|
||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Монархия и монархи / ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ II (1894-1917) / Царская семья / Кукольный театр цесаревича Алексея. Александр Лигусов |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Кукольный театр цесаревича Алексея
Коллекция музея театральных кукол Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова известна всему миру своим богатством и разнообразием, но истинную ценность всей коллекции и отдельных ее экземпляров мы узнаем только сейчас. 30 июля 2007 года из постоянной экспозиции музея были извлечены ширма французского театра Гиньоль и несколько кукол: Арлекин, Капрал и Невеста. Для осмотра и подготовки к съемкам фильма о жизни Саввы Мамонтова (режиссер Е. Герасимов, художник Е. Татарская) ширму подняли в мастерские, и там при ярком свете в глаза бросились две бумажные бирки, наклеенные на ее боковой поверхности. Первая – розовая, с надписью «Инв. номер 5603» красным карандашом – не вызвала никаких эмоций. Зато вторая привлекла своей необычностью: на кусочке бумаги, размером с небольшую почтовую марку, с выцветшим орнаментом и перфорированным, как у марки, краем, четыре коротких строчки, сделанные чернилами: «Александр. дворец пол. насл-ка. Игральная № 333».
1 августа 2007 года ширма и куклы отправились на съемку, впервые покинув стены нашего театра. А 1 августа 1917 года последний российский император и его семья навсегда покинули Александровский дворец и отправились в ссылку в Тобольск, которая закончилась расстрелом в подвале Ипатьевского дома. «Бывают странные сближения», – записал когда-то А.С. Пушкин. Сразу после отъезда царской семьи в Александровском дворце началась инвентаризация царского имущества, которую проводила художественно-историческая комиссия Временного правительства. В комиссию входили такие видные деятели культуры, как Г.К. Лукомский, Э.Ф. Голлербах, А.Н. Бенуа. Это они наклеили ту самую бумажную бирку, которая позволила через 90 лет определить, что ширмой некогда играл цесаревич Алексей. В 1918 году большевики провели еще одну инвентаризацию и открыли Александровский дворец для посещения; экспозиция детской половины просуществовала до 1931 года и была передана в 1932 году в Музей игрушки. Коллекция Музея игрушки была широко представлена в начале 2001 года на выставке в Государственном Историческом музее. На некоторых предметах этой выставки были такие же бумажные бирки, как и на ширме. На товарной этикетке, сохранившейся на передней панели ширмы, указано, что она изготовлена эксклюзивно и продана магазином игрушек «Детский рай», располагавшимся в самом центре Парижа, на пересечении улиц Риволи и де Лувр. На куклах, в отличие от ширмы, нет никаких указаний об изготовителе, но они сделаны с большим вкусом и удивительны сами по себе. Куклы эти преподнесли сюрприз ничуть не меньший, чем ширма, ибо сходство кукол с портретами императора Николая и его супруги императрицы Александры Федоровны заставили достать из экспозиции и другие куклы, поступившие в ГАЦТК из Государственного музея игрушки вместе с ширмой. Каково же было удивление, когда одна из кукол оказалась похожа на мать Николая II – вдовствующую императрицу Марию Федоровну, другая – Полишинель – на светлейшего князя К.А. Горчакова. Арлекин – «плут» и «обжора», смесь невежества, остроумия, глупости и грации – своим огромным, спрятанным под черной маской носом и бородой напомнил друга царственной семьи Григория Распутина. А самая невзрачная на первый взгляд кукла, одетая как служанка, хотя это Мадлон – жена Полишинеля, оказалась, бесспорно, похожей на няню цесаревича Алексея М.И. Вешнякову. Некоторые детали костюма кукол также свидетельствуют о том, что куклы представляют членов семьи императора Николая II и его окружение. Так, на пуговицах мундира куклы, похожей на Николая II, изображен якорь, значащий в христианской символике спасение и надежду, а само сочетание имени Николая и якоря напоминает о другом Николае – святом Николае Мирликийском, покровителе мореплавателей. На голове куклы, изображающей Александру Федоровну, под прической видны несколько маленьких гвоздиков, вероятно, для крепления какого-то украшения, возможно диадемы – любимого украшения императрицы.
На костюме Арлекина пять пуговиц с изображением пятиконечной звезды. Этот древний символ, располагаясь вершиной вверх, обозначал учителя, наставника. «Учитель» – именно так обращалась к Распутину Александра Федоровна. Но если перевернуть звезду вершиной вниз, то она приобретает совсем другое значение и становится символом диавола. Интересно, что Распутина, с легкой руки журналистов тех лет, до сих пор называют «святым диаволом». Меньше всего похожа на своего прототипа кукла Офицера в треуголке, но это, несомненно, сам наследник. Под треуголкой спрятаны белоснежные волосы – символ божественного величия. Вспомним, что рождение наследника было воспринято как дар Божий. Непохожесть же куклы объяснима тем, что сложнее всего делать портретную куклу на ребенка. В нашем театре обычно не берутся за такую работу. У всех кукол, изображающих членов императорской семьи, головы сделаны из папье-маше, а у Арлекина и Мадлон головы деревянные. Это может быть объяснено тем, что по сюжету пьес театра Полишинеля-Гиньоля главный герой лупил окружающих дубинкой. Но бить по голове кукол, изображающих августейших особ, было непозволительно, поэтому все тумаки доставались Арлекину и Мадлон. Скол на бороде Арлекина, возможно, возник в результате драки с Полишинелем. Внутри некоторых кукольных голов обнаружены кусочки бумаги, которыми оборачивали указательный палец руки для лучшего закрепления куклы. В основном это был крафт, но в одной головке был найден кусочек кальки с фрагментом плана какого-то здания. Расположение комнат, колонны и балконы, а также надписи на чертеже «санитарка» и «грязное белье» позволяют предположить, что это часть плана Екатерининского дворца, в котором располагался лазарет ее величества императрицы Александры Федоровны, где в годы войны работали как сама императрица, так и ее старшие дочери. Приезжал туда и цесаревич. Для раненых устраивались концерты артистов императорских театров. Возможно, что и наши куклы участвовали в таких представлениях. О том, сколько вообще было кукол в «кукольном театре» цесаревича Алексея, кто их изготовил и кому пришла в голову идея сделать кукол, похожих на членов императорской семьи, нам не известно, но совершенно очевидно, что все кукольные персонажи изображают самых близких наследнику людей – мать, отца, бабушку, няню и… Распутина. Фигура Распутина далеко не случайная в этом списке; вспомним хотя бы его утверждение и твердое убеждение императрицы, что пока жив Распутин – жив и наследник. Полишинель, при всей своей схожести с Горчаковым, скорее всего сам Гиньоль, каким его изображали на плакатах начала ХХ века. Место изготовления ширмы и кукол говорит об очень высоком положении человека, который заказал и преподнес этот подарок наследнику. Это могла быть, например, бабушка цесаревича Мария Федоровна, которая много времени проводила за границей, в том числе и во Франции. Но вполне вероятно, что этот необычный подарок преподнес премьер-министр Франции Раймон Пуанкаре во время официального визита в Санкт-Петербург 9 июля 1914 года. Вот что об этом визите написал император Николай II в своем дневнике: «В 11:30 Пуанкаре привез сам подарки для Аликс и детей». На следующий день делегация на броненосце «France» покинула Петербург, а через несколько часов после этого Австро-Венгрия объявила ультиматум Сербии – началась Первая мировая война. Что произошло дальше, всем хорошо известно. Может быть, поэтому мы ничего и не знали об этих куклах, ведь даже участники тех событий в своих мемуарах описывают только ход войны, политический кризис, революции – одну и другую – и очень мало пишут о жизни и быте императорской семьи. Ширма и куклы попали в театр гораздо раньше даты, указанной в журнале учета поступлений. В 1945 году они были лишь зарегистрированы, поступили же они после создания в 1937 году музея театральных кукол, основателем и первым директором которого был А.Я. Федотов. В путеводителе по музею 1940 года он достаточно подробно описывает ширму и кукол, но… как типичных для французского театра. Тогда были другие времена. |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |