Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Веруюшие в оккупации / Протоиерей Кирилл Зайц. Память 15/28 октября.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Протоиерей Кирилл Зайц


Память 15/28 октября

Протопресвитер Кирилл Иванович Зайц
 

Протопресвитер Кирилл Иванович Зайц родился 15 июля 1869 года в местечке Яунамая Ференской (Веренеской) волости Рижского уезда Лифляндской губернии в латышской семье (настоящее имя его - Карл Янович (Иоаннович) Закис), происходившей от потомков польских колонистов-миссионеров, проживавших в окрестностях г. Кокнесе (Кокенгаузена) в среднем течении Западной Двины, на юго-восток от Риги.

В 1891 году будущий пастырь окончил Рижскую Духовную семинарию и после рукоположения в сан священника (ноябрь 1896 года) служил в Латгалии: в Виляке, Виксне, Балвах, Лиепне (б. Люцинский уезд Витебской губернии ). В 1897 году о. Кирилл служит в Балвской, с 1897 по 1898 - в Лиепновской церкви. С 1899 года по 1911 год настоятельствует в Эржепольской (Вилякской) церкви, где его талант священника и миссионера проявился в особой степени. Здесь и благоустройство храма, и открытие церковно-приходской школы, и приобретение большого колокола; в 1902 г. по его почину было организовано Эржепольское Свято-Покровское православное братство. В следующие два года в храме был произведен крупный ремонт на 2 300 руб., в приходе пастырем начата катехизация девушек, женщин и детей, создается прекрасный хор. Отец Кирилл был также неплохим иконописцем: так, например, для иконостаса церкви в Шкильбенах им были написаны отдельные образа. Около 1900 года о. Кирилл оканчивает Высшие курсы миссионеров в С.-Петербурге. С 1900-х гг. пастырь принимает активное участие в деятельности Витебского комитета Епархиального Православного миссионерского общества.

Деятельность о.Кирилла в Вилякском приходе не могла не быть замеченной: 1 августа 1911 года его назначают противокатолическим и противосектантским миссионером в Двинск (лат. - Даугавпилс). Прихожане огромной толпой провожают о.Кирилла до железнодорожной станции. В 1911-1916 гг. продолжается его миссионерское служение в западных уездах губернии, о. Кирилл также законоучительствует в Банковской церковно-приходской школе Люцинского уезда. Являясь замечательным проповедником, о. Кирилл много разъезжает по приходам, посещая порой самые глухие уголки Латгалии. Он служит в сельских храмах, проводит миссионерские и катехизические беседы с прихожанами, участвует в собеседованиях с сектантами и инославными. (Уже после Второй Мировой войны, в 1956 г., Русская Православная Церковь за границей издала в США его книгу против сектантства, в которой обстоятельно излагается православное вероучение, а также имевшие место в 1910-х гг. беседы пастыря, проводившиеся им во время его миссионерских поездок по епархии, ниже именно этот труд о. Кирилла Зайц предлагается читателям). В годы Первой Мировой войны он поддерживает духовно свою паству в условиях военных действий ( в 1915-1917 гг. фронт стоял по реке Двине и западная часть Витебской губернии - Латгалия оказалась в прифронтовой полосе).

В 1917-1918 годах о.Кирилл принимает активное участие в работе Всероссийского Поместного Собора 1917 -1918 гг., будучи избранным от духовенства Полоцкой епархии, возводится в сан протоиерея. В годы Гражданской войны, в 1918 г., о. Кирилл уезжает из РСФСР в Польшу (к тому времени территория Витебской губернии стала порубежной и была разделена между СССР, Польшей и Латвией). С 1918 по 1922 гг. о.Кирилл - настоятель кафедрального собора в г .Гродно, отошедшем тогда к Польше. В 1922 г. о. Кириллу, «как ранее не проживавшему в Польше» (здесь, по-видимому, сыграло роль то обстоятельство, что о. Кирилл не был сторонником польских националистических и антирусских настроений в жизни Православной Церкви в Польше в эти годы - Ред.), было предложено покинуть страну, и он переехал на родину, в Латвию. С 1923 г. о. Кирилл - член Синода Латвийской Православной Церкви и начальник миссионерского стола при Синоде, с 1922 г. служит в кафедральном Рижском Христорождественском соборе. С 1926 г. он преподаватель курса сектологии в Рижской Духовной семинарии. В 1929-1933 гг. о. Кирилл - настоятель кафедрального Рижского собора. В 1922-1934 гг. был редактором журналов «Вера и жизнь» и «Tiziba un Dsihwe» до их закрытия латвийскими властями. Активный деятель и духовный руководитель Русского Студенческого Христианского Единения в Риге.

В 1933 году судьба наносит ему первый ощутимый удар. Доверие к людям оборачивается для него позором. В связи с обнаружением по вине служащих собора большой недостачи в храмовой кассе в 1933 г. пастырь был отстранен архиепископом Иоанном (Поммером) от службы в соборе. Начинается следствие, настоятелю ведущего храма, всеми уважаемому человеку, грозит суд. На помощь, однако, приходит один из его состоятельных студентов, оплатив всю сумму недостачи и тем спасая о. настоятеля от суда (за бесхозяйственность в храме прот. Кирилл был осужден в 1933 г. на 8 месяцев тюрьмы условно, но по аппеляции был оправдан судебной палатой).

После провозглашения в 1936 г. автономии Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха протоиерей Кирилл Зайц был полностью отстранен от церковной службы митр. Августином (Петерсоном) как сторонник Московского Патриархата. С 1936 по 1940 гг. о. Кирилл проживал на хуторе Яунземе Бебринской (Беверсгофской) волости Рижского уезда, ( ныне Огреский район ), где работал в своей усадьбе. «По праздникам, - вспоминает архимандрит Кирилл (Начис), - он приходил в кафедральный собор, но не служил, а стоял среди молящихся, руки его были поцарапаны или изранены из-за тяжелого труда».

В конце 1940 г. вновь назначен экзархом Прибалтики митрополитом Сергием (Воскресенским), настоятелем кафедрального Рижского собора. До ноября 1941 г. по-прежнему являлся членом Синода и начальником миссионерского стола при Синоде.

С началом войны опять понадобились сильные священники-миссионеры. В 1941 г. нужда в миссии определилась уже достаточно ясно: множество просьб из оккупированных районов о присылке духовенства и открытии церквей; толпы беженцев в Риге и всюду по Латвии; стоны в госпиталях, переполненных ранеными, многие из которых были верующими и нуждались в исповеди и в причащении; а также военнопленные - тут еще большие страдания и еще большая нужда в поддержке и утешении! Два бывших синодальных миссионера: протоиереи о.Сергий Ефимов и о.Кирилл Зайц, определяются начальниками двух Миссий. В августе 1941 г. митр. Сергий (Воскресенский) назначил о. Кирилла начальником Внутренней Православной Миссии в Латвии, протоиерея Сергия Ефимова, который уже жил и работал в Пскове, - во Внешнюю (Псковскую Православную Миссию).

В конце ноября 1941 г. протоиерей Кирилл Зайц становится во главе Внешней Православной Миссии. (С 1 декабря 1941 г. он проживал во Пскове). Почти три года он руководил работой по восстановлению церковной жизни на Северо-Западе России (до осени 1944 года, когда при приближении фронта Миссия была переведена в Вильнюс, а потом прекратила свою работу). О.Кирилл Зайц работал с полной отдачей сил, совершив настоящий подвиг в деле восстановления порушенных и закрытых церквей, совершении богослужений, организации приходской работы и катехизации населения в трех огромных областях России: Псковской, С.-Петербургской, Новгородской. По сути дела, в ведении о. Кирилла находились три епархии, проповеди его собирали множество народа. Целеустремленный и убежденный церковный деятель, при этом очень скромный, в быту о. Кирилл был очень прост и неприхотлив: у него была одна ряса и одни сапоги. На всякое церковное служение о. Кирилл шел, невзирая на свое высокое положение. Если некого было послать на требы, семидесятитрехлетний пастырь сам ехал, - на лошади, запряженной в подводу, в калошах, - единственные сапоги сдал в ремонт, - в дальний приход на престольный праздник или в лежащую вдалеке от дорог, в глубине Порховских лесов Никандрову пустынь, куда священники отказывались ехать, боясь партизан и немцев (незадолго до того назначенный в пустынь священник был убит).

Во время посещения Пскова митрополитом Сергием (Воскресенским) в 1943 г. о. Кирилл был возведен в сан протопресвитера с предоставлением права совершать литургию по архиерейскому чину.

С конца ноября 1943 г. привлекался в качестве преподавателя сектоведения на Православных Богословских курсах в г. Вильно. 18 февраля 1944 г. эвакуировался из Пскова в Ригу. С 15 марта по 27 июля 1944 г. являлся начальником Внутренней Православной Духовной Миссии на территории Латвии и Литвы. Проживал в г. Шауляй, служил в церкви свв. апп. Петра и Павла. Арестован 18 авг. 1944 г. в г. Шауляй по обвинению в измене Родине. Заключен в вильнюсскую тюрьму, затем переведен в московскую, а 29 сент. 1944 г. - в ленинградскую тюрьму.

12-15 января 1945 г. протопресвитер Кирилл Зайц был приговорен Военным трибуналом войск НКВД Ленинградского военного округа по делу руководства Псковской Православной Духовной Миссии к 20 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях без права обжалования и осужден по статье 58-1 а и 58-2 с лишением свободы на двадцать лет, с лишением прав еще на пять лет и с полной конфискацией имущества. Допросы начальника Миссии чекисты вели особо жестокими методами.

Отбыть срок о. Кириллу не пришлось. Из пересыльного пункта Ленинграда к 25.08.1945 он прибыл в Карагандинский лагерь (Карлаг), где провел три с лишним года. В Карлаге 79-летний пастырь скончался в заключении (от сердечной недостаточности) 15/18 октября1948 года, на третий день после дня памяти сщмч. архиеп. Иоанна Рижского (Поммера) (†12/15.10.1934),через четыре года после ареста. Похоронен на кладбище лагерного пункта (№ не указан) Карлага.

Определением Военного трибунала Ленинградского военного округа от 8 августа 1956 г. приговор отменен и дело производством прекращено. Посмертно реабилитирован.

Составлено по материалам свящ. Андрея Голикова (Рига)
и М.В. Шкаровского (С.-Петербург)

Источники:


Архив УФСБ Псковской области, д. № 1118-44,
свидетельства протоиерея Георгия Тайлова и архимандрита Кирилла (Начиса).
Архивы: Архив Управления ФСБ РФ по Псковской обл., д. А-10676, д. А-21232; Bundesarchiv Berlin, R 58/699, Bl. 7-13;
Центральный государственный архив С.-Петербурга, ф. 9384, оп. 1, д. 7, л. 9-10.
Литература: Балевиц З.В. Православная церковь Латвии под сенью свастики (1941-1944). Рига, 1967. С. 31, 33 и др.;
Веверс Я. Я. Православная духовная миссия - агентура фашистской разведки. Рига, 1973. С. 7-9 и др.;
Полчанинов Р. В. Псковская Православная Миссия // Православная Русь. 1998. № 12. С. 14-15;
В огне войны. Русская православная церковь в 1941-1945 гг. (по материалам Ленинградской епархии) / Публ. М.В. Шкаровского // Русское прошлое. Кн. 5. СПб, 1994. С. 285, 313;
Свящ. Андрей Голиков. Мартиролог Православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940-1955 гг. М., 1999. С. 132-135;
Синодик С.-Петербургской епархии. ХХ столетие. СПб, 1999. С. 51;
Данилушкин М.Б. и др. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т. 1. СПб, 1997. С. 878, 880, 883;
Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2000. 153, 155.

Источник. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002 г. выпуск 26-27.


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com