Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Веруюшие в оккупации / Русская Православная Церковь и освободительное движение на оккупированных территориях (Псковская Миссия): новый раздел в преподавании истории Великой Отечественной войны. О.Л. Церпицкая

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Русская Православная Церковь и освободительное движение
на оккупированных территориях (Псковская Миссия):
новый раздел в преподавании истории Великой Отечественной войны
 
Прошло уже шестьдесят лет с тех пор, как завершилась Великая Отечественная война. Кажется, все материалы, связанные с этим трагическим периодом российской и мировой истории, сегодня досконально изучены, все факты преданы гласности, все герои получили свои награды и признание. Однако, не случайно вновь и вновь возникает вопрос: а все ли? Углубленное изучение некоторых страниц истории Великой Войны, биографий, самые яркие периоды которых пришлись на это страшное время, заставляет задуматься, почему этот колоссальный пласт информации, способной перевернуть представление о ходе войны (во всяком случае, на некоторых территориях), до сих пор остается уделом немногих, преимущественно зарубежных исследователей? О роли Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне ученые до сих пор говорят неохотно. Связано это, прежде всего, с тем, что практически весь материал, имеющий отношение к этой проблеме, прошел «идеологическую обработку», и порой даже в воспоминаниях участников событий нет единодушия в оценках. Но, не имея намерений «объять необъятное», в настоящем докладе хотелось бы обратить внимание на историю Псковской Православной миссии (1941-1944годы), незаслуженно забытой, и, безусловно, внесшей свою лепту в победу (с помощью людей, которых советская власть старалась не замечать как возможную поддержку в войне – русских эмигрантов).
 
Чем же столь примечательна деятельность Миссии? Прежде всего, она – исключительное явление церковной жизни. Подобных прецедентов в мировой истории, пожалуй, не было: можно, разумеется, счесть этот факт вариантом ведения подрывной идеологической работы на оккупированной территории, но это была именно миссионерская деятельность. Участники Миссии ставили своей целью «проповедь Христа Распятого» на Северо-Западе России, ничего общего не имевшую с пропагандой освободительного движения или советской власти (отношения с которой и к которой были сложными), но и Псковская Миссия повлияла на «потепление» политики Сталина в отношении Русской Православной Церкви в годы войны.
 
Вообще говоря, возрождение духовной жизни на оккупированных фашистскими войсками территориях шло довольно динамично: возможно, как следствие оторванности от Родины, люди вспоминали то, что все же отнято не было – веру. И в начале 1941 года митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) [1], ставший экзархом Латвии и Эстонии, принял решение об организации Миссии для северо-западных земель России, оказавшихся захваченными фашистами. (Нельзя не упомянуть, что митрополит Сергий не был коммунистом – скорее, наоборот, он занимал жесткую антикоммунистическую позицию, но в вопросах присоединения вверенных ему епархий к Константинопольскому Патриархату или автокефалии он остался верен Русской Православной Церкви и сохранил каноническое единство своих епархий с Ней [2].) Район Миссии был определен от Пскова (ставшего центром) до Ленинграда (отметим, что территория включала в себя Гатчину, Лугу, Гдов, Опочку и Остров). Для участия в Миссии в Псков были направлены сначала пятнадцать священников из эмигрантской среды (в основном, из Рижской, а позднее – из Нарвской епархий), а к 1944 году их было уже около 230 клириков и 60 мирян [3]. По их представлениям, Миссия должна была начать проповедь в «духовной пустыне», но встретила во Пскове тысячи верующих, с готовностью посещавших храмы, восстанавливавшиеся их же усилиями. По воспоминаниям (изданным зарубежом) уцелевших участников Миссии, это были лучшие, хотя и самые тяжелые годы пастырского служения – необходимо отметить, что жалованье духовенство не получало. Существовало опасение, что духовенство из-за границы может вызывать недоверие прихожан, но поминание за богослужениями митрополита Алексия (Симанского) подчеркивало, что Миссия принадлежит Московскому Патриархату, является частью Русской Церкви.
 
Успехи Миссии были впечатляющими. Когда духовенство прибыло к месту проповеди, на всем Северо-Западе осталось всего восемь действующих храмов и несколько священников, переживших репрессии и не имевших возможности окормлять все то количество людей, которое требовало духовного попечения. За время действия Миссии число приходов возросло до трехсот (и более).
 
Деятельность Псковской Миссии охватила и социальную сферу: был организован «Стол по распространению христианской культуры среди молодежи», церковные детские сады, приходские школы и приюты (например, во Пскове). Еженедельно выходили радиопередачи Миссии [4].
 
Однако, самой важной задачей миссионеров была помощь советским воинам, попавшим в плен, и оказавшимся в ситуации, когда на Родине их называли предателями, а для фашистов они были просто врагами. Миссия была для этих людей помощью, поддержкой, утешением, так как условия их содержания в лагерях были фактически невыносимыми. Удалось даже открыть несколько лагерных храмов [5].
 
Но такое расширение Миссии в планы фашистского руководства не входило, и в 1944 году, когда советские войска подходили к Прибалтике, митрополит Сергий был убит [6]. Официальная версия – погиб от рук партизан, но его чрезмерная активность уже не устраивала оккупантов, и партизаны в этом случае, скорее всего, были лишь прикрытием действий гестапо. (Хотя справедливости ради нужно сказать, что многие участники Миссии были убиты именно партизанами [7], которых возглавляли специально оставленные в оккупации партийные работники, для которых «что поп, что фашист»…)
 
Стоит, однако, объяснить, почему оккупационные власти вообще пошли на такой шаг, как открытие Миссии. (Более того, благодаря усилиям митрополита Сергия, именно он был реальным главой миссионеров, и сама Миссия контролировала духовенство и его деятельность [8].) Причин тому несколько: антисоветская пропаганда (лояльность против репрессий), завоевание симпатий местного населения и православных союзников – Болгарии и Румынии, желание контролировать ситуацию на оккупированных территориях (так как жизнь всех религиозных общин Германии была подконтрольна). Однако, ситуация развивалась вопреки планам фашистских властей, и Миссия вместе с Православием возвращала людям память о Родине, веру в победу и, для военнопленных, в будущее. Это понимали и в Советской России – она в тот период принимала любую помощь, но подвиг миссионеров не спас их от страшной участи.
 
Некоторые участники Псковской Миссии успели уехать в Европу (именно их воспоминания проливают свет на историю подвижников), но многие по тем или иным причинам остались в своих храмах, там, где застали их освободительные войска. И все они были арестованы «за сотрудничество с оккупационными властями» и отправлены в лагеря уже на Родине (те немногие, кто дожил до освобождения, продолжили свое пастырское служение) [9]. Разумеется, формально некоторые антикоммунистические высказывания митрополита Сергия и были подсудны, но нельзя забывать: говори он что-то иное, патриотическое, – его и многих клириков убили бы раньше (и фашисты), пострадала бы их паства, не было бы Миссии, и далее – «по цепочке». Поэтому иногда приходилось жертвовать собственными убеждениями, чтобы многие не пожертвовали своими жизнями. 
 
Такова «конспективная» история Псковской Миссии. Более подробное изложение не входит в наши задачи, так как самое главное для настоящего доклада – показать, что духовная жизнь военного периода – это еще одна «неизвестная война», итоги которой не менее значимы, чем победы советских войск. На сегодняшний день большое внимание уделяется именно «техническим показателям» победы: удачи и неудачи войск, потери среди населения, работа промышленности, дипломатические отношения между союзниками... И незаслуженно оставляется в стороне то, что способствовало победе и составляло ее не менее, чем танки и самолеты – духовная мощь народа, его настрой и желание победить. Обычно эти понятия употребляются применительно к блокаде Ленинграда, а о том мужестве, которое потребовалось людям, оставшимся оторванными от Родины, в оккупации, почему-то не вспоминают, хотя и там шла война – другого свойства. Процесс преподавания истории этой войны – истории Псковской Миссии и деятельности Русской Православной Церкви на оккупированных территориях можно спланировать следующим образом:
 
1)      краткий обзор довоенного положения Церкви в Советском государстве, Ее главы, состояние епархий и приходов, зарубежные епархии;
 
2)      Церковь в период с 1941 по 1945 годы: перелом в отношении государства – причины, плюсы и минусы перемен, влияние Церкви на настроения в обществе;
 
3)      Церковь на оккупированных территориях:
      а) цели и задачи;
      б) состав духовенства и мирян (личности);
      в) отношения с оккупационными властями;
      г) основные направления деятельности;
 
4)      результаты деятельности Церкви на оккупированных территориях в период Войны;
 
5)      судьбы миссионеров по окончании Войны;
 
6)      результаты деятельности Миссии в послевоенный период.
     
В завершении хотелось бы привести данные, характеризующие то «наследство», которое оставила Псковская Миссия уже по прекращении своей деятельности. Более трети храмов, воссозданных миссионерами, оставались действующими весь послевоенный период (а это более ста храмов – количество, впечатляющее по-сравнению с восемью довоенными). И весьма символичным представляется тот факт, что до 1980 года по линии условных обозначений действующих храмов на карте Северо-Запада можно было определить, как проходила линия фронта [10]. Там, среди врагов, находились герои (пусть это звучит пафосно), готовые ценой многих жертв поддерживать народный дух. И именно это необходимо учитывать сегодня, говоря о Второй Мировой войне: вызовы сегодняшнего дня чаще требуют именно твердости духа, примерами которой изобилует военный период.
 
Ольга Львовна Церпицкая
 
Ассистент кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета.
 
 
Примечания
 
1. Шкаровский М.В. Митрополит Сергий (Воскресенский) и его служение в Прибалтике и на Северо-Западе России в 1941-1945 / Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. – Выпуск 26-27. – СПб, 2002. – С. 122-139.
2. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви. 1917-1990: Учебник для православных духовных семинарий. – М.: Московская Патриархия, Издательский Дом «Хроника», 1994. – С. 117.
3. Псковская Миссия. Похвальное слово русским миссионерам / Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. – Выпуск 26-27. – СПб, 2002. – С. 4;
     Раевская-Хьюз О. О Псковской Миссии / Журнал Московской патриархии. – 2001. – Сентябрь / www.pagez.ru
4. Обозный К. Псковская Православная Миссия в 1941-1944 гг. Миссионерский аспект деятельности / www.sfi.ru
     Псковская Миссия. Похвальное слово русским миссионерам / Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. – Выпуск 26-27. – СПб, 2002. – С. 5.
5. Псковская Миссия. Похвальное слово русским миссионерам / Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. – Выпуск 26-27. – СПб, 2002. – С. 6;
     Шкаровский М.В. Митрополит Сергий (Воскресенский) и его служение в Прибалтике и на Северо-Западе России в 1941-1945 / Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. – Выпуск 26-27. – СПб, 2002. – С. 129.
6. Шкаровский М.В. Митрополит Сергий (Воскресенский) и его служение в Прибалтике и на Северо-Западе России в 1941-1945 / Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. – Выпуск 26-27. – СПб, 2002. – С. 134-135.
7. Начис Кирилл, архимандрит. Народ жаждал молиться, жаждал покаяния… Служение в приходах Северо-Запада в годы войны / Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. – Выпуск 26-27. – СПб, 2002. – С. 198.
8. Псковская Миссия. Похвальное слово русским миссионерам / Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. – Выпуск 26-27. – СПб, 2002. – С. 6.
9. Синодик Псковской Миссии / Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. – Выпуск 26-27. – СПб, 2002. – С. 8-52.
10. Псковская Миссия. Похвальное слово русским миссионерам / Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. – Выпуск 26-27. – СПб, 2002. – С. 7.

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com