Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Новости

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Новости

29 апреля 2008
«Цигель-цигель». «Бриллиантовой руке» исполнилось сорок лет

Сорок лет назад на экраны Советского Союза вышел фильм Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». О том, какое значение эта комедия имела в советские времена и почему она остается одним из самых любимых фильмов сегодня, рассказывает кинокритик, обозреватель «Российской газеты» Юрий Богомолов.

Юрий Никулин сыграл в «Бриллиантовой руке» одну из своих лучших ролей в кино

«Бриллиантовая рука» открыла перед советским зрителем и загранпоездки, и наличие продажной любви, и мир модных показов. И это помимо жанровых особенностей картины и выдающейся игры Юрия Никулина, Анатолия Папанова и Андрея Миронова, Нонны Мордюковой, Нины Гребешковой и Светланы Светличной.

Рассказывает Юрий Богомолов: «Поскольку страна и мы все были опутаны такой официальной демагогией, связанной с нашим общежитием, все эти жилконторы, произносимые с трибун клишированные фразы, наши взгляды на заграницу, наше кокетство с заграницей и так далее, вот все эти реалиии, они вдруг как бы отразились в этой комедии. Поэтому я очень хорошо помню зал Дома кино во время премьерного показа, который просто умирал со смеху. Наверное, это одна из самых совершенных гайдаевских картин, возможно, главная его заслуга состоит в том, что он возродил комическую ленту. Не просто комедию. Комическая лента всегда несколько, во-первых, эксцентрична, во-вторых, философична. Жанр и тот формат, в котором работали Чаплин, Бастер Китон, Макс Линдер. Картины, где придумываются комические герои, которые становятся, по выражению Шкловского, неизменяемым мерилом изменяющихся миров.

Гайдай сумел как бы преодолеть кризис такой комической ленты и снял "Бриллиантовую руку". Всего его картины образовали своего рода особую территорию, по периметру которой выстроились и "Пес-Барбос", и "Операция Ы", и "Кавказская пленница". И эту территорию можно было бы по старинке назвать центральных парком культуры и отдыха имени Гайдая. Если говорить современным языком, можно было бы сказать, что это такой Гайдай-лэнд, страна памятных с детства аттракционов, которую мы, став взрослыми, и наши дети время от времени посещают.

Мы сегодня все спорим с нашим прошлым, кажется, что оно то было очень скверным, то было очень прекрасным. Гайдай жил в той стране и извлек из того, что было максимум общечеловеческого. Он пришел в наше кино, когда оно доживало после печального периода малокартинья и оттаивало после долой суровой идеологической зимы. Тогда довоенный мастер комедийного кинематографа Григорий Александров и приютил его на "Мосфильме". Гайдай на площадке был очень импровизационен и поощрял импровизации. И какую-то создавал атмосферу беспрерывных шуток. Съемочная группа, насколько я понимаю, была такой компанией, в которой и создавалась вот эта атмосфера, столь притягательная. На экране это всегда чувствуется.

Жанр комедии в новейшие времена

Что происходит с жанром комедии сегодня? Почему попытки снять народную комедию обычно заканчиваются неудачей — и в художественном, и в коммерческом смысле? Об этом я беседую с PR-директором компании «Другое кино» Яном Левченко.

— Как трансформировался за последние, может быть, пятнадцать лет жанр комедии и возможно ли сейчас создать такое кино, которое получило бы такую популярность, как «Бриллиантовая рука»?
— Такое кино, как мне кажется, сейчас создать невозможно, не по причине отсутствия людей, которые были бы способны это сделать, и тем более не по причине отсутствия денег. Кино как такое вообще сейчас очень сильно дифференцировалось, и структура этого рынка по сравнению с советскими временами существенно изменилась. Мы не пришли к тому состоянию, в котором находится, скажем, голливудский рынок, и мы более-менее близки к тому состоянию, в котором находится рынок европейский исключительно по неким структурным показателям, не по финансовым, не по идеологическим. Советская кинокомедия, в частности, гайдаевская, строится на сочетании разных сложных вещей, как минимум двух — это эксцентрическая комедия, которая отрабатывает советские мифы, над ними посмеивается, но так, беззлобно, без такого двойного дна, которое должно подорвать устои, с одной стороны, а с другой стороны, это учебник жизни своего рода, который учит любви, учит простым чувствам, возвращает человека в некоторое более-менее стабильное состояние. То, что происходит сейчас в сфере отечественной кинокомедии, мне не хочется никого обижать, и даже называть имена не хочется, тем более что их сложно запомнить… Попытки снять народную комедию, такие фильмы, как «Любовь-морковь», например, на предыдущее 8 марта или в этом году тоже к 8 марта приуроченный фильм «Все могут короли» с перманентным таким Гошей Куценко в главной роли, это, в общем-то, нормальные попытки, но они в подметки не годятся, потому что это просто частный случай более-менее качественного отрабатывания денег на том уровне, когда не очень стыдно, ну, когда люди выходят из кинотеатра и говорят: «Ну, я думал, будет хуже. Ничего, нормально». Сейчас мы вообще вернулись отчасти в то состояние, в котором кинематограф пребывал в самом начале ХХ века, когда человек не знал, на что он пойдет. Он приходил в кинотеатр, видел перед собой закрепленную программу, там была комическая, была авантюрная лента, была хроникальная, и в конце там шел парижский жанр, если дело происходило поздно вечером, то есть эротика. Сейчас то же самое: он приходит, детей оставляет в детской комнате, на стоянке оставляет машину, покупает ведро попкорна и идет туда, вот и все. Кинометограф не имеет консолидирующей силы и того культового статуса, который он имел в те времена.

Единственное, что, пожалуй, я могу сказать из позитива такого, эксцентрические и сатирические комедии 90-х Александра Рогожкина, такие как "Особенности национальной охоты" и Сергея Овчарова "Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца" — это неплохой образец сатирического постперестроечного жанра, который избавлен от чернухи, остроумен, забавен и сочетает в себе некоторые позитивные моменты. Они не были особо замечены, хотя фильм "Особенности национальной охоты" разошелся на цитаты, но сейчас он уже более-менее забыт, и артист Булдаков с его "ну, вы, блин, даете" уже тоже стал частью истории.
 

<< Вернуться назад

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com