Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Зима 2005-2006. № 5 / ДОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ / Священноисповедник протоиерей Георгий Алексеевич Коссов. Житие. (Начало).

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Протоиерей Георгий Митрованов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел весенний номер № 50 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Житие священноисповедника Георгия Коссова.
 
     Священноисповедник протоиерей Георгий Алексеевич Коссов родился 4 апреля 1855 г. в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии в семье священника и получил имя в честь Великомученика Георгия Победоносца, весьма почитаемого на Руси. Дети Коссовых были крещены в церкви Рождества Пресвятой Богородицы (не сохранилась). Константин Алексеевич Коссов, ве­роятно, младший брат о. Георгия (он родился в с. Андросово в 1872 г.) впоследствии служил свя­щенником в Волхове. Рядом с церковью, на самом высоком и красивом месте села, стоял дом Коссо­вых. Святыней храма была Казанская икона Божией Матери, явленная 300 лет назад в лесу при колодце. В память явления этой иконы на крест­ный ход собирались ежегодно более тысячи паломников, перед ней служили молебен. Казанский образ о. Георгий особо чтил всю жизнь.
     Стремление к праведности, которое Георгий наблюдал в родной семье, сформировало его харак­тер. С ранних лет он полюбил храм Божий и служ­бу, чтение житий Святых. Родители стремились дать Георгию духовное образование: после сельской школы он поступил в Орловскую семинарию, где выделялся душевной чистотой, смирением, любовью к ближним. Георгий внимательно изучал Священное Писание и труды Святых Отцов.
     По окончании семинарии Георгий Коссов 5 лет учительствовал на своей родине, в одной из земс­ких школ Дмитровского уезда.  К своей работе молодой учитель относился как к порученной ему Богом миссии просвещать и наставлять юные сер­дца к исполнению заповедей Господних. Уроки, к которым Георгий Алексеевич готовился с особой тщательностью, были как бы малыми проповедя­ми. На экзаменах он получал награды за своих учеников, в которых замечались богобоязненность, примерная дисциплина и развитые практические навыки. Особенно ярко проявился его педагоги­ческий талант, когда Георгий Коссов стал заведо­вать школой.
     Свободное время Георгий проводил в храме. Настало время готовиться к принятию священно­го сана, еще более обратила его к такому реше­нию серьезная болезнь. Георгий Алексеевич соче­тался браком с благочестивой дочерью священника Елецкого уезда Александрой Моисеевной Зерно­вой. С детства Александра с матерью часто ходи­ла пешком на поклонение мощам Свят. Тихона Задонского. Еще во время учебы в Орловском епар­хиальном училище она потеряла отца и, оставшись без средств, поступила учительницей в село.
     В 1884 г. Георгий Коссов был рукоположен во священника и назначен на беднейший приход Ор­ловской епархии - село Спас-Чекряк Болховского уезда. Оно располагается к северу от древнего града Болхова, в ту пору украшенного 28 храмами, на стыке Орловской, Калужской и Тульской гу­берний - говорили, что в Чекряке «три земли схо­дятся» и петух на три губернии кричит.
     Название «Спас-Чекряк» соединяет татарское слово, означающее «непроходимое урочище», и по­священие сельского храма Преображению Господ ню. По древнему преданию, там находилось язычес­кое капище, а первая христианская церковь, построенная на его месте, ушла под землю. Самое раннее упоминание о селе встречается в 1647 г., когда Русь только преодолела разорение Смуты. Тогда уже была здесь Спасо-Преображенская церковь.
     Собираясь к месту служения, о. Георгий пред­ставлял свою скромную жизнь в труде и молитве, в стороне от суеты мира. Помолившись усердно Спасителю и Пречистой Божией Матери, о. Геор­гий, хотя и изнуренный недугом, отправился в Спас-Чекряк, памятуя Евангельские слова «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Марк. 8, 34).
     Бедственное положение прихода из 14 дворов ужаснуло нового священника, ему стало понятно, почему здесь не держался причт. В двух верстах от деревни стояла ветхая деревянная церковь, по­строенная в XVIII веке помещиком приходской деревни Сиголаево Спесивцевым, с приделом Св. Архангела Михаила. Во время службы зимой в ней даже замерзали Святые Дары. Сердца сельчан были далеки от Церкви и от Бога. И молодой свя­щенник решил обратиться к великому Оптинскому подвижнику благочестия, известному всей Рос­сии - о. Амвросию, с надеждой, что тот благословит его перейти на другой приход.
     У кельи старца толпился народ, ожидавший его выхода. О. Георгий стоял в толпе, далеко от дверей. Когда наконец старец появился, то внима­тельно взглянул на собравшихся и внезапно при­звал к себе о. Георгия, незнакомого ему. О. Амв­росий заговорил: - Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросать? А ты знаешь, кто иереев-то ставит? А ты бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Сту­пай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то, храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей, Бог тебя благословит!
Хотя и недоумевал о. Георгий, но повеление прозорливого старца воспринял как указание свы­ше и продолжил свое служение на прежнем мес­те. Ему пришлось преодолеть сильные искушения: одолевала беспросветная тоска, являлись во сне бесы и угрожали сжить со света, если он не поки­нет приход. В ужасе о. Георгий кинулся вновь к о. Амвросию. Ничего не расспрашивал старец, а сразу, как увидел, сказал:
-      Ну, чего испугался, иерей? Он один, а вас
двое!
-      Как же это так, батюшка?
-      Христос Бог, да ты - вот и выходит двое!
А враг-то - он один. Ступай домой, ничего вперед
не бойся.
И еще Преподобный старец повторил:
-   Да храм-то, храм-то большой каменный, да
чтоб теплый, не забудь строить! Бог тебя благо­
словит.
     Устами старца вещал сам Господь. Проявилась сила молитвы Преп. Амвросия. О. Георгию пока­залось, что у него гора свалилась с плеч. Свое служение в церкви продолжил он с радостью. Си­яние его веры, необыкновенное усердие священника стали привлекать в храм прихожан. Угодник Божий быстро стал известен за пределами Болховского края, по словам Писания: «Тако да про­светится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят отца вашего, иже на небесах» (Матф. 5, 16).
     Народ во множестве стекался в Спас-Чекряк, благоговейно внимал словам пастыря, который благодетельствовал и малым, и великим, всех прини­мал с радостью, как родных. Толпы сопровождали о. Георгия. Люди ловили его участливые улыбки, заботливый взор. Они ощущали, что здесь их объе­диняет искренняя любовь и отеческое попечение пастыря. Многих дивный пастырь обратил на путь добра. Его слово ярко напоминало о часе смертном, и человек не мог не проникнуться упованием на вечное блаженство и страхом погибели нерас­каянных грешников.
     Литургия в храме совершалась в воскресные и праздничные дни. 22 октября, в день Казанской иконы Божией Матери, о. Георгий служил особенно долго и усердно. Навсегда оставалась в сер­дце людей, побывавших на богослужениях в Спас-Чекряке, память о духовной радости, которую даровала Царица Небесная через Свою чудотвор­ную икону. Службы здесь отличались не только торжественностью. Было видно, что благодатный мир и невозмутимая тишина наполняли его душу. Слезно молил он простить все прегрешения каю­щихся, с душевным трепетом и особенно ясно чи­тал слова благовестия Христова, ревностным ис­полнителем которых был сам.
     В будни отец Георгии привык обходиться без помощников: сам подметал сор, наливал масло в лампады, ставил и зажигал свечи. Служил каждый день молебны - обычно от девяти до часу; около десяти часов, по примеру Оптиной пусты­ни, читал канон Богородице.
     О. Георгий молился так проникновенно, с такой верой, что из глаз прихожан текли слезы. Ка­нон о. Георгий прерывал трижды, брал лампаду от образа Божией Матери, затем от икон Спасителя, Св. Николая Чудотворца и крестообразно помазы­вал у молящихся чело и руки.
     «- Молитва терпкая, - говорит о. Георгий перед иконой Божией Матери. - Стена неколебимая... -И только заносит руку, чтобы перекреститься, - все уж в церкви, как один человек, крестятся. Склонит голову - все склоняют. Он подходит к каждому в церкви («Никого не пропустит, никого два раза не помажет!» - удивляются потом) и каждого спраши­вает, как его звать. Так обойдет он во время службы много раз - то, чтобы помазать, то с Евангелием, то с крестом. И так с ходом службы все больше и больше сживается народ со священником», - так описывал службу в Чекряке М.М. Пришвин. И дома, и в церкви у о. Георгия он отмечал «простоту и отсутствие вся­ких традиционных благолепных приемов», отсутствие кликушества и юродства.
     О. Георгий любил каждого богомольца благо­словлять Евангелием, давая его целовать и затем возлагал на голову. Восходил на амвон и разма­шисто крестом осенял всю церковь. Во время во­досвятия ту воду, что приносили люди, выливал в общую медную посудину, погружал в нее копие, используемое при совершении литургии, делал им в воде троекратное крестное знамение, и раздавал людям воду, стоя против отверстых царских врат. После службы сам подходил к каждому моляще­муся, давал целовать крест. Благословлял: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. В час добрый!». На просьбу помолиться священник отвечал:
-   Помолюсь, Бог поможет, у Него милости много.
Люди благодарили за Святую воду. Некоторых
батюшка поправлял:
     -   Что воду моей зовешь? Не моя она, а Святая. Самим Богом через меня, грешного, освященная. Господь через нее по вере помогает людям в болезнях.
После, тут же, не выходя из церкви, иногда часов до семи-восьми вечера давал советы. Час отдыхал и вечером принимал у себя - двери дома священника были в любое время открыты. «Священник Коссов ни днем, ни ночью не знает покоя. Изо дня в день, с раннего утра до глубокой ночи он подвигом добрым подвизается», - писал один из инспекторов.
     -   Молитва чудеса творит, - говорил о. Георгий. - Она и день растягивает. 24 часа в сутках - это общее время для всех, но у каждого оно течет по-разному. У кого медленно, и он все успевает, а у кого так летит, что он дня не замечает. Возьми­ те себе за правило, чтобы молитва была важнее всех ваших дел, и молитесь. Тогда и будете все и везде успевать.
     Со всех сторон шли к батюшке за советом люди разных званий и состояния, пола и возраста. Приезжие не только получали кров: батюшка приходил к ним, отвечал на множество вопросов, вмес­те они вкушали трапезу. Те, кто не находили мес­та в странноприимном доме, ночевали прямо на телегах или под ними, и здесь о. Георгий проведы­вал их. Кто искал духовного утешения, кто - наставления, как вести жизнь, кто просил благосло­вения для устройства домашних дел. Замечательны были его практические советы по хозяйству. При этом о. Георгий напоминал, чтобы в земных временных заботах не забыли настоящую цель жизни человека.
     Сомневающейся в вере молодой женщине-дворянке о. Георгий говорил: «Ты не Достоевский, не Соловьев, не Мережковский. Ходи в церковь, при­слушивайся к словам священника, а главное - к Евангельскому чтению, да было бы хорошо, если бы вы оба с мужем хотя бы по одной главе прочи­тывали ежедневно. Ведь в нем звучат слова наше­го Господа. Приобщайся Святых Тайн — и все твои душевные муки и страдания сами собой отойдут от тебя и жизнь потечет более радостно и спокой­но. Сначала все будешь делать очень механичес­ки, как школьник выполняет уроки, а там все это войдет в глубину души, и ты станешь верующим человеком. Встретясь с тяжелым и плохим, надей­ся на Господа Бога, на Его заботу о нас, и все это «плохое» оставит тебя. За «хорошее» благодари Бога. В Евангелии все есть - и как жить, и как поступать, и у тебя глаза откроются».
     Попечительность и любовь его изумляли всех. Бывало, люди не понимали, зачем к священнику обращаются по пустякам, к примеру, о болезнях и пропажах скотины, кур. А он подсказывал, как избавиться от напасти - например, покурить ладаном, возжечь свечу, и потом пояснял, что у это­го человека и такие заботы не мелочные - все в мире имеет свою цену и свои последствия. Не было вопроса, на который бы он не отвечал с добротой и сердечным участием. В народе считали - если батюшка помолится, Господь обязательно исполнит его прошение. В газетах того времени писали, что в Волхове «без совета, благословения батюш­ки редко кто женится, выходит замуж, или откры­вает какое-либо предприятие. Его посредничества ищут люди, у которых расстроилась или разбита семейная жизнь, к нему обращаются больные, одер­жимые различными недугами, как-то: припадками, алкоголизмом и т.п.».
     О. Георгий ничего не приписывал себе, а толь­ко вразумившему его Господу, отличался истин­ным христианским смирением, всегда называл себя многогрешным: «Господь и через недостойных священников помогает по вере». Он умел показать немощи человеческие, научить, как избавляться от вражеских искушений. Бывало, заговорит с человеком о. Георгий и после нескольких слов разрешит все недоумения, умиротворит и утешит. За богоугодные дела, смирение, чистое сердце Гос­подь наградил о. Георгия даром прозорливости. Господь внимал молитвам праведника, открывал ему сердца людей, и тот как бы читал в них все сокровенные мысли и желания.
     Дар прозрения проявлялся в нем дивным об­разом: например, о. Георгий открывал многие под­робности жизни приходящих к нему, знал содер­жание нераспечатанных писем. Сергею Нилусу о. Георгий не дал благословения на продажу име­ния бельгийской акционерной компании, которая хотела на этом месте устроить кирпичный завод. Как показало время, сделка оказалась авантюрой, что провидел о. Георгий. «Тайна моей души чита­лась им, как в открытой книге, и речь простая, ис­полненная теплоты и ласковой задушевности, лилась целительным бальзамом, врачуя незажившие раны, бодря мою усталую душу», - свидетельствовал писатель. В духовных беседах облегчая горе, о. Геор­гий наставлял выбрать спасительный путь. И трепетно благодарил Всеблагого за то, что Он спо­добил утереть слезы на глазах несчастных.
     Одной Болховской мещанке, оставшейся вдовой с малыми детьми, он- вручил 20 рублей и наказал: «Купи корову - молоком детишек корми, а осталь­ное продавай - вот и сыта будешь». Корова стоила до ста рублей, и женщина отошла в печали. Но, когда она подходила к Болхову, навстречу ей попал­ся мужик с коровой, продававший ее за те самые 20 рублей. Прознав об этом, завистливая соседка, имевшая корову, ринулась к батюшке с той же мольбой и получила 18 рублей. Вернулась домой - а корова издохла. Бросилась она назад, покаялась и батюшка простил ее: «Ступай, говорит, да вперед людям не завидуй, а на деньги, которые тебе дал, купишь себе новую корову». Так и случилось.
     Своим любящим сердцем он видел грехи приходящих к нему и, случалось, употреблял сильное врачевание. Так, одной женщине вручил яйцо с наказом съесть его, а когда она вновь приехала пожаловаться, что яйцо тухлое, он обличил ее в продаже людям несвежего мяса. Другой женщине о. Георгий истолковал причину немоты ее детей: отправил послушать в рощу пение птиц. И там женщина вспомнила свой детский грех, когда она вырывала язычки у птенцов.
     Батюшка говорил, что дети болеют за грехи родителей и призывал каяться в сокрытых прегре­шениях. Иных оставлял на исповедь после служ­бы, неустанно напоминая: «Не льстите себе, ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни пьяницы Царствия Божия не наследуют» (I Кор. 6, 9-10). Доводя до каждого особые советы, ба­тюшка преподавал и общее правило:
     - Не живите умом, а живите сердцем. Ум наш лукавый куда угодно нас заведет. Не ищите выго­ду в жизни и не мечтайте о легкой и красивой жизни - это все уловки лукавого врага. Всегда помните, что все наслаждения и удовольствия, коими враг прельщает нас, быстротечны и губят нашу душу. Не отвергайте жизнь вечную ради сиюминутного благополучия и благоденствия. Не стремитесь к славе и почестям, все это проходит бесследно, как дым. А стремитесь молитвами и своими делами расположить к себе Бога. Всегда помните о Нем во всех своих делах, намерениях и поступках.
     По данной благодати Божией о. Георгий  возложил на себя тяжелый подвиг исцелений душ и телес страждущих, умолял Господа изменить суд над грешниками за их раскаяние. Почти каждый день к нему привозили больных, в том числе бес­новатых, которые ужасно мучились, неистовство­вали, кричали, особенно во время Херувимской, иногда повергались к ногам священника, иной раз их не могли занести в церковь. И батюшка молил­ся, окроплял Святой водой, благодатной силой усмирял беса и помогал завести человека в храм.
    Иногда он прямо на улице, на телегах причащал и исцелял больных. Сам о. Георгий особенно благо­говейно относился к причастию, строго соблюдал посты. Он исцелял кровоточивых и страдающих пьян­ством, по его молитвам исчезали опухоли, спадала лихорадка. Были случаи, когда люди поднимались буквально со смертного ложа. Не раз к батюшке подносили расслабленных, а из Спас-Чекряка они шли бодро, на своих ногах. Для тяжко страждущих подвижник открыл в Спас-Чекряке больницу. Ежед­невно он в ней совершал «обходы», излечивал тех, кого родные уже не чаяли увидеть здоровыми. В Спас-Чекряке помогала больным и вода из святого колод­ца, которой обязательно запасались все паломники. Колодец под деревянной крышей находился в «ровочке» - неглубокой балке, где протекал ручей. Одну женщину о. Георгий вылечил от «трясучей болезни» и благословил каждый день читать покаянные мо­литвы и пить святую воду. О. Георгий призывал не отказываться и от врачебной помощи - верить док­торам, соглашаться на операции.
     Случалось так, что иные поступали вопреки бла­гословению батюшки или обращались к самозван­ным «целителям». Так, одна женщина из любопыт­ства пошла на встречу со «знаменитым» колдуном. И хотя она отказалась принимать наговоренную им воду, но несчастия стали преследовать и ее, и ее семью. И освободиться от искушения они смогли только с помощью молитв батюшки, который стро­го увещевал: - Будешь знать, как смотреть на нечестивого!
     Всегда оказывались удачны благословленные им браки. Пару вдовцов о. Георгий наставил же­ниться не текущим, а следующим мясоедом. Те же поторопились со свадьбой и, приехав с венча­ния, застали вместо своего дома одни головешки. Некая женщина из Омска не получила благосло­вения на предстоявший, казалось бы, счастливый брак. Не послушав о. Георгия, она обвенчалась, и муж через два месяца утонул. Другая же пара - Василий и Анна Фокины - прожили счастливую жизнь по благословению батюшки, при том, что Анна имела двоих детей от первого брака и была старше на 17 лет. Заботясь о чистоте нравов, о. Георгий стремился рассказать о святости брач­ного союза, необходимости перед таким серьез­нейшим шагом получше узнать жениху и невесте будущих родственников, состояние их хозяйства.
     Люди приходили, чтобы удостовериться в под­линности происходящих в Спас-Чекряке чудес. Так же чудно было и зримое преображение тамошнего края усилиями великого благоустроителя Орловс­кой земли, который из нищеты воздвиг рукотвор­ные памятники славы Господней, не имея на то ни средств, ни надлежащих условий. И здесь руково­дила им горячая любовь к дому Божию. «Сила Божия в немощи нашей совершается, - говорил батюшка. - Пока человек рассчитывает на свои силы, до тех пор нет проявления споспешествую­щей силы Божией. А вот оставили тебя твои силы, ближние твои отступили от тебя, нет спасающе­го: тут-то и возопи с верой и смирением!
 
Продолжение следует в следующем номере журнала
 
Издательство "Агат".
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com