Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Зима 2005-2006. № 5 / ОМБЕН МНЕНИЯМИ, ИНТЕРВЬЮ. / Мария Свешникова. "Библия бедняков" и Рождество.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Мария Свешникова.
"Библия бедняков" и Рождество.
 
     25 декабря западный христианский мир празднует Рождество. Христиане предпочитают считать, что именно этот день в III веке в Римской Империи был объявлен праздником Natali sol inviti - зарождения непобедимого солнца - света и жизни. Хотя, надо признать, что до середины III века христиане не интересовались точностью датирования момента рождения Иисуса. И даже после объявления самой даты этот праздник не был установлен повсеместно.
     Согласно "Календарю Филокала", относящемуся к 336 году, только в первой половине IV века римские христиане "официально" запротоколировали 25 декабря как день рождения Христа, что, впрочем, не остановило дискуссию о том, в каком году родился Иисус Христос. В 525 году Дионисий Малый вычислил год рождения Иисуса, положив начало Новой Эры. При этом он постоянно сомневался в точности своих расчетов, допуская, что Иисус мог родиться в 4, либо в 6 году до н.э.

Дата Рождества

     Тема датировки в пророчествах занимает особое место. Системы отсчёта часто основаны на различных исходных данных и переход от одного к другому может сопровождаться искажениями. Яркий пример представляет современная система исчисления лет от Рождества Христова. Эта дата возникла отнюдь не в "нулевой" год, а в 525 году по предложению архивариуса Папы, скифского монаха, Дионисия Малого (Эгзегиус). Он получил особое задание от Папы Иоанна I высчитать на очередной 95-летний период пасхалию - таблицу дней празднования христианской пасхи.
     До тех пор отсчет велся от дня, когда император Диоклетиан взошел на престол. Дионисий отказался от этой системы летоисчисления, и в основу собственных расчетов положил другую дату. По его подсчетам, Иисус родился 25 декабря, через 753 года после основания Рима. Этот год (753-й от основания Рима) он назвал первым годом после Рождества Христова (Anno Domini). Даты дней пасхи Дионисий Малый записал не в годах эры Диоклетиана и месяцах египетского календаря, как было ранее, а в годах эры "от Рождества Христова" и месяцах юлианского календаря, повсеместно используемого в Римской Империи, что существенно облегчило христианам расчёт даты Пасхи.
     Сам Дионисий Малый не оставил никаких указаний, почему в своей пасхалии он положил, что 248 г. эры Диоклетиана равен 532 году "от рождества Христова" и что 1-е тота 248 года эры Диоклетиана равно 29 августа 531 года от Р.X., кроме того, что при подсчете дат о времени рождения, смерти и воскресения Иисуса Христа Дионисий Малый руководствовался Евангелиями. Расчеты Дионисия Малого были использованы Римской Церковью в 533 году, когда и было введено летоисчисление новой эры. Этим он положил начало системе летоисчисления до и после Рождества Христова.

Символика Рождества

     Относящаяся к Христу символика света и жизни восходит к Иоанну Крестителю, объявившему, что Христос является для человека настоящим Светом и Жизнью. Так праздник языческого происхождения sol invectus стал напоминанием о рождении Иисуса.
     Дата для Рождества Христова 25 декабря была установлена Отцами Церкви не случайно. Этот день имел большое значение в жизни древних римлян. Это был день Зимнего Солнцестояния, когда начинает увеличиваться длина светового дня и нарастает сила Солнца, источника всего живого на Земле. Подобно тому, как Солнце освещает Землю и дает начало всему сущему, Иисус просвещает души людей, разгоняет мрак языческого неверия, поэтому ранние римские христиане соединили два праздника в один. Имеются сведения, что они принимали активное участие в радостных веселиях с песнями и танцами в языческих праздниках в честь рождения Солнца.
     Ранние христиане воспринимали общность рождения Солнца и рождения Иисуса Христа как должное. Реалии жизни способствовали слиянию двух праздников в один, и люди не видели в этом нарушения христианских канонов. Такое слияние языческих и христианских начал было характерно для всех этапов истории Церкви. Особенно ярко оно проявилось в среде русских православных, получив специальное название - "двоеверие", дожившее до наших дней.
     Первое Рождество было отслужено в Риме 25 декабря 330 года. Торжества происходили на Ватиканском холме у стен возводившегося тогда здесь первохрама для римского епископа. При этом праздник совпадал по календарю с Днем Солнца, который еще античные римляне праздновали также на Ватиканском холме. Постепенно Рождество стало столь же популярным и почитаемым, как первый и единственный праздник ранних христиан - Пасха. А Отцы Церкви нашли ключевой смысл праздника Рождества: приход в человеческий мир Христа, искупающего наши грехи и дающего спасение. Значение данного факта был столь велико для средневекового человека, что в этот день в Риме трижды проводится литургия, включая знаменитую Urbi et orbi ("Граду и миру"), которую по традиции служит Папа Римский.
     Очень быстро Рождество стало в Европе единственным днем в году, когда можно было креститься. Для средневекового христианина Рождество было праздником, когда многие ожидали в этот день второго пришествия Христа или Страшного суда. Однако в более позднее время Рождество стало символом тайны бытия и неисповедимости путей Господних.

Иконография католического Рождества

     Только Матфей и Лука описывают Рождество Христово. Быть может, именно краткость их рассказа и отсутствие деталей вынудило средневековых авторов создать столь обширную литературу в дополнение к рассказу Матфея (2:1-12) о волхвах, принесших свои дары, и Луки (2:1-12) о Младенце, положенном в ясли, и о пастухах, приведенных ангелом, чтобы поклониться ему.
     В иконографических представлениях сцена Рождества появляется на саркофагах IV века. Она вдохновляет искусство, начиная со средневековья и до наших дней. Так возникли вол и осел, вошедшие навсегда в число свидетелей рождения в Вифлееме. С XIII века в Италии начали мастерить вертепы, которые еще называют "Библией бедняков". К концу средневековья легенды и гимны трубадуров превратили мудрецов (волхвов) из жрецов в царей, сопровождаемых их свитами, в хлеву появились домашние животные, пастухи понесли свои простые дары, а сама Дева Мария стала изображаться стоящей на коленях перед Младенцем, поклоняясь ему.
     Несмотря не бесконечные "вольности" в интерпретации окружающей сцену Рождества действительности, существуют достаточно точные указания в исполнении непосредственно сцены Рождества Христова.
     Как известно, апостол Матфей сообщает о мудрецах, следовавших за звездой, что они вошли в дом (Мф, 2:11), а апостол Лука говорит, что Мария положила Младенца "в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк, 2:7). Упоминание о пещере есть и в ранней апокрифической книге Иакова: "И нашел там пещеру, и привел ее... и облако сияющее появилось в пещере... И облако тогда отодвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился Младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии". А евангелие псевдо-Матфея (VIII век) впервые упоминает о воле и осле: "Ангел снизошел и вступил в темную пещеру, которая при этом озарилась светом... На третий день Мария оставила пещеру и вошла в хлев и положила Младенца в ясли, и вол и осел поклонились ему". Из этого делается вывод: сцена должна происходить ночью, в обветшалом здании - символе Ветхого Завета, который отменяется с рождением Спасителя.
     Образ Девы Марии, стоящей перед Младенцем на коленях и поклоняющейся ему, восходит к рассказу Бригитты Шведской, в 1370 году посетившей Вифлеем и описавшей "Откровения" о своих видениях Девы Марии. "Когда пришло время ей родить, сняла она свою обувь и белый плащ, сняла свое покрывало, и ее золотистые волосы упали ей на плечи. Тогда она приготовила пеленки и положила их рядом с собой. Когда все было готово, она опустилась на колени и стала молиться. Пока она так молилась, воздев руки, младенец неожиданно родился в таком ярком сиянии, что оно полностью поглотило слабый свет свечи Иосифа". Эта религиозная трактовка темы образует основу Sacra Conversazione ("Святого собеседования") с предстоящими святыми.
     При Богородице обязательно находятся две служанки. Восточнохристианская Церковь имеет иную традицию представлять Рождество Христово. Византийские художники изображали Деву Марию лежащей на кровати, а при ней двух повитух, одна из которых обмывает Младенца. Апокрифическая книга Иакова повествует о том, как одна из повитух - Саломея - усомнилась в том, что Мария могла родить и сохранить при этом девство, свое, и, чтобы удостовериться в этом, она коснулась ее. Но в этот миг рука ее "отнялась как в огне". Затем, однако, рука исцелилась, когда Саломея взяла Младенца на руки. Этот сюжет, который можно встретить также и в западном искусстве, совершенно исчез из живописи после того, как был осужден Тридентским собором в середине XVI века.
     Вот как трактует события псевдо-Бонавентура (Джованни де Каулибус) в "Размышлениях": "Дева Мария поднялась ночью и прислонилась к колонне. Иосиф принес в хлев свечу и сноп сена, которое он положил на землю. Сын Божий, выйдя из утробы матери, не причинив ей никакой боли, мгновенно перенесся на сено к ногам Девы Марии". Так, псевдо-Бонавентура предлагает изображать Богоматерь стоящей при колонне, являющейся существенной особенностью конструкции хлева.

По материалам сайта www.strana.ru

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com