Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Новости

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Новости

11 сентября 2008
Греческое письмо с Волги. Выставка малоизученных икон открылась в Музее Андрея Рублева

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Икона Сызрани и Средней Волги». Это - часть большого проекта «Художественные центры старообрядчества». Сызранское иконописание одно из самых малоизученных.

На выставке представлено около 150 икон сызранских иконописцев от начала XIX до начала XX века.

Музей имени Андрея Рублева по праву гордится богатейшим собранием древнерусских икон. Более поздние по времени образа долгое время были на периферии внимания исследователей. Не без оснований считалось, что после XVIII века русская иконопись утратила свою самобытность и стала не слишком то отличаться от академической светской живописи. Все так, но новую моду не восприняли старообрядцы и совершенно особенный иконописный центр — сообщает ученый секретарь Музея и куратор выставки Наталья Комашко — возник на Средней Волге: «В Сызрани старообрядцы появились только в конце XVIII века, после указа Екатерины, который обещал восстановление в гражданских правах тем беглым старообрядцам, которые перешли за западную границу Российской империи. И им для поселения были выделены места как раз в районе Средней Волги. По годам рождения предков сызранских иконописцев, ведущих иконописцев конца XIX века — это все, в общем-то, восстанавливается — можно понять, что уже в самом начале века иконописание в Сызрани было. Но другой вопрос — было ли оно очень индивидуальным. Вся первая половина XIX века — это время усвоения и переработки различных стилистических влияний, влияний различных старообрядческих центров. А вот где-то с середины XIX века наступает расцвет собственного, местного стиля.

Сызранская икона глубоко традиционна по своей сути. Он старается повторить лик древней иконы. Как правило, лики святых на иконах сызранских, они темные. Вообще, колорит достаточно темный. Сами сызранские иконописцы называли свое письмо греческим письмом. Они подчеркивали свою преемственность не только с Древней Русью, но и с Византией. То есть их иконы были правильные. Еще одна особенность сызранской иконы, которая очень часто встречается, это по лузге, то есть границе ковчега, где находится изображение иконы и полей, идее широкая, как правило, черная рамка, украшенная золотым узором, — как правило, это изображение ромашки и трилистника. Вот эта рамочка — то визитная карточка сызранских икон. Рамочки разные — тоненькие орнаментированные — использовались и в других местах. Но такая широкая черная рамка с хорошим орнаментом, звучащим, золотым, — это только Сызрань. Сейчас сызранская икона — это не массовое производство, это, как правило, заказные вещи, очень хорошо, тщательно, добротно написанные. То, что это заказные произведения, свидетельствует большое количество изображений святых на полях — это патрональные святые заказчиков».

Все 150 икон предоставил на выставку московский коллекционер Андрей Кириков, обладатель самого полного собрания сызранской иконы. Как говорит Наталья Комашко, это как раз тот случай, когда частный собиратель привлекает к теме внимание научной общественности.
 

<< Вернуться назад

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com