Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Зима 2006-2007. № 9 / СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ, ЕВРОПА И РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / Мощи святых бессребреников Космы и Дамина Аравийских (Киликийских) в Мюнхене. Анатолий Холодюк. (Мюнхен)

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
МОЩИ СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ  КОСМЫ И ДАМИАНА АРАВИЙСКИХ
(КИЛИКИЙСКИХ)  В МЮНХЕНЕ
 
Святые Косьма и Дамиан. Портрет неизвестного художника
Святые Косьма и Дамиан. Картина неизвестного художника
 
           Почти  в самом центре  баварской столицы  (Neuhauser Str. 52) возвышается  монументальное здание  иезуитской церкви св. Михаила (Санкт-Михаэльскирхе). Она построена баварским герцогом Вильгельмом Y (1548 – 1626) для ордена иезуитов, обосновавшихся в Мюнхене  в 1559 году. Первый камень был заложен  18 апреля   1583  года мастером-строителем  Фридрихом Зустрис (10). Торжества по случаю освящения этой церкви состоялись только в 1597 году. Гостей Мюнхена  впечатляют  размеры и  интерьер этой церкви: 20-тиметровый, хорошо спроектированный неф, строгое величие пилястр, три пары больших часовен на каждой стороне. Кто является главным  архитектором церкви, точно не установлено, однако историки полагают, что основную часть здания проектировал Вольфганг Мюллер, а  величественный фасад с бронзовой статуей архангела  Михаила (1588 или 1592) скульптора Губерта Герхарта  при входе  – Вендель Дитрих. Ряд бронзовых фигур на фасаде посвящены предкам герцога Вильгельма Y-го – семействам Агелофингеров, Каролингеров, Виттельсбахов.
 
          Под алтарем, в подземной часовне, находятся  гробницы многих знаменитых людей  Баварии и Мюнхена: представителей династии Виттельсбахов, основателя  церкви герцога Вильгельма Y-го, курфюрста Максимилиана I-го и др. Здесь можно увидеть и  гробницу баварского короля Людвига II - известного строителя сказочных  замков в Баварии.
 
         Среди великих церковных святынь – частица Животворящего Креста Господня, колючка от тернового венца Иисуса Христа, частица мощей св. апостола Петра (10). Справа, в одной из боковых часовен, за высокой изящной решеткой под стеклянным корпусом находится еще одна   знаменитая во всей Германии  святыня – реликварий (ковчег) с мощами святых Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских). Эти святые очень популярны среди верующих Швейцарии, Австрии и Германии. На немецкой земле издавна отмечают день памяти святых Космы и Дамиана, раньше - 27, а с 1969 года – 26 сентября. Величественный ковчег золотистого цвета  (116 см – длина, высота – 83 см, ширина – 50 см)  выполнен из дубовых досок, покрытых серебрянными пластинами с позолотой. Его украшают драгоценные камни крупных размеров, в основном -  цветные  горные   кристаллы и янтарь.  Серебрянный ковчег, изготовленный в 1400-1420 годах, отреставрирован  в 1854 году  в мюнхенском литейном цехе Миллера. Он  имеет две горизонтальные дверки с замком, на внутренней части которых изображены  четыре цветных рисунка, рассказывающие  о подвигах мучеников. По горизонтали ковчег обрамляют барельефы 12-ти апостолов, а с торца – бессребреников.  Внутри ковчега на специальных подушечках помещены  два темно-серых реликвария в виде шапочек, чудно расшитых жемчугом и рубином. В них и находятся   черепа и  кости (всего их 31), принадлежащих Косме и Дамиану и их родным братьям – Леонтию, Анфиму и Евтропию. Архивные документы (9) свидетельствуют, что ковчег  с мощами за 2000 талеров приобрел в 1648 году в Бремене  курфюрст Максимилиан I (1573 -1651) благодаря посредничесту  кардинала фон Вартенберга – епископа Оснабрюка. В 1649 году ковчег с мощами  торжественно доставили в  Мюнхен, в  церковь св. Михаила. Сначала ковчег установили в  главном алтаре, где он находился  до 1819 года, а позже его перенесели  в боковую часовню, более доступную для поклонения верующим.  
 
Ковчег с мощами св. Космы и Дамиана Аравийских
Ковчег с мощами св. Космы и Дамиана Аравийских
 
Ковчег с мощами св. Космы и Дамиана Аравийских
Ковчег с мощами св. Космы и Дамиана Аравийских
в открытом виде
 
Ковчег с мощами св. Космы и Дамиана Аравийских
Ковчег с мощами св. Космы и Дамиана Аравийских
 
 
Фрагмент ковчега с изображением св. Космы и Дамиана
Фрагмент ковчега с изображением св. Космы и Дамиана
 
          Косма и Дамиан известны в истории Церкви как  врачи-бессребренники (иначе из называют  – анаргири, т.е. безмездники). Бессребренники - люди, победившие страсть сребролюбия и корыстолюбия, они, хотя и имеют  имущество, но  отказываются от владения им (6, с. 8.). Церковные историки разделились во  мнении о числе двоиц мучеников Космы и Дамиана: одни признают все три, другие – две, а некоторые – всего одну двоицу. В Русской Православной  церкви известны  три двоицы св. мучеников Косьмы и Дамиана (1): 1. Римские, безмездные врачи (родились, жили  и пострадали в 284 году в Риме от побития камнями при царе Карине,  память 1/14 июля); 2. Асийские, бессребреники и чудотворцы, (родились в Ш веке в Малой Азии от благочестивой христианки Феодотии, мирно скончались и похоронены в Феремане; память - 1/14  ноября ); 3. Аравийские (по месту происхождения),  или Kиликийские (по месту страдания вместе с мчч. Леонтием, Анфимом и Евтропием - 287 или 303), память - 17/30  октября.  Агиографические сведения о бессребрениках Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских), которые были современниками Римских,  весьмы скудные. Какие-либо исторических фактов  и документов о жизни и смерти этих мучеников не имеется. В агиографических произведениях отсутствует четкое разделение сведений о  всех трех двоицах Космы и Дамиана. В связи с эти возникают трудности с идентификацией их мощей, иконописных изображений и посвященных им храмов.
 
         Косма и Дамиан Аравийские (Киликийские) были связаны друг с другом  не только родственными и дружескими связями, но они, по преданию, были родными братьями-близнецами. Все пять братьев занимались врачебной наукой,  помогавшей им в безвозмездной  практике лечения  болезней. Однако только Косма и Дамиан имели благодать чудотворений и врачевали людские недуги призыванием имени Иисуса Христа. Они действовали как двоица, и этот символический  образ двоицы сближает их с апостолами, которых Христос, как известно,  посылал проповедовать «по два». Косма и Дамиан до своего обращения к Богу  были врачами и, уверовав во Христа, продолжали оказывать помощь больным, но лечили уже  они не только и не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освященным елеем и окроплением святой водой. Во время   лечения во славу Божию они обращали в христианскую веру многих язычников, что не мог им простить язычник Лисий – наместник киликийской земли при  императоре Диолектиане,  решительно требовавший  от Космы и Дамиана  отречься от веры в Иисуса  Христа.
 
Святые Косьма и Дамиан как хирурги. Картина неизвестного художника
Святые Косьма и Дамиан как хирурги
Картина неизвестного художника
 
         Чудесные телесные исцеления больных были связаны с их уверованием во Христа - благодаря учению Космы и Дамина. За изчеление деньги не взимались, за что и были названы Косма и Дамиан бессребрениками или безмездниками. Как врачи они трудились безвозмездно, ради блага  других людей, не  беря за это никакой  платы.  Они строго соблюдали заповедь Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10,8). Как истинные  христиане они не просто отказывались  от платы, они  считали для себя милостью Божией и великим благом врачевать безвозмездно - Христа ради, разумея, что в каждом человеке, которому они помогают в болезни,  живет Христос. Они врачевали людские недлуги не ради славы людской, а ради славы Бога, даровавшего им благодать исцелений.  Косма и Дамиан  как бессребреники стали  сынами Всевышнего уже во время своей земной жизни, - и в этом они видели  земную награду и блаженство. В полной мере это блаженство Космы и Дамиана раскрылось на Небе, в жизни вечной.
 
         Основные, хотя и краткие сведения о житии Аравийских (Киликийских) бессребреников можно почерпнуть из  знаменитой легенды (ХIII в.) Якоба Форагине, написанной им на латинской языке и  переведеной на немецкий язык только в 1921 году.  Автор легенды, фрагменты которой приводит в своих творениях и  архиепископ Иннокентий Херсонский (2, с.231 - 232), являлся доминиканским монахом,  позже стал епископом в Генуе и скончался в конце ХIII столетия. По преданию, до 1500 года  легенды  Якоба Форагине  издавались примерно 70 или 90 раз; люди во всей  Европе зачитывались ими, как  и Священным Писанием. Легенда о Косме и Дамиане была создана приблизительно между 1263 и 1273 годами и стала очень популярной в народе. Ее устный пересказ  стал широко  известен  сначала  в Страсбурге, откуда  предание  переходило  из уст в уста верующих в немецких землях.
 
          Легенда Якоба Форагине (4, с. 796-799) повествует о пяти родных братьях – врачах : Антиусе, Леонтиусе, Евтропиусе и двух близнецах -  Косме и Дамиане, родившихся  в Эгее. Воспитанием детей занималась благочестивая  мать по имени  Феодора. Косма и Дамиан  обучались искусству врачевания и имели благодать от Бога исцелять людей от всяких болезней, а также лечить зверей и животных. Далее в легенде следует известный, но несколько видоизмененный  эпизод, касающийся жития святых чудотворцев бессребреников  Космы и Дамиана, но   Асийских ( 7, с. 21).  ...Некая больная  женщина по имени Палладия, известная  в округе тем, что растратила почти все свое  состояние на лечение своей болезни у разных врачей. Прослышав о Косме и Дамиане, она  решила обратиться к ним  за помошью  и в результате получила долгожданное исцеление. В благодарность за это она тайно предложила одному из братьев – Дамиану вознаграждение, но он сначала отказался  его принять. Тогда она взмолила его и попросила принять свой дар не из любви к богатству, а как жертву ради Имени  Божия. Этот подарок в дальнейшем   послужил причиной недолгой  ссоры двух братьев. Косма справедливо  напомнил брату, что они, приступаю к подвигу,  обещали друг другу никогда не  нарушать обет и не заниматься  стяжательством. Опечаленный Косма даже  попросил близких  не хоронить в будущем его в одной могиле с Дамианом. Однако  по прошествии некоторого времени Косма поступил по-христиански и простил  брата Дамиана.
 
         Об удивительных врачах-безмездниках прослышал игемон  Лиссий,  приказавший  доставить братьев к себе в Киликию. Расспрашивая о происхождении Космы и Дамиана, прославившихся чудесными исцелениями больных, он удостоверился, что они действительно лечат не за земные блага, а безвозмедно, однако по вере своей являются  христианами. Узнав, что во время лечения своим больным они проповедуют Христа, игемон  принудил Косму и Дамиана   принести  при нем жертву идолам, но братья-христиане  этот приказ проигнорировали отказом, за что он повелел  их  сначала  избить, а потом  связать цепями и бросить в морскую пучину. Однако братья Косма и Дамиан, укрепленные силой Божией и явившимся Ангелом, чудесным образом были спасены  от потопления и невредимыми предстали перед  своим жестоким судьей. Увидев братьев  живыми,  удивленный Лисий  произнес:
 
      - Заклинаю вас, ответьте мне, почему  вы остались совершенно здоровыми  после  этих пыток?  Значит, вы  прибегаете к какому-то волшебству, которым  и побеждаете!? Научите и меня этому искусству, чтобы я мог последовать вашему учению  и предстать перед моим богом Адрианом...
 
       Не успел Лисий   произнести последние слова, как  неожиданно перед ним появились два беса, начавшие беспощадно его избивать по лицу и телу.  Наместник, обращаясь к Косме и Дамиану, завопил :
 
      -   О, мои господа, помолитесь за меня  богу!
 
      Братья  выполнили его просьбу,  и  -  бесы  тут же исчезли.
 
Опомнившись от случившегося, неблагодарный игемон  сказал братьям:
 
        - Видите! Мои боги  разгневались на меня за то, что я хотел им изменить и оставить их!   Я  не хочу далее  терпеть ни мучения, ни  ваше поношение   моих  любимых богов.
 
       Он приказал  развести большой костер и ввергнуть Косму и Дамиана в его  пламя, но, к удивлению Лисия,   огненные языки совсем  не коснулись святых братьев, а опалили и уничтожили многих язычников, стоявших вокруг костра. Тогда над Космой  и Дамианом стали испытывать другие изощренные казни. Далее братьев  предали  жестоким мучениям: их тела  растягивали  между столбами и при  этом  сильно избивали, но святые силою Божию  претерпели и эти казалось бы невыносимые пытки. В это время по приказу того же Лисия  других трех братьев Леонтия, Анфима и Евтропия заперли в темницу, а  святых Косму и Дамиана  решили распять на кресте и при этом  побивать их камнями, но последние, не нанося никаких ран святым, отскакивали от их тел и падали в  толпу язычников.  Тогда разгневанный  мучитель Лисий  приказал вывести из темницы трех  братьев   и поставить их около крестов Космы и Дамиана.  Воины, вооруженные луками, стали в  стрелять во всех братьев, но смертельные стрелы отлетали и поражали мучителей и толпу язычников. После всех этих многочисленных страданий  Господь  оставил непобежденными святых братьев, тогда судья Лисий приказал обезглавить мечом  всех пятерых братьев.
 
        Когда настало время хоронить тела обезглавленных братьев-мучеников, кто-то из христиан вспомнил о завещании Космы, желавшего после своей кончины  не лежать в одной могиле с Дамианом, принявшим однажды подарок.  Далее в сюжете легенды  повествуется о  совершенном  по воле Божьей   чуде, о котором можно прочитать   в житии Космы и Дамиане Асийских (7, 21). ...В момент  обсуждения вопроса  о захоронении святых мучеников откуда ни возьмись  появился  старый  верблюд. Он  подошел к людям  и  закричал человеческим голосом, что всех братьев  надо хоронить только вместе, что и было сделано.
 
       По легенде Форагине, братья-мученики  претерпели смерть в 287 году в царствование Диоликтиана...
 
      По месту  страданий (Киликия) святых мучеников  Косму и Дамиана Аравийских  называют еще и Киликийскими. Киликия  - древняя юго-восточная область Малой Азии, простиравшаяся от Памфлийского залива к востоку до Аманских гор.
 
        В алтарной части церкви Сан Марко во Флоренции имеется картина художника Ф. Анджело (1438 – 1440), изображающая погребение Косьмы и Дамиана Аравийских вместе с другими их родными братьями, а также стоящего рядом с могилой мучеников верблюда. По преданию, широко распространенному на Западе, святые Косма и Дамиан приняли мученическую смерть  и похоронены в Киросе (Cyrrhus),  сегодня  - это город Килис на южной  границе Турции с Сирией.  Меч, которым были усечены главы святых Космы и Дамиана с другими, по преданию, в настоящее время  находится, среди церковных сокровищ  немецкого Мюнстера ( 10, с.4),  где также  хранится  и частица мощей  этих врачей-бессребреников.
 
        Сразу же после смерти мучеников у гробницы  святых Космы и Дамиана в Киросе часто стали совершаться многочисленные  исцеления больных, и в IY- Y  веках их уже почитают как покровителей врачей и  аптекарей, а позже -  всех  нищих. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и  лечения язвеных заболеваний. Уже в IY веке их имена появляются  в римских литургических текстах как единственные восточные святые. Почитание святых Космы и Дамиана Аравийских  выразилось в посвящении им храмов. На Синае был известен старинный монастырь Космы и Дамиана,  археологические раскопки (1907)   доказали, что в Египте, в Едфу, тоже  был коптский монастырь (конец IХ в.), носивший имя этих же святых.  Уже в YI веке эти святые упоминаютя в книге мучеников Григория   Турского (540 - 594).   В одном Констатинополе было 4 церкви во имя этих  святых ставших  местом поклонения всего Востока. Причем, при  них были специальные дома, помещения и врачебные палатки  для больных, ожидающих исцеления. Из  всех четырех  константинопольских церквей наиболее известной стала «Паулина» («Паулинус»), построенная во время правления (401 - 450)  восточно-римского  императора Феодосия II-го (13, c. 12) :  здесь  получил чудесное исцеление  император Юстиниан (527 – 565). 
           Слава о чудесных исцелениях в культовом месте мучеников-врачей Космы и Дамиана в Риме, ставшим  вторым после Константинополя  важнейшим местом их почитания, дошла  постепенно и до немецких земель. Каким образом  мощи  святых  мучеников  из Кироса через Апамею (сегодня – Квалаат-аль-Мудиг), попали сначала Константинополь, а затем  в Рим, в церковь святых Космы и Дамиана, доподлинно неизвестно. Из Рима почитание святых  распространилось на север через Альпы.
 
           Немецкие историки теряются в догадках, каким  точным путем из Рима доставлены  многочисленные частицы мощей Космы и Дамиана Аравийских в немецкие монастыри храмы. Они не исключают и того факта, что мощами в те далекие времена некоторые торговцы в Италии  умышленно спекулировали, продавая заинтересованным лицам совсем  не подлинные, а чьи-то  фальшивые человеческие останки (3). Однако эти   версии и гипотезы  являются труднодоказуемым, их невозможно  в настоящее время   подтвердить или отвергнуть. Перенос  частиц мощей святых мучеников  из Рима на территорию немецких земель отмечен в одних исторических памятниках в конце YП столетия, а  в других – в 847-м году. Старейший реликварий с мощами Космы и Дамиана в немецкой церкви, обнаруженный в 1936 году, находится в швабском местечке Алб. На святыне имеется  надпись, свидетельствующая, что она принадлежала  в конце YII столетия алтарю церкви Эннабоенерена. 
 
         В настоящее время во многих немецких храмах и монастырях, особенно земли Баден-Вюртемберг  на юго-западе современной Германии,  имеются частицы мощей Космы и Дамиана Аравийских. Причем, о существовании двух других двоиц бессребренников Космы и Дамиана – Асийских и Римских – известно далеко не везде и  не всем. Реликварий с мощами имеется    в Вене (с 1902 г.), хранятся мощи и в швейцарском Санкт-Галлене, куда они попали еще  Х веке.  В местечке Игис (около города Хур – современная территория Швейцарии) в 841 году была широко известна церковь святого Дамиана (13,с.13). Аббатство Пфэфферс (вблизи Бад Рагаца) уже 875 году также обладало мощами Космы и Дамиана. На боденском острове Райхенау, в Миттельцелле, им была посвящена первая часовня, основанная в 850 году, что приписывают деяниям папы Григория Великого. В Х1 веке в епископстве Констанц проводилось перенесение мощей святых Космы и Дамиана в бенедиктинские монастыри: в 1064 году в Мури (кантон Ааргау), Петерсхаузен (Констанц), Цвифальфен, Вейсенау, Салем, Вейнгартен.
 
         Церковные историки отмечают, что часовня во имя этих святых в  существовала в Люттихе, благодаря которой  началось распространение почитания  Святых Космы и Дамиана в области Мозеля и Рейна, а  также в Вестфалии и Нижней Саксонии. Имеются сведения, что Карл Великий в числе других мощей передал  в дар Ахенскому собору и мощи Космы и Дамиана. Из Ахена в 952 и 974 году мощи переносили на поклонение  в Трир, Кельн и Бремен. Имеются данные о том, что ковчег  с тремя башенками, где находились части мощей Космы и Дамиана, подарены в 1647 году Мюнстеру аббатисой Марией фон Шпаур. День памяти врачей-мучеников ( 27 сентября) праздновался  в нескольких немецких землях как один из великих церковных праздников, а  12 августа вспоминалось перенесение  в 847 году мощей Космы и Дамиана  епископом Альтридом из Рима.
 
        В церковной хронике бременского автора  по имени Адам (между 1072 и 1081)  отмечается (10, с.2), что тот самый реликварий с мощами Космы и Дамиана Аравийских, который сегодня находится в Мюнхене, «в 965 году архиепископ Адалаг доставил в Бремен  прямо из Рима» (10, с.2). Реликварий  случайно был обнаружен в 1434 году в стене домского собора в Бремене, куда они были замурованы при неизвестных обстоятельствах. Когда реликварий открыли, от святых мощей исходило удивительное  благоухание. После чудесного обретения мощей Космы и Дамиана в Бремене зафиксированы   многочисленные  случаи исцеления больных. Из Бремена святыню неохотно передавали в Мюнхен, потому в городе  уже были частицы мощей святых Космы и Дамиана, доставленных сюда в 1606 году из Бамберга отцом Максимиалиана I герцогом Вильгельмом Y-ым.
 
Святые Косьма и Дамиан. Картина неизвестного художника
Святые Косьма и Дамиан
 Картина неизвестного художника
 
        ...Такова краткая история, связанная с мощами бессребреников Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских) , пребывающих в настоящее время в баварской столице Мюнхене. Для поклонения верующим  свободный доступ к охраняемому с помощью современной сигнализации ковчегу  возможен  только один раз в месяц (третья суббота). В этот день благоговейно открываются не только  железный засов часовенной  решетки, но и  дверки священного ковчега, у которого всегда горит большая свеча, освещающая  огромный  букет цветов.  Во все  другие дни, когда случается, что  в город прибыла огранизованная группа  православных паломников с желанием  помолиться и поклониться мощам Космы и Дамиана, церковные служители  идут навстречу не только им, но и всем другим , кому дороги святые имена  и подвиги бессребреников из Аравии,  – реликварий открывают для поклонения.
 
 
            Послесловие
 
            О существовании мюнхенских мощей Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских) известно далеко не всем в России, за исключением,  редких паломников. Церковь особо призывает этих святых  в тех таинствах и священнодействиях, которые направлены к исцелению души и тела. Однако в Мюнхене недавно зафиксирован и такой случай: автор этих строк сопровождал   большую группу  берлинских паломников одного из приходов Московского Патриархата, среди них была и одна тихая  бездетная семейная пара, просившая  в своих молитвах у мощей Космы и Дамиана, чтобы Бог наконец-то даровал им  долгожданного первенца. 
 
       Однажды эта супружеская пара позвонила:
 
        - Спаси Господи! Мы звоним из  Берлина. Вы нас, наверно, не помните!?  У нас такая радость! После паломничества  к вам в Мюнхен у  нас родилась – девочка, два сто ! Пожалуйста, поклонитесь от нас Косме и Дамиану. И если можно.. поставьте от нас у мощей белую лилию. Лилии были и тогда, когда мы молились...  Мы обязательно еще приедем к Косме и Дамиану. Уже - втроем!..
 
© Анатолий Холодюк. Мюнхен                                                                      
Мюнхен, декабрь 2006
 
 
Литература:
 
1. Жития святых Космы и Дамиана   бессребреников и чудотворцев.-М.: «Русский хронограф», 1994.
2. Соч. Иннокентия, архиепископа Херсонского, т.II.– СПб, 1897.
3. W.-R. Dietrich. Arzt und Apotheker im Spiegel ihrer alten Patrone Kosmas und Damian.-Warthausen, 2005.
4. Die Legenda aurea des Jacobus de Voragine. Aus dem Lateinischen übersetzt von Richard Benz. Heidelberg, 1966.
5. Текущий архив церкви св. Михаила в Мюнхене.
6. Православная энциклопедия.- М., 2002, т.У.
7. Минея.Ноябрь., Часть 1. -  М.: Изд-во Московской Патриархии, 1980.
8. Жития святых. Книга 2. -  М., 1904. 
9. Cosmas und Damian Schrein. Sankt Michael München. Archiv der St. Michael Kirche.- München, o.J.
10.Kosmas und Damian – Basotherm. Archiv der  St. Michael Kirche.- Münche, o.J.
11. Kosmas und Damian. Eine kunst-und medizinhistjrische Aussendungsreihe der Basotherm. 4. Informationsbroschüre.- O.J.
12. Kosmas und Damian. Eine kunst-und medizinhistorische Aussendungsreihe der Basotherm. 5. Informationsbroschüre.- O.J.
13. Bodensee Hefte. Schutzheilige der Ärzte und Apotheker.N 12, 1990.
14. Wallfahrts-, Kongregations- und Militärpfarrkirche St. Cosmas und Damian.-Kaufbeueren, 1995.
15. Wittmann A. Kosmas und Damian. Rultausbreitung und Volksdevotion.- Berlin, 1967.
16.Kosms und Damian. Eine kunst- und medizinhische Aussendungsreihe der Basotherm.2.Informationsbroschüre.-O.J.
17. Kosmas und Damian. Eine kunst-und medizihnische Aussendungsreihe der Basotherm.3. Informationsbroschüre.-O.J.
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com