутствовал этот дивный дар Божий: даже находясь в лагере смерти, на краю своего жизненного пути, она не оставляла своего творчества. Как бесценное сокровище хранится ныне её Равенсбрюкская вышитая лагерная косынка. И как жаль, что не сохранилась вышитая икона с изображением Богородицы, держащей на руках Спасителя мира.
 
Ныне подвиг любви матери Марии, её творческое наследие все более становятся известны нашим соотечественникам. Верим, что её вдохновенный пример укрепит наши силы в служении Воскресшему из мертвых Христу Спасителю.
Мать Мария приняла мученическую кончину в день, когда Православная Церковь совершает поминовение усопших, в субботу второй седмицы Великого поста. Закрыв страницы временной жизни, она перешла в вечные обители. Действующая земная любовь соединилась с торжествующей небесной.
 
Вечная память, достоблаженная сестра наша, приснопоминаемая…»
 
Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси
Следуя этому выбору и призванию, где не было ни отдыха, ни передышки, мать Мария продолжала оставаться поэтом, религиозным мыслителем, автором стихов, поэм, мистерий и богословских статей.» У нее была страстная любовь к России и русскому народу — вспоминал о ней Н.Бердяев. Последний период ее жизни, период войны, был весь окрашен в цвет страстного патриотизма, который принимал крайние формы. Исключительная любовь к России к русской земле и русскому народу делали ее часто несправедливой к Западу и западным течениям. Ее мироощущение можно назвать революционным славянофильством».
 
Акварель 1915, Символическое изображение "Змий искуситель"- добро и зло
 
Она была талантливым художником и в новой книге Ксении Кривошеиной можно увидеть не только акварели 1915—1919 гг., но и легкие, беглые рисунки, выполненные пером и тушью к собственным стихам изданных в 1937 г. в Берлине.
 
В книге есть и икона св. Марии Египетской, которую она написала к своему постригу, и уникальная вышивка головного платка, сделанная летом 1944 года в Равенсбрюке. На ней в стиле старинных нормандских вышивок символически изображена высадка союзников в Нормандии. Но вышивками, рисунками и акварелями не исчерпывается ее художественный дар и тому свидетельство это новое издание о творчестве м. Марии.
 
В послесловии к книге проф. Жорж Нива отмечает: «Лиза Пиленко, Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева, мать Мария… Личность парадоксальная, многосложная, вызвавшая острые споры, но и цельная, дошедшая до конца, осуществившая себе в мере, редко кому дарованной… Она полностью принадлежит ХХ веку. Её гордая и смиренная, вечно алчущая душа искала свет в той «европейской ночи», о которой пел скептик и трагик Владислав Ходасевич. Она добровольно погрузилась в эту ночь тоталитаризма, пыток, холокоста, в её неминуемую тьму. Судьба м. Марии присоединилась к судьбам миллионов жертв. Она вписывается в мартиролог века и в мартиролог поэзии рядом с Целаном, Мандельштамом, Цветаевой, Ахматовой, Шаламовым и многими другими.
 
Начало строительства церкви на ул. Лурмель в Париже, 30-е годы
 
Затмился ли Бог в Освенциме, в Равенсбрюке, на Колыме, на Соловках, как утверждают многие богословы вслед за немецким философом Йонансом? Или, напротив, Он сиял в последних взглядах и последних вздохах мучеников? Этот вопрос трагически разделил мир, и на него нет ответа.
 
Начало строительства церкви на ул. Лурмель в Париже, 30-е годы
 
Ибо истина — не то, что ты знаешь, а то, что есть. Истину нельзя знать, в ней можно только быть или не быть. Нет свидетелей последних слов матери Марии, но её пророческое стихотворение «Зажгутся костры» Свидетельствует о её предчувствиях грядущей гибели и, что Бог для неё сверкал в умирающих душах. Она принадлежит безумному, страстному и блестящему «Серебряному веку». Она чаяла взрыва и катастрофы, «невиданных мятежей». И она воистину была дитя «страшных лет России» :
 
Я знаю, зажгутся костры
Спокойной рукою сестры,
А братья пойдут за дровами,
И даже добрейший из всех
Про путь мой, который лишь грех,
Недобрыми скажет словами.
Не будет гореть мой костёр
Под песнопенье сестёр,
Под сладостный звон колокольный,
На месте на Лобном, в Кремле,
Иль здесь, на чужой мне земле,
Везде, где есть люд богомольный.
От хвороста тянет дымок,
Огонь показался у ног
И громче напев погребальный.
И мгла не мертва, не пуста,
И в ней начертанье креста —
Конец мой! Конец огнепальный!
 
По материалам сайта "Правмир"

<< Вернуться назад

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com