Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Весна 2007 года. № 10 / ДОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ / Русские крестные ходы. Г. Романов

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
РУССКИЕ КРЕСТНЫЕ ХОДЫ
 
      Крестный ход - это богослужение, передающее шествие Церкви к Господу Иисусу Христу. Крестные ходы наиболее ярко показывают народный характер Православия на Руси.

     В XVI-XVII вв. богослужение народного шествия к Судии на Великий день Господень стало ведущей идеей, объединившей православный народ Московского царства, что превратило обычай совершения крестных ходов в отличительную, характерную черту православной жизни русского народа.

     По признаку христианской общины различают ходы приходские, монастырские, архиерейские; по признаку причины - праздничные, покаянно-просительные, благодарственные, поминальные, церемониальные; с чудотворными иконами и со святыми мощами.

     К сожалению, запрет Святейшим Синодом многих «стихийно проводимых» городских крестных ходов привел к тому, что в XVIII-XIX вв. подавляющее большинство крестных ходов стало совершаться в сельской местности. Самое широкое распространение на Руси получили монастырские крестные ходы.

     Начало XX в. стало периодом бурного расцвета традиции совершения крестных ходов. Огромное организующее и воспитательное воздействие оказывали на народ крестные ходы по перенесению мощей святых, ставшие чрезвычайными событиями в народной жизни. Великим примером для подражания явился крестный ход высшего духовенства с участием Государя императора Николая II и членов императорской семьи в связи с обретением в 1903 г. мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Подобное большое значение имел и крестный ход с мощами свт.Иоасафа, епископа Белгородского, в 1911г. В память 100-летия Отечественной войны 1812 г. был проведен благодарственный крестный ход от Смоленска до Москвы по старой Смоленской дороге.

     В 171 монастыре совершалось 505 ежегодных крестных ходов (по остальным монастырям данных о крестных ходах нет). Больше всего, 22 крестных хода происходило в Тихвинском Богородицком монастыре с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери. Необычайно красив был монастырский ход Ниловой Столбенской пустыни, плывший из г.Осташкова на барже. Некоторые крестные ходы были длительные (даже многомесячные), включавшие в себя обхождения окрестных сел и городов с чудотворными иконами.

     Советская власть уничтожила монастыри и запретила проводить крестные ходы. Чтобы удовлетворить потребность русского народа в торжественных шествиях, устраивались праздничные демонстрации. Они сохраняли внешние признаки крестных ходов, но были лишены духовного смысла. Флаги заменяли хоругви, портреты - иконы, а скандирование призывов ЦК КПСС подменяло соборную молитву.

     С 1988 г. традиция народных крестных ходов снова получает широкое распространение. И снова выдающимся примером для подражания становится крестный ход через всю Россию с мощами святого Серафима Саровского в 1991 г. после их повторного обретения. В 1990-х годах крестные ходы с мощами святых стали выдающимися событиями народной жизни, возрождающими духовное самосознание русского народа.

     Удалось наблюдать и удачные нововведения. Раньше местоположение крестного хода в городе узнавали по колокольному звону многочисленных церквей. Когда ход вступал на улицу, все церкви этой улицы начинали звонить. Теперь в Москве некоторые крестные ходы сопровождает автомашина с колоколами, что по смыслу соответствует исторической традиции.

     В нынешнее трудное время жизни русского народа крестные ходы снова служат утешением в горе, помощью в печали. Соборная молитва крестного хода дарует надежду на Божью милость.

Г. Романов
«Исторический вестник»
Москва-Воронеж
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com