Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Русская эмиграция / ИМЕНА, ОТКРЫТЫЕ ЗАНОВО / Хор Сергея Алексеевича Жарова / «Это была молитва...» Интервью с прот. Андреем Дьяконовым

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
«Это была молитва...»
Интервью с отцом Андреем Дьяконовым,
настоятелем храма Благовещения на Васильевском острове в Санкт-Петербурге
 
Протоиерей Андрей Дьяконов, настоятель храма Благовещения Божией Матери, что на Васильевском острове в Санкт-Петербурге паломничал с нашим центром «Россия в красках» в октябре 2008 года. Но разговор наш вышел за пределы темы посещения Святой Земли. Узнав,  что о. Андрей увлекается изучением истории хора Жарова, он обладатель крупнейшей в России коллекции пластинок хора Жарова и популяризатор их творчества,  мы попросили его рассказать об этом уникальном коллективе для нашего сайта.
 
Протоиерей Андрей Дьяконов в Вифлеемской пещере Рождества во время паломничества на
Святую Землю с 6 по 13 октября 2008 г.
 
– Отец Андрей, расскажите сначала немного о своем храме, большой ли у Вас приход, с какими проблемами приходится сталкиваться, давно ли Вы являетесь настоятелем этого храма?
 
Я являюсь настоятелем храма Благовещения на Васильевском острове, недалеко от Блаженной Ксении, с 1995 года. Храм разделил судьбу многих храмов в России, был поруган, осквернен, в нем был устроен завод, который занимался изготовлением различных тяжелых конструкций. Всё, что можно было только нарушить в облике храма, было сделано, над этим безбожная власть тщательно потрудилась. Сейчас постепенно идет процесс восстановления и возрождения храма.
 
– Насколько я слышал, Вы интересуетесь творчеством донских казаков, людей, которые оказались в русской эмиграции в Америке?
 
Да, я изучаю историю знаменитого хора Донских казаков под управлением Сергея Алексеевича Жарова. Этот хор был организован в эмиграции, даже еще не в эмиграции, а в лагере беженцев Чилингир, расположенном в 50 километрах от Константинополя. Сам Сергей Жаров родился в Костромской губернии в городе Макарьев, и он не был из казаков, но во время гражданской войны попал служить в 3-ю Донскую дивизию генерала Федорова Абрамова, где судьба до конца дней его связала с донскими казаками. По образованию он был профессиональный музыкант, и закончил знаменитое Московское Синодальное училище. Окончание  училища пришлось  как раз на 1917 год, после чего Сергей Жаров попадает на фронта Гражданской войны. И еще до вынужденного отъезда из России он руководил различными военными хорами. Когда они оказались вместе с армией Врангеля в изгнании, можно себе представить угнетенный дух войска: без Родины, оставлены родные края, снабжение плохое и главное неизвестность... И вот поступает приказ – всех лучших певцов из всех   хоров собрать в один хор, и Жарова призывают управлять новым хором на  молебне 19 декабря 1921 года в день памяти Святителя Николая. Этот  день и считается днем основания хора Донских казаков. А потом они переезжают на остров Лемнос в Греции, после этого им предлагают перебраться в славянские страны.
 
Лемнос 1921 год. © Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
Лемнос 1921 год
© Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
 
Наших беженцев поддерживали известные  деятели русской эмиграции, в частности, балерина Тамара Карсавина помогла им перебраться в Болгарию. Они какое-то время находились там, но по-прежнему  работают на самых тяжелых работах. Очень трудно приходится русским беженцам в послевоенной Европе, даже в братских славянских странах, везде было бедственное положение, и, русские эмигранты работают в каменоломнях, укладывают рельсы. Жаров вспоминал, как он мыл бутылки на какой-то там фабрике, пытается преподавать уроки физкультуры, но по-прежнему работает с хором. Хор временно поёт в русской посольской церкви, получая гроши.
 
Германия 1925 год. © Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
Германия 1925 год
© Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург 
 
Они хотят найти себе место, где бы остановиться, осесть. И вот им предлагают ехать в городок под Парижем под названием Монтаржи и работать там на заводе, который имел свой заводской оркестр, а власти завода хотели иметь еще и хор. Им помогают получить французские визы, они едут туда, и в общем-то могли бы остаться  на этом заводе и раствориться на просторах Европы, и никто бы о их не узнал. 
 
Но их путь лежит через  Австрию, и Вену – музыкальную столицу Европы, где Жаров встречается с директором Венского концертного бюро Хеллером, который помнил Жарова еще по синодальному хору маленьким мальчиком, когда знаменитый синодальный хор гастролировал по Европе. Хору устроили прослушивание и результат превзошел все ожидания. И вот 4 июля 1923 года был назначен концерт и где бы Вы думали, – в королевском дворце Хофбург! Только представьте, в одном из парадных залов королевского дворца Хофбург устраивается концерт русских беженцев, которые выходят на сцену в заплатанных гимнастерках, не у всех сапоги даже были. Жаров расставляет певцом таким образом, насколько это позволяет разделение по голосам, чтобы те, которые были в совсем потрепанной форме стояли сзади. Они выходят на сцену, и, как вспоминает Жаров, многие из них осеняют себя крестным знамениемна. Вокруг сидит блистательная публика, которую Жаров видит, как во сне, публика, привыкшая слушать мировых звезд: Шаляпина, Карузо и прочих представителей музыкальной элиты.
 
И вот хор начинает петь «Тебе поем, тебе благословим!» – произведение Рахманинова. Жаров вспоминает: «Хор никогда еще так не пел, никогда так не переживал», это было не просто пение, это была молитва... И когда смолкли последние аккорды рахманиновского произведения,  в зале воцарилась мертвая тишина… У всех певцов была одна мысль, как потом они вспоминали, провал… полный провал..!. Но через несколько мгновений раздалась буря аплодисментов. Дело в том, что эта искушенная в музыкальном отношении  публика сначала даже не знала, как реагировать на такое пение. Концерт продолжался, был полный триумф!  На бис исполнили несколько произведений.
 
Книга о хоре С.А.Жарова. 1931 год. Берлин. © Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
Книга о хоре С.А.Жарова. 1931 год. Берлин
© Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
 
Именно с этого первого исторического концерта началось триумфальное шествие по всему миру хора Донских казаков п.у. Сергея Жарова. К 1930 году было пропето 1.5 тысячи концертов.
 
С.А.Жаров. 1930 г. © Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
С.А.Жаров. 1930 г
С.А.Жаров. 1940 г. © Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьконова Санкт-Петербург
С.А.Жаров. 1940 г.
© Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
 
 
С.А.Жаров. 1937 г. Германия. © Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
С.А.Жаров. 1937 г. Германия
© Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
 
Гастроли Жаровского хора продолжались на протяжении 55 лет, он выступал до 1979 года, всегда состояли из трех частей: первая часть церковные песнопения, потом шли различные классические произведения. Хор не имел ограничений в своем репертуаре, отрывки из опер, романсы, русские народные песни, военные песни. И всегда это был полный зал, всегда полный сбор. На некоторых афишах, которые у меня имеются, изображается карта мира и хор Жарова, который марширует по земному шару, и на каждом континенте отметка – 1200 концертов, 2 тысячи концертов, в Америке, в Европе, в  Африке, в Австралии...
 
Афиша хора С.А.Жарова. Переиздание на обложку CD в 2004 г. СПб. © Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
Афиша хора С.А.Жарова. Переиздание на обложку CD в 2004 г. СПб
© Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
 
 
Они не выступали только в Советском союзе и коммунистическом Китае. В старой довоенной Европе не было королевского дома, которого бы не посетил хор. К  1962 году было выпущено 11,5 миллионов пластинок по всему миру. В Германии было выпущено в это время 2,5 миллиона пластинок, и германское музыкальное Общество «Deutsche Grammophon Gesellschaft» утверждает новый специальный приз-премию, который потом становится повсеместным – «Золотой граммофон». И вот такая первая модель «Золотого граммофона» вручается Жарову и его хору. К тому времени уже было дано около 9 тысяч концертов.
 
Вручение премии. © Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
Вручение премии "Золотой грамофон" в Германии 13.09.1965 г. в Гамбурге
© Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
 
 
– Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к этой теме?
 
В 80-е - мои студенческие годы учебы в духовной семинарии в Советском союзе было выпущено всего 2-4 пластинки песнопений Московской патриархии. Записи Жарова, Божественная литургия, панихида, ходили между студентами по рукам, кто-то привозил из заграницы, и тогда появилась возможность их услышать. Необычное звучание этого хора состоит в том, что мужской хор звучит в диапазоне смешанного и Вы, Павел, как человек музыкальный это услышите. Это новшество впервые ввел именно Жаров, чем хор достиг очень большого результата. До него такого не было ни у кого. Т.е. высокие-высокие тенора и низкие-низкие октавы, а в России никогда не было недостатка в басах.
 
Виниловая пластинка хора С.А.Жарова 1957 г. Божественная литургия. © Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
Виниловая пластинка хора С.А.Жарова 1957 г. Божественная литургия
© Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
 
 
– Где оказался хор во время 2-й мировой войны?
 
Они не имели гражданства до 1940 года. В 1930 году они впервые были в Америке, в 1937-1938 гг. уезжают в Америку на постоянное жительство и постепенно получают там гражданство.
 
– А как менялся состав хора при его интенсивной гастрольной деятельности?
 
Вообще через хор Жарова прошло более 300 певцов. И если в начале состав был более-менее стабильным, там были коренные донские казаки, впоследствии хор пополнялся за счет эмиграции. Жаров кого-то слышал, где-то видел каких-то певцов замечательных, ведь цвет России выехал, спасая свои жизни и оставляя свою Родину. Он встречался с ними и принимал подходящих ему певцов. В 2003 году мне посчастливилось познакомиться с одним из таковых людей, который в течение 20 лет пел у Жарова, но не постоянно, потому что невозможно было постоянно петь у Жарова. Нужно было тогда не иметь ни семьи, ничего, потому что каждый год в течение 50 лет они давали по 250 концертов в год. Т.е. нужно было быть подвижником, во всем хоре таковым был только один Жаров и еще несколько певцов. А так многие певцы не могли по долгу гастролировать и быть в отрыве от своих семей.
 
Афиша начала 50-х годов. © Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
Афиша начала 50-х годов
© Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
 
– Расскажите о Вашем знакомстве с непосредственным участником легендарного хора Жарова.
 
Его имя Иван Владимирович Ассур, один из солистов, на многочисленных пластинках можно часто видеть его имя в сольных номерах. Он очень много мне смог рассказать. Прожив 50 лет в Америке, он вернулся жить поближе к России в Латвию, до войны он с родителями жил там и в 16 лет получил первые документы, поэтому у него была возможность вернуться именно в Латвию и получить там гражданство. Проживал он в городе Резекне, Латвия   300 км. от Петербурга.  Он приезжал в Петербург, где мы с ним  познакомились и провели несколько музыкально-исторических вечеров. В свои 72 года Иван Владимирович еще великолепно звучал. Потом  ездили  в Москву, тоже провели несколько встреч, концертов. Но самым главным нашим достижением было то, что мы успели с его участием снять фильм, по заказу государственного телеканала «Культура». Этот фильм так и называется  «Хор Жарова», он уже около 7 раз показывался по каналу «Культура» и по международному каналу «РТР-планета».
 
Кадр из немецкого фильма 1957 года. © Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
Кадр из немецкого фильма 1957 года
© Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
 
 
– До какого года просуществовал хор Жарова?
 
Последние концерты были в 1979 году. 55 лет хор существовал под руководством самого Жарова. Ему было уже 82 года, а он выходил еще на сцену.
 
Афиша хора С.А.Жарова 1977 г. Юбилей 80-летия С.А.Жарова и 55-летие хора. © Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
Афиша хора С.А.Жарова 1977 г. Юбилей 80-летия С.А.Жарова и 55-летие хора
© Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
 
 
– После его ухода хор прекратил свое существование?
 
Ну, в общем-то да. После Жарова попытались еще продолжать его дело отдельные музыканты, отдельные регенты, но это было уже не то, потому что Жаров был гением. Как, например, Рахманинов не мог оставить себе преемника, как и Чайковский, Шаляпин и другие великие люди, так же и Жаров, когда он прекратил выступать на сцене, то что делалось после него уже было не тем. Когда Жаров скончался в 1985 году в Америке, Николай Гедда, известный тенор русского происхождения, большой поклонник хора Жарова и его таланта, провел 40 концертов в Германии в память Жарова, собрав певцов, которые еще могли выйти на сцену.
 
Германия - 45 летие хора С.А.Жарова. © Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
Германия - 45 летие хора С.А.Жарова
© Фото из личной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова Санкт-Петербург
 
– Мне очень интересна эта тема, мне о ней рассказывал еще мой духовный отец, известный в Петербурге священник – протоиерей Василий Ермаков, и я знаю, что Вы даже оцифровали записи Жарова?
 
Вот как раз об отце Василии Ермакове с благодарностью хочу сказать,  т.к. он меня очень поддерживал в этом деле. Он был опытным священником, а я ему в сыновья годился, и он  мне говорил: «Андрюша, давай, давай выпускай Жарова, это надо для России, это Россия должна знать! Весь мир его знал, и Россия  должна знать!» Он меня очень поддерживал, и для меня это было очень важно.  И конечно заветной мечтой хора было выступить у себя на Родине, но этим мечтам не суждено было сбыться. Теперь их прекрасное пенье Вы можете услышать в этих записях, повторю выпущено уже 10 CD.
 
Ну а поскольку я интересуюсь хором Жарова и его люблю, то я собрал очень большую коллекцию  пластинок хора, почти всего его долгоиграющие пластинки, имеются также и на 78 оборотов. Мы выпустили уже 10 компакт-дисков с церковными песнопениями. И не только с песнопениями, но и с русскими народными песнями, оперными произведениями  и романсами. И еще есть материал, еще можно выпустить.
 
И что хочу сказать, удалось не только собрать пластинки, удалось найти архив Жарова. Он находится в Америке, его постигла печальная судьба как и многие другие архивы видных деятелей русской эмиграции. Этот архив оказался в чужих руках у человека, который не имеет никакого отношения ни к России, ни к хору Жарова, ни к русской культуре, законно или незаконно он ей достался, но надо отдать должное, благодаря ей он появился в интернете в продаже, есть такой сайт eBay. Мне удалось кое-что приобрести из архива, удалось с ней познакомится, поехать к ней и привезти кое-что в Россию.Московскому музыковеду Светлане Зверевой удалось убедить эту владелицу, и она в 2006 году передала несколько тысяч единиц архива в музей имени Глинки в Москве, поэтому тот, кто заинтересуется, может обращаться в музей Глинки, там имеется материал, который можно использовать для исследований и написания научных статей.
 
С материалами этого архива мы уже провели ряд мероприятий. В частности, Владислав Александрович Чернушенко, руководитель Санкт-Петербургской Государственной Академической капеллы, очень заинтересовался этим хором и помог кое-что приобрести, выкупить из этого архива. 12 июня 2007 года он провел  певческий музыкальный вечер, где была устроена выставка этих архивных материалов, и он пел произведения в аранжировке для  Жаровского хора известных композиторов Русского зарубежья таких как К.Н. Шведов, И. Добровейн, и аранжировки самого Жарова. Владислав Александрович собрал мужской состав Капеллы, и они пели в Жаровской манере, т.н. не понижая тональности тенора взяли все те высоты, которые брал Жаров. Концерт получился очень сильным, даже я, имея опыт прослушивания почти всех Жаровских произведений, был потрясен. Показывали и фильм об истории хора.
 
Недавно в Москве в Библиотеке-Фонд «Русское Зарубежье» была такая встреча, можно сказать, первая встреча в истории церковной музыки. Конференция называлась «Русское Зарубежье: музыка и Православие». На нее съехалось очень много участников из Америки, Австралии, Франции, Сербии, которые говорили о деятельности русской эмиграции, о достижениях её церковном пении, о том, как они смогли познакомить весь мир с русской музыкой церковной традицией. Я также принимал там участие и рассказывал именно о хоре Жарова, об опыте собирания своей  коллекции.
 
– Огромное спасибо, я думаю Вы достаточно подробно и объемно рассказали об этой важной теме русской мировой культуры, давайте теперь поговорим о Святой Земле. Вы первый раз на Святой Земле, какие у Вас ощущения возникли, повлияла ли отмена виз, почувствовали ли Вы какие-то препятствия со стороны израильских властей когда с группой въезжали сюда, и вообще что вдохновило Вас поехать?
 
Поездка на Святую Землю – это мечта любого верующего человека, живущего в России, и сейчас есть такая свободная возможность. Но поскольку эта цель и желание никогда не оставляли меня, я думаю, что какие-то внешние проблемы и отмена чего бы то ни было не особо имели значение. Но все же отмена виз облегчает поездку и не было ни каких препятствий со стороны израильских властей.
 
Что можно сказать об этой замечательной поездке? Одному из участников нашей группы молодому человеку – 25 лет, я здесь в свои 50 оказался впервые. В жизни каждого человека бывают очень значительные вехи, этапы его жизни: его рождение, окончание учебы, выбор профессии, создание семьи и т.д., так  для меня одним из важных этапов моей жизни была  эта поездка на Святую Землю, которую мы, Слава Богу, совершили. Хочу отметить прекрасную организацию. Мы себя чувствовали хорошо, спокойно, уютно. В основном, кончено, это благодаря Вам, Павел, и Лариса, нашим руководителями. А если какие-то определения дать нашей поездке, то знаете, я вспоминаю учителя по литературе, который работал у нас в православной гимназии Александра Невского, мы с удовольствием его всегда слушали, и он однажды говорит нашим детям  следующее: настоящий писатель, талантливый писатель может дать более 100 определений слову «сердце». Вот и я хотел бы дать более 100 определений нашей поездке в превосходной степени,  хотя я не талантливый писатель, хотелось бы употребить только  восторженные слова – замечательная, прекрасная, великолепная, но, наверное, самое подходящее будет слово – Б Л А Г О Д А Т Н А Я поездка. Ведь мы не только проехали по святым местам и посетили самые главные святыни Святой Земли, Иерусалима, Вифлеема, мы молились у Гроба Господня на Божественной Литургии,  сослужили греческому архиепископу и причастились Святых Христовых Таин в храме Гроба Господня. И вот это самое замечательное, самое главное теперь событие в моей жизни – посещение Святой Земли и эта молитва. Вам большое спасибо, Павел и Лариса! Дай Бог Вам продолжать это дело, думаю что лет 10 или 15 тому назад мы, наверное, молились бы у Гроба Господня в полупустом храме, а сейчас здесь сотни людей и, в основном это русские люди, которые все молились, все причащались и все были озарены благодатью этого святого места.
 
Протоиерей Андрей Дьяконов с группой паломников из Санкт-Петербурга у входа в храм Гроба Господня
 
– Огромное спасибо Вам, отец Андрей!
 
13 октября 2008 г.
Иерусалим
 
Вопросы задавал Павел Платонов
 
Фото присланы протоиереем Андреем Дьяконовым
 
Полную фотогалерею паломничества группы протоиерея Андрея Дьяконова можно посмотреть на нашем портале "Православный поклонник на Святой Земле"
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com