Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Армия и флот императорской России / НА НЕВИДИМОМ ФРОНТЕ. Будни армии / Персидская казачья бригада в воспоминаниях А. М. Алиханова-Аварского. О. А. Гоков

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

 
Персидская казачья бригада в воспоминаниях А. М. Алиханова-Аварского  
 
Персидская казачья бригада (далее – ПКБ; официальное название – Казачья его величества шаха бригада) – уникальное воинское соединение персидской армии, существовавшее под руководством русских инструкторов с момента формирования первого полка в 1879 г. до 1920 г. (в 1916 г. была переформирована в дивизию). Несмотря на имеющиеся публикации [2; 3; 5; 12], не все этапы её существования освещены равномерно и не все источники по ее истории введены в научный оборот. Цель данной статьи состоит в рассмотрении материалов, касающихся ПКБ, в воспоминаниях Александра Михайловича (Максуда) Алиханова-Аварского.  
 
Летом 1883 г. поручик  А. М. Алиханов-Аварский  посетил Хоросан в свите начальника Закаспийской области генерал-лейтенанта А. В. Комарова. Материалы этой поездки  легли в основу изданных в 1889 г. очерков о Персии. В силу специфики профессии автора  значительное внимание в них было уделено иранской армии, в том числе и ПКБ. Основу сведений о бригаде составили личные наблюдения офицера и материалы, опубликованные в печати (в основном – книга Мисль-Рустема [7]).
 
А. М. Алиханов-Аварский видел ПКБ лишь частично. Участвуя во встрече российской делегации с шахом и его свитой в Буджнурте в июле 1883 г., он ознакомился с гвардейским эскадроном ПКБ, составлявшим личную охрану Насреддин-шаха. «Через несколько минут мимо нас прошёл повзводно, с музыкой во главе, превосходно одетый в красные черкески, конвойный эскадрон шаха, – описывал А. М. Алиханов-Аварский впечатления от смотра войск, сопровождавших Насреддин-шаха в его поездке. – Это была точная до последних деталей копия с нашего петербургского конвоя (речь идёт о Лейб-гвардии Казачьем Его Величества полке, казаки которого составляли конвой российского императора – О.Г.); даже офицеры были в русских эполетах» [1, c. 157]. «Насколько можно судить по одному прохождению, – отмечал российский наблюдатель, – подражание, кажется, удалось на этот раз не по одной только внешности … эскадрон произвёл на нас (офицеров, наблюдавших за смотром – О.Г.) такое впечатление, что, казалось, он может, без всякого преувеличения, с достоинством войти в среду любой европейской армии» [1, c. 157–158]. Таким образом, внешне ПКБ выглядела вполне респектабельно. Однако сложно полностью согласиться с мнением о том, что «Персидская казачья бригада … занимала в иранских вооружённых силах особое положение и уже к этому времени представляла собой хорошо организованную воинскую часть» [5, с. 80; 12, с. 65]. Так, несмотря на относительно регулярное обучение казаков (три раза в неделю, каждое не более двух часов [6, с. 71]), главное, чему обучали ПКБ – джигитовке и дефиле, или церемониальному маршу [1, с. 223]. А. М. Алиханов-Аварский дал крайне отрицательную характеристику ПКБ. Численность её не всегда достигает даже 750 человек , сообщал он. «Этот в сущности милиционный конный полк (Так в тексте – О.Г.) совершенно произвольно назван бригадой, а тем более – казачьей, ибо, помимо костюма кавказских горцев, часть эта не имеет ничего общего с казаками» [1, с. 222]. Обучение бригады, с точки зрения европейского военного, находилось далеко не в лучшем состоянии. Внутренней причиной этого, скорее всего, было не нежелание полковника, а отсутствие средств. «Зачем попусту тратить дорого стоящие патроны?! – приводил высказывание военного министра, третьего сына Насреддин-шаха, Камран-мирзы Наиба ос-Салтане А. М. Алиханов-Аварский. – … Ведь в военное время придётся стрелять не в птиц, даже не в одиночных людей, а в массы, по которым и мальчишки наши не дадут промаха!» [1, с. 212–213].
[1]
 
Привилегированным положение ПКБ также было лишь отчасти. Заключалось оно в том, что обучали «казаков» русские инструкторы, находилась бригада под патронажем российской дипмиссии и жалование в ней платили регулярно в сравнении с другими частями персидской армии. В остальном же ПКБ являлась составной частью иранских вооружённых сил, на которую распространялось большинство их правил и недостатков. Бригада являлась также частью тегеранского гарнизона. Вопреки расхожему убеждению [4, с. 364; 9, с. 451; 10, с. 175; 11, с. 215; 14, с. 20], бригада не была ни личным конвоем, ни гвардией шаха. Конвойные функции исполняли только «казаки» из гвардейского эскадрона, сопровождавшие шаха в поездках по стране. При Насреддин-шахе «гвардией» и личными частями, охранявшими персидского правителя, были гулямы [5, с. 57; 13, с. 20–21].
 
Ещё одним негативное явление, на которое обратил внимание рассматриваемый автор, был переизбыток в ПКБ офицеров. Дело в том, что в чинопроизводстве командир бригады (Заведующий обучением персидской кавалерии) не был самостоятелен и не мог его регулировать. Будучи частью персидских вооружённых сил, ПКБ подпадала и под их практику формирования командного корпуса. «На качество офицеров здесь также не обращено внимания, – писал М. А. Алиханов-Аварский. – Их производит не только военный министр за плату, но и сам командир бригады без особого разбора» [1, с. 233]. Помимо этого, в офицеры за подношения производил и сам шах. Однако М. А. Алиханов-Аварский был не совсем прав, критикуя командира бригады. В России начальники отдельных частей имели право представления к производству в штаб-офицеры и награждению [8, л. 121]. Этого же добивались и первые Заведующие – контроля над чинопроизводством. Командиры ПКБ были поставлены в такое положение, что вынуждены были мириться с назначениями «извне». Со стороны же, несведущему человеку, особенно привыкшему к строгой системе производства в офицерские чины в европейских армиях, казалось, что Заведующий неразборчив в выборе.
 
Хотя А. М. Алиханов-Аварский лично видел лишь часть бригады, тем не менее, его воспоминания о ней представляют большую ценность, поскольку больше никто из известных нам современников не описывал гвардейский эскадрон столь детально в реальных условиях. Российский офицер раскрыл далеко не все подробности внутренней жизни ПКБ, так как они не были ему известны. Тем не менее, анализ имевшейся в его распоряжении информации, позволил А. М. Алиханову-Аварскому в целом точно обрисовать положение дел как в ПКБ, так и вокруг неё. Из его воспоминаний очевидно, что в 1880-х гг. в российских правительственных кругах, занимавшихся  вопросами отношений с Ираном, возобладала точка зрения на ПКБ как на политический (отчасти даже рекламный) проект. Главными целями его было недопущение в иранскую армию английских инструкторов и  удовлетворение русскими руками потребности шаха иметь хорошо обученную воинскую часть. Результатом этого стал акцент в подготовке бригады на внешнее обучение, когда боеспособность и внутренняя целостность приносились в жертву показному эффекту. В дальнейшем это сыграло негативную роль, поставив в первой половине 1890-х гг. ПКБ на грань ликвидации
 
Харьковский национальный педагогический университет имени Г. С. Сковороды
Материал прислан автором порталу "Россия в красках" 22 марта 2014 г.
 
 
Список литературы
 
1.    Алиханов-Аварский М. В гостях у шаха. Очерки Персии / М. Алиханов-Аварский. – Тифлис: Типография Я. И. Либермана, 1898. – 239 с.
 
2.   Гоков О.А. Кризис в Персидской казачьей бригаде. 1889–1895 гг. / О.А. Гоков // Клио. – 2008. – № 2. – С.  91–98.
 
3.    Гоков О. А. Российские офицеры и персидская казачья бригада (1877–1894 гг.) / О. А. Гоков // Canadian American Slavic Studies. – 2003. – Vol. 37. – № 4. – Р. 395–414.
 
4.    Калугин С. Персидская казачья его величества шаха Персии дивизия / С. Калугин  // Русская армия в изгнании. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – С. 364–369.
 
5.   Красняк О. А. Становление иранской регулярной армии в 1879–1921 гг. / О.А. Красняк . – М.: URSS, 2007. – 160 с.
 
6.    Кублицкий. Современная персидская артиллерия (1883) / Кублицкий // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. – 1884. – Вып. 11. – С. 53–81.
 
7.    Мисль-Рустем. Персия при Наср-Эдин-шахе с 1882 по 1888 г. Очерки в рассказах / Мисль-Рустем. – СПб.: Типография и литография В.А. Тиханова, 1897. – 201 с.
 
8.    Российский государственный военно-исторический архив. – Ф. 401. – Оп. 5. – Д. 61.
 
9.    Рыбачёнок И. С. Закат великой державы. Внешняя политика России на рубеже XIX–XX вв.: цели, задачи, методы / И.Д. Рыбачёнок. – М.: РОССПЭН, 2012. – 582 с.
 
10. Сергеев Е. Ю. Большая игра, 1856–1907: мифы и реалии российско-британских отношений в Центральной и Восточной Азии / Е.Ю. Сергеев. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2012. – 454 с.
 
11. Стрелянов (Калабухов) П. Н. Казаки в Персии. 1909–1918 гг. / П. Н. Стрелянов (Калабухов). – М.: Центрполиграф, 2007. – 442 с.
 
12. Тер-Оганов Н. К. Персидская казачья бригада 1879–1921 гг. / Н. К. Тер-Оганов. – М.: Институт востоковедения РАН, 2012. – 352 с.
 
13. Франкини. Записка о персидской армии генерал-майора Франкини от 20 сентября 1877 г. / Франкини  // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. – 1883. – Вып. 4. – С. 1–34.
 
14. Шишов А. В. Персидский фронт (1909–1918): Незаслуженно забытые победы / А. В. Шишов. – М.: Вече,  2010. – 325  с.


[1] Штатная численность кавалерийского полка в России.
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com