Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Монархия и монархи / ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ (1613-1917) / Пасхальные подарки от Фаберже. Марина Удальцова

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Пасхальные подарки от Фаберже
 
      Пасха - главный, особо почитаемый православный праздник, - приобрела на рубеже XIX-XX веков огромное значение в русской художественной культуре. Появление новых для России материалов, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. К каждой Пасхе Императорский фарфоровый завод делал пасхальные яйца для членов императорской фамилии «на раздачу» при христосовании. Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы. Их выпускали в большом количестве: 1799 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 254 яйца, в 1802 году - 960. К Пасхе 1914 года выпущено 3991 фарфоровое яйцо, в 1916 году - 15365 штук. Большая часть их была предназначена для христосования с низшими чинами в действующей армии и посылок на фронт. На таких яйцах изображался вензель императора, государственный герб, а также орден святого Георгия (Георгиевский крест), отчего такое яйцо становилось своего рода знаком отличия и приобретало наградной характер.

     Во время обряда христосования при Николае II августейшая чета дарила яйца с императорскими вензелями. Свита и депутации от подшефных полков подходили к царю, останавливались и кланялись. Николай II протягивал им руку со словами «Христос Воскресе!» Подданные отвечали: «Воистину Воскресе!», и государь троекратно целовался с ними. Императрица Александра Федоровна, стоявшая позади государя, раздавала им фарфоровые яйца, при этом ей целовали руку. После христосования с огромным количеством народа «Государь должен был идти мыть лицо и бороду - вода становилась черной, а рука государыни темнела и опухала». В приказах по частям писалось, чтобы «нижние чины не фабрили усов и бороды». В дневнике за 1902 год Николай II писал: «После чаю разбирал фарфоровые яйца к предстоящему христосованию». В воскресенье, в день Пасхи Господней он до обедни похристосовался с 267 чел., а затем началось христосование со всеми придворными и закончилось певчими - всего 730 человек. Гулял после этого, - отметил в дневнике император, щеки порядочно горели».

     При Александре III и Николае II к каждой Пасхе в России выпускалось по 100, а позже по 200 яиц «с вензелевым изображением их императорских величеств Государя императора и Государыни императрицы». Техническому совершенству этих изделий, предназначенных для официальных подарков, уделялось особое внимание. Одним из первых в России соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже.

     Начало деятельности фирмы Фаберже относится к 1842 году, когда уроженец города Пярну, купец второй гильдии Густав Фаберже - владелец небольшой ювелирной мастерской, открыл в Санкт-Петербурге магазин золотых и бриллиантовых вещей. Заслуженную славу фирма получила при сыне Густава - Карле Густавовиче, который в 1872 году возглавил дело. Под его руководством фирма стала самым крупным предприятием в России. Фирма Фаберже имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Предприятие имело семейный характер: работали вместе брат Карла Густвовича Фаберже, - Агафон Густавович и четыре сына Карла Фаберже - Евгений и Агафон, руководившие Петербургским отделением фирмы, Александр - Московским и Николай, работавший в Лондоне. К сотрудничеству были привлечены лучшие ювелиры, некоторые мастера трудились в своих помещениях и были связаны с Фаберже системой контрактов. Через Лондонский филиал фирмы продукция Фаберже распространялась по всему свету. Секрет их необычайной популярности раскрывает документ того времени: «Фирма Карла Фаберже приобрела известность, как в России, так и за границей высоким качеством произведений и безупречным ведением всех торговых операций». С 1885 года Карлу Фаберже было «разрешено именоваться Поставщиком Императорского Двора», а в 1890 году пожаловано потомственное почетное гражданство и звание «Оценщик Кабинета Его Императорского Величества».

     Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца, так называемого «пасхального сюрприза» - подарочного изделия со скрытым секретом.

     Предполагается, что идея их создания принадлежала младшему брату Карла Фаберже - Агафону, необычайно одаренному художнику, обладавшему к тому же исключительными конструкторскими способностями. Карлу Фаберже удалось покорить сердца заказчиков, оттеснив всех конкурентов. Его успех - в сложности конструкции, оригинальности секрета и безукоризненности исполнения этих драгоценных игрушек. Всего с 1885 по 1917 год его фирмой было изготовлено 56 «пасхальных сюрпризов» по заказам членов императорской семьи. Это были пасхальные яйца со сложными заводными механизмами, представляющие собой чудеса ювелирного искусства, создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи.

     Все пасхальные подарки от Фаберже имеют форму яйца, внутри которого находится сюрприз: миниатюрные золотые копии крейсера, яхты, поезда, дворца, медальона с портретами членов царской семьи, фигурки соловья, кукушонка, музыкальная шкатулка. Приводимые в движение путем нажатия скрытой от глаз кнопки, фигурки движутся, поют, размахивают крыльями, поезд отправляется в путь, циферблаты часов вращаются, а стрелки остаются неподвижными, крышечки медальонов приподнимаются, открывая очаровательные детские портреты, музыкальная шкатулка проигрывает известные мелодии.
     
     
     Традиция ежегодного дарения в России пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже началась с 1885 года. Первое пасхальное яйцо было заказано у Фаберже царем Александром III. Благодаря его необыкновенному успеху, Фаберже получил постоянный заказ императорского двора и стал выполнять пасхальные яйца одно за другим. «Ваше Величество будет довольно», - такой ответ обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца. На изготовление одного яйца уходило не меньше года: «начатые вскоре после Пасхи, они бывали лишь с трудом готовы на Страстную следующего года. Передавались они главою фирмы, Карлом Фаберже, лично Императору в пятницу на Страстной неделе».

     Первое пасхальное яйцо 1885 года с полосками из синей эмали было выполнено мастером Михаилом Перхиным. Выходец из простого народа, Михаил Евлампиевич Перхин сумел стать ведущим ювелиром фирмы Фаберже. Родился Михаил Перхин в деревне Окуловской Олонецкой губернии, затем перебрался в столицу и стал «подмастерьем по золотых дел ремеслу». В 1886 году он, двадцатишестилетний петрозаводчанин, уже возглавлял мастерскую, в которой выполнялись наиболее значимые работы фирмы Карла Фаберже. В 1891 году он выполнил яйцо с моделью крейсера «Память Азова». Яйцо выполнено по заказу Александра III для Марии Федоровны и было посвящено путешествию на Восток царских сыновей, Великих князей Николая и Георгия. Трудное путешествие на крейсере императорского флота «Память Азова» длилось больше девяти месяцев. Сочетая зеленый цвет камня с золотом, искрящимся прозрачными каплями бриллиантов, мастер удачно оттенил и красоту самоцвета, и блеск благородного металла. Внутри этого драгоценного, выложенного бархатом футляра на голубой аквамариновой пластине застыла великолепная, из золота и платины, модель крейсера. В сложной оснастке корабля можно разглядеть миниатюрный капитанский мостик, крохотный руль, тончайшие полотнища парусов. Не менее интересно использование цветного золота.

     Именно фирма Фаберже возродила технологию четырехцветного золота, или «кватра колор», то есть желтого, белого, красного и зеленого цветов. Техника была известна во Франции с XVIII века, а затем надолго забыта. Мастерам фирмы часто удавалось достичь сложной цветовой гаммы только благодаря цветному золоту, без привлечения других отделочных материалов.
     
     
     Однако не металл и не камень, а эмаль считали ювелиры фирмы Фаберже самым эффективным средством художественной выразительности. Возрождая древнее искусство, они вновь обращались к его декоративным приемам. Ни одна ювелирная фирма в мире не использовала эмаль столь широко и в таком многообразии цветов и оттенков, как фирма Фаберже. Новым приемом в русском эмальерном деле того времени явилась техника «оконной», или «витражной» эмали. «Ювелирным капризом» называют одно из самых изысканных произведений Михаила Перхина - «Листья клевера», или «Клевер». Сотканный из тончайших золотых нитей объем представляет собой буйное переплетение стеблей и листьев клевера, большая часть которых залита прозрачной, изумрудного цвета эмалью. Невозможно представить, как удалось мастеру равномерно разместить и удержать на поверхности горячую эмалевую массу. Яйцо, стоимостью 8750 рублей, было подарено Николаем II на Пасху в 1902 году императрице Александре Федоровне. Кроме «Листьев клевера» в период с 1898 по 1902 год в новом стиле модерн с популярными мотивами природы были сделаны «Анютины глазки» и «Ландыши». Даже названия этих подарков говорят о том, что Фаберже обратился за вдохновением к природе. Предпочтение ювелир отдавал не экзотическим цветам, а скромному обаянию ландышей, незабудок, одуванчиков и анютиных глазок, лучше раскрывавших поэтичную семейную тему. «Ландыши», яйцо с портретом Николая II и его маленьких дочерей - подарок Александре Федоровне. Большая часть деталей внешней отделки, начиная с каркасов и фестонов из золота разных оттенков и кончая листьями и стеблями цветов на пасхальном яйце «Ландыши», крепится к его оболочке при помощи миниатюрных застежек. Застежки, припаянные к обратной стороне крепящихся деталей, вставлялись в отверстия в оболочках. Затем они сгибались вдоль внутренней поверхности оболочки, чтобы прочно закрепить украшения. Во время сверления отверстий в эмалированной оболочке яйцо погружали в воду, чтобы сверло не перегрелось и не повредило эмалевое покрытие. Простые механизмы, примененные в некоторых пасхальных яйцах, очевидно, были сконструированы специально для каждого случая. Простой передаточный механизм поднимает и опускает три миниатюрных портрета царя Николая II и его старших дочерей, Ольги и Татьяны, в пасхальном яйце «Ландыши». При полной работе механизма рамки миниатюр раскладываются в форме веера, так что виден каждый портрет. Императорская корона, венчающая портрет царя, при опускании портретов превращается во флерон над закрытым яйцом.
     
     
     Пасхальные сюрпризы явились вершиной творческого вдохновения фирмы Фаберже, они вобрали все технические и художественные достижения своего времени в большей степени, чем какие-либо другие изделия, и позволяют выявить тот немалый вклад, который внесли мастера в развитие мирового ювелирного искусства. В необычайной тщательности и чистоте отделки произведений они до сего дня остались непревзойденными. В 1900 году на выставке в Париже посетители с любопытством рассматривали новую механическую игрушку Михаила Перхина. Она явилась своеобразным откликом на важное для Русского государства событие - строительство Транссибирской магистрали. На серебряной поверхности яйца выгравирована карта России с изображением новой дороги от Петербурга до Владивостока и надписью: «Великий Сибирский железный путь». Особый интерес вызвал сюрприз - модель сибирского поезда. Заведенный золотым ключиком, платиновый паровозик с рубиновым фонарем и алмазными фарами отправлялся в далекий путь, увлекая за собой пять золотых вагончиков с оконцами-хрусталиками и миниатюрными надписями: «Для дам», «Для некурящих» и др. Фаберже сам проявлял особый интерес к механическим управляемым игрушкам, создавая их снова и снова. Одним из самых грандиозных пасхальных подарков-сюрпризов от Фаберже явилось яйцо «Московский Кремль».
     
     
     В 1903 году император Николай II и императрица Александра Федоровна провели страстную и пасхальную недели в златоглавой Москве. Этому историческому визиту Карл Фаберже и посвятил пасхальное яйцо «Московский Кремль». Это фантазийная вариация модели Московского Кремля из его стен, башен и храмов. Яйцо-собор высоко вознесено над подставкой, его золотой купол, похожий на купола Успенского собора, как бы парит над эмалевыми кровлями башен. Подставка из красного золота напоминает Спасскую и Водовзводную башни, причудливо соединенные между собой стенами и решетками. На Спасской башне помещены гербы Российской империи и Москвы, а в киотах над воротами - эмалевые иконы Богоматерь Казанская и Христос Вседержитель. Во время литургии в Успенском соборе Кремля Николаю II понравилась «Херувимская» в исполнении хора. Царь похвалил пение и узнал от директора синодального хора, что автор музыки, - композитор А.Д. Кастальский. В яйцо «Московский Кремль» встроен механизм, заведя который, мы слышим волшебную мелодию херувимской песни, полюбившуюся Царю в Кремле. Яйцо это не успели изготовить даже к Пасхе следующего, 1904 года, оно было завершено лишь в 1906 году, в связи с трагическими событиями Русско-японской войны и смертью мастера Михаила Перхина, начинавшего эту работу. Завершил пасхальное яйцо «Московский Кремль» ювелир Ф.П. Бирбаум. За пасхальный подарок «Московский Кремль из разноцветного золота и эмали, с белым яйцом, изображающим Успенский собор, с музыкой, на постаменте из белого оникса», мастерская Карла Фаберже выставила счет в 11,8 тысяч рублей.

     Фаберже всегда относился к проекту подарков с максимальной серьезностью, часто планируя работу на годы вперед. «Сюрприз, скрытый в подарке царя, сохранялся в большом секрете, даже от самого императора», - пишет Ф. Бирбаум. Самым знаменитым «сюрпризом» является коронационная карета из Императорского пасхального яйца «Коронационное», подаренного императором Николаем II супруге, императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года. Это миниатюрный макет длиной 3 и 1/6 дюйма, сделанный из золота и эмали - точная копия кареты, использовавшейся при коронации Николая II и его жены 1896 г. «Занавески» выгравированы прямо на оконцах из горного хрусталя. Декорированные дверные ручки, размером меньше, чем рисовое зерно, поворачиваются, открывая и закрывая дверцы на защелку. Корпус кареты покоится на ремешках, которые амортизируют, как настоящие кожаные, таким образом, покачивается и корпус на шасси при движении экипажа.
     
     После начала войны 1914 года фирма Фаберже работала на оборону, выпуская знаки и награды для офицеров, порою некому даже было выполнять заказы высочайших особ. Подарки стали значительно скромнее. Подаренное Императрице Марии Федоровне пасхальное яйцо 1916 года с изображением ордена Святого Георгия и миниатюрными портретами сына Ники и внука Алексея - единственное яйцо, которое она сумела увезти из России, покидая страну на английском крейсере «Мальборо». Получив его в подарок от сына в 1916 году, она написала Николаю: «Целую тебя трижды и благодарю всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами, добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе».

     Русская императорская династия и ее королевские и княжеские родственники в Англии, Дании, Греции, Болгарии, Гессене, Ганновере получали яйца Фаберже в подарок из России, высоко ценили эти драгоценные пасхальные подарки и передавали их следующим поколениям. После первой мировой войны, падения монархии в Европе и обеднения аристократии многие изделия Фаберже были проданы и перешли к другим владельцам.

     В 1920-е годы для пополнения казны валютой советское правительство продало ряд произведений искусства из государственных коллекций. Из императорской коллекции, конфискованной после 1917 года, была продана большая часть «абсолютно бесполезных» для советского государства уникальных пасхальных яиц. С большим трудом удалось отстоять в яйцо «Клевер» и «Память Азова». В настоящее время в Оружейной палате Московского Кремля хранятся десять императорских пасхальных подарков от Фаберже.

     Крупнейшую частную коллекцию работ Фаберже на протяжении полувека собирал американский медиа-магнат Малкольм Форбс - 9 императорских яиц и почти 200 ювелирных украшений. Именно эту коллекцию сумел в феврале 2004 года выкупить российский предприниматель Виктор Вексельберг. Благодаря его приобретению, эта уникальная коллекция не была распродана с аукционных торгов «Сотбис», как того хотели наследники Малкольма Форбса, а, пережив почти век скитаний, вновь вернулась домой в Россию.

     Фирме Карла Фаберже удалось довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня мастерства, изящества и творческой фантазии.

     Яйцо - символ новой жизни. В России Пасха почиталась Великим праздником во все времена, и российские императоры свято соблюдали традицию дарения пасхальных яиц своим подданным. Именно такими подарками были пасхальные изделия от Фаберже. На всех его работах лежит печать неповторимого индивидуального почерка, навсегда оставшегося в истории мирового искусства. 
       
Марина Удальцова, искусствовед
 
 
Источник Русский мир

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com