Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Зима 2006-2007. № 9 / ОБМЕН МНЕНИЯМИ, ИНТЕРВЬЮ / Протоиерей Георгий Митрофанов. Я не верю в версию несчастного случая. Наталия Балуева,Екатерина Семыкина

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Протоиерей Георгий Митрофанов 
Я не верю в версию несчастного случая
 
Даже обсуждение скандальной истории отравления Александра Литвиненко на прошлой неделе на время отошло на второй план, когда Россию потрясла страшная весть о гибели тверского священника Андрея Николаева и всей его семьи.
 
Отец Андрей был известен своей донкихотовской борьбой за исправление нравов в родном селе Прямоухино, за что уже один раз поплатился. "Благодарные" односельчане, которых священник отвращал от пьянства и воровства, не позволяя грабить церковь, давно угрожали ему расправой. Год назад его колодец пытались отравить, а позже подожгли дом: тогда семье удалось спастись. Священник обратился за помощью в МВД, в СМИ, наконец, в родную Тверскую епархию. Публично в защиту отца Андрея выступили только журналисты - агентство "Интерфакс", газета "Известия" и канал "ТВ Центр". Однако слово не защитило...
 
Первая, еще не прошедшая сквозь казенный фильтр, информация шокировала: в ночь на 2 декабря дом священника облили бензином, подперли дверь металлической трубой, чтобы никто не мог вырваться наружу, и подожгли. Священник, его трое детей и беременная жена погибли в страшных муках. Но как только на место трагедии прибыла группа "лучших представителей оперативных подразделений, а также специалистов-криминалистов" из Москвы, информационный поток стал на глазах иссякать и подергиваться мутью: "Правоохранительные органы пока осторожно относятся к версии с поджогом"; в доме отца Андрея "были проблемы с отоплением", заговорили о версии "самосожжения".
 
И тут же поползли сплетни: о любовной связи и ревнивой неуравновешенной жене, о некоем московском бизнесе отца Андрея и каких-то крупных долгах деловым партнерам.
 
"Есть еще неофициальная версия тверской епархии: их сначала убили, а потом подожгли. Еще ходит версия, что дом подожгли "сатанисты". Но лично мне куда более правдоподобным представляется, что это местные сделали по пьянке", - высказал нам свое мнение по телефону корреспондент газеты Тверской области "Караван +Я" Алексей Нилов.
 
Однако следствие в конце недели дало понять, что наиболее вероятной считает все же версию несчастного случая. Корреспондент газеты "Комсомольская правда - Тверь" Алексей Косоруков прокомментировал это заявление в интервью "Делу" так: "Тела детей нашли в крохотной душевой, как будто там их кто-то запер. Вообще, складывается впечатление, что убить хотели всю семью, потому что жена священника была беременна и лежала на сохранении в больнице, а домой вернулась только потому, что в понедельник был большой церковный праздник. Поэтому версия о несчастном случае мне кажется абсурдной. МВД не заявляет об умышленном поджоге просто потому, что для него это очень неудобная тема".
 
Своими размышлениями по поводу расследования гибели семьи тверского священника и всего, что с ней связано, делится церковный историк, профессор СПб духовной академии, магистр богословия протоиерей Георгий Митрофанов.
 
- На Ваш взгляд, расследование гибели отца Андрея ведется компетентно?
 
- Честно говоря, я, как и большинство наших современников, часто убеждаюсь в плохой работе правоохранительных органов. И я, как и многие, не верю в версию "несчастного случая".
 
Как бы то ни было, происшедшее - это своего рода сигнал, что Церковь, хотя и воспринимается как связывающая нас с нашей исторической традицией и ее вечными нравственными ценностями, находится сейчас под угрозой. Я очень боюсь, что данный эпизод и его последующая "раскрутка" будут способствовать выработке в обществе такого же равнодушного отношения к гибели священника, которое, к прискорбию, уже выработалось в отношении убийств бизнесменов и политиков.
 
Вообще, убийства священников имели место в России и до 1917 года. Правда, количество их несопоставимо с нынешним числом подобных преступлений (несколько десятков за последние 15 лет).
 
Убийство отца Андрея - из ряда вон выходящее событие, и в нем, безусловно, отразились многие проблемы. Проблема связи общества с властью. Проблема молодых священнослужителей, приходящих из секуляризованной жизни в церковную среду и подчас не получающих должного образования, не имеющих должного руководства, не имеющих опыта общения с людьми и не чувствующих, что в стране реанимируется "советское" отношение к церкви, что кажущееся возрождение Святой Руси в значительной степени оказывается иллюзорным.
 
Ведь близость руководства РПЦ к государственной политической элите на самом деле мнимая. Наша правящая элита, по сути своей, далека от церкви. Но даже кажущаяся близость РПЦ к власти является поводом к неприятию Церкви обществом. Обратите внимание: в начале 90-х гг. Церковь воспринималась в качестве позитивной силы именно потому, что ее ценили как своеобразную оппозицию советской власти и коммунистической партии.
 
- Но почему пастыри РПЦ так охотно идут в объятия к этой власти?
 
- Во-первых, наша ментальность сформировалась в условиях тоталитарного общества, и у многих выработалась привычка решать все проблемы с оглядкой на государство. Во-вторых, общество, несмотря на кажущееся расположение к Церкви, остается глубоко нецерковным. Находить в обществе себе опору Церкви подчас еще трудней, чем в правящей элите. И при этом как-то забывается, что Церковь должна быть активной и опираться на собственные силы.
 
- Как в этой связи Вы оцениваете стремление РПЦ - в лице митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла - "переосмыслить" либеральную систему ценностей, поставив под сомнение опыт тех стран, где права человека защищены неизмеримо более надежно, чем в России?
 
- Меня тревожит то, что происходит в России. В сознании нашего общества совершенно отсутствует тот исторический опыт, который выработала Россия в начале ХХ века, когда она встала на путь построения правового государства и когда полицейщины и коррупции было неизмеримо меньше, чем сейчас. А самое главное, развитие России начала ХХ века снимало эту нелепую дилемму - по западному или по азиатском пути нам идти? Тогда Россия шла по пути общехристианской цивилизации, в которой православный мир занимает свое место. И в российском предреволюционном обществе находилось достойное место для концепции прав человека.
 
Митрополит Кирилл является одним из самых образованных и риторически одаренных наших иерархов. Я отношусь с большим уважением ко многому из того, что он делает. Но, к сожалению, я так и не понял, какое именно содержание он вкладывает в свой призыв. Вижу, что этот призыв очень негативно сказывается на нашем обществе, ибо воспринимается им так: "Нам европейский путь - не указ! Пойдем по нашему, евразийскому пути!", который возвращает нас в действительности даже не в Евразию, а в Азиопу. И вот это совковое азиопство, увы, черпает вдохновение в рассуждениях митрополита Кирилла, которые слишком сложны для нашего обывательского сознания.
 
Наталия Балуева
Екатерина Семыкина
 
По материалам аналитического еженедельника "Дело"
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com