Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Веруюшие в оккупации / ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ. Протоиерей Кирилл Зайц.

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел весенний номер № 50 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
ЦЕРКОВЬ БОГА ЖИВАГО, СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ (1 Тим. III, 15)
 Собеседование с баптистами (Часть 2).

ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ

Протоиерей Кирилл Зайц

ЦЕРКОВЬ БОГА ЖИВАГО, СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ
(1 Тим. III, 15)

Собеседование с баптистами (Часть 2)

Так, вот теперь, наши совопросники - баптисты, вы говорите, что вы находитесь в Церкви, ну а ваши дети? Где они - в Церкви или нет? Ведь они не прошли баню водную, они не крещены, где же они?

- Они не могут веровать, - смущенно возразил сектант, - а потому они и не в Церкви. Да им этого и не нужно. Разве вы не читали в Евангелии, что сказал Господь о детях? Он ясно сказал: «пустите детей, ибо таковых есть Царство Божие» (Мк. 10, 14). Зачем им крещение? Зачем им Церковь? Они и так наследники Царства Божия!

- Великие вы грешники, баптисты, и подобные вам сектанты! Даже больше, - вы преступники. Что бы вы сказали, если бы во время плавания по морю на корабль какая-нибудь злодейка мать стала бросать за борт в пучину морскую, в жертву хищным акулам, своих собственных маленьких детей? А ведь вы это и делаете. Не допуская детей ко крещению, вы оставляете их в жертву силам адовым, вы не пускаете их в Церковь. А помимо Церкви спасения нет. Господь дал возможность спастись всему человечеству, и спасаются лишь те, кто становится членом Его Тела, т. е. Церкви. Апостол Павел прямо говорит:

Собор Латвийской Православной Церкви. 1923 г.
Собор Латвийской Православной Церкви. 1923 г.

«Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 23).

И дети должны быть в Церкви, как молодые веточки на Лозе, на дереве, как члены в Теле.

- Они и так войдут в Царство Небесное. Господь говорит: «Их есть Царство Небесное»!

- Верно. Господь так говорит. По чистоте и невинности их, им принадлежит право на Царство Небесное. Но их нужно туда ввести, даже внести. Их, чистых, безгрешных, нужно освободить через Церковь от первородного греха. Недаром Господь строго сказал Апостолам: «Пустите детей»! Это Он говорит и вам, сектанты, - «Пустите детей!» А вы что отвечаете? - Нет, не пустим!

Побойтесь вы Бога, несчастные сектанты! Ведь вы совершаете злодеяние Ирода, умертвившего 14 000 младенцев. Прекратите же Иродово злодеяние над своими собственными детьми! Не губите их! Не забудьте, что со Христом могут быть только те, кто «облеклись» во Христа через крещение. Так и Апостол говорит:

«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27).

Дети ваши, хотя они неповинны в личных грехах, но все же они без крещения «нечисты», по слову Апостола (1 Кор. 7, 14), как нечисты дети язычников, иудеев, магометан и вообще безбожников. Они должны «облечься» во Христа через крещение.

А вы, православные, теперь ясно видите, каково то новое учение, которое приносят вам лжеучители. Подобное учение в Священном Писании называется ересью, а проповедники его - «еретиками». Как относиться к еретикам, об этом послушайте повеления Св. Апостола Павла, именно:

«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3,10).

Итак, о Церкви мы узнали еще и то, что к ней должны принадлежать и принадлежат и взрослые, и малые дети, а входят в Церковь, т. е. становятся членами ее чрез таинство крещения. Крещением все верующие становятся «совершенны во едино», Еллин и Иудей, связуются невидимыми связями и между собою и со Христом Господом. Становятся «едино» во Христе, становятся одним телом, оживотворяемым Духом Святым. Вот тут-то и понятно, почему Церковь непобедима. Напрасно и вы, баптисты, нападаете на Церковь нашу Православную. Видели ли вы когда-нибудь скалистый берег моря? Какие страшные волны устремляются на эти скалы! И что же? Сами волны разбиваются, превращаются в пену и брызги, а скала стоит и стоит. Так и Церковь Христова не боится не только вас, лжеучителей, но и самых сил адовых. О ее твердыню разбились, разбиваются сейчас и разобьются в будущем самые сильные, самые жестокие враги! Сколько было еретиков в древности! Где они? - погибли, и вы погибнете!.. Утомились, родные? А мне бы еще много хотелось бы поговорить с вами о Церкви, да еще кое о чем спросить вот этих ваших незваных гостей.

- Ничего, батюшка, мы рады послушать. Пожалуйста разъясняйте. Наши гости что-то притихли. А с нами так без умолку говорили!.. И молились, и плакали!..

- С Божией помощью продолжим беесду, - сказал я.

Церковь Христова, как Тело Христа, соединяет между собою крещеных, истинно верующих, не только тех, которые живут по всей земле, но и тех, которые оставили уже эту грешную землю. Слово Божие свидетельствует, что «Бог Отец... все небесное и земное соединил под Главою Христом» (Еф. 1, 3-10). Тело Его, т. е. Церковь объемлет и небо и землю. В каком величии и в какой дивной красоте рисуется нашему духовному взору Церковь Православная! Она и здесь. Она и на небе, и нераздельна, едина под единым Главою Христом! И мы, грешные жители земли, и они, небесные праведники, - все мы члены одного Тела. Какая радость! Слушайте, что говорит Апостол:

Первый выпуск  Рижской Духовной  семинарии (1930).
Первый выпуск Рижской Духовной семинарии (1930).
В центре – сщмч. архиепископ Иоанн (Поммер),
третий справа в первом ряду – прот. Кирилл Зайц

«Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго - к небесному Иерусалиму и темам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» (Евр. 12, 22-24). Вы видите - мы соединены и с ангелами, и с церковью первенцев, и с духами праведников, достигших совершенства. О, как величественна Церковь Христова! В ней соединились и небо, и земля, в ней и ангелы, и души праведников, и Сам Христос Господь, и Животворящий Дух Святый! Вот какова Церковь, созданная Богом! Какая красота, какое величие! Поставьте рядом измышление слабого человеческого разума: - «где двое или трое собрались, - там Церковь», - как оно ничтожно! Как ничтожен человек, так ничтожно и его учение. И вы уши раскрыли, чтобы внимать их пустым словам, и готовы были, по крайней мере некоторые из вас, отбросить вечное Божественное и прилепиться к ничтожному, тленному и гибельному! Кайтесь и впредь бодрствуйте над своим спасением.

«Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5, 17).

В Евангельском учении, что к Церкви, под Главою Христа, принадлежат не только верующие на земле, но и небожители, дана нам твердая надежда на спасение. Почему? Да потому что они и мы члены одного Тела. Небожители, как старшие, т. е. более сильные члены, не оставят нас без своей помощи. Они руководят нашим спасением. Божия Матерь, Ангелы, все угодники Божити, - и Апостолы, и пророки, и святители, и мученики, и преподобные, к кому мы обращаемся с своими просьбами, - все молятся за нас, ходатайствуют за нас пред нашим Главою Христом, простирают нам руку помощи в наших бедствиях, утешают в страданиях. Где же у вас, сектанты, эта дивная помощь небожителей? Где поддержка вам в вашем шествии к вечной жизни?

- Наша поддержка - Христос, - сказал сектант. - Никакой другой поддержки нам и не нужно. Христос искупил нас и спас нас. Никто нам не может помочь, - ни Божия Матерь, ни угодники ваши. Напрасно вы и взываете к ним, они все равно не слышат вас, и ходатайствовать они за вас не могут. Вы нас упрекаете, что мы идем против Слова Божия, а теперь вы сами противоречите Священному Писанию. Апостол Павел что говорит? «Один посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2, 5). Слышите: один посредник, один ходатай! А у вас и Божия Матерь, и Ангелы, и тысячи других ходатаев! Откуда вы их взяли? Разве ходатайство Иисуса Христа пред Отцом Богом недостаточно для спасения? Просить ходатайства святых - это унижение Христа. Вот и судите, слушатели, сами - правильно ли поступает Православная Церковь, когда молится святым?

- Православная-то Церковь поступает правильно. Но удивиться приходится вам: как это вы, проповедник, совершенно не понимаете Священного Писания. Скажите, почему Христос называется одним Ходатаем, одним Посредником?

- Потому что Он один нас искупил. Он один спас. Других искупителей и спасителей мы не знаем.

- Совершенно верно. Он принес Себя в жертву для спасения людей. Такой жертвы никто другой никогда не приносил и не принесет. В этом смысле Он один Посредник, один Ходатай. И когда мы обращаемся к небесным членам Церкви с просьбою придти нам на помощь, то мы просим только их молитв за нас пред Единым Ходатаем Христом. Разве молиться друг за друга будет оскорблением Христа? Почему же Апостол говорит: «Молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16)? Почему и вы молитесь за членов своей общины, даже не за членов только, например, когда молитесь об обращении и присоединении к вам? Если вы молитесь, то вдеь это и значит, что вы «ходатайствуете». А ведь, по вашему, один Ходатай Христос. Какое же вы имеете право становиться ходатаем? Тогда уже не осмеливайтесь молиться за других. Удивляюсь, как вы плохо понимаете Святое Писание! Мы обращаемся за помощью к святым, и святые молятся за нас потому, что мы все - члены одного и того же Тела Христова, т. е. Церкви. А члены тела помогают друг другу, и состраждут, и сорадуются. Прочитайте в 1-м послании к Коринфянам - и запомните следующие слова:

«Страдает ли один член (в великом теле - Церкви Христовой), страдают с ним и все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены». (1 Кор. 12, 26). Святые небожители не могут не радоваться с нами, не могут не сострадать нам в наших несчастьях. А что же это будет за сострадание, если они не будут оказывать нам помощи? А желая оказать нам помощь, они и обращаются с пламенною молитвою за нас к этому Единому Посреднику и Ходатаю, пролившему за нас Свою Кровь. Где же здесь противоречие Священному Писанию? Мы уже видели, что между членами Церкви тесная связь, близкое общение. Они связаны между собою заботою друг о друге, состраданием, любовью друг к другу. А потому все члены Церкви, без различия - живущие ли еще на земле или скончавшиеся, все молятся друг за друга. Вы делите людей на живых и умерших, а мы не делим. Мы знаем, что у Бога такого разделения не существует, «ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38), как говорит Слово Божие.

Радуются, торжествуют души праведных, достигших совершенства, радуемся, торжествуем и мы с ними, ибо, по слову Апостола - «славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 26). Страждем мы, жители земли, от грехов наших, нужды, болезней, - мы знаем, что вместе с нами скорбят и души праведников, достигших совершенства, - «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12, 26), поведал нам Апостол. Мы знаем, что они молятся о нас, и что «много может усиленная молитва праведника» (Иак. 5, 16). И мы, в свою очередь, молимся за всех усопших, недостигших совершенства, не прославленных Церковью. И в этом - высшее проявление Христовой любви, связующей и небо и землю. Бедные вы, сектанты! Ведь у вас нет самого главного, что должно быть в христианстве, - у вас нет любви. Зачерствели вы, застыли в своей гордости: «я верую, я спасен, я житель рая, я святой!» А главного-то - любви, у вас и нет. Что будете делать, когда, по слову Апостола, будущую жизнь увидите уже не «гадательно, как бы сквозь тусклое стекло, а лицом к лицу», и увидите, что «любовь больше веры»? (1 Кор. 13, 12-13). Как пойдете к Источнику Любви, не имея любви? Не забывайте, что «если бы имели всю веру, так что могли бы и горы переставлять, а любви не имете, то вы ничто» (1 Кор. 13, 2). Где же ваша любовь, если смерть оказалась победительницей и расторгла ваши духовные связи и с единоверцами, и с родными? Можете ли с Апостолом в восторге воскликнуть: «Смерть где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55). Увы! Не можете. Нет у вас любви, а вера без любви ничто! Горсть земли, надмогильный камень стали непреоборимым препятствием для общения с отошедшими из здешнего Mиpa. Может ли быть спасение там, где нет любви? Судите сами!

Синод Латвийской Православной Церкви, около 1926 г.
Синод Латвийской Православной Церкви, около 1926 г.
Четвертый слева в первом ряду – прот. Кирилл Зайц

Итак, в Церкви Христовой объединены небо и земля. Членами Церкви являются все истинно-верующие всех времен и всех мест, и живущие, и умершиe. А так как и умершие не мертвы, а живы, то общение между всеми членами никогда не прекращалось и не прекратится никогда.

Продолжим еще беседу о Церкви. В Символе Веры мы читаем: «верую во единую Святую... Церковь. Церковь свята. Несомненно. Об этом говорит Слово Божие:

«Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее»... (Еф. 5, 25-26). Если Сам Христос стал основателем Церкви, Он же и глава Церкви, то несомненно она свята. «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви» (Рим. 11, 16).

Свята она и потому, что в ней пребывает Дух Святой.

Свята и потому, что к ней принадлежит Небесная Церковь.

Свята, наконец, и потому, что все учение и установления ее святы.

По милости Божией, к этой Святой Церкви, именуемой Православной, мы и принадлежим. В подвигах, бдениях в упражнениях в добродетелях, согреваясь молитвою и укрепляясь надеждою, освящаясь таинствами, мы восходим от совершенства к совершенству и становимся достойными, по кончине своей, внити в радость Господа своего.

- Насколько я знаю, - заговорил сектант, - православные всегда называют себя грешниками. Так ли это?

- Да, мы грешники и грешниками себя признаем.

- Как же ваша Церковь может быть святою, если вы все грешники? Иван, Петр, Марья, Агафья и все миллионы людей, каждый в отдельности, грешник, а как собрались все вместе, то уже святая Церковь? Что-то и уму не понятно, и со Словом Божиим несогласно. Вот я прочту из послания Апостола Павла:

«Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 25-27).

Вот какова должна быть истинная Церковь! Там не должно быть ни одного грешника. В ней могут быть только святые и непорочные! А у вас, кого ни спроси, один ответ: грешен, грешна, грешник, грешница! Разве такова Церковь Христова?

- Ну а вы о себе как думаете?

- Мы святые. Мы не согрешаем. Мы веруем в Иисуса Христа и пребываем в Нем, а «всякий пребывающий в Нем, не согрешает» (1 Ин. 3, 6), говорит Апостол.

- Мне кажется, вы себе и отчета не даете, сколько в ваших словах похвальбы, самомнения и непростительной гордости! А кроме того - полное незнание не только духа Священного Писания, но и буквы его.

Теперь отвечу на ваши вопросы. Мы уже говорили, почему Церковь свята. Повторим: свята потому, что основание и глава ее - Христос, потому что в ней пребывает Дух Святой; свята потому, что к ней принадлежит Небесная Церковь; свята учением и таинствами. На все это имеются ясные свидетельства в Священном Писании.

Пребывание в земной Церкви не только праведников, но и грешников нисколько не препятствует ей быть святой. Не понимаю, откуда сектант почерпнул такое учение, что в Церкви грешников не должно быть? В Слове Божием об этом не говорится.

- Как не говорится? Апостол постоянно пишет: «призванным святым» (1 Кор. 1, 1), «со всеми святыми» (2 Кор. 1, 1), «святым и верным» (Еф. 1, 1), «всем святым во Христе Иисусе». (Фил. 1, 1) и т. д. Верующих Апостол всегда называет «святыми». Если они святые, то, конечно, они не грешны. Ведь грешник не есть святой, и святой не есть грешник. Наша баптистская Церковь и есть святая Церковь. Мы все - святые. Мы верующие - мы не согрешаем. А ваша-то Церковь, как может назваться святою, когда вы все грешники? Да какие еще? Кого я здесь вижу? - пьяницы, воры, развратники, драчуны, ругатели, табачники, и вдруг церковь святая?

- Да что это он всех позорит? - заволновался народ. Какие мы воры, развратники, пьяницы?! Бог знает откуда приехал, чтобы издаваться над нами! Да что с ним толковать? Пусть уезжает, откуда приехал!..

Народ видимо обиделся. Резкие возгласы стали раздаваться отовсюду.

Сектант замолчал. Я постарался успокоить народ: - Не гневайтесь, не сердитесь. Не будем думать, что он хотел вас оскорбить. Вся беда в том, что он не понимает, что значит слово «святой». Ему кажется, что «святой» значит безгрешный. Впрочем, таков и общепринятый взгляд. Но это ошибка. Святым, в смысле совершенно безгрешного, без каких бы то ни было недостатков, может быть назван один только Господь. Так свидетельствует и Слово Божие:

«Ты един свят» (Откр. 15, 4).

И это есть свидетельство небожителей, именно тех, кого мы называем святыми. Как же можно после этого сказать, что стоящий перед нами баптист не имеет греха и в этом смысле «святой»?

Собор Латвийской Православной Церкви.
Собор Латвийской Православной Церкви.
Рижский кафедральный Христорождественский
собор. Ок. 1930 г.

Что же значит слово «святой» в применении к людям верующим? Значит - выделенный, отделенный от других. Верующие во Христа - значит выделенные своею верою из всех людей, из всего человечества. Так говорит в Священном Писании и Сам Господь:

«Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19, 5-6).

Как видите, и евреи назывались «святыми». Почему? Потому ли, что они были безгрешны? Конечно, нет. Тот же Господь называет этот народ жестоковыйным: «И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный» (Исх. 32, 4). Имейте в виду и то, что в Священном Писании не только верующие люди называются святыми, но и различные предметы: земля (Исх. 3, 5), вода (Числ. 5, 17), дом (1 Цар. 29, 3), елей (Псал. 88, 21) и прочее. Примените ли вы к этим названиям понятие безгрешности? Конечно, нет. Это значит лишь, что предметы выделены особым явлением ли Божиим (например, место, горы) или особым священнодействием из ряда подобных же предметов (вода, елей). Я думаю, вам всем это понятно?

- Понятно, батюшка!

- Так вот, так же нужно понимать, когда Апостол называет в своих посланиях верующих «святыми». Я ведь тоже могу и сейчас обратиться к вам с таким же названием: «святые братья и сестры во Христе!» Но ни я, ни кто-нибудь из вас не подумает, что вы безгрешны. Верующие - «святые», т. е. выделенные из всех прочих людей, которые не веруют, взятые Господом в «удел». Были ли грешники в тех церквах среди верующих, куда писал Апостол? Считали ли тогда верующие себя грешниками, те самые верующие, которых Апостол называет «святыми?» Пусть ответит на эти вопросы само Священное Писание:

Иак. 3, 2. - «Все мы много согрешаем».

Это Апостол Иаков говорит о верующих, о чадах Церкви.

Ин. 1, 8 - «Если говорим, что не имеем греха, обманываем себя и истины нет в нас».

Слышите ли, баптисты? Если вы считаете себя не имеющими греха, то вы заблуждаетесь, обманываете себя и других, и вы стоите на ложном пути - в вас истины нет. Это говорит тот самый Апостол, слова которого вы приводили - «всякий пребывающей в Нем не согрешает». Что же? Неужели Апостол сам себе противоречит? Конечно, нет. Ведь он писал по внушению Духа Святого. А вся беда в том, что вы читать-то читаете, а не понимаете, что читаете. По слову Священного Писания - «разумеешь ли, что читаешь?» (Деян. 8, 30). Вы своим слабым умом хотите постичь глубокий смысл Священного Писания, без руководства Церкви, не обратив внимания на слова Ап. Петра:

«Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Петр. 1, 20).

А если вы это дерзаете делать, то св. Апостол о вас и подобных вам проповедниках не очень лестно отзывается. Он говорит:

«Невежды и не утвержденные к собственной своей погибели превращают Писания» (2, Петр. 3, 16). Еще несколько слов для вас, баптистский проповедник. Несомненно, вы не один только раз прочитали послания святых апостолов. Неужели вы не обратили внимания, в каких недостатках, грехах и преступлениях Апостолы обличают тех, кого они называют «святыми»? Прочтите послание Апостола Иакова, который обличает и укоряет верующих в презрении бедных, в лицеприятии, в распущенности языка, во вражде, распрях, зависти, злословии, тщеславии, в удерживании платы у рабочих и пр. А Апостол Павел тех самых Коринфян, которых в своем обращении называет «святыми», укоряет и в блудодеянии, лихоимстве, злоречии, пьянстве, хищничестве, сутяжничестве и т. д., называет их плотскими. Всем понятно, что и первые христиане своею твердою верою, любовью, исповедничеством и мученичеством просиявшие на весь мир, как яркие звезды небесные, все же не были безгрешными и не считали себя такими. Сам великий Апостол, восхищенный до третьего неба за святую жизнь и глубокую веру, видевший райские обители и блаженство небожителей, как далек был от самомнения и гордости, так присущей сектантам. Слушайте, как он говорит о себе:

1 Тим. 1, 15. - «Христос пришел грешников спасти, из которых я первый».

Фил. 3, 13. - «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести высшего звания во Христе Иисусе». Он не считает себя достигшим святости, совершенства и небесных обителей. Он не считает себя не имеющим греха. И все мы, благочестивые слушатели, должны стремиться к цели, к почести высшего звания. На этом пути, конечно, один член Церкви ушел дальше, достиг большего, другой прошел меньше, иной только начинает свои первые шаги на нем, только начинает свое усовершенствование. В Церкви, по слову Апостола, как в большом доме, есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные» (2 Тим. 2. 20). Каждый человек подвержен искушениям и всю жизнь должен бороться со своими греховными наклонностями. Удивительно ярко рисует эту картину борьбы человека со своими греховными наклонностями св. Ап. Павел в послании к Римлянам:

«Мы знаем, что закон духовен, а я плотен, предан греху. Ибо не понимаю что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр: а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю то, но живущие во мне грехи» (Рим. 7, 14-20).

Протоиерей Кирилл Зайц во главе Совета Русского Студенческого Христианского Движения в Прибалтике. Рига. 1931 г.
Протоиерей Кирилл Зайц во главе Совета Русского Студенческого Христианского Движения в Прибалтике. Рига. 1931 г.

Когда вы, совопросник мой, вникнете в смысл этих слов великого Апостола, то должны будете понять, как далеко вы стоите от Евангельской истины. У вас, сектантов, нет смирения. Вас обуяла гордость, этот грех сатанинский. В этом весь ужас вашего положения!

Вы не можете с мытарем сказать: «Боже, милостив буди мне грешному!», потому что в устах у вас, да и в сердце всегда горделивые слова фарисея: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как другие люди!», - что вы уже сказали и сегодня.

Поймите, как далеко от вас оправдание и спасение!

Итак, Церковь свята. Присутствие в ней грешников не может служить ей препятствием быть святою…

Время уже позднее, а многим из вас до дому далеко. Долго задерживать не буду. Но чтобы окончить беседу о Церкви, необходимо объяснить, почему в Символе веры наша Православная Церковь называется Апостольскою.

В книге Откровения мы читаем:

Откр. 21, 14. - «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца».

Краеугольный Камень Церкви - Христос. Камни, положенные в основании Церкви, - Апостолы. Господь все Свое учение, все тайны Царствия Божия оставил Апостолам. По воскресении Своем, Он в продолжение 40 дней наставлял их, как устроить Церковь Его, как распространить по всей земле, как охранить от вражеских нападений неверующих людей, ложных учителей и врат адовых. И Апостолы, вдохновляемые Духом Святым, создали тот удивительный строй церковной жизни, какой мы видим сейчас в Православной Церкви. Мы видим и пастырей - епископов, священников и диаконов, - видим пасомых - мирян; освящаемся установленными таинствами, священнодействиями, имеем молитвенное общение со всеми членами Церкви. Мы видим различные служения в Церкви, установленные Апостолами, как о том и читаем в апостольских посланиях:

Ефес. 4, 11-16. - «Он поставил одних апостолами, других пророками, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова».

1 Кор. 12, 28-29. - «Все ли апостолы, все ли пророки? Все ли учители?»

Заключительный молебен съезда РСХД в Лоберже. Латвия. 1931 г.
Заключительный молебен съезда РСХД в Лоберже. Латвия. 1931 г.

Как видите, положение и служения в Церкви различны. Есть пастыри, есть и пасомые.

В послании Апостола Петра читаем:

1 Петр. 5, 1-5. - «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, которое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божием, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядаемый славы венец». Смотрите: в апостольской Церкви есть Пастыреначальник - Христос, есть пастыри, есть стадо. Пастырям вверено Христом Его стадо; они должны пасти его, охранять от волков хищных, питать духовно. Пастыри ответственны за вверенное им стадо: когда явится Пастыреначальник, потребует отчета у них.

Вот порядок и строй Церковной жизни в Православной Апостольской Церкви. Так было до настоящего времени и будет до скончания века. Вот мы - пастыри, а вы - пасомые. Мы о вас должны будем дать отчет на страшном Суде, должны будем подвести вас ко Христу и сказать: «Вот я и дети, которых мне Господь дал!» Господь спросит у нас, как мы пасли вверенное стадо? И мы должны будем дать отчет. Но спросит и у вас: были ли вы в послушали у своих пастырей? Слушали ли их призывающего и наставляющего гласа? Горели ли сердца ваши любовью ко Святой Церкви Апостольской? Не слушали ли тех, которые «превращают благовествованиe Христово» (Гал. 1, 7-8). «Повреждают Слово Божие» (2 Кор. 2, 17). «Говорят превратно» (Деян. 20, 30). «Уклоняются в пустословие» (1 Тим. 1, 6)? Не бегали ли за каждым ветром, за каждым проповедником нового учения?

Если - да, то горе вам! Не оправдаетесь тем, что они увлекли вас «льстивыми словами» (2 Петр. 2, 3), «ласкательством» (Рим. 16, 18), «хитрым искусством обольщения» (Ефес. 4, 14)!

Дает ли Слово Божие признаки, по которым можно узнать этих ложных проповедников? Да, дает. И очень ясно. Апостол Петр говорит, что они «дерзки, своевольны, злословят высших»... (2 Петр. 2, 10), а Апостол Павел, что они: - «горды, надменны, злоречивы... недружелюбны». (2 Тим. 3, 1-5).

Неужели вы не заметили всего этого вот и в этих баптистах? Ведь все наше святое, все наши святыни осмеяли, похулили, над вашей верой, да и над вами самими, как мы здесь же слыхали, поиздевались! Они вполне оправдали на себе всю эту характеристику Священного Писания. Вы не смотрите на их внешний вид. Вид их не должен ввести вас в заблуждение. Слово Божие и на это обратило вниманиe, именно: они приходят «в овечьей одежде» (Mф. 7, 15). «Принимают вид апостолов Христовых» (2 Кор. 11, 13-15). «Принимают вид благочестия» (2 Тим. 3, 1-5).

Сектант порывался в возбужденном виде что-то сказать, но народ не дал ему говорить. Со всех сторон стали раздаваться возгласы и резкие осуждения за те грубые выпады против Православия, какие допущены были сектантами на устраиваемых собраниях. С большим трудом лишь удалось водворить успокоение. Видимо, открылись глаза у православных, какого кощунника они слушали и поддерживали.

Гимназическое дружество Русского Студенческого Православного Единения и его гости.
Гимназическое дружество Русского Студенческого
Православного Единения и его гости.
В центре – протоиерей Кирилл Зайц
и прот. Иоанн Янсон

Когда водворилась тишина, я вновь стал убеждать слушателей избегать всяких лжеучителей и лжепророков. Провидцы Апостолы, предостерегая верующих от этих лжеучителей, предрекли и их участь (2 Тим. 3, 9): «безумиe их обнаружится пред всеми».

Как видите, безумие и этих прибывших сюда врагов православия уже обнаружилось пред всеми вами.

2 Кор. 11, 15 - «Конец их будет по делам их», - говорит тот же Апостол в другом месте, и 2, Петр. 2, 3.- «Суд им давно готов и погибель их не дремлет» - говорит Апостол Петр.

Но такая участь ждет и тех, кто их слушает, принимает и соглашается с их лжеучением. Они вожди слепые, добровольно себя ослепившие, а дерзают вести других. Но Слово Божие предупреждает:

Мф. 15, 14. - «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Итак, возлюбленные, - «берегитесь злых делателей!»

Считаю нашу беседу оконченной. Благодарю вас за то глубокое внимание, с каким вы следили за ходом беседы. Убежден, что поняли, что нельзя разрушать то, что Бог создал, нельзя издеваться над созданною Богом Церковью: Церкви не одолеешь, а сам погибнешь.

Журналы, издававшиеся под редакцией прот. Кирилла Зайца
Журналы, издававшиеся под редакцией прот. Кирилла Зайца
Журналы, издававшиеся под редакцией прот. Кирилла Зайца

На прощанье вот вам еще маленький пример, который запомните и расскажите и детям своим.

Мы стоим у храма, посмотрите на него: находясь долге годы под влиянием непогоды, ветров, дождя - в фундаменте некоторые кирпичи выветрились и вывалились, и вот они валяются у забора. А вот и кусок подгнившей доски от обшивки, а там и камешек. Имеют ли они теперь какое-нибудь значение? Да никакого, всякий может их бросить куда угодно, никто не запретит, никто не обратит внимания. А пока эти камушки да дощечки были в стенах храма, они были святынею, так как храм называют «Святым». Так и вы. Пока вы в Церкви Христовой, пока вы члены Тела Христова - вы «святы», вы на пути ко спасению. А если уйдете из Церкви Христовой, отречетесь от Православия, то, несомненно, погибнете. Будете, как вот этот камешек, как эта гнилая дощечка, которые топчутся людьми, как всякий мусор. А вас будет топтать, вашу душу грязнить всякий проходящий нечистый дух, всякая нечистая сила! Напомню вам еще слова Апостола:

«Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы». (Еф. 5, 15-16)!

- Вы хотите закончить беседу, - сказал сектант, - а я хотел бы еще задать вопрос. Можно?

- Конечно, можно. Говорите.

- Вы много говорили о Церкви. Я внимательно слушал. Но я хотел бы знать, что спасает, собственно говоря, Христос или Церковь?

- Понимаю вас. Вы спрашиваете не потому, чтобы этого не знали, и не потому, что этот вопрос вас интересует, а чтобы хитрыми вопросами уловить меня. Такие вопросы для «уловления» задавались и Господу, и Он часто на вопросы отвечал вопросами же. Вот и я на ваш вопрос отвечу несколькими вопросами.

1) Может ли Церковь быть в неизвестности, быть невидимою, воображаемою? Ясно, что не может. Господь основал определенную Церковь - «Созижду Церковь Мою» (Mф. 16, 18); она не может быть невидимою, так как на нее будут нападать враги - «врата адовы», и она должна в этой борьбе одержать победу. Борющиеся стороны известны, определены.

- Вы уклоняетесь и не отвечаете на вопрос! - воскликнул сектант.

- Имейте терпение выслушать. Будет дан и точный, ясный ответ.

2) Может ли спастись тот, кто не принадлежит к «Телу» Христову, т. е. к Церкви? Ответ ясен: не может. «Иисус Христос - по Священному Пиcaнию - «Спаситель тела», т. е. Церкви.

3) Можно ли отделить главу от тела? Нельзя: жизни не будет ни в главе, ни в теле.

Ходатайство прот. Кирилла Зайца перед экзархом митрополитом Сергием о помощи русским военнопленным
Ходатайство прот. Кирилла Зайца перед экзархом митрополитом Сергием о помощи русским военнопленным

Вот видите, дорогой, ваш вопрос - что спасает: Христос или Церковь? - явная бессмыслица. Христос глава Церкви, которая есть тело Его (Ефес. 1, 23-33; 5, 23-27; Рим. 12, 4-5). Значит, Христос спасает тех, кто в теле Его, кто находится в Церкви, иначе сказать: Христос спасает чрез Церковь! Нельзя сказать: что спасает - Христос или Церковь? Вопрос, как видите, бессмысленный! Если вы честный человек, если не мудрствуете лукаво, то этим ответом должны удовлетвориться. Думаю, и вам всем понятно?

- Понимаем, батюшка! Премного благодарны! - снова раздались недоброжелательные возгласы против сектантов.

По успокоении я попросил всех купить Евангелия, чтобы святая книга была в каждом доме. Благодаря повсеместным школам, везде имеются грамотные - и взрослые, и дети.

- Я вам сейчас укажу те места Священного Писания, которые нужно знать, чтобы правильно мыслить о Церкви Христовой, чтобы никто не мог сбить вас с пути спасения.

1. Благодатные средства спасения и святое учение вручены Церкви: - Ефес. 3, 9-10; 1 Тим. 3, 15.

2. Церковь устроена Господом и пребудет до скончания века: - Mф. 16, 18; 28, 20.

3. Церковь есть общество истинно верующих: - Деян. 2, 44; 41-47. Евр. 3, 6; Деян. 20, 28.

4. Чтобы спастись необходимо принадлежать к Церкви: - Mф. 18, 17; Деян. 2, 47.

5. Церковь едина: - Ин. 10, 16; Mф. 16, 18; Ефес. 4, 4-6; Ин. 17, 11; 20-21; 1 Кор. 12, 13; Рим. 12, 5-6.

6. Основание Церкви - Христос: - 1 Кор. 3, 11; Деян. 4. 11; Mф. 21, 42; 1 Петр. 2, 6; Рим. 9, 33.

7. Глава Церкви - Христос: - Ефес. 1, 22; 4, 15; 5, 23. Кор. 1, 18.

8. Церковь Свята: - Ефес. 5, 25-27; Рим. 11, 16.

9. Церковь свята пребыванием в ней Духа Святого: (1 Кор. 6, 19); учением (Ин. 17, 17-19; 16, 13; 14, 26); таинствами (1 Кор. 6, 11).

10. Члены Церкви должны стремиться к святости: - 1 Петр. 1, 15-16; Ефес. 4, 21-24; 1, 4.11.

Христос допустил быть в Церкви и грешникам: - Mф. 13, 24-41 (притча о пшенице и плевелах). Mф. 13, 47-49 (притча о неводе). 2 Тим. 2, 20-21; Рим. 9, 22-23.

12. Нельзя упрекать Церковь за пребывание в ней грешников: - Рим. 11, 17-18; 1 Кор.12, 21-24; Рим. 14, 4; 2 Тим. 2, 20.

13. Дух Святый пребывает в Церкви и в членах Церкви: - Ин. 14, 16-17; Деян. 1, 4-5; 2, 17-18; 1 Кор. 3, 16;12, 13.

14. Церковь Соборная: - Mф. 28, 16-20; Кор. З, 11; Мф. 24, 14; Евр. 12, 22-24.

15. Церковь Апостольская: - Ефес. 2, 19-20; Откр. 21, 14.

16. Церковь непрерывна: - Mф. 28, 20; Ефес. З, 21.

17. Церковь не может сокрыться: - Mф. 5, 14; Mк. 4, 21; Лк. 11, 33.

18. Кто должен учить в Церкви: - Mф. 28, 19-20; Ефес. 4, 11; 1 Кор. 12, 28; Рим. 10, 15; 2 Тим. 1, 11; 4, 2; 2, 2; Евр. 5, 4.

Конечно, сразу запомнить эти места вы не можете. Но грамотные сходите в свободное время к своему батюшке Иоанну - я оставлю у него список этих мест Священного Писания, и вы у него спишите.

Псков. Свято-Троицкий собор
Псков. Свято-Троицкий собор, где в 1941–1944 гг. служил прот. Кирилл Зайц, возглавляя Псковскую Православную миссию

Возблагодарим Господа за Его невидимую благодатную помощь при выяснении Евангельского учения о Церкви.

Пропоем молитву «Спаси, Господи, люди Твоя!», а затем молитву Божией Матери - «Достойно есть».

Беседа окончилась. Народ, видимо, остался доволен, и авторитет сектанта был подорван.

Хочется обратить внимание интересующихся беседами с сектантами на следующее часто наблюдающееся явление. Чтобы сгладить в народе неприятное для сектантов впечатление от беседы, они по окончании беседы стремятся каким-нибудь вопросом если не смутить миссионера, то во всяком случае показать народу, что они остаются при своем и могут еще немало вопросов задать. В таких случаях миссионеру уже нельзя пускаться в длинные рассуждения, а необходимо кратким ответом или одною фразою заставить их умолкнуть.

Это случилось и после нашей беседы. Я, священник, и представители прихода тихо направились к дому священника, делясь впечатлениями. Откуда ни возьмись сектантская группа очутилась около нас.

- А что, миссионер, вы о себе самом скажете, вы грешный или святой? Вы о себе ничего не сказали! - громко выкрикнула одна сектантка.

- Я, как и все, человек грешный, - ответил я.

Так как мы остановились, то народ стал собираться.

- Вы грешны? Ну вы, значит, в ад и пойдете. Для грешников в раю места нет. А мы пойдем в рай!

Что было делать? Не пускаться же в новые рассуждения, но нельзя оставить и без ответа: тогда последнее слово останется за сектанткою, и будет она хвалиться, что миссионер ей не мог ответить.

- Правду вы сказали: нераскаянным грешникам место уготованно в аду, - начал я. - Вот представьте себе такую картину: все нераскаянные грешники Православной Церкви - пьяницы, развратники, воры, завистники, убийцы, злобствующие и ненавидящие других и прочие грешники по широкой дорожке катятся во ад. Что делать? - туда и дорога: не греши! Но знаете, кто с ними идет еще рука об руку, хотя и не развратница, не пьяница, не воровка? - еретичка. Читайте в послании к Галатам в 5-й главе, 20 ст. Значит, в одной компании? Но вот, чем дальше, тем ближе к аду.

Караганда. Лагерь в  пос. Долинка, где погиб в 1948 г. прот. Кирилл Зайц
Караганда. Лагерь в пос. Долинка, где погиб в 1948 г. прот. Кирилл Зайц

Уже почти в преддверии ада опомнились великие грешники, члены Церкви: Господи, ты спас и разбойника и блудницу, смягчил черствое сердце Закхея, принял каявшегося Петра, - спаси и нас, прости нам наши великие согрешения! Прими нас хотя и после 11 часов! Ведь для нашего спасения Ты Кровь Свою пролил и Церковь Свою основал!... Что же? Неужели Господь не простит этих великих грешников? Несомненно простит. И повернут они назад и пойдут по пути в рай. А на адской дороге осталась одна лишь еретичка, ей спасения нет, ибо она о прощении не просит. И пойдете вы, сударыня, во ад, в муку вечную! Покайтесь, пока есть время!..

Это произвело на народ сильное впечатление. Сектантки отстали.

Мы продолжали путь.

Спустя некоторое время, подвернулся сектант.

- Скажите, миссионер, - начал сектант заискивающим шепотом, - в Слове Божием сказано, что Бог служения рук человеческих не принимает...

- А скажите мне: вы весь Новый Завет принимаете и все исполняете, что в нем повелено?

- Да, я все принимаю и все исполняю.

- Очень хорошо. Вот, в первом послании к Тимофею, во 2-й главе, в 8-м стихе Апостол говорит: «Я желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки»... Желание Апостола для нас равносильно повелению или заповеди. Скажите, как вы исполняете это повелениe Апостола о воздеянии рук при молитве? Как вы исполняете это служение рук? Как воздеваете руки?

Сектант мялся, не зная что сказать. А между тем собравшийся снова народ подхватил мой вопрос и со всех сторон стали раздаваться возгласы: «Покажи, батюшка!» Я молчал. Народу собралось уже много. Нас окружили тесным кольцом. Сектанта ударило в пот. Наконец он спохватился и обратился ко мне с тем же вопросом:

- А покажите, как вы исполняете это повеление Апостола?

Я обнажил голову, перекрестился широким крестом и сказал:

- Мы, православные, так исполняем это повеление Апостола. Почему именно так, я вам объясню на основании Священного Писания и докажу, что так нужно. Но прежде покажите вы, как вы исполняете?..

Сектант очутился в безвыходном положении. Тогда он прорвал кольцо и пошел. Народ пошел за ним и долго еще были слышны приставанья народа: «покажи» да «покажи».

Вскоре после этого собеседования сектанты оставили эту местность, и как сообщал мне о. Иоанн, все увлекшиеся было их пропагандою чистосердечно раскаялись.

Караганда. «Мамочкино» кладбище в пос. Долинка, где  погребали заключенных Карлага
Караганда. «Мамочкино» кладбище в пос. Долинка, где погребали заключенных Карлага

Источник. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002 г. выпуск 26-27.

 


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com