Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Зима 2011-2012. № 29 / ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ / История и традиции Нового года. Вадим Кустов

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
История и традиции Нового года

Всея твари Содеятелю, времена и лета
во Своей власти положивый благослови
венец лета благости Твоея, Господи,
сохраняя в мире люди и град Твой 
молитвами Богородицы, и спасены.
(тропарь праздника)

Вот и очередной Новый год. Вслед за ним мы отмечаем Старый Новый год.  Церковный календарь также отмечает свое Новолетие. У нас есть несколько Новых годов. Отмечаются они тоже в разное время. Попробуем, проследив их историю разобраться в этом многообразии, начнём с истоков.

Начало времени

Месяц март имеет особое значение в духовной жизни человечества. С него велось летоисчисление, называемое от сотворения мира. В этом месяце Бог создал видимый мир и сотворил первых людей Адама и Еву, для которых насадил рай на востоке, в котором повелел царствовать Адаму над всей землёю, зверями, скотами, гадами, рыбами, всеми плавающими в морях и над всеми летающими под небесами. Также Бог заповедовал своему богоизбранному народу – древнему Израилю, считать март первым месяцем года. Первоначально он назывался авив (месяц колосьев). После вавилонского пленения он получил название нисан (месяц цветов). Во время пребывания евреев в Египте предводителям народа Моисею и Аарону Бог сказал: «Месяц сей вам начало месяца, первый будет вам в месяцах лет». (Исход Гл. 12 Ст.2) В этот месяц израильтянам было заповедано праздновать Пасху, которая связана с исходом народа из Египта. Лунный год у евреев разделялся на гражданский и священный. Священный год начинался в месяц нисан (март). По священному году считались праздники и священные времена. Этим же годом пророки означали времена своих пророчеств. С мартом месяцем связано непорочное зачатие Девой Марией – праздник Благовещения (25 марта по ст. стилю), то есть сошествие на землю нашего Спасителя Богочеловека Иисуса Христа. 

Свой  отсчет Нового года с  марта вели и древние римляне. В 46 г. до н. э. при Юлии Цезаре александрийский астроном Созиген разработал новый календарь, и Римская империя перешла на Юлианский календарь. 
     
С марта начинается счет солнечного круга период в 28 лет и лунного в 19 лет, с чем связано исчисление Пасхалий. В церкви исчисление Пасхалий называется индиктион – великий пасхальный круг – 532 года, по которому составляются пасхалии. На Руси он получил название Великого индиктиона, церковного или «Миротворного круга». Ведет он свой отсчет с 1 марта согласно Следованной псалтири от сотворения первого человека Адама. Сейчас идет 15-ый индиктион, который начался в 1941 году и завершится в        2473 году. 
     
Март месяц связан с двумя важными датами в истории церкви и нашей духовной культурой: 1 марта 1809 г. открытие Санкт-Петербургской Духовной академии. 11 марта 1564 г. в Москве напечатана дьяконом Иваном Фёдоровым первая книга «Апостол».
    
На Руси ещё у древних славян месяц март считался также началом нового года. И только в XIV веке по примеру восточных христианских церквей и византийской традиции началом летоисчисления стали считать сентябрь.

Новолетие

В православном календаре 1 сентября/14 по н. ст. носит название «Начало Индикта – церковное Новолетие». Слово «индикт» имеет латинское происхождение и обозначает налог. В Древнеримской империи летоисчисление производилось по индиктам, в конце которого назначалась особая денежная повинность на содержание солдат. Существовало три вида индикта: императорский, константинопольский, начинавшиеся 1 сентября, и первосвященческий или папский -1 января.
     
В этот день в 312 году император Константин Великий одержал победу и стал единым правителем Римской империи, после чего христианам была дарована полная свобода вероисповедания. Перед битвой во сне император увидел на небе знамение Креста и услышал невидимый глас «сим победишь». Наутро император проснулся и повелел на щитах начертать крест. В 325 году на I Вселенском Соборе в воспоминании этих двух событий в греческой церкви было установлено празднование Новолетия. Так Констанипольский индикт вошел в Византийскую хронологию и в наши летописи.
      
Но корни церковного Новолетия лежат в глубокой древности. В седьмой месяц Ноев ковчег остановился на горах Араратских, пророк Моисей принёс скрижали  с заповедями Божьими, была сооружена Скиния Господня и освящён первый Иерусалимский Храм, построенный Соломоном. Как Господь после 6 дней творения почил от дел своих в 7 день, такая же заповедь была дана  древнему Израилю. Освободившись от мирских дел, служить Богу. Народ раз в год стекался в Иерусалим, смиряясь постом, приносил очистительную жертву, а первосвященники единственный раз в году входили в Святая Святых. В Ветхозаветной церкви у древних иудеев в этот день праздновали новое лето. Месяц назывался «тифи» с которого начинался гражданский год. В Новозаветной же истории этот день связан с евангельскими событиями с началом проповеди Иисуса Христа в Галилее. В этот день он впервые пришел в Назарет, в город своего детства. В синагоге ему подали книгу пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня…проповедовать лето Господне благоприятное». (Лк 4, 16-19)    
      
Само название месяца сентября происходит от латинского семь, так как у римлян это был седьмой месяц в году. У древних же славян название этого месяца носило название «вресень». Существуют два мнения по поводу этого названия. Первое, что это значит ранние заморозки, грозящие хлебу, второе связывают  со словом вершить (оканчивать), что указывает на окончательное завершение уборки хлеба в этом месяце.  
        
Как принятие христианства, так и многие традиции из Византийской церкви перешли в Русскую Православную Церковь. У нас же празднование Новолетия в сентябре укоренилось со времен Ивана III. В 1492 году закончилось 7-ое тысячелетие от сотворения мира, в этом усматривали символический смысл. Далее пасхалии не были рассчитаны, так как с началом 8-ого тысячелетия ожидали конца мировой истории. Но Собор 1492 года не подтвердил этих апокалиптических ожиданий. Архиепископу новгородскому Геннадию было поручено рассчитать Пасхалию (празднование Пасхи) на 8 тысячелетие. 
     
На этом же Соборе было принято решение о перенесении Новолетия с 1 марта на 1 сентября. Иван III был назван государем и самодержцем Всея Руси и новым царем Константином, а Москва соответственно новым Константинополем или третьим Римом. С этих же времен на Руси стал атрибутом государственной власти и символики герб с Византийским двуглавым орлом. Этим подчеркивалось, что Русь считает себя правопреемницей Византии. 

Истоки Нового года

Название «январь» происходило от древнего языческого бога Януса. Его изображали с двумя лицами и называли «двуликий Янус»: спереди молодым, сзади – старым, в знак того, что он стоит на распутье времен. Одно лицо у него смотрит вдаль, а другое созерцает год только, что истекший. Это нашло своё отражение во встрече Старого нового года и Молодого нового года, которые на открытках и в литературе изображались в виде Деда Мороза и мальчика. Также Янус изображался с ключами и имел 365 пальцев по числу дней в году. Считался одним из верховных богов, которому приписывалось творение мира.
     
В Европе в XVI веке была проведена календарная реформа. Она была связана с вычислением Пасхалий. Её провел Римский папа Григорий  XIII своей буллой от 24 февраля 1582 г. А в 1594 году французский король Карл IX установил начинать Новый год с 1 января, что впоследствии было принято и в других западноевропейских странах. Григорианский календарь был введён в Германии в 1700 г., а в Англии только в 1752 г. Этого летоисчисления придерживается и Константинопольская церковь, перешедшая на новый стиль в 1923 г.
           
У древних славян этот месяц носил название «просинец» от «просияния», усиления с этого времени солнечного света, а также начинающегося показывающего синевы неба. Существует и другая версия, по которой этот месяц носил название «овсень». Оно означало также прибавление дневного света, просветление. С декабря дневной свет начинал прибывать: солнце поднималось в полдень над землей всё выше и выше. Так назывался не только месяц, но и обряд встречи Нового года, который запечатлелся в фольклоре.

Овсень

Ай, во боре, боре
Сосенка стояла,
Зелена, кудрява!
Ой, овсень! Ой, овсень!

Ехали бояре, 
Сосенку срубили, 
Дощечки пилили, 
Ой, овсень! Ой, овсень!

Мосточек мостили,
Сукном устилали.
Гвоздьми убивали,
Ой, овсень! Ой, овсень!

Кому ж, кому ехать
По тому мосточку?
Ехать там овсеню
Да Новому году! 

Петровская реформа

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому начало Нового года стали считать 1 января, как это было принято в европейских странах.  Согласно этому указу с 1700 года на Руси был введен гражданский Новый год. Церковное же летоисчисление осталось неизменным. В 1700 году по Указу Петра Великого был введён гражданский Новый Год, который стали отмечать 1 января. Отсюда ведёт свою традицию ёлка на Руси. Эта традиция пришла к нам из Европы – Германии. Традиция эта имеет, несомненно, более древнее происхождение. Существует рождественская легенда и её стихотворное переложение, откуда пошла традиция украшать ёлку на Рождество.
     
Указ: «Поёлику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно  с 1 января. А  в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор.  А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».
     
Тогда же был составлен молебен. Этот молебен обязательно совершался во всех церквях после литургии 1 января по указу Святейшего Синода от 21 декабря 1765 года. И гражданский Новый год,  и европейское летоисчисление в своей основе ведут  свой отсчёт от Рождества Христова. После Петровской эпохи обе эти традиции забылись, возобновились они только в середине XIX в., снова стали отмечать Новый год и ставить Рождественскую ёлку, переняв её у живших в Петербурге немцев. Впервые новогоднюю ёлку поставили под Петербургом в ропшинской усадьбе императрицы Алекснгдры Фёдоровны, которою она получила в подарок на Новый год от Николая I. Первая общественная ёлка была устроена в Екатерингофском дворце в 1852 г., находившимся в ведении Петровской галереи Эрмитажа.
    
В столице в XIX веке санкт-петербургский «сезон» официально начинался новогодним приёмом, который царь давал в Зимнем дворце для дипломатического корпуса. Торжество проходило в белом мраморном Георгиевском зале. Император восседал на большом позолоченном троне с гербом, отделанном красным бархатом. Он принимал поздравления собравшихся в зале дипломатов. После этого приёма до Великого поста начинались концерты, спектакли,  банкеты, балы. Период Святок, на который приходился Новый год, было времени, когда совершались дела милосердия и благотворительности для чего служили новогодние балы и ёлки.

Няня детям говорила:
«Было тихо и темно,
Кто-то стукнул мне в окно…
Я окошко растворила,
Гостя светлого впустила:

Нежный мальчик-летунок,
Ясноглазый, кудряватый
Залетел ко мне крылатый,
Словно легкий голубок.
Он сказал: «Я Новый год!» 

Новый год сто лет назад
 
 
 
Новый год, как известно, принято у нас, особенно в больших городах,  встречать шумным пиршеством, среди всевозможных греховных забав и развлечений. В виду этого весьма отрадно совершать молебен в храмах в полночь под новый год. Правда, он совершается повсеместно 1 января после литургии, и там, где под новый год мирно почивают, как например, в деревне, где нет нужды  в совершении молебна в полночь. К сожаленью, и в наших деревнях, как наследие языческой старины, ещё продолжают существовать различные суеверные обычаи, приметы, гадания.  Но там, где в полночь царит разгул, весьма благотворно именно в это время призвать молитвой к благоразумию встречающих новый год в греховном бодрствовании.
     
Почин такой встречи нового года был сделан сначала только некоторыми священниками Санкт-Петербурга. В 1894 году почти во всех церквах Санкт-Петербурга молебен был совершен накануне Нового года после всенощной. всенощное бдение под Новый год было совершено позднее обыкновенного в 10 часов вечера, был также прочитан акафист Иисусу Сладчайшему, а в конце было сказано приличное к случаю поучение, чем и был дан тон религиозной настроенности на всю ночь для всех присутствующих. Можно быть уверенным, что торжественные призывы церковных колоколов под новый год укажут многим, вовлекшимся в разгул по своей слабости и легкомыслию, которым особенно необходимо протянуть руку помощи, настоящий путь, как должно встречать новый год. (Церковный Вестник, 1894 г.) 
     
В городах в последние годы стал устанавливаться обычай среди верующих встречать новый год в церкви, причем и обычное новогоднее молебствие совершается уже в полночь. В Петербурге в газетах не раз высказывалось желание общества, чтобы все церкви, по крайней мире приходские были открыты для встречи нового года. 
    
 «31 декабря 1900 года, - пишет один петербургский обыватель, - в начале двенадцатого часа ночи, живя близ Исаакиевского собора, я выглянул в окно, в твердой уверенности, что увижу факелы собора зажженными и храм освещенным. Но все вокруг было погружено в глубокий сон. Тогда я на¬правился в Казанский собор, приветливо всегда идущий на¬встречу религиозным запросам общества, но, когда подъехал, и здесь увидел все погруженным в сон. Пешеходы шли, однако, к собору со всех сторон, стучались у дверей и с печалью уходили прочь. Другие останавливались и ждали, не веря, что собор не откроет своих дверей. Подъезжали и на извозчиках и, перекликнувшись с стоявшей на крыльце собора группой, быстро продолжали путь. У моей спутницы навернулись на глаза слезы. Мне самому стало как-то жутко. Двери дома Божия в этот знаменательный полуночный час были за¬крыты и как бы говорили: «идите, отверженные, прочь». Улицы были парадно освещены, рестораны, по принятому обычаю, зазывали встречать новый век за шампанским, среди веселья, под звуки музыки и песней. Но больше хотелось плакать, страстно желалось быть ближе ко Христу, и так трудно было найти Христа в этом беззаконном Вавилоне. Я все-таки знал, что некоторые церкви, наверное, будут открыты. Извозчик, окрыленный прибавкой на чай, мчался во весь дух по залитому парадным светом Невскому проспекту. На углу Владимирского проспекта послышался сладостный благовест Троицкой церкви общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Еще немного — и показались её ярко освещенные окна. Слава Богу! Здесь со светильниками в руках ждали Жениха, грядущего в полуночи».

Папа, Мама! Новый Год
Пусть по- старому идёт.
Только б дал вам Бог здоровья,
Сил работать в добрый час. – 
И  тогда своей любовью
Осчастливите вы нас!...

Советский Новый год

В последний день 1917 года Декретом Советского правительства Финляндской республике была дарована независимость. В этот день была организована встреча первого советского Нового года Выборгским районным Советом в районом штабе Красной гвардии Ленин  выступал перед рабочими и красноармейцами Выборгской стороны в здании Михайловского Военно-артиллерийского училища (Военно-артиллерийская академия, ул. Комсомола 22).  Происходило это недалеко от Финляндского вокзала, на который 3 апреля 1917 на Пасху Ленин вернулся после длительной эмиграции из Финляндии в Петроград. 
     
«Все поработители начинали свою работу с извращения истины, с фальсификации прошлого…» (Д.С. Лихачев). Среди первых декретов Советской власти было изменение календаря. Декретом от 24 января был введен новый стиль, а с февраля началось новое летоисчисление. С его введением разница между датами изменилась на 13 дней. И теперь в церковном календаре приходится указывать две даты по старому и новому стилю. Таким образом, гражданский календарь стал совпадать с западноевропейским, так называемым григорианским. А старый Новый год или новый год, согласно церковному календарю, приходится на 14 января. И таким образом Новый год оказался впереди Рождества, в самое строгое время  рождественского поста. В феврале 1918 года из истории было вычеркнуто 13 дней. Отсюда и происходит путаница, так как, изменив точку отсчёта, остальные календарные даты не передвинули.
 
Пройдёт всего несколько лет, и Новый год из весёлого праздника превратится в зловещие реалии советской жизни. 
       
Поэт Владислав Ходасевич в парижской газете «Дни» написал очерк воспоминаний, посвященный пятилетию со дня смерти Блока и гибели Гумилёва «О Блоке и Гумилёве»: 

«Помню Святки 1920 года. В Институте Истории Искусств устроили бал. Весь литературный  и художественный Петербург налицо. Он играет в бал. В огромных промерзших залах зубовского особняка на Исаакиевской площади – скудное освещение и морозный пар. В каминах чадят и тлеют сырые дрова. Гремит музыка. Люди движутся в полумраке, теснясь к каминам. Боже мой, как одета эта толпа! Валенки, свитера, потертые шубы, с которыми невозможно расстаться в танцевальном зале. С подобающим опозданием является Гумилёв под руку с дамой, дрожащей от холода в черном платье с глубоким вырезом. Прямой и надменный во фраке Гумилёв проходит по залам. Он дрогнет от холода, но величественно и любезно раскланивается направо и налево. Беседует со знакомыми в светском тоне. Он играет в бал. Весь вид его говорит: «Ничего не произошло. Революция? Не слыхал». 
     
Во всей этой толпе играла в ту же игру ещё одна семидесятилетняя старуха. Серая, сильно декольтированная, в шелковом сером платье, накрашенная, с голыми плечами, густо обсыпанная голубоватой пудрой. Она вся казалась жемчужной и страшной. Сидела в пунцовом шёлковом кресле, обмахиваясь дымчатым страусовым веером. Казалось сейчас ворвутся кожаные и потащат вон старуху и Гумилёва вместе». 
     
Советские же издания с умилением рассказывали о новогодней ёлке из детства Ильича;  о елках  в  Сокольниках и Горках, устроенных для детей, которые посетил Ленин.
 
А в 1925 году празднование Нового года было запрещено на 10 лет. В 1935 году после статьи Постышева в газете «Правда» вышло Постановление ЦК ВЛКСМ об устройстве для детей новогодних ёлок. А в 1937 года в Кремле было показано, как надо устраивать уже советские  новогодние ёлки. Но теперь новогоднюю ёлку  венчала не рождественская звезда, а, как и кремлёвские башни, красная пятиконечная звезда – символ новой власти, новой эпохи. А в ГУЛАГе слагали свои новогодние песни.

Новый год

Новый год порядки новые,
Колючей проволокой лагерь обнесён,
Везде глядят на нас глаза суровые,
И смерть голодная грозит со всех сторон.

Милая.
Не будь унылая,
Хоть и мучителен тяжёлый приговор.
Придёт свободы  час,
Судьба спасёт всех нас.
А за тюрьмы забор сам въедет прокурор. 

Блокадная Ёлка

Среди многочисленных блокадных воспоминаний есть несколько, которые рассказывают об устройстве новогодних ёлок в блокадном Ленинграде

«Я не ветеран Великой Отечественной. В августе 1941-го мне исполнилось 11 лет. Я просто один из тех, кто всю войну прожил (и выжил!) в нашем городе. Но и у меня есть что вспомнить и о чем рассказать.
     
До войны я и две мои старшие сестры учились в 12-й (ныне 76-я) школе Петроградского района, на Зверинской улице. Хорошо помню свою первую учительницу Екатерину Кирилловну Перфильеву, многих одноклассников.
     
Одним из самых запомнившихся эпизодов первой блокадной зимы была новогодняя елка в помещении Педагогического института имени Покровского.
    
В один из январских дней в нашу квартиру на Большой Пушкарской, 3, постучали. Вошел мой одноклассник Володя Байков. Он сказал, что для младших школьников организуется елка, и ему поручили обойти ребят из нашего класса и составить список тех, кто может прийти.
     
Он подчеркнул, что с собой необходимо взять ложку и тарелку: будет обед!
     
В назначенный день я, прижимая к себе старенький портфель без ручки, в котором лежала тарелка и ложка, вошел в здание института. В актовом зале на сцене стояли две большие елки.
     
В зале было очень тихо. Дети, закутанные кто во что горазд, молча ждали. Не было ни улыбок, ни смеха, ни радостных восклицаний, хотя мы видели своих друзей после большого перерыва. Не все узнавали своих. Смутно помню, что были там и учителя, и среди них – Екатерина Кирилловна. Узнать её было очень трудно, так она похудела.
     
Начался концерт. Кто с чем выступал, я не могу вспомнить. Мне кажется, что все ждали только одного: действительно ли будет обед?
     
После концерта нас развели по аудиториям, где стояли черные учебные столы. Женщины из армейских термосов наливали в наши тарелки суп, затем накладывали второе, а в конце каждый получил ещё и подарок, в котором был даже настоящий мандарин!
     
Прошли года, и я вновь попал в здание на Малой Посадской уже в качестве студента-заочника ЛГПИ имени Герцена. Пытался найти ту аудиторию, где кормили нас в январе 1942-го, и в который раз меня переполняло чувство благодарности к тем скромным подвижникам просвещения, которые в нечеловеческих условиях смогли добиться для ленинградских детей устройства такого праздника».
     
Только с 1948 года Новый год стал полноценным праздником согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР постановил:
1. Во изменении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года считать день 9 мая – праздник победы над Германией – рабочим днём.
2. День 1 января – новогодний праздник – считать нерабочим днём.

Тем не менее, кто-то по-прежнему оставался верен традиции и продолжал встречать Рождество Христово, и ёлка оставалась символом именно праздника Рождества. И даже во встрече Нового года сохранилась традиция встречать два Новых года: Новый и Старый новый год по церковному календарю. Но всё же надо отметить, что Новый год из всех советских праздников остался наименее идеологизированным, хотя он и нёс на себе печать своей эпохи, что проявлялось в предновогодних рапортах о досрочном выполнении и перевыполнении годовых и пятилетних планов и новогоднем обращении главы страны и коммунистической партии. В первую очередь оставался семейным, домашним праздником, в чём выражалась его преемственность с Рождеством Христовым.
 
Русская Православная Церковь осталась, по-прежнему, верна своей духовной традиции.

Открытки рассказывают

История поздравительных открыток является частью православной культуры, отражающей одну из форм бытовой религиозной традиции, берущей свои истоки в  христианской Европе. Ей можно посвятить отдельную статью. Открытки могут поведать много интересного, стать как историей семьи, так и предметом отечественной истории. Они входят в музейные собрания, это популярный вид коллекционирования, их хранят семейные архивы. Не только со временем, но и сейчас они могут показать и рассказать о  многом, стать увлекательным иллюстрированным путешествием в прошлое. Это подтверждают неоднократно проведенные выставки. Наше время к счастью – время обретения, возрождения и  возвращения к забытым духовным традициям.

 
 
 
Открытки-визитки и фотооткрытки.
Нач. 20 в. Импорт для России из Германии


Европейская открытка для России.
Нач. 20 в.


Поздравление Ее Высочеству баронессе Марии Карловне Эрнрот из Общины Св.Георгия


С приветом из С.-Петербурга Клавдию Федоровну поздравляет известный ей Николай Инюшин и желает неземных радостей и блаженства
       
Остановимся кратко только на новогодних открытках, которые были и по сей день остаются неотъемлемым атрибутом данного праздника. Отметим лишь, что свою историю они ведут с конца XIX в. как разновидность иллюстрированной открытки. Первоначально они издавались к праздникам Рождества Христова и Пасхи, Дню Ангела, а в начале ХХ в. появились новогодние открытки. Многие из них печатались специально для России в Европе в основном Германии, Франции, Швеции и Польше. Изображённые на них типажи, лица и одежда детей, пейзажи и другие сюжеты сразу заметно отличают их от отечественных открыток. По своей сюжетной тематике они менее всего были наполнены духовным содержанием, более носили светский характер. Свиньи и символические мешки с деньгами выражали благополучие и материальный достаток, подкова как символ удачи, традиционная бутылка шампанского и цифровое обозначение наступающего нового года, зимние пейзажи эти традиционные сюжеты в основном перешли в середине ХХ в. на новогодние открытки советского периода. Наиболее для нас интересным является, то, как сохранялась традиция дореволюционных поздравишек, а значит вместе с этим и православных праздников, тем более это никак не отражено в исследованиях  касающихся  темы поздравительной открытки.      
      
В 20-х годах традиция поздравительных открыток прервалась. С возобновлением празднования Нового года в 1938–1939 гг. были выпущены первые новогодние советские открытки. Издание их возобновилось во время ВОВ в 1942 году. Сюжетная тематика их была преимущественно военно-патриотической, подчас носившей откровенно пропагандистский характер. Только новогоднее поздравление: «Новогодний привет с фронта» говорило о  принадлежности открытки к празднику. Тем не менее, на них можно увидеть и обычного Деда Мороза. К новому 1946 году была выпущена открытка «Первый мирный Новый Год». В конце 40-х начале 50-х годов новогодние открытки в основном выпускались фотоспособом. А с 1953 года начался их массовый выпуск.


Трофейная открытка из Финляндии (слева) 1930-е гг. и открытка для советского военного контингента в ГДР 1970 гг.
 
В  период  20-50 гг. использовали трофейные немецкие, финские и эстонские открытки. После войны, в 50-е г. для советского военного контингента в Германии и других соцстранах печатались новогодние открытки. Таким образом, продолжилась дореволюционная традиция.  Как и  старые поздравишки их сразу можно отличить по изображенным на них сюжетам. 
 
 
1960-е годы 


Поздравление крестному от крестника Вити. 1950 г.
 
 
 
 
Фотооткрытки 1950 г. и 1960 г., перефотографированные с дореволюционных рождественских поздравишек 
 
 
Фотооткрытка с изображением ленинградского почтальона у Нарвских ворот. 1950-е гг. 

В сохранившихся семейных архивах рождественские «поздравишки» в 30-40-х гг. использовали для новогодних поздравлений. Как правило, зачеркивая текст рождественского поздравления, и рядом помещали своё новогоднее поздравление.  Но как свидетельствуют открытки и их поздравления, вера и традиция сохранялась и в советское время. Так на них можно обнаружить новогодние поздравления крестным и крестникам, поздравления с Днём Ангела (для этого использовали фотокопии с поздравишек, в том числе их делали с рождественских и пасхальных открыток) и советские новогодние открытки, которые использовались для поздравления с Рождеством. В 50-60 гг. также в формате фотографии делали фотооткрытки, на которых был совмещённый коллаж в виде новогоднего поздравления на фоне сюжетов, перефотографированных с дореволюционных поздравишек.
          
С конца 80 гг. прошлого века стали снова выпускать открытки «С Рождеством Христовым». Вначале это были переиздания поздравишек, но со временем они стали  находить  свои сюжеты, обретать своё своеобразие, продолжая и развивая прерванную традицию. Тем самым возродилось их первоначальное предназначение, как принадлежность к празднику Рождества Христова. Но их можно купить преимущественно в церковных лавках.
     
Отрадно, что сейчас снова возродилась эта традиция нашей православной культуры. Один из атрибутов христианских праздников опять входит в нашу духовную жизнь.







Поскольку открытки относятся к эпистолярному жанру, представленная подборка открыток позволит совершить ретро путешествие по петербургским и ленинградским адресам вместе с  новогодними поздравлениями.

Вадим Кустов
Открытки из собрания автора
Прислано автором 20 января 2012 г.

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com